Лечение лихорадки строится с учётом требований этиотропного, патогенетического и симптоматического принципов. Однако, необходимо помнить, что повышение температуры тела при лихорадке имеет адаптивное значение, заключающееся в активации комплекса защитных, приспособительных и компенсаторных реакций, направленных на уничтожение или ослабление патогенных агентов.
Этиотропное лечение
Этиотропное лечение направлено на устранение и/или прекращение действия пирогенного агента.
При инфекционной лихорадке проводят противомикробную терапию. При этом антибиотики, сульфаниламидные препараты, антисептики и другие средства применяют с учётом чувствительности к ним возбудителей.
При лихорадке неинфекционного происхождения принимают меры по: – прекращению попадания (или введения) в организм пирогенных веществ (цельной крови или плазмы, вакцин, сывороток, белоксодержащих веществ и т.п.) и –удалению из организма источника пирогенных агентов (например, некротизированной ткани, содержимого абсцесса, опухоли).
Вне зависимости от происхождения первичного пирогена, возможно проведение мероприятий по торможению синтеза и эффектов действия лейкоцитарных пирогенов (ИЛ1, ИЛ6, ФНО-α, ИФН и других).
Патогенетическая терапия
Патогенетическая терапия имеет целью блокаду ключевых звеньев патогенеза и как следствие – снижение чрезмерно высокой температуры тела. Это достигается: – торможением продукции, предотвращением или уменьшением эффектов веществ, образующихся в нейронах центра терморегуляции под влиянием лейкоