Миграционные процессы со второй половины двадцатого столетия обрели значительные масштабы, охватив все континенты земного шара, социальные слои и группы общества, различные сферы общественной жизнедеятельности. Миграция стала одним из главных факторов социального преобразования и развития во всех регионах мира. Ее непосредственное влияние сказывается на состоянии народного хозяйства, на социальных отношениях, культуре, национальной политике и международных отношениях.
Психологические коллизии, сопровождающие процесс миграции, уходят своими корнями в те трансформации, которые происходят на уровне смысловых составляющих образа мира мигрантов, обусловливающие те деформации, которые объективируются в поведении мигрантов, особенностях переживания ими вынужденно возникающего «экзистенциального вакуума», стратегиях построения нового образа жизни и т.д. Миграция опасна тем, что она вовлекает в себя совершенно разных людей, одни из которых способны открываться в новых условиях, а другие обречены на «закрытие», которое становится мощнейшим источником личностной деструкции. Сущность психологии миграции заключается в деформации смысловых составляющих образа жизни, которые, по определению В.П. Зинченко, представляют собой «пятое измерение бытия», и в таком понимании предстают как «реальная, укорененная в бытии сила, определяющая поведение, образ жизни, сознание.
В теории психологических систем человек понимается как открытая психологическая система, включающая в себя как субъективную (образ мира), деятельностную компоненту (образ жизни), так и саму действительность-многомерный мир человека как онтологическое основание его жизни, определяющий сам образ жизни определяемый ею (В.Е.Клочко).
Конкретно под образом жизни понимается совокупность сменяющихся в ходе становления человека деятельностей. Образ мира является идеальной конструкцией, отражением в сознании той части объективной реальности, которая является носителем системных качеств, имеет смысл и значение для человека.
Д.А. Леонтьев пишет о том, что «образ мира выступает источником субъективной определенности, позволяющей однозначно воспринимать объективно неоднозначные ситуации. Возникающая на основе образа мира в конкретной ситуации система апперцептивных ожиданий влияет на содержание восприятий и представлений. Зная особенности восприятия человеком тех или иных сторон действительности или же односторонней интерпретации им объективно неоднозначных событий и ситуаций и приписывая причину этих особенностей или интерпретаций сложившемуся у него устойчивому образу мира, в частности, личностно-смысловым трансформациям этого образа, можно «вычислить» жизненные смыслы для него тех или иных людей, ситуаций и обстоятельств и на этой основе предсказать его реальное поведение вподобных обстоятельствах…» (.Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М., 1999).
Миграционные процессы концентрируют особенности социально-экономического развития страны и ее регионов. В общей структуре массовых передвижений, вызванных экономическими, социальными, международными противоречиями переходного периода, проблемы социальной адаптации мигрантов относятся к ключевым вопросам стабилизации общества. Чем выше уровень адаптации мигрантов к новым условиям жизни, тем значительнее экономическая и интеллектуальная отдача человеческих ресурсов для развития регионов, и наоборот, усиление конфликтогенного потенциала миграционных потоков на территориях въезда снижает уровень адаптации вынужденных мигрантов, деструктурирует региональный рынок труда и усиливает социальную напряженность.
Зная особенности ценностно-смысловых составляющих образа мира мигрантов, возможно осуществлять их психологическую коррекцию, эффективно решать вопросы развития личности мигранта, успешно формировать коммуникативные навыки. Результатом такой деятельности будет успешная адаптация, снижение межнационального и межэтнического напряжения, избежание социальных конфликтов.
Актуальность изучения особенностей ценностно-смысловых составляющих образа мира мигрантов обусловлена практической ценностью полученных результатов для социальной работы с мигрантами и для миграционной политики в целом.
Состояние разработанности проблемы исследования.
Изучению особенностей ценностно-смысловых составляющих образа мира мигрантов, а также видов, форм и направлений миграции посвящены труды многих ученых.
