Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕроблема изучени€ ценностных ориентаций в психологии




јрхипова Ћ.¬.

магистрант  √ѕ” им.¬.ѕ. јстафьева

 

јннотаци€

 

¬ данной статье представлено исследование содержани€ ценностно-смысловой сферы личности мигрантов.

 

 лючевые слова: феномен - миграци€ населени€, образ мира, смысл, ценностные ориентации, смыслова€ сфера, личностные смыслы.

 

The problem of studying value orientations in psychology
Arkhipova L. V.
graduate student of Krasnoyarsk state pedagogical University them.In.P. Astafieva

 

Abstract

This article presents a study of the content of value-semantic sphere of the personality of migrants.

Key words: the phenomenon of migration, the image of the world, meaning, values, sense sphere, personal meanings.

 

ћиграци€ как социально-психологический и собственно психологический феномен активно исследуетс€ в современной западной и отечественной науке. “ипологи€ миграции основываетс€ на различных основани€х. ≈сли в качестве критери€ выступает срок и характер проживани€ мигрантов в новой среде, то выдел€ют бесповоротную, временную, сезонную и ма€тниковую миграцию. ¬ зависимости от направлени€ миграции (за пределы или в пределах страны) различают внешнюю и внутреннюю миграцию.  роме того, выдел€ют так называемую социально-экономическую миграцию, обусловленную добровольным выбором мигрантом более благопри€тных жизненных условий, и вынужденную миграцию, когда переезд обусловлен в большей степени внешними причинами; у самого мигранта отсутствуют внутренние побуждени€ к изменению жизненной среды. ѕринцип Ђдобровольностиї достаточно условен, поскольку источник готовности изменить услови€ существовани€ не может быть только внешним или только внутренним. ѕри анализе миграционной готовности необходимо рассматривать единую систему социально-экономических, культурных и иных условий существовани€ человека, которые вход€т в Ђобъективнуюї часть его образа жизни, и ценностно-смысловые Ђмерностиї, составл€ющие Ђсубъективнуюї часть образа мира. ƒанна€ система и обуславливает стремление человека изменить свою макро- и микросреду.

ћиграци€ как социально-психологический феномен исследуетс€ в современной науке преимущественно как проблема психологической адаптации мигрантов (эмигрантов) к новой культурной среде, адаптаци€ при этом понимаетс€ как процесс модификации психологии человека, про€вл€ющийс€ в изменении ценностных ориентации, ролевого поведени€, социальных установок и т. д.

¬ зарубежной психологии миграционного поведени€ описываютс€ последстви€ перемещени€ дл€ групповой и индивидуальной идентичности (—. Ѕокнер, —. Ћьебкинд), стратегии аккультурации мигрантов (‘. ћохэдцэм, ƒж.Ѕерри, –. ћендоза, ј. ¬енгер, √. √оренчик, √. —одовски), психологические особенности мигрантов (–. Ћифтон, –. ѕапандопулос), специфика и основные направлени€ психотерапевтической работы с ними (ѕ. Ѕоски, ƒ. Ѕайере, ƒ.  алманович, Ѕ. Ћлойд). «арубежные психологи дл€ обозначени€ психологической адаптации используют пон€тие Ђаккультураци€ї и исследуют его не только как социально-психологический феномен, но и как феномен индивидуального уровн€. »сследователи предлагают типологии аккультурационных стратегий и модели трансформации идентичности у мигрантов в процессе их адаптации к новой культурной и социальной среде.

—. Ѕокнер выделил следующие последстви€ дл€ групповой идентичности: интеграци€, ассимил€ци€, сегрегаци€, геноцид.

»нтеграци€ как сохранение прибывшей группой своей культурной идентичности и прин€тие элементов культурной идентичности доминирующей группы.

јссимил€ци€ рассматриваетс€ как постепенна€ добровольна€ или вынужденна€ утрата мигрантами своей культурной идентичности и прин€тие взамен норм и ценностей доминирующей группы вплоть до полного растворени€ в ней. —егрегаци€ есть ориентаци€ на раздельное развитие групп.

√еноцид в данном случае намеренное уничтожение группы.

ƒл€ индивидуальной идентичности последстви€ миграции автор определ€ет следующим образом: при интеграции -Ђмедиаторї, творчески синтезирующий обе культуры; при ассимил€ции - Ђперебежчикї, измени€ющий своей культуре в пользу культуры доминирующей группы; при сегрегации - Ђмаргиналї, колеблющийс€ между двум€ культурами и переживающий в результате этого т€желый внутри личностный конфликт и путаницу при идентификации; при геноциде - Ђшовинистї, преувеличивающий значимость своей культуры ценой умалени€ ценностей чужой.

ƒж. Ѕеррй перенес акцент с последствий межгруппового взаимодействи€ на их начало, предположив, что и сам межэтнический контакт и процесс психологической адаптации мигрантов во многом зависит от того, кокой культурной стратегии придерживаетс€ мигрант.

ƒл€ определени€ индивидуальной ориентации на аккультурацию надо вы€снить позицию индивида 1) по отношению к собственной культуре, к ее ценност€м, 2) отношение его к группе контакта: насколько взаимодействие с членами этой группы ценно и желательно дл€ него, насколько охотно он будет идти на поддержание межкультурных отношений. ќтсюда следует, что индивид может выбрать следующие стратегии аккультурации:

јссимил€ци€, при которой ценность собственной культуры €вно занижаетс€, происходит усвоение всех основных элементов культуры другой группы, постепенна€ замена всех соответствующих элементов собственной культуры во всех сферах жизнеде€тельности. Ёто приводит к поглощению доминантной группой группы меньшинства, и тогда культура доминантной группы распростран€етс€ на этническое меньшинство, либо группы формируют некий третий вариант, при котором нова€ культура содержит в себе равноправное привнесение элементов двух исходных культур.

—тратеги€ интеграции, предполагающа€ бережное сохранение и дальнейшее развитие собственного культурного наследи€ при благожелательном отношении к взаимодействию с большинством. ќна приводит к возникновению Ђпестрогої общества, при котором каждый элемент сохран€ет свою самобытность, но при этом совокупность всех групп образуют новую целостность.

—тратеги€ сепаратизма предполагает, что члены меньшинства сохран€ют свое культурное наследство и не желают поддерживать и усиливать св€зи с группой контакта.

—тратеги€ сегрегации предполагает, что така€ же стратеги€ изол€ции нав€зываетс€ меньшинству доминантной группой.

