Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Средневековая европейская цивилизация




Под «средневековой цивилизацией Запада» мы склонны понимать тот тип общества, который сложился в Западной Европе в результате синтеза античных, варварских и христианских традиций. От античности этот тип общества унаследовал идеи империи, понтификального авторитета, римского права и собственности. От варварства средневековая цивилизация восприняла традиции свободы, равенства, демократии. От христианства средневековая цивилизация взяла, кажется, все, но самой фундаментальной стала идея индивидуального договора верующего с Богом.

Сегодня осмысление истории средневековой цивилизации невозможно без достижений французской культурно-исторической школы, сформировавшейся вокруг журнала «Анналы» и представленной именами М. Блока (+1944 г.), Л. Февра (+1953 г.), Ж. Дюби и Ж. Ле Гоффа. Историки этой школы исходят из убеждения в том, что человек средних веков не тождественен современному. Он совершенно отличен по характеру своего сознания и поведения, по ценностным ориентациям и отношению к традиции, по восприятию самого себя, своей жизни, внешнего мира и Бога.

Объединяющими признаками этой цивилизации являются католическая церковь, латинский язык, сеньориально-вассальная система, иерархическая структура общества, феодальное право.

Идея «универсальности» – одна из осевых идей средневекового сознания. Все общество средних веков пронизано «универсальными» отношениями, т.е. общими для всего культурного пространства западно-христианского мира. «Универсальна» католическая церковь с ее единой догматикой, единой организацией, единой практикой богослужения и единым сакральным языком – латинским. «Универсален» «феод» как тип социальной связи, повсюду воспроизводивший одни и те же иерархические формы господства и подчинения, покровительства и служения. К «универсальности» устремлялось средневековое образование, «семь свободных наук» которого должны были объять все сферы проявления мира как предначертания плана грядущего спасения. Тягой к «универсальности», т.е. к полной самодостаточности, ненуждаемости ни в каких дополнениях проникнуты «Суммы знаний» и «Энциклопедии» средневековых схоластов, не говоря уж о знаменитом споре об «универсалиях» и «номиналиях.

Правовой основой средневековой цивилизации Запада является договор, обозначавшийся понятием «feodum». Здесь следовало бы освободиться от упрощенного понимания «феода» только как земельной собственности. «феод» – в первую очередь «союз», заключавшийся между двумя сторонами, со взаимными правами и обязанностями, с обоюдной ответственностью; «договор», заключавшийся публично, в присутствии свидетелей, нередко оформлявшийся грамотой, но даже и без письменной фиксации приобретавший нерушимый характер в силу сакральности самого ритуала, которым сопровождалось его заключение. Другой не менее специфической чертой феода является его сословность. То есть феод, с каким бы конкретным земельным владением и его обладателем он ни был связан, никогда не являлся объектом частной собственности, ибо не подлежал ни частному присвоению, ни свободному индивидуальному распоряжению. Сословность феода неотрывна от другого признака – его иерархичности. Сеньор предоставлял земли на правах феода ближним вассалам, а те, в свою очередь, передавали их ниже стоящим.

Эмблематическим выражением средневековой цивилизации является город с характерными для него стенами и башнями, гербами и штандартами. Средневековый город представляет собой качественно новое образование по сравнению с древним. Средневековый город отличался прежде всего концентрацией неаграрного населения, именно торгового и ремесленного. Его доходы складывались не от земледельческого хозяйства, как в древности, но от ремесла и торговли. Далее, город только в средние века обрел полный суверенитет, самоуправление и саморегуляцию экономики, расширил права и свободы граждан, сформулировав принцип «Die Luft macht frei» – «городской воздух делает свободным», предоставляя свободу каждому, кто прожил в пределах городской черты 1 год. Наиболее быстрыми темпами процесс урбанизации протекал на севере Италии и Франции, где к XV в. уровень городского населения составил 50 %. Факторами средневековой урбанизации стали углублявшееся общественное разделение труда, отделение ремесла от земледелия, расширявшийся внутренний и внешний торговый обмен, оформление феодальной государственности, опиравшейся на города и предоставлявшей им свободы.

Сословная структура средневекового общества оформилась к XI в. Сложились три сословия:

оratores (молящиеся), т.е. духовенство;

bellatores (сражающиеся), т.е. рыцарство;

laboratores (работающие), т.е. горожане.

Принадлежность к сословиям означала принадлежность к определенной совокупности прав и привилегий. Первоначально сословия характеризовались открытостью, в дальнейшем, к XV в., наблюдается тенденция к замкнутости сословий, в особенности рыцарства.

Каждое сословие, в свою очередь, имело сложную иерархическую структуру. Сословия получили право участвовать в органах сословного представительства в условиях формирования централизованных монархий. Ранее всего подобные органы возникли в Кастилии и Арагоне в 60 – 70-е гг. XII в. они назывались кортесы. В Англиивозникновение парламента восходит к англосаксонской традиции съезда вассалов на совет к верховному сеньору, королю, которые происходили 2 раза в год: весной – после Пасхи и осенью – после Рождества Богоматери.

Во Франции сословно-представительное собрание получило название Генеральные штаты. Впервые их созвал в 1302 г. Филипп IV Красивый. В Германии с XIII в. стали складываться органы сословного представительства на уровне отдельных княжеств и империи. Это были соответственно ландтаги и рейхстаг.

Принято считать, что средневековье отличает натуральное хозяйство. Но это не совсем так. Господство натурального хозяйства характерно для раннего средневековья, для времени V–XI вв. В дальнейшем с образованием городов утвердились рынок и товарно-денежные отношения. Особенностью товарно-денежных отношений в XI–XV вв. был практикуляризм, т.е. существование самостоятельных денежных единиц, мер измерения для каждого города, обладавшего самоуправлением, для каждой земли, сеньор которой обладал суверенитетом и был сюзереном; было характерно существование таможенных барьеров. Наряду с этим можно заметить тенденции унификации денежных, счетных и измерительных единиц на уровне королевств, что было вызвано процессами формирования национальных государств в XV в.

Историки материалистической направленности, как правило, низко оценивали образовательный уровень средневековой цивилизации. Здесь справедливее говорить о двойственности отношения средневекового общества к образованию. Осуждалось ложное образование, направленное к достижению мирского успеха, власти, богатства. Вместе с тем поощрялось истинное образование, направленное к постижению Бога.

Уже в V–VI вв. сложилась система универсального христианского образования, основанная на изучении «семи свободных искусств» (septem artes liberales). Ее творцами были Марциан Капелла, Боэций (+524 г.) иКассиодор(485–578 гг.). Эта система образования состояла из двух ступеней: trivium и quadrivium; в первую ступень входили такие дисциплины, как грамматика, риторика, логика; во вторую – арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Характерно, что образование начиналось с грамматики. В XI в., с образованием городов, возникли частные городские школы, в которых обучали практическим знаниям. Учителя таких школ подвергались критике за введение платы, поскольку знания считались даром Божиим, не подлежащим купле-продаже. В XII в. на основе церковной системы семиступенчатого образования и частных городских школ стали создаваться университеты.

Основывали их императоры,короли с согласия и под контролем католической церкви. Первым университетом был Болонский – 1159 г., вторым – Парижский – 1160 г., третьим – Оксфордский – 1167 г.

Наукой наук считалась теология, или богословие. Была разработана теоцентрическая картина мира. Бог считался началом и концом всего сущего. Вера в Бога провозглашалась выше всякого знания.

Развитие практических знаний легло в основу наиболее значительных изобретений средневековой цивилизации. С XII в. в Европе стала использоваться ветряная мельница. С того же времени в Испании и Италии началось производство бумаги, вытеснившей дорогой пергамент. С XIV в. появились механические часы; первые башенные часы украсили Миланскую ратушу в 1335 г. В XIV в. было создано огнестрельное оружие. В 1346 г. первые пушки были использованы в Столетней войне, в битве при Азенкуре. В XIV в. была изобретена доменная печь, которая продувалась снизу воздухом. В печь закладывались руда, уголь и некоторые добавки. В результате плавки получали чугун, содержащий 2–4% углерода. Практиковалась вторая стадия плавки для получения стали, в которой содержалось менее 2 % углерода.

В середине XV в. Иоганн Гутенберг изобрел наборный шрифт, открывший эру книгопечатания. Это изобретение революционизировало средневековое общество: текстовая информация стала достоянием всех сословий, самых широких масс; появились плакаты, листовки, предшественники современных газет; ускорилось распространение информации.

Говоря о судьбах средневековой цивилизации, нужно отметить процесс формирования наций в XIV–XV вв. и соответствующих централизованных монархий; таковыми вышли из Столетней войны Англия и Франция, таковой стала в ходе Реконкисты Испания. Проявлялась тенденция трансформации сословно-представительных монархий в абсолютную. Причем в странах, сохранявших состояние раздробленности – в Германии и Италии, абсолютизм приобретал специфический региональный характер, складываясь на уровне отдельных княжеств и территорий. Утрачивали доминирующую роль в обществе сословия духовенства и рыцарства. Рыцарство превращалось в дворянство, живущее за счет службы двору короля. Крестьянство освобождалось, как правило, на основе выкупа и превращалось в податное население. Городское сословие переходило от цеховой организации к мануфактуре, основанной на наемном труде. Стало нарушаться церковное единство, являвшееся основой средневековой цивилизации. Зарождалась тенденция образования национальных церквей. Ранее всего это обнаруживается в движении гуситов и таборитов в Чехии и в оформлении галликанизма, французской церкви, независимой от Рима.

Возрождение

До сих пор речь шла об аграрных цивилизациях Запада, Востока и Америки. Вплоть до XVI в. западная цивилизация во многих отношениях отставала от восточных. Однако на рубеже XV–XVI вв. в европейском обществе произошли такие изменения, которые привели к смене типа цивилизации.

Среди этих изменений первенствующее значение имели изменения социокультурного порядка, которые обычно обозначают понятием «Возрождение». Эпоха Возрождения была качественно иной по сравнению с эпохой средних веков.