Д.А. Леонтьев пишет о том, что «образ мира выступает источником субъективной определенности, позволяющей однозначно воспринимать объективно неоднозначные ситуации. Возникающая на основе образа мира в конкретной ситуации система апперцептивных ожиданий влияет на содержание восприятий и представлений. Зная особенности восприятия человеком тех или иных сторон действительности или же односторонней интерпретации им объективно неоднозначных событий и ситуаций и приписывая причину этих особенностей или интерпретаций сложившемуся у него устойчивому образу мира, в частности, личностно-смысловым трансформациям этого образа, можно «вычислить» жизненные смыслы для него тех или иных людей, ситуаций и обстоятельств и на этой основе предсказать его реальное поведение вподобных обстоятельствах…» (.Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М., 1999)
По мнению А.А. Гостева, психический образ является и обусловленным, и обуславливающим. В единстве своих трех составляющих (чувственная ткань, значение и смысл) психический образ мира рассматривается А.Н. Леонтьевым как своеобразная «призма», опосредующая внешние воздействия в процессе регуляции деятельности. В свою очередь, внешние воздействия, формируя соответствующие образы, а также индивидуальные системы значений, изменяют интегральный образ реальности (Гостев А.А. Образная сфера личности. Психология и психоанализ рекламы. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистки. – Самара: Издательский Дом «Бахрат-М», 2007).
С.Д. Смирнов считает, что «образ мира есть отражение будущего, то есть представляет собой систему прогнозов и экстраполяций. Образ мира является ядерным образованием по отношению к тому, что на поверхности выступает в виде чувственно (модально) оформленной картины мира» (с. 268, Леонтьев А.Н. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). – М.: Смысл, 2001.)
У Е.Ю.Артемьевой можно выделить два оригинальных подхода к понятию образа мира. Во-первых, она четко фиксирует «его свойство аккумулировать предысторию деятельности». Во-вторых, в связи с этим она вводит представление о субъективном опыте, соотносящимся с образом мира, как частное с целым. И образ мира, и субъективный опыт – многослойные образования: внутри последнего выделяется «семантический слой». «Связь между семантическим слоем и образом мира в узком смысле гипотетически можно представить себе так: самая глубокая структура – образ мира – внемодальна и относительно статична, так как перестраивается только в результате осуществления действия, сдвигающего смыслы после достижения или недостижения цели, если цель признается фильтрующими системами достаточно значимой. Семантический слой – картина мира – являет собой структурированную совокупность отношений к актуально воспринимаемым объектам. Она более подвижна, управляется из глубины образом мира, а строительный материал ей поставляет «перцептивный мир» и, возможно, непосредственное восприятие» (с. 269, Леонтьев А.А. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). – М.: Смысл, 2001.) Следует обратить внимание, что Артемьева считает элементами не только картины мира, но и образа мира, не образы объектов, а образы отношения к ним. Образ мира, по Артемьевой, выступает «как интегратор следов взаимодействия человека с объективной действительностью.
Как указывает Д.А. Леонтьев, трансформации образа могут быть порождены как устойчивыми особенностями структурирования личностью целостной картины мира, так и преходящим влиянием сиюминутных мотивов. Е.Ю. Артемьева считает, что немало зависит также от самих воспринимаемых объектов и явлений. По отношению ко многим из них человек уже обладает определенным априорным отношением, которое является следом опыта взаимодействия с этими объектами и явлениями, отражает их жизненный смысл фиксируется в личности в форме диспозиционных структур и структур субъективной семантики. В то же время и новые для нас объекты и явления также с самого начала вызывают пристрастное к себе отношение, оцениваются под углом зрения их личностного смысла. Личностный смысл объектов и явлений действительности понимается Д.А. Леонтьевым как составляющая образов восприятия и представления соответствующих объектов и явлений, отражающая их жизненный смысл для субъекта и презентирующая его субъекту посредством эмоциональной окраски образов и их трансформаций (Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М., 1999).
