Ответ: Что касается языка, то нет проблемы в том, чтобы сказать: "Этот человек мушрик малым ширком" и говорится так в арабском языке.
Однако не говорится на него "Мушрик" в шариатском смысле слова, который содержит ахкамы (недействительность поклонений, запрещённость мяса, которое он зарезал, запрещенность делать дуа за него, недействительность никяха и другие), потому что, несмотря на схожесть в языке и некоторую схожесть по сущности (наличие приобщения сотоварища) – шариат разделил между малым ширком и большим, точно также, как разделил между малым куфром и большим, и между малым зульмом и большим, малым лицемерием и большим. Как это разъяснено в соответствующем месте.
И то же самое касается называния человека лицемером за совершение вещей, являющихся малым лицемерием (лицемерие в делах).
И будет верным сказать в этом вопросе, что со стороны языка нет проблемы называть такого человека "мушриком малым ширком", однако при условии, что остальные присутствующие являются обладателями знания и поймут, что речь идёт о малом ширке и что это не обязует такфир[54], в противном же случае это запрещается, так как будет приводить к фитне и дозволению запрещённой крови и имущества.
А Аллах знает лучше.
Исследование: Относительно "Цепочного такфира"
(Такфир того, кто не сделал такфир того, кто не сделал такфир кафира)
Нет сомнения в том, что цепочный такфир является нововведением му'тазилитов и подобных им,
Сказал Абу Хусейн аль Малятый:
" А что касается того, за что делают такфир му’тазилиты Багдада му’тазилитам Басры, то это их слово относительно сомневающегося и сомневающегося в том, кто сомневается, смысл этого в том, что му’тазилиты басры и багдада а также и все люди Кыблы нет между ними разногласия в том, что кто сомневается относительно кафира, тот является кафиром, ведь у сомневающегося относительно кафира нет имана, ведь он не отличает куфра от имана, так что нет между всей уммой, будь то му’тазилиты или же другие, разногласия в том, что сомневающийся в куфре кафира есть кафир, затем добавили му’тазилиты Багдада к тому, что сказали му’тазилиты Басры, что сомневающийся в сомневающемся, и сомневающийся в этом сомневающемся и так бесконечно, что все они кафиры, и что путь их такфира такой же, как и путь первого, и сказали му’тазилиты Басры – первый сомневающийся кафир, потому что он сомневается в куфре, а второй сомневающийся, который сомневается относительно того, кто сомневается - не является кафиром, однако он фасик, потому что он не сомневался в куфре, однако засомневался лишь в сомневающемся, становится ли он кафиром из за своего сомнения или же нет, поэтому его положение не такое же в куфре, как положение сомневающегося, и точно также у них сомневающийся в сомневающемся и сомневающийся в нём и сомневающийся в этом до бесконечности все они являются фасиками, кроме первого сомневающегося, он по их мнению кафир, и их мнение лучше, чем мнение му’тазилитов Багдада»
(Ат Танбиху ва Рродду ‘аля Ахли ль Ахваъи ва ль Бида’, 1 том, 40)
И сказал АбдульКъахир аль Багдадий:
«И утвердил Аль Мирдар также, что тот, кто считает возможным видеть Аллаха глазами без вопроса «Как?» является кафиром, и сомневающийся в его куфре тоже кафир, и точно также сомневающийся в сомневающемся, и так до бесконечности»
(Аль Фаркъу бейна ль Фиракъ, 1 том, 152)
А также сказал:
А что касается мурджиитов кадаритов, как Аби Шамр и Ибн Шубейб и Гъайлян и Солих Къубба, они разногласят относительно Имана и сказал Ибн Мубшир: «Иман это познание и признавание Аллаха Всевышнего и того, что пришло от Него, в том, на чём объединилась умма, как молитва, закят, пост и хадж и запрещение мертвечины и крови, а также мяса свиньи и половая близость с махрамами, и подобное этому а также то, что познаётся разумом из правильности Имана и Таухида и отрицания ташбиха (уподобления от Аллаха), и под разумом он подразумевает своё мнение о предопределении, а под Таухидом подразумевает отрицание от Аллаха Всевышнего Его совершенных качеств.
И сказал: «Все это есть иман, и сомневающийся в этом – кафир, и сомневающийся в сомневающемся тоже кафир, и так бесконечно»
Сказал Абу ль Хасан аль Аш’арий:
«И передал Мухаммад ибн Шубейб и Аббад ибн Сулейман от Аби Шамра, что он говорил, что Иман это познание Аллаха и признавание того, что пришло от Аллаха, и познание справедливости, то есть это его мнение о предопределении, именно то, на что пришёл ясный текст, или же то, что познаётся разумом, из того, в чём утверждение справедливости Аллаха и отрицание уподобления и Таухид Аллаха и всё это и есть Иман, и знание об этом есть Иман, а сомневающийся в нём – кафир, и сомневающийся в сомневающемся до бесконечности кафир.»
(Макъалят аль Ислямия, глава высказываний мурджиитов)
Также он сказал:
И сказала вторая группа, из них сподвижники Аби Шамра, что они делают такфир тому, кто отвергает их слово относительно предопределения и Таухида, и делают такфир сомневающемуся в сомневающемся».
(См. там же)
А что касается такфира того, кто не делает такфир кафира, без цепочки и бесконечности, то есть два подхода в этом вопросе: один из них – подход людей Сунны, другой из них – подход нововведенцев.
Что касается подхода людей Сунны:
То он заключается в том, что кто не делает такфир явного кафира, после того, как узнал, что посланник пришёл с его такфиром, или отворачивается от этого или убегает или упорствует – попадает под ясные тексты, обязующие такфир упорствующего, отвернувшегося и отвергающего, поэтому становится обязательным делать ему такфир, вынося на него хукм Аллаха и Его посланника, и тот, кому разъяснилось это его положение [55], и он избегает его такфира или отворачивается от него – сам становится кафиром.
Сказал Имам Ибн аль Вазир, да помилует его Аллах:
"И нет сомнения в том, что кто сомневается в куфре поклоняющихся идолам – обязательно делать ему такфир, а также (обязательно делать такфир) тому, кто не делает ему такфир, и единственная причина ('илля) этого – то, что он отрицает неизбежно известное из религии (ма'люмун мина ддийни би Ддарура).
(Ар Роуду ль Басим, 2 том, 162 стр.)
А что касается подхода нововведенцев, то они делают такфир любому, кто не делает такфир, независимо от того, узнал ли он, что посланник пришёл с такфиром этого человека или же нет, и сделали такфир частью Таухида в поклонении, и ложность этого слова разъяснена достаточным образом в других местах.
Также нововведенцы делают такфир за любое разногласие в вопросах, связанных с "Ля иляха илля Ллах", и это опровергаемо наличием многих разногласий среди ученых в вопросах, которые связаны с "Ля иляха илля Ллах":