Первое принципиальное отличие заключается в антропоцентричной картине мира. Антропоцентризм подразумевает выдвижение человека в центр мироздания. Лучшей иллюстрацией такого положения могут служить рассуждения руководителей Платоновской академии во Флоренции, Марсилио Фичино(1433–1499 гг.)иДжованни Пико делла Мирандола(1463–1494 гг.)вконце XV в.: человек сотворен Богом наполовину и помещен в центр мира; дальнейшее досотворение зависит от самого человека; если он будет делать выбор в пользу добра, то он возвысится до уровня ангелов и даже Бога, если же он будет делать выбор в пользу зла, то он деградирует, упадет до уровня скота.

Другой иллюстрацией антропоцентризма может служить теория прямой перспективы, открытая Паоло Учелло, Пьеро делла Франческа, Филиппо Брунеллески(1377–1446 гг.) и другими живописцами XV в. Согласно этой теории видимые объекты уменьшаются, чем дальше от художника и зрителя они находятся. Здесь ощущается отчетливое осознание человеком XV в. своего центрального положения, от его глаза оцифровывается пространство как реальное, так и иллюзорное в картине до бесконечности, в которой все линии зрения оптически соединяются в точку. Антропоцентризм был неведом средневековью, основанному на теоцентризме, и тем более – восточным культурам. Нет надобности подчеркивать, что именно этот новый мировоззренческий принцип обусловил небывалую активность человека европейского Возрождения и редкий динамизм европейского общества XV–XVII вв. Человек осознал себя творцом, мастером, сравнимым с Первотворцом, Небесным мастером; он способен не только создавать искусственный мир вокруг себя, но и творить самого себя, восходя до статуса Бога.

Следующим отличием культуры Ренессанса от предшествующей был индивидуализм.

Индивидуализм породил стихию конкуренции, самоутверждения, которые позднее будут признаны естественным состоянием и естественным правом.

Еще одним немаловажным отличием культуры Возрожденияявляется гуманизм в его новоевропейском понимании. Изменился идеал жизни. Если прежде господствовал идеал созерцательной жизни (vita contemplativa), то в эпоху Возрождения утвердился идеал активной жизни. В эпоху Возрождения определилась ведущая роль городского населения: не только интеллектуальной элиты, но и купцов, ремесленников, являвшихся наиболее динамичными группами ренессансного общества. Уже к концу XV в. уровень урбанизации в Северной Италии и Северной Франциидостиг 50%. Города этих регионов Европы обладали наибольшими денежными накоплениями, которые вкладывались в развитие искусств и образования.

Помимо ренессансной культуры и вызванных ею изменений мощным фактором перехода к новому типу цивилизации стали «Великие географические открытия.

Вслед за географическими открытиями началась конкиста: завоевание новых земель. Португальцы устремились устанавливать свое господство в Америке, Индии, Индонезии; испанцы приступили к завоеванию Южной Америки. ФранцияиАнглия позднее вступили на этот путь, начав колонизацию Северной Америки.

В новые земли устремились тысячи конкистадоров и колонистов, миссионеров и негоциантов. В Старый Свет были направлены потоки золота и серебра, неизвестных прежде продовольственных товаров: маиса, картофеля, какао, шоколада и др. Последние позволили снять проблему голода. Приток же драгоценных металлов вызвал резкий рост цен, породивший панику в Европе. В росте цен объявлялись повинными итальянские ломбарды, евреи и даже ведьмы. Прокатилась волна еврейских погромов и сожжений ведьм. Дело же заключалось в том, что в XVI в. стали устанавливаться мировые цены на золото и серебро, которые оказались ниже, чем прежние цены на драгоценные металлы в Старом Свете, где технология их добычи была крайне дорогостоящей. Новые цены на золото и серебро привели к переоценке всех товаров, за каждую единицу которых теперь пришлось выкладывать большее количество золотых и серебряных монет. Последующие историки это явление порой называли «революцией цен».

Еще одним фактором обновления европейского общества в XVI в. стала Реформация. Обычно под Реформацией понимают изменения в церковной организации, отделение от католической церкви протестантской церкви, буржуазной по смыслу. При этом деятели Реформациине ставили своей задачей создание нового церковного и общественного устройства; они ориентировались на идеалы раннехристианской, евангельской общины, которую наделяли атрибутами равенства, свободы, братства. Реформаторыотвергали церковную иерархию, абсолютное верховенство папы римского, требовали введения выборности священников; они не признавали догматов католицизмао чистилище, переизбытствующей благодати, приводивших к практике купли-продажи индульгенций, к перераспределению национальных богатств в пользу католического духовенства во главе с папой римским; реформаторы выступали против почитания икон, мощей святых, святынь, против совершения таинств, считая все это пережитками магии и идолопоклонства; они требовали введения богослужения на национальных языках, перевода Библиина национальные языки и признание за верующими права свободного понимания текста Священного писания, без авторитарного контроля римских теологов.

Уже в первой половине XVI в. сформировались четыре направления европейской Реформации, или протестантизма лютеранство, цвинглианство, кальвинизми англиканство.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1509 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2212 - | 2047 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.