—тратеги€ маргинализации возникает у индивида или группы тогда, когда, с одной стороны, утрачена идентификаци€ с родной этнической культурой, а с другой стороны - нет установки на поддержание или усиление контакта с группой большинства.

¬ качестве критериев особенностей построени€ образа жизни человека, оказавшегос€ в ситуации миграции, определены:

- особенности жизненной ситуации (факторы, обусловившие миграцию; услови€, в которых происходила миграци€; длительность миграции, физические, материальные и моральные ущербы и издержки; полученные в результате миграции, насто€щие услови€ жизни и де€тельности);

- специфика субъективной оценки жизненной ситуации (модальность субъективной оценки наличной ситуации, ближайших и отдаленных перспектив своей жизни, жизни близких, родственников и т.д.)

-доминирующа€ модальность переживани€ ситуации вынужденной миграции (характер и дифференцированность "удачных" и "неудачных" процессов и способов переживани€ собственно травматического событи€, его ближайших и отдаленных последствий; стереотипы воспри€ти€ отношени€ нового социального окружени€; особенности вхождени€ в новое социокультурное пространство).

ќсобенности жизненной ситуации могут изучатс€ с помощью приемов реконструкции по материалам протокольных записей консультативных сеансов, интервью с клиентами.

ћожно выделить несколько отличающихс€ друг от друга групп испытуемых с характерными особенност€ми построени€ образа жизни в услови€х миграции.

“ак, к первой группе, условно названной нами "активные, ориентированные на конструктивный, целенаправленный поиск способов решени€ жизненной ситуации", можно отнести мигрантов, которые обращались к специалисту-консультанту с целью определени€ конкретных путей, способов и средств преодолени€ ситуативных трудностей, возникших в св€зи с вынужденной миграцией.  ак правило, это люди, "продуктивно" пережившие негативный опыт миграции. ѕрисоединив этот, по преимуществу, травматический опыт к истории своей жизни, они про€вл€ют активность, открытость к новой ситуации, переживают насто€щие трудности как временные, преодолимые. –ождаетс€ нова€ св€зь: прошлого с насто€щим и наступает возможность осознани€ будущего. ќни способны с помощью психолога-консультанта построить новый осмысленный жизненный замысел, наметить конкретные проекты, планы, задачи, цели реализации этого замысла. ¬нутренний вектор переживани€ у таких клиентов проходит из прошлого через насто€щее в будущее.

ћигрантов, объединенных во вторую группу, условно названную "активные, дезорганизованные, хаотичные" можно описать следующим образом: не до конца пережившие эктраординарные жизненные событи€, не присоединившие опыт прошлого, они нереалистично оценивают (плохо ориентируютс€) наличную жизненную ситуацию, свои возможности. ¬ повседневной де€тельности они с трудом концентрируютс€ на том, что делают, не довод€т дело до конца, если есть преп€тстви€ на пути осуществлени€ какого-либо сложного вида де€тельности, это вызывает раздражение, гнев, отча€ние; люди говор€т о бессмысленности того, что они делают. Ѕез помощи специалиста формирование жизненного замысла затруднено, самосто€тельно сформирмированный план будет носить "мозаичный" или нереалистичный характер. »менно поэтому у таких мигрантов отсутствуют конкретные, долгосрочные планы, проекты, задачи, цели.  ак следствие - действи€ их ситуативны, импульсивны, непродуманны и неэффективны. "¬нутренний вектор" переживани€ у таких мигрантов направлен из прошлого в насто€щее.

ћигранты, отнесенные нами к третьей группе, условно названной "пассивные, наход€щиес€ во внутреннем поиске" отличаютс€ двойственностью поведенческих и эмоциональных реакций, они существуют в двух параллельных мирах: в прошлом и в насто€щем. ќни не способны самосто€тельно ассимилировать травматический опыт. Ќаши клиенты с трудом удерживают внимание во внешнем мире, обнаруживают склонность снова и снова "пережевывать" травматические событи€. ¬се темы беседы невольно св€зывают с пережитым. ƒемонстрируют нежелание говорить о будущем. ∆алуютс€ на нав€зчивые мысли, образы, повтор€ющиес€ ночные кошмары, некоторые стимулы (особенно звуковые) вызывают реакцию испуга и поведение, как во врем€ опасности. Ќалична€ жизненна€ ситуаци€ €вл€етс€ "фоном", на котором происходит работа с травматическим событием. ¬нутренний "вектор переживаний" направлен из насто€щего в прошлое.

¬ четвертую группу, названную условно" пассивные, оцепеневшие, закрытые". »з-за притупленности эмоций мигранты трудно устанавливают и поддерживают межличностные отношени€. ѕовышаетс€ конфликтность, люди стрем€тс€ к изол€ции, испытывают недоверие к окружающим. Ќаблюдаетс€ алогичность и непоследовательность поступков, непредсказуемость поведени€. —оздаетс€ впечатление, что они живут в прошлой жизненной ситуации, воспроизводит стереотипы и схемы поведени€, бессмысленные в услови€х новой среды. “акие клиенты психологически отсутствуют в насто€щем, наход€сь в другом жизненном измерении. ¬нешне это про€вл€етс€ в оцепенении, малоподвижности, скованности, иногда наблюдаютс€ вспышки немотивированной злости. ’арактерной особенностью мигрантов четвертой группы €вл€етс€ фиксаци€ на прошлом, сужение психологического пространства человека, отказ от самореализации, самоизол€ци€, барьеры в общении с близкими людьми. ѕомощь консультанта отвергаетс€ или его присутствие не замечаетс€.

–азделение на группы даст возможность проанализировать особенности построени€ образа жизни мигрантов, ориентиру€сь на следующие критерии:

ј) особенности жизненной ситуации (факторы, обусловившие миграцию; услови€, в которых происходила миграци€; длительность миграции, физические, материальные и моральные ущербы и издержки; полученные в результате миграции, насто€щие услови€ жизни и де€тельности);

Ѕ) специфика субъективной оценки жизненной ситуации (модальность субъективной оценки наличной ситуации, ближайших и отдаленных перспектив своей жизни, жизни близких, родственников и т.д.)

¬)доминирующа€ модальность переживани€ ситуации вынужденной миграции (характер и дифференцированность "удачных" и "неудачных" процессов и способов переживани€ собственно травматического событи€, его ближайших и отдаленных последствий; стереотипы воспри€ти€ отношени€ нового социального окружени€; особенности вхождени€ в новое социокультурное пространство.

Ќа этапе пилотажного исследовани€ возможно вы€вить: особенности ценностно-смысловых составл€ющих образа мира вынужденных мигрантов; (предельные смыслы и смысло - жизненные ориентации) - параметры самосознани€, про€вл€ющиес€ в большем или меньшем осознании себ€ субъектом, ответственным за качество собственной жизни (локус контрол€).

ƒл€ изучени€ ценностно-смысловой системы "образа мира" мигрантов предполагаетс€ использовать методику предельных смыслов (ћѕ—) ƒ.ј. Ћеонтьева. ѕо мнению автора методики, мировоззренческие структуры, вы€вл€емые с помощью ћѕ—, "€вл€ютс€ проекцией в плоскость сознани€ (образа мира) динамических смысловых систем, образующих содержательно-смысловой уровень структуры личности".

“ест смысложизненных ориентации (—∆ќ) ƒ.ј.Ћеонтьева позвол€ет вы€вить параметры ценностно-смысловых составл€ющих образа мира мигрантов. ћетодика включает, нар€ду с общим показателем осмысленности жизни, также п€ть субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации (цели в жизни; процесс жизни, или интерес и эмоциональна€ насыщенность жизни; результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией) и два локуса контрол€ (локус контрол€-я (я - хоз€ин жизни); локус контрол€-жизнь, или управл€емость жизни).

¬ключение в пон€тие "образ мира", впервые употребленного ј.Ќ.Ћеонтьевым, сверхчувственных компонентов ("п€тое квази измерение") позволило в дальнейшем использовать эту категорию как один из вариантов разрешени€ проблемы предмета психологии. ¬ контексте данных построений образ мира представлен не только пространственными характеристиками, но и временными.  ак отмечают многие исследователи, временна€ представленность выражаетс€ и в отношении прошлого (собственный опыт), и насто€щего (актуальна€ де€тельность), и в отношении будущего в виде системы ожиданий, прогнозов о том, что произойдет в ближайшем или далеком будущем.  лючевыми составл€ющими пон€ти€ "образ мира" €вл€ютс€ категории "значение", "смысл", "ценность". »менно ценностно-смыслова€ сфера человека задает направленность построени€ образа мира, создают координаты, на основании которых человек выстраивает свою реальность. »сследование ценностных и смысловых составл€ющих €вл€етс€ непременным этапом реконструкции образа мира человека.

 ак показано в исследовании ё.¬.  лочко, в формализованной структуре образа мира можно выделить три составл€ющих, три сло€:

- перцептивный слой, включающий в себ€ пространственные категории и врем€ и характеризующийс€ множеством упор€доченных объектов, движущихс€ относительно субъекта; специфика этого сло€ - представленность в виде различных модальностей;

- семантический слой, представленный многомерными отношени€ми, наличием значений и качеств предметов, их характеристик; модальности присутствуют и раздел€ютс€ с помощью семантики;

- амодальный слой, основной характеристикой которого €вл€етс€ целостность и нерасчлененность.

—ущественными дл€ задач исследовани€ €вл€ютс€ представлени€ о том, что, будучи сущностной характеристикой человека, образ мира созидаетс€, конструируетс€ самим человеком; а возможность непрерывного становлени€ его рассматриваютс€ как необходимое условие жизнеде€тельности человека, обеспечива€ его и биологическое, и психологическое выживание в измен€ющемс€ мире.

ѕон€тие "образ жизни" наиболее часто упоминаетс€ в св€зи с проблемой развити€ личности, вли€ни€ социальных и биологических факторов на развитие человека. ¬ отечественной психологии наиболее детально пон€тие образа жизни рассматриваетс€ в рамках направлени€, известного как "психологи€ жизненного пути личности" (—.Ћ.–убинштейн, Ѕ.√.јнаньев,  .ј.јбульханова-—лавска€, Ќ.ј.Ћогинова и др.). — пон€тием "образ жизни" также сопр€жены пон€ти€ "уклад жизни", "стиль жизни", "способ жизни", "способ организации жизни" и т.п.

ћожно выделить два аспекта использовани€ термина "образ жизни".

ѕервый соответствует ситуации обозначени€ исторически сложившемус€ образу жизни общества в целом, второй можно обозначить как индивидуальный образ жизни, тот образ жизни, которой реализует индивид в своей жизнеде€тельности. »ндивидуальный образ жизни образуетс€ в результате поступков человека, совершаемых в определенных обсто€тельствах и его индивидуализаци€ идет нар€ду с созданием личностью собственной "среды развити€". » в этом контексте представл€етс€ чрезвычайно важным положение о том, что не только среда создает обсто€тельства жизни, но и сам человек на определенной стадии развити€ оказываетс€ способным создавать или измен€ть обсто€тельства своей жизнеде€тельности, переход€ от "режима потреблени€" в "режим созидани€ и творчества" (ј.√.јсмолов). — обретением человеком элементов взрослости, микросреда во многом становитс€ эффектом де€тельности самого человека, что выражаетс€ в выборе профессии, круга общени€, спутника жизни и т.д. ƒругими словами, выбира€ место жительства, место учебы, работы и проч., в качестве микросреды, в которой ему предстоит жить и котора€ будет, в конечном счете, формировать его индивидуальный образ жизни, человек выбирает степень своей св€зи с социумом. “о есть, через индивидуальный образ жизни осуществл€ютс€ пр€мые св€зи личности с макросредой. »ндивидуальный образ мира устойчив, однако в биографии человека выдел€ют такие поворотные моменты, "биографические событи€", которые вызывают значительные изменени€ в образе жизни. "—обытийно-биографический подход" (Ѕ.√.јнаньев, Ќ.ј.Ћогинова, Ћ.‘.Ѕурлачук и др.) открывает возможность дл€ исследовани€ динамики тех психологических событий, которые обусловливают изменени€ индивидуального образа жизни: а)событий среды, под которыми подразумеваетс€ существенна€ перемена в обсто€тельствах развити€, произошедша€ не по воле субъекта жизни; б) событи€ поведени€ человека или его поступки, имеющие под собой основу в сложившихс€ обсто€тельствах, но вызревающие в сфере переживаний, во внутреннем мире человека; в) событи€ внутренней жизни, результатом которых €вл€етс€ скачкообразное изменение в сфере ценностей, что, в свою очередь, неизменно приводит к реальным событи€м-поступкам.

¬ целом р€де исследований, посв€щенных изучению психологических закономерностей динамики трансформаций образа жизни и образа мира людей ( раснор€дцева ќ.ћ., ƒаненова ƒ.Ѕ.,  лочко ё.¬., “рофимова ё.¬., ћатис ƒ.¬. и др.) были вы€влены значимые дл€ задач нашего исследовани€ взаимосв€зи между образом мира и образом жизни: наличие противоречи€ между образом жизни и образом мира, обусловленное существованием перманентно актуальной тенденции к установлению соответстви€ между образом жизни и образом мира, а, с другой стороны, посто€нно возобновл€емым их несоответствием, инициируемым как со стороны внешних (средовых, ситуативных), так и внутренних (психологических новообразований, порождаемых в процессе де€тельности) факторов; психологический механизм трансформации образа мира и образа жизни людей может быть представлен как акт объективации в сознании происход€щих изменений, требующих коррекции совокупности де€тельностей, составл€ющих образ жизни человека, и перестройки ценностно-смысловых составл€ющих образа мира человека; готовность к изменению образа жизни как интегративный психологический конструкт характеризует способность человека принимать неизбежность и необратимость жизненных потерь, вынужденных изменений значимых условий жизни; готовность к изменению образа жизни про€вл€етс€ в способности человека к той духовной работе, в результате которой человек удерживает целостность собственного я, самоидентичности.

јнализ показывает, что сущность психологии миграции заключаетс€ в деформации смысловых составл€ющих образа жизни, которые, по определению ¬.ѕ. «инченко, представл€ют собой Ђп€тое измерение быти€ї, и в таком понимании предстают как Ђреальна€, укорененна€ в бытии сила, определ€юща€ наше поведение, образ жизни, сознаниеї.

“аким образом, дл€ познани€ психологических коллизий, сопровождающих миграционные процессы, необходимо использование такого подхода, который в отличии от традиционного понимани€ психики в ее регул€ционной функции (как отражени€, обеспечивающего адаптацию к новым услови€м) позвол€л бы увидеть ее как важнейшее звено в механизме самоорганизации человека, обеспечивающее избирательное взаимодействие его с окружающим миром. ѕринцип системной детерминации, лежащий в основании теории психологических систем (“ѕ—) позвол€ет объ€снить сложнейшие механизмы пространственно-временной организации человека, а используемый в ней трансспективный анализ выводит за пределы традиционно формулируемого принципа развити€ к принципу становлени€ многомерного мира человека в его пространственно-временной развертке и ценностно-смысловой насыщенности.

—мысл работы заключалс€ в том, чтобы, опира€сь на понимание человека, возникающее в рамках системных методологических и теоретических установок, вы€вить новые аспекты в таком широком и достаточно определившимс€ направлении, каковым €вл€етс€ сегодн€ психологическа€ помощь мигрантам (¬.¬. √риценко, Ќ.ћ. Ћебедева, ¬.Ќ. ѕавленко, √.”. —олдатова, Ћ.ј. Ўайгерова, ≈.». Ўл€гина Ќ.Ѕ. ћихайлова).

ѕсихологические коллизии, сопровождающие процесс вынужденной миграции, уход€т своими корн€ми в те трансформации, которые происход€т на уровне смысловых составл€ющих образа мира мигрантов, обусловливающие те деформации, которые объективируютс€ в поведении мигрантов, особенност€х переживани€ ими вынужденно возникающего Ђэкзистенциального вакуумаї, стратеги€х построени€ нового образа жизни и т.д.

ѕсихологическа€ помощь люд€м, резко мен€ющим образ жизни, а вместе с ним и всю систему ценностно-смысловых оснований, обеспечивавших реальность их актуального быти€, должна базироватьс€ на психотерапевтических установках, которые учитывают реальные механизмы перестройки жизненного мира вынужденных мигрантов.

Ёффективность перестройки определ€ют следующие факторы: континуум Ђоткрытость- закрытостьї человека как самоорганизующейс€ системы, готовность к изменению образа жизни и образа мира, уровень активности человека, про€вл€ющийс€ в возможности человека отвечать на вызовы общества риска инновационной де€тельностью.

Ќа основе учета этих факторов выдел€ютс€ типы вынужденных мигрантов, ориентиру€сь на которые можно оказывать им адресную помощь.

“еоретико-методологические основани€ исследовани€: представление о человеке как открытой психологической системе (Ћ.—. ¬ыготский, ј.√.јсмолов, Ѕ.—. Ѕратусь, ¬.ѕ. «инченко, ¬.≈.  лочко, ƒ. ј. Ћеонтьев, ¬.». —лободчиков и др.).  онкретной методологической базой исследовани€ стала теори€ психологических систем (¬.≈.  лочко, ќ.ћ.  раснор€дцева, Ё.¬. √алажинский и др.). —воеобразие этогонаучного направлени€ заключаетс€ в том, что человек рассматриваетс€ в нем хронотопически, что позвол€ет выйти к пониманию многомерности человеческого быти€ в создаваемом им самим многомерном мире.

÷енности человека - это сложный, динамичный и противоречивый мир.  аждый индивид различно относитс€ к фактам своего существовани€. „еловек оценивает моменты своей жизни по значимости, реализует ценностное отношение к миру. ÷енностью дл€ человека €вл€етс€ все, что имеет значимость, общественный или личностный смысл.

÷енность - представление о том, что св€то дл€ человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждени€ и предпочтени€ людей, выраженные в поведении [5].

¬ научных литературных источниках существует достаточно много определений пон€ти€ "ценность", которые имеют общий широкий смысл или свод€т этот термин до одного из €влений мотивационного процесса.

–азнообразие трактовок пон€ти€ Ђценностиї в науке обусловлено различи€ми в решении проблемы соотношени€ субъективного-объективного, индивидуального-общественного применительно к целостной структуре личности [48].

ѕредставл€ем взгл€ды на пон€тие ценностные ориентации отечественных и зарубежных психологов.

ќсновные противоречи€ св€заны с различием мнений по следующим позици€м. ѕо мнению  .√. ёнга и ј. ћаслоу ценностные ориентации относ€тс€ к индивидуальной реальности, котора€ значима только дл€ переживающего ее субъекта. Ќ. √артман, ¬.ѕ. “угаринов, ѕ. ћенцер, ¬. ‘ранкл выступают против их существовани€ в форме надындивидуальной реальности.

