В ХХ веке культура западного мира развивалась в условиях вполне сложившегося буржуазного общества. Многие обществоведы определяют его как индустриальное общество. Буржуазный менталитет включает в себя индивидуализм, практицизм, стремление к успеху, рационализм. «Дух капитализма» наряду с христианскими общечеловеческими гуманистическими ценностями задавал такие характеристики культуры, как нацеленность на постоянное обновление, динамичность, поддержку предприимчивости и активности. В основном развитие западной культуры определялось тенденциями, проявившимися в конце XIX и начале ХХ веков. Важнейшие из них:
— в сфере хозяйственной культуры господство массового индустриального производства, быстрое совершенствование технологий материального производства на базе всё более широкого использования научных открытий; повышение материального уровня жизни наёмных работников массовых профессий; интеграция экономики, формирование единого мирового хозяйства; во второй половине столетия новая тенденция — развёртывание научно-технической революции и связанное с ним изменение характера труда работников материального производства;
— в сфере физической культуры повышение уровня здоровья населения, увеличение средней продолжительности жизни, совершенствование медицины и систем здравоохранения;
— в сфере политической культуры демократизация и либерализация, выразившиеся, в частности, в распаде колониальной системы и крахе тоталитарных государств (фашистские режимы в Италии, Германии, Испании, марксистско-ленинские режимы в СССР и странах Восточной Европы); сближение национальных государств в Евросоюзе;
— в сфере правовой культуры демократизация и гуманизация;
— в сфере религиозной культуры своеобразная рационализация христианских церквей и конфессий (особенно католицизма); медленное сближение мировых религий и различных церквей (экуменизм); растущее понимание отсутствия антагонизма между религией и наукой;
— в сфере научной культуры стремительное проникновение в новые и новые глубины строения вещества; овладение законами живой материи, информации; повышение системности знания (например, формирование экологии, осознание и поиски решения глобальных проблем); накопление знаний и поиск закономерностей в обществознании (социальных науках); усиливающееся в среде учёных и людей с высоким естественнонаучным образованием понимание необходимости религии, взаимодополнительного характера религии и науки;
— в философской культуре усиление влияния аналитической философии, а также иррационалистических направлений; падение влиятельности социальной философии марксизма вследствие краха системы государств с марксистско-ленинской идеологией и централизованным управлением экономикой; становление постмодернистских установок и методов;
— в художественной культуре появление новых видов искусств благодаря развитию технической базы; формирование постмодернизма; мощное развитие массовой культуры; стилевой плюрализм, появление после реализма всё новых и новых экспериментальных и поисковых направлений, в числе которых импрессионизм, постимпрессионизм, модерн, абстракционизм, сюрреализм и другие авангардные стили и течения (об этом подробнее ниже).
Произошло широкое распространение стандартов и ценностей западной культуры на всех материках, так что многие её элементы восприняты другими культурами в качестве ориентиров или составных частей. Практически повсюду используются современные средства транспорта и связи. В ряде стран Востока приняты демократические нормы в политической культуре, организованы на базе высоких технологий новые отрасли материального производства. Наиболее заметно проникновение западной культуры в сферах хозяйственной культуры, в том числе в личном потреблении; научной культуры; массовой культуры и молодёжных субкультур очень многих стран.
Вместе с тем и западная культура восприняла ряд достижений других культур, прежде всего восточных, в сфере философской, религиозной, научной, художественной культуры. Поэтому можно говорить о сложившейся в ХХ веке тенденции сближения всех культур под знаком преобладающего влияния западной.
Во многих странах мира это воспринято как угроза национальному своеобразию локальных культур, и там развернулось противоположное течение: сопротивление проникновению западной культуры, сохранение национальных особенностей культуры. Обе этих тенденции наряду с культурными изменениями на базе научно-технической революции, по-видимому, ещё долго будут направлять динамику развития культуры в глобальных масштабах.
Особого разъяснения требует научно-техническая революция, её культурные следствия.
Научно-техническая революция (НТР) началась в середине ХХ века с возникновения кибернетики (1946 год, американский математик Норберт Винер), постройки первых электронно-вычислительных машин, или компьютеров (40-50-е гг., Англия и США) и изобретения транзистора (1948 г., США). Она представляет собой прямое продолжение первых двух величайших революций (неолитической и промышленной), переводивших развитие культуры на новый уровень. Можно утверждать, что НТР стала третьим шагом или ступенью единого процесса развития и усложнения материального производства и его технологии, начавшегося вместе с самой культурой.
Главное содержание этого процесса — развитие новых и новых средств преобразования вещества природы в нужные человеку формы, последовательная передача функций такого преобразования от человека к машинам.
Материальное производство есть, по существу, преобразование вещества природы в другие формы и новые вещества, в природе не встречающиеся, но нужные человеку (например, древесины в дома, растительных волокон в ткани и одежду, руды в металл, нефти и газа в пластики и т.п.). Для такого преобразования необходимо прикладывать к веществу природы энергию. Следовательно, нужны: источник энергии (двигатель); система передачи энергии от источника к сырому веществу (трансмиссия); орган, непосредственно воздействующий на вещество природы (инструмент, орудие). Ещё в XIX веке немецкий учёный К. Маркс показал, что любая машина (станок) содержит три звена: двигатель, трансмиссию и орудие (это было верно для техники XIX и первой половины ХХ века, вообще для всей индустриальной техники).
