Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мировоззрение, его сущность. Соотношение с идеологией.




Буквально мировоззрение – это знание о мире. Но это поверхностное представление, т.к. неизбежно упрощение структуры мировоззрения.

Мировоззрение - это система предельно обобщенных представлений и знаний о мире в целом, о месте и роли человека в мире, об отношении человека к миру, к др. людям, к самому к себе в виде совокупности основных принципов бытия и познания, ценностных ориентиров и идеалов, норм общения и поведения.

Факторы мировоззрения:

1) интеллектуальный;

2) чувственно-эмоциональный;

3) ценностный;

4) поведенческий – вырабатывается на основе предыдущих трех.

Обычно то или иное явление имеет разнообразную структуру. Структуру мировоззрения можно рассмотреть, как связь мироощущения, мировосприятия, миросозерцания. Т.к. мировоззрение – сложное и многоплановое явление, то факторы, оказывающие влияние на его становление, оказываются противоречивыми. На формирование мировоззрения влияют разнообразные факторы: здоровье человека, (здоровый человек чаще оптимистичен, болезнь вызывает пессимизм), возраст человека (в молодости человек здоровее, энергичнее; с возрастом – перерассмотрение ценностей), воля и т.д.

Виды мировоззрения разнообразны:

1) индивидуальное;

2) 2) групповые (той или иной социальной группы);

3) Мировоззрение того или иного народа;

4) Мировоззрение человечества на том или ином этапе.

Различают обыденное, эмпирическое, житейское мировоззрение. Оно недостаточно продумано, взвешено, системно. От этого отличается теоретическое мировозрением. Его обычно связывают с философским, но это не совсем верно. Свой теоретический уровень есть в религиозном историческом типе мировоззрения (теология).

Первым историческим типом мировоззрения стала мифология. Мифологии предшествовал период аниматизма, который ещё не есть религия, а есть всеобщее оживотворение мира, когда всё воспринимается с сугубо человеческой точки зрения; нет деления на живых и мертвых (все изменяется, всё живо), есть и сверхъестественное.

В мифологии отражаются не только знания людей, сколько их представления, порожденные воображением, а не знанием. Центральная проблема М. – проблема человека его природы и предназначения. Учитывается также отношение человека к миру, к др. людям, к самому себе. Человек не только мыслящее, но и чувствующее существо, эмоциональное.

Особенности мифологии:

1) олицетворение (или антропоморфизация);

2) синкретизм – это уже системность, но еще не достаточная дифференцированность. Здесь все слитно: религиозное, эстетическое, поведенческое и т.д.;

3) особая роль игры воображения в формировании мифологического мировоззрения. Отсюда исключительное разнообразие мифологии, что не исключает некоторых общих моментов (во всей мифологии боги создают людей по своему образу и подобию);

4) определенная алогичность и несправедливость картины происходящего;

5) объяснение. Людям надо было понять и объяснить то или иное событие и явление, пусть даже нелогично.

Религиозный исторический тип мировоззрения. Характерно раздвоение мира на естественный и сверхъестественный, и подчинение естественного мира сверхъестественному. Критерий религиозного явления: наличие веры в сверхъестественное и поклонение ему. Одной веры недостаточно, необходимо поклонение. Религию нередко сводят только к форме общественного сознания, но это не точно. Надо различать: 1) религиозные представления, мифологию, идеологию; 2) религиозные чувства, переживания, настроения; 3) культ, поклонение сверхъестественному т.е. внешние проявления; 4) наличие церковной организации; 5) около церковная организация – это система религии, образования, религиозные СМИ; 6) определенная сфера общественных отношений, в рамках которых люди удовлетворяют свои религиозные потребности.

Причины возникновения и существования религии:

1) социальные;

2) гносеологические (познавательные);

3) исторические (силы традиций);

4) психологические (чувства и переживания, которые создают благоприятную почву).

Функции религии:

1) мировоззренческая, т.е. религия как тип мировоззрения предлагается людям;

2) компенсаторная функция, т.е. компенсация человеку его бессилия перед силами природы, общества: упование на помощь свыше;

3) коммуникативная функция, т.е. общение, где люди получают удовлетворение;

4) регулятивная функция, т.е. нормы общественного поведения;

5) культурно-транслирующая функция т.е. передача от поколения к поколению культуры;

6) интегрирующая-дезинтегрирующая функция, т.е. объединение людей одной веры и разъединение людей разной веры;

7) каждая религия базируется на определенном символе веры, это ее исходный и конечный пункты. Один из иерархов православной церкви говорил: «Если содержание догматов становится слишком понятным, то есть основание полагать, что он берется не во всей его божественной глубине».

Особым историческим типом мировоззрения является философия – теоретически сформулированный тип мировоззрения с позиций разума. Также это наука о наиболее общих законах бытия и методология познания материи и человека.

Мировоззрение – сложное духовное явление – его формирование тоже сложный процесс, который связан с эмоциональным и духовным уровнем человека, с его возрастом, здоровьем и т.д. Мировоззрение формируется не только из знаний, но и из психологической ориентации человека. У любого человека проходит этап формирования мировоззрения.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1103 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2305 - | 2155 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.