«. ‘рейд, ј. ћаслоу отмечают устойчивость и неизменность ценностей в процессе жизни, а —.√.  лимова, ћ.—. яницкий утверждают, что система ценностей имеет динамичный характер.

—тоит отметить еще один признание в качестве основных источников ценностей божественного или природного разума (ј.  амю, ¬.—. —оловьев, Ќ.ј. Ѕерд€ев, Ќ.ќ. Ћосский), принцип удовольстви€ и инстинктивные биологические потребности («. ‘рейд, ‘. Ќицше, ’. Ёренфельц, ѕ.ј.  ропоткин), этические нормы микросоциального окружени€ и общества в целом (¬. ƒильтей, ј.Ќ. Ћеонтьев, ѕ. —орокин, Ё. ƒюркгейм, ¬.я. ядов, ».—.  он, Ќ. ». Ћапин, —. √.  лимова, ¬. ѕ. ¬ардомацкий, ¬. ѕ. “угаринов и др.), внутренн€€ психологическа€ природа человека ( . ёнг, ј. ћаслоу,  . –оджерс).

Ѕольша€ часть исследователей выдел€ют две важнейшие характеристики ценностей:

1. «начимость (Ћ.ћ. јрхангельский,Ќ.‘. Ќаумова, ¬.ѕ. “угаринов, ».“. ‘ролов, я.ўепаньский);

2. ¬торичный, производный от человеческого быти€ характер (Ћ.ћ. јрхангельский, ј.√.«дравомыслов, Ћ.Ќ.‘ролович, —.Ћ.–убинштейн, ¬.ј.ядов).

ѕон€тие ценностных ориентаций впервые было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского пон€ти€ ценностей.

—огласно мнению философов, ценностные ориентации, эта главна€ ось сознани€ обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведени€ и де€тельности и выражаетс€ в направленности потребностей и интересовФ [42].

¬ отечественной психологии ценностные ориентации определ€ютс€, как правило, через пон€ти€ отношени€, отражени€, установки (ј. √. «дравомыслов, ƒ. Ќ. ”знадзе, ¬. ¬. —усленко, ¬. ј. ядов). ѕричем, €вл€€сь одним из базовых личностных оснований, ценностные ориентации заключаютс€ внутрь более широкого синтетического пон€ти€ направленности личности, котора€ содержит в себе доминирующие ценностные ориентации и установки, про€вл€ющиес€ в любой ситуации (Ѕ. √. јнаньев, Ћ. Ё. ѕробст и др.). –азработана статусно-иерархична€ структура ценностей в виде €дерно-центрической модели:

ценности внешнего статуса, образующие стабильное €дро;

ценности среднего статуса (структурный резерв);

ценности ниже среднего статуса (перифери€);

ценности низшего статуса

÷енности €дра и низшего статуса малоподвижны, а ценности, занимающие промежуточное положение, наход€тс€ в посто€нном движении [18].

¬ социальной психологии пон€тие У÷енностные ориентацииФ трактуетс€ с нескольких позиций:

1) Уидеологические, политические, моральные, эстетические и др. основани€ оценок субъектом действительности и ориентации в ней;

2) способ дифференциации объектов по их значимости. Е ‘ормируютс€ при усвоении социального опыта и обнаруживаютс€ в цел€х, идеалах, убеждени€х, интересах и др. про€влени€х личностиФ [20].

ƒл€ реализации собственных ценностных предпочтений человеку необходим предмет имеющий цену. ÷ена и ценность крепко св€заны средствами реализации и средствами укреплени€ ценностного отношени€, не смотр€ на существующие отличи€ между пон€ти€ми.

ѕо мнению —.Ћ. –убенштейна, развитие ценностных ориентаций тесно св€зано с развитием направленности личности. ќн указывал: Ђчто в де€тельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественна€ шкала ценностей. ¬ удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной де€тельности реализуетс€ отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимогоЕ Ќаличие ценностей есть выражение не безразличи€ человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира дл€ человека, дл€ его жизниї [39].

÷енностные ориентации наход€тс€ на пересечении двух больших предметных областей: мотивации и мировоззренческих структур сознани€. ѕоэтому имеет смысл обозначить точку зрени€ ћ. –окича. ќн определ€ет ценности как "... устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведени€ или конечна€ цель существовани€ предпочтительнее с личной или социальной точек зрени€, чем противоположный или обратный способ поведени€, либо конечна€ цель существовани€" [32].

ѕо мнению –окича, ценности можно охарактеризовать следующими признаками:

1) общее число ценностей, €вл€ющихс€ досто€нием человека, достаточномало;

2) все люди обладают одними и теми же ценност€ми, хот€ и в разной степени;

3) ценности организованы в системы;

4) истоки ценностей прослеживаютс€ в культуре, обществе и его институтах и личности;

5) вли€ние ценностей прослеживаетс€ практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучени€.

ћ. –окич выдел€ет два класса ценностей:

а) терминальные ценности - убеждени€ в том, что кака€-то конечна€ цель индивидуального существовани€ с личной или общественной точек зрени€ стоит того, чтобы к ней стремитьс€;

б) инструментальные ценности - убеждени€ в том, что какой-то образ действий €вл€етс€ с личной и общественной точек зрени€ предпочтительным в любых ситуаци€х.

–азведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

” каждого человека может существовать сво€ система ценностей, и в ней ценности выстраиваютс€ в определенныйпоследовательной взаимосв€зи. ”читыва€ это в процессе вы€влени€ ценностных ориентаций учащихс€, необходимо учитывать два основных параметра:

1. —тепень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций;

2. Ќаправленность ценностных ориентаций, которое характеризуетс€ конкретными ценност€ми, вход€щими в структуру.

јнализ содержательной стороны иерархической структуры ценностных ориентаций может также показать, в какой степени вы€вленные ценностные ориентации учащихс€ соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны цели воспитани€ [47].