В каменном веке первые люди использовали в качестве источника энергии собственные мускулы. Энергия мышц передавалась веществу природы посредством костей, суставов и сухожилий, а орудиями служили пальцы, зубы, когти, камни, палки. Со временем человек начал использовать энергию приручённых животных, воды, ветра. Орудия усложнялись, совершенствовались. Между человеком и веществом природы начала формироваться система средств производства, начиная с простейших каменных орудий и заканчивая различными относительно сложными орудиями труда, приспособлениями, механизмами типа водяных и ветряных мельниц.
Неолитическая революция стимулировала определённую ступень сложности и совершенства этой системы. Такой уровень сложности системы средств производства просуществовал очень долго, вплоть до позднего Средневековья, и завершился системой ремесленного производства. Здесь к концу эпохи возникли мануфактуры — предприятия, на которых было введено пооперационное разделение труда, но всё делалось средствами (инструментами, механизмами) той же сложности. Механизмы этого типа имеют два звена: трансмиссию и орудие. Источником энергии чаще всего служила мускульная сила самих работников.
В Новое время промышленная революция имела своим главным содержанием формирование вышеназванной трёхзвенной структуры станка (двигатель — трансмиссия — орудие). Выдающуюся роль здесь сыграло изобретение Д. Уаттом универсального двигателя (паровой машины) и английским механиком Г. Модсли суппорта (параллельно с русским изобретателем А. Нартовым). Оснащённые такими станками заводы и фабрики составили к началу ХХ века индустриальное производство, высшим уровнем которого стало массовое, конвейерное производство.
Главной особенностью индустриального производства в интересующем нас аспекте является то, что все машины в нём могут работать только под управлением человека. Человек при этих машинах занят оперативным управлением, он включает и выключает двигатель, устанавливает режим работы машины, нажимает рычаги и педали, крутит маховики и т.п. И хотя в подавляющем большинстве случаев интеллектуальный потенциал человеческого мозга для такого управления используется на какие-то ничтожные доли процента, массовое производство не может обходиться без операторов (станочников, машинистов, водителей и т.п.).
НТР добавляет в структуру машины четвёртое звено — управляющую машину. Она строится на основе ЭВМ, представляя собой чаще всего специализированный компьютер. Управляющая машина берёт на себя функции оперативного управления, так что машина превращается в автомат и становится способна работать без участия человека. Человек больше не должен неотрывно следить за машиной и постоянно направлять её работу, этим занимается управляющий компьютер. Передавая машине рутинные функции оперативного управления, человек оставляет за собой более сложные, требующие творчества функции: надзор, контроль, ремонт, программирование, конструирование. Непосредственно из цехов люди уходят. Это и есть сущность НТР.
Общество переходит в иное состояние, которому и названия устоявшегося пока нет. Производство материальных благ будет осуществляться автоматически, компьютеризированной системой. Чаще всего это новое состояние называют постиндустриальным обществом. Говорят также и об информационном обществе, поскольку в нём самым ценным продуктом становится информация, знания. Культура постиндустриального общества будет значительно отличаться от существующей сейчас. Отличия возникнут, в частности, из-за того, что изменившийся характер труда устранит жёсткую связь между человеком и машинами, сделает ненужной привычную трудовую дисциплину, регулярную явку на работу и т.д. Любая информация станет доступна во много раз более, чем теперь (первая ласточка здесь — Интернет).
Таким образом, НТР логически продолжает начавшийся в далёком прошлом процесс развития материального производства. В общем и целом получается, что человек постоянно усложняет и совершенствует средства производства, так что между ним и природой формируется всё более мощная промежуточная среда — техника, система машин как важная часть цивилизации. Человек как бы удаляется от самого процесса преобразования вещества природы, передавая силовые воздействия машинам. НТР выводит человека за пределы цехов, оставляя за ним только творческие функции.
Вместе с тем НТР открывает новые возможности раскрытия потенций человека, переводит цивилизацию на новый уровень.
Развитие художественной культуры в ХХ веке в Западной Европе определялось, во-первых, тенденциями, возникшими в конце предшествовавшего периода и, во-вторых, бурными событиями и процессами ХХ века: войнами, революциями, прогрессом науки и техники, научно-технической революцией, формированием нового мирового порядка и т.д.
Одной из важнейших особенностей развития художественной культуры в это время стала как бы многонаправленность, отсутствие единственного господствующего стиля в искусстве. Другая существенная черта — резкое повышение доступности искусства для самых широких слоёв населения, интенсивное развитие на этой основе так называемой массовой культуры (о чём говорилось ранее). В искусстве в этот период возникают и существуют много направлений или стилей. О наиболее заметных и пойдёт речь далее.