В отечественной психологии понятие личностного смысла, введенное А.Н.Леонтьевым еще в 40-е годы, уже давно и продуктивно используется в качестве одного из основных объяснительных понятий, причем не только в психологии, но и в смежных научных дисциплинах. Не случайно это понятие получило столь широкое признание именно в России — ведь в российской культуре, российском сознании поиск смысла всегда являлся главной ценностной ориентацией. Менее известно, что понятие смысла стало в последние десятилетия популярным и на Западе — оно занимает весьма важное место в логотерапииВ.Франкла, психологии личностных конструктов Дж.Келли, этогеническом подходе Р.Харре, феноменологической психотерапии Ю.Джендлина, теории поведенческой динамики Ж.Нюттена и других подходах, несмотря на трудность адекватного перевода этого понятия на английский и многие другие языки. Редким исключением является немецкий, и закономерно, что раньше всего это понятие появилось в философии, психологии и науках о языке именно у немецкоязычных (Г.Фреге, Э.Гуссерль, В.Дильтей, Э.Шпрангер, З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг, М.Вебер, В.Франкл) и русскоязычных (Г.Г.Шпет, М.М.Бахтин, Л.С.Выготский, А.Н Леонтьев) авторов.
Смысл является особой психологической реальностью, игнорируя которую или сводя ее к другим (например, эмоциональным) явлениям, невозможно построить достаточно полную теорию ни личности, ни сознания, ни деятельности.
В отечественной науке изучение проблемы ценностей и ценностных ориентаций приходится на 60-80-е годы ХХ века (С.Ф.Анисимов, И.Г. Афанасьева,В.А.Василенко, О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов, М.С. Каган, В.А. Ядов и др.). Значительный вклад в изучение ценностных ориентаций с точки зрения психологии внесли: В.Г.Асеев, А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, С.С.Бубнова, И.С.Кон, Д.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн,В.П. Зинченко, Ю.В.Клочкои другие.
Работа А.Н.Леонтьева «Образ мира» (1983г.),в которой образ мира представлен автором не только пространственными характеристиками, но и временными.
Наиболее детально понятие образа жизни рассмотрено в рамках направления, известного как "психология жизненного пути личности" (С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, Н.А.Логинова и др.).
Исследования, посвященные изучению психологических закономерностей динамики трансформаций образа жизни и образа мира людей (О.М.Краснорядцева,Д.Б.Даненова, Ю.В.Клочко, Ю.В.Трофимова, Д.В.Матис и др.)
Аспекты миграционной политики, проблемы вынужденной миграции (Ю.А. Арутюнян, А.Г. Вишневский, Т.И. Заславская, Ж.А. Зайончковская, В.И. Переведенцев, Ю.А. Поляков, Н.М. Римашевская и др.).
В зарубежной психологии миграционного поведения описаны последствия перемещения для групповой и индивидуальной идентичности (С. Бокнер, С. Льебкинд), стратегии аккультурации мигрантов (Ф. Мохэдцэм, Дж.Берри, Р. Мендоза, А. Венгер, Г. Горенчик, Г. Содовски), психологические особенности мигрантов (Р. Лифтон, Р. Папандопулос), специфика и основные направления психотерапевтической работы с ними (П. Боски, Д. Байере, Д. Калманович, Б. Ллойд).
Однако, несмотря на многообразие отраслевых и межотраслевых исследований, существует ряд типологических особенностей, свойственных мигрантам, оказавшимся в условиях вынужденного изменения образа жизни, независимо от многих индивидуальных отличий. В основе возникновения психологических проблем, обусловленных изменением образа жизни, с которым человек не может справиться самостоятельно, и вынужден обращаться за помощью, и проблем, имеющих определенное содержание и качество, проявляющееся в уровнях переживания и осмысленности, лежат противоречия, которые возникают в системе «образ жизни-образ мира мигранта», и отсутствием такого подходадля познания психологических коллизий, сопровождающих миграционные процессы, который в отличии от традиционного понимания психики в ее регуляционной функции (как отражения, обеспечивающего адаптацию к новым условиям), позволял бы увидеть ее как важнейшее звено в механизме самоорганизации человека, обеспечивающее избирательное взаимодействие его с окружающим миром.