÷енностные ориентации оказывают вли€ние на формирование потребностей человека. ¬.‘. јнурин считает, что потребности возникают как продукт противоречи€ между субъектом с его целостной системой воспри€ти€ мира (возрастные, физиологические особенности личности, ее жизненный и социальный опыт, этические и эстетические воззрени€ и т.п.) и объективными услови€ми его существовани€. ¬ зависимости от ценностных ориентаций внешние услови€ могут вызывать неодинаковые потребности у различных субъектов. »ндивид соотносит возникающую потребность с общественными потребност€ми. —тепень и характер этого сопоставлени€ завис€т от ценностных ориентаций.  роме того, ценностна€ ориентаци€ вы€вл€ет у субъекта представление о месте данной потребности в системе его потребностей, т.е. субъект избирает такой способ удовлетворени€ данной потребности, который согласуетс€ с другими его потребност€ми (нравственными, эстетическими и т.д.). “аким образом, ценностна€ ориентаци€, игра€ роль обратной св€зи между личностью и обществом, определ€ет характер потребности, социально опосредует ее и определ€ет место этой потребности в общей системе потребностей личности [17].

÷енностные ориентации, по мнению некоторых исследователей, можно рассматривать как определенную категорию установок. ѕо мнению ».Ќ. »стомина, при одновременном наличии потребности и соответствующей среды дл€ ее удовлетворени€ у человека формируетс€ определенна€ установка на конкретный предмет или €вление, определ€юща€ его дальнейшее поведение.

ƒоктор психологических наук ƒ.Ќ. ”знадзе указал на решающую роль ценностных ориентаций в волевых процессах.

ќсновыва€сь на теории установок он выделил три качественно различных уровн€ регул€ции психической активности человека: объективаци€ предмета, объективаци€ социальных требований, объективаци€ собственного "я". ѕри объективации собственного "я", происходит реорганизаци€ ценностных ориентаций. ѕо мнению Ў.ј. Ќадирашвили, объективаци€ собственного внутреннего состо€ни€ приводит к постановке оценочной задачи, в результате чего порождаетс€ волевой процесс. “аким образом, высший уровень регул€ции психической активности человека - волева€ активность - регулируетс€ ценностными ориентаци€ми индивида.

явл€€сь элементом мотивационной структуры личности, ценностные ориентации состо€т из комплекса различных социальных установок. Ќа основе ценностных ориентаций, осуществл€етс€ выбор тех или иных актуальных социальных установок в качестве целей и мотивов де€тельности. Ў.ј. Ќадирашвили утверждал, что "состо€ние нужды в тех или иных предметах предстает как результат сопоставлени€ всех ценностных критериев выбора поведени€ с наличной ситуацией" [32].

“аким образом, общим результатом функционировани€ актуальной установки €вл€етс€ то, что под ее воздействием в сознании и поведении личности формируетс€ определенна€ позици€ по отношению к действительности.

»сследовани€ проблемы ценностей, проводившиес€ как зарубежными, так и отечественными психологами, показали, что ценностные ориентации €вл€ютс€ важнейшими компонентами структур личности. —истема ценностей отдельной личности или социальной группы зависит от возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса. ÷енностные ориентации выполн€ют функции регул€торов поведени€ и про€вл€ютс€ во всех област€х человеческой де€тельности.

¬се вышеизложенное дает основание полагать, что ценностные ориентации, которые усваиваютс€ в процессе развити€, завис€т от вида де€тельности в которую включена личность. ¬ данном случае мы ссылаемс€ на возрастную периодизацию, предложенную ƒ.Ѕ. Ёльконина, который понимает психологическое развитие как смену этапов овладени€ предметной де€тельностью и де€тельностью общени€ [46].

 онкретизиру€ вышесказанное можно сделать вывод о том, что ценности это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект - объект, который €вл€етс€ важным св€зующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.

÷енности нос€т двойственный характер. ќни социальны по причине исторической обусловленности и индивидуальны, так как в них сосредоточен опыт определенного субъекта. —тоит отметить, что социальные ценности определ€ютс€ как данное, которое имеет практическое содержание, доступное членам какой-то социальной группы или общества в целом, значение.

÷енности отдельной личности возникают под вли€нием социальной среды и особенностей социальных групп, в которые она входит. ¬ажнейшим компонентом структуры личности €вл€ютс€ индивидуальные ценности, которые выполн€ют функции регул€торов поведени€ и про€вл€ютс€ во всех област€х человеческой де€тельности.

÷енностные ориентации выражают сознательное отношение человека к социальной действительности, определ€ют широкую мотивацию его поведени€ и оказывают существенное вли€ние на все стороны его действительности. —истема ценностных ориентаций определ€ет содержательную сторону направленности личности и составл€ет основу ее взгл€дов на окружающий мир, к другим люд€м, к себе сомой, основу мировоззрени€, €дро мотивации и Ђфилософию жизниї. ÷енностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).

 ак известно, проблема соотношени€ ценностей и смыслов продолжает оставатьс€ актуальной в психологической науке на сегодн€шний день. Ќа этот счет нет единого мнени€.

ƒл€ более детального рассмотрени€ данных пон€тий и соотнесени€ имеет смысл конкретизировать их значение.

јвстрийский психолог ¬. ‘ранкл фактически приравнивает пон€ти€ Ђценностиї и Ђличностный смыслї.

—огласно мнению Ѕ.—. Ѕратусь личностные ценности это Ђосознанные и прин€тые человеком общие смыслы его жизниї [7].

ѕроанализировав эти пон€ти€ мы пришли к выводу, что они не могут рассматриватьс€ как равные.

—мысл - субъективно воспринимаема€ повышенна€ значимость предмета, действи€ или событи€, оказавшихс€ в поле действи€ мотива ведущего [35].

÷енность -- любой Ђобъектї (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение дл€ субъекта (индивида, группы, сло€, этноса). ¬ широком понимании в качестве ценности могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные дл€ индивида конкретные материальные блага. ¬ более узком значении прин€то говорить о ценност€х как о духовных иде€х, заключенных в пон€ти€х, которые имеют высокую степень обобщени€. ‘ормиру€сь в сознании, эти ценности постигаютс€ в ходе освоени€ культуры [37].

ѕроанализировав вышесказанное можно прийти к выводу, что смысл представл€ет собой когнитивное образование, а ценность кроме смысловой составл€ющей включает в себ€ эмоциональный компонент (переживание ценности) и поведенческий компонент (прин€тие ценности включает в себ€ определенное поведение, направленное на реализацию этой ценности). “аким образом, пон€тие ценности, более объемное, охватывающее личность в целом, с необходимостью включающее смысловой компонент.

÷енности, определ€ющие жизненные цели человека, выражают соответственно то, что €вл€етс€ дл€ него наиболее важным и обладает дл€ него личностным смыслом.

 .ј. јбульханова-—лавска€ и ј.¬. Ѕрушлинский описывают роль смысловых представлений в организации системы ценностных ориентации, котора€ про€вл€етс€ в следующих функци€х:

- прин€тии (или отрицании) и реализации определенных ценностей;

- усилении (или снижении) их значимости;

- удержании (или потере) этих ценностей во времени [1].

Ѕ.—. Ѕратусь проводит разделение личных ценностей как осознанных смыслов жизни и декларируемых, Ђназывныхї, внешних по отношению к человеку ценностей, Ђне обеспеченных Ђзолотым запасомї соответствующего смыслового, эмоционально-переживаемого, задевающего личность отношени€ к жизни, поскольку такого рода ценности не имеют по сути дела пр€мого касательства к смысловой сфереї [7].

–€д авторов считают, что ценностные образовани€ €вл€ютс€ базой дл€ формировани€ системы личностных смыслов. “ак, по ¬. ‘ранклу, человек обретает смысл жизни, пережива€ определенные ценности [43]. ‘.≈. ¬асилюк пишет, что смысл €вл€етс€ пограничным образованием, в котором сход€тс€ идеальное и реальное, жизненные ценности и возможности их реализации. —мысл, как целостна€ совокупность жизненных отношений, у ‘.≈. ¬асилюка €вл€етс€ своего рода продуктом ценностной системы личности [10]. —хожую точку зрени€ в своем исследовании отстаивает и ј.¬. —ерый [40].

—мысл, по мнению ƒ.ј. Ћеонтьева, есть Ђотношение между объектом и субъектом или €влением окружающей действительности, которое определ€етс€ местом объекта (€влени€) в жизни субъекта, выдел€ет этот объект (€вление) в образе мира и воплощаетс€ в личностных структурах, регулирующих поведение субъекта по отношению к данному объекту (€влению)ї [25].

√.≈. «алесский св€зывает личностные ценности и смыслы через пон€тие Ђубеждениеї. ”беждение, по его мнению, Ђосознанные ценности, субъективно готовые к реализации путем их использовани€ в социально-ориентировочной де€тельностиї [50]. —огласно представлени€м √. ≈. «алесского, убеждению присущи одновременно и побуждающа€, и когнитивна€ функции.

¬ структуру ценностно-смысловой сферы вход€т смысловые образовани€, выражающие отношени€ субъекта к €влени€м объективной действительности, собственной де€тельности, к продуктам творчества, красоте окружающего мира.

ќдним из значимых про€влений смысловых ориентаций €вл€етс€ показатель осмысленности жизни, который включает осмысленность насто€щего, прошедшего и будущего. —тремление человека к смыслу выступает одной из важнейших потребностей человека, удовлетворение которой определ€етс€ стремлением вз€ть на себ€ ответственность, верой в собственную способность осуществл€ть контроль над собственной судьбой [34].

÷енностно-смыслова€ сфера рассматриваетс€ как едина€, целостна€ подсистема регул€ции, занимающа€ центральное положение в системе регул€ции в целом. Ѕлагодар€ ценностно-смысловой сфере, осуществл€етс€ активность человека, определ€етс€ направление его жизнеде€тельность. ѕо мнению, ј.—. Ўарова элементы ценностно-смысловой сферы представлены ценност€ми, смыслами и мотивами, которые в субъективной картине мира €вл€ютс€ не изолированными компонентами, а единой системно-структурной и динамической организацией [48].

—оветский психолог Ѕ.√. јнаньев [4] указал на Ђценностно-ориентированноеї мышление, включающее множество уровней обобщени€, раскрывающее индивидуальные контексты, интеллектуальный, нравственный уровень субъекта, осмысл€ющее жизненный факт. ¬ажнейшим параметром определени€ смысловых систем сознани€ €вл€етс€ его ценностный план.

≈.Ѕ. —таровойтенко определ€ет ценностно-смысловую позицию как жизненное отношение, которое человек должен открыть в себе, превратить в реальность Ђяї, перевести в действительность конкретных жизнеоотношений, наполнить смыслом поступков и жизненных действий. ¬ организации системы ценностных ориентации смысловые представлени€ выполн€ют функции прин€ти€ или отрицани€ определенных ценностей, определени€ их значимости.

÷енности усваиваютс€ человеком в процессе социализации. ¬ общественном сознании существуют пон€ти€, которые прин€то считать общечеловеческими ценност€ми, хот€ вопрос об их существовании в неизменном виде остаетс€ спорным. Ќа первом этапе усвоени€ ценностей человек узнает их общественно-историческое значение, то есть значение, закрепившеес€ за данным пон€тием в данной культуре. ѕри этом в различных культурах значение ценностей может быть различным. Ќа данном этапе прин€тие или неприн€тие общественно значимых ценностей происходит на когнитивном уровне в процессе сравнени€ предлагаемых идеалов и примеров поведени€ с ранее имеющимис€ у человека представлени€ми о желательном и должном. Ёмоциональное оценивание предлагаемых обществом нравственных ориентиров происходит также при сопоставлении их с уже сложившейс€ системой ценностных ориентаций личности. Ёмоциональное переживание ценности представл€етс€ необходимым компонентом ценностного образовани€ и €вл€етс€, по мнению некоторых исследователей, формой существовани€ ценностей в индивидуальном сознании [12].

÷енность приобретает личностный смысл дл€ человека только в процессе осуществлени€ де€тельности по Ђотстаиваниюї этой ценности. Ћичностный смысл, Ђзначение дл€ мен€ї ценность приобретает в том случае, если человек становитс€ субъектом активности, направленной на осуществление, претворение в жизнь данной ценности, тем самым перевод€ ее из класса декларируемых ценностей в класс актуальных ценностей, в действительности регламентирующих жизнь человека. ѕоэтому формирование системы ценностей не может быть представлено как пассивный процесс перенесени€ общественно-исторических универсалий в смысловую систему индивида. “олько будучи представленной в реальном поведении и осознанной как его движуща€ сила, ценность становитс€ реально значимой дл€ человека, начинает порождать систему новых смыслов при оценке реальности. “аким образом, ценность, представл€€ собой в индивидуальном сознании с одной стороны осознанное смысловое образование, с другой стороны, выступает источником новых личностных смыслов, что в результате может приводить к изменению всей системы ценностей личности [31].

Ќесомненно, ценности представл€ют собой смысловые образовани€, а личностный смысл событий и €влений во многом обусловлен ценностными отношени€ми личности. “аким образом, ценности и смыслы оказываютс€ неразрывно св€занными в сознании человека, что позвол€ет говорить о ценностно-смысловой сфере личности.

»сход€ из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что единой точки зрени€ на соотношение пон€тий ценности и смысла в психологии не существует.

¬ структуру ценности вход€т три компонента [20]:

- когнитивный компонент, который включает в себ€ значение, отражающее общественные функции данной ценности в социальном мире, и смысл - как Ђзначение дл€ себ€ї.

- эмоциональный компонент - переживание ценностного состо€ни€.

- поведенческий компонент, который представлен реализацией прин€той человеком ценности в поведении и де€тельности.

ќбобща€ вышесказанное, необходимо отметить следующее.

¬о-первых, ценностно-смыслова€ сфера это сложное системное образование, в св€зи с чем, осуществл€ютс€ попытки обозначить единицы анализа, представить ее в единстве. ƒанна€ проблема обусловливает многообразие пон€тий, которые используютс€ исследовател€ми при изучении ценностно-смысловой сферы: Ђценностные ориентацииї, Ђличные ценностиї, Ђсмысложизненные ориентацииї, Ђличностные смыслыї, Ђсмыслова€ сфераї, Ђограниченна€ значимостьї и т.п. ћногие из этих попыток отражают лишь внешне-динамичную сторону единства ценностно-смысловой сферы, т.е., что €вл€етс€ первичным смысл или ценность, что задает динамику ценностно-смысловой сфере.

¬о-вторых, ценности, смыслы и мотивы представл€ютс€ как содержательно-динамичные образовани€, которые, с одной стороны, определ€ют внутренний мир человека, его Ђ€дрої, а, с другой, направл€ют его жизнеде€тельность. ÷енностно-смысловые образовани€ обозначают характер отношений человека с миром, выполн€ют функцию регул€ции этих отношений.

¬-третьих, исследовател€ми предлагаютс€ разнообразные формы динамики и механизмы ценностно-смысловой сферы, отражающие в большей степени процессуальный аспект. ќднако авторы отмечают немаловажную роль рефлексии в функционировании ценностно-смысловой сферы. ѕричем основна€ функци€ рефлексии и рефлексивных механизмов заключаетс€ в содержательном преобразовании ценностно-смысловой сферы.

¬ыводы:

÷енности - это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект - объект, который €вл€етс€ важным св€зующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.

÷енности нос€т двойственный характер, они социальны, поскольку исторически обусловлены и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта. ÷енности конкретной личности формируютс€ под вли€нием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит. »ндивидуальные ценности €вл€ютс€ важнейшим компонентом структуры личности, они выполн€ют функции регул€торов поведени€ и про€вл€ютс€ во всех област€х человеческой де€тельности.

÷енностные ориентации выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определ€ют широкую мотивацию его поведени€ и оказывают существенное вли€ние на все стороны его действительности. ќсобое значение приобретает св€зь ценностных ориентаций с направленностью личности. ÷енностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).

÷енностно-смыслова€ сфера это сложное системное образование, в св€зи с чем, осуществл€ютс€ попытки обозначить единицы анализа, представить ее в единстве. ƒанна€ проблема обусловливает многообразие пон€тий, которые используютс€ исследовател€ми при изучении ценностно-смысловой сферы: Ђценностные ориентацииї, Ђличные ценностиї, Ђсмысложизненные ориентацииї, Ђличностные смыслыї, Ђсмыслова€ сфераї, Ђограниченна€ значимостьї и т.п.

÷енности, смыслы и мотивы представл€ютс€ как содержательно-динамичные образовани€, которые, с одной стороны, определ€ют внутренний мир человека, его Ђ€дрої, а, с другой, направл€ют его жизнеде€тельность. ÷енностно-смысловые образовани€ обозначают характер отношений человека с миром, выполн€ют функцию регул€ции этих отношений. »сследовател€ми предлагаютс€ разнообразные формы динамики и механизмы ценностно-смысловой сферы, отражающие в большей степени процессуальный аспект. ќднако авторы отмечают немаловажную роль рефлексии в функционировании ценностно-смысловой сферы.

Ќаучна€ новизна исследовани€.

-Ёффективность работы определ€етс€ тем, насколько специалист способен отрефлексировать свою профессиональную позицию: помогает ли он человеку приспособитьс€ к новым услови€м жизни или помогает перестроить образ жизни, активизиру€ движение ценностно-смысловых составл€ющих образа мира таким образом, чтобы новые услови€ воспринимались человеком как пространство дл€ саморазвити€ и самореализации.

ѕоказано, что миграци€ опасна тем, что она вовлекает в себ€ совершенно разных людей, одни из которых способны открыватьс€ в новых услови€х, а другие обречены на Ђзакрытиеї, которое становитс€ мощнейшим источником личностной деструкции.

¬ы€влено, что в новой консультативной практике центром всей работы €вл€етс€ помощь человеку в осознании того, что миграци€ открыла дл€ него не просто новое Ђпространство дл€ жизниї, к которому надо приспособить имеющийс€ Ђопытї, но что сам опыт должен быть творчески перестроен в услови€х открывающегос€ нового Ђпространства жизниї.

Ќа основе методологических установок разработаны принципы так называемого Ђоткрытого консультативного процессаї, основанного на понимании человека как открытой психологической системы.

“еоретическа€ значимость исследовани€ определ€етс€ тем, расширено психологическое содержание феномена миграции; определены принципы психологического консультировани€ мигрантов, основывающиес€ на новом понимании человека, складывающемс€ в постнеклассической психологии, т.е. на представлении о нем как сложной саморазвивающейс€ и самоорганизущейс€ открытой системе. Ёто позволило выйти за пределы традиционного понимани€ прикладных психологических проблем миграции исключительно как проблем помощи человеку в его адаптации к новым услови€м. Ќа основе данных методологических установок разработаны принципы так называемого Ђоткрытого консультативного процессаї.

ѕрактическа€ значимость исследовани€ заключаетс€ в использовании ее результатов и выводов, психолого-консультативной программы дл€ практической работы в таких сферах социальной работы как психолого-консультативна€ и психотерапевтическа€ де€тельность, миграционна€ служба, служба зан€тости, и др.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1077 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

728 - | 558 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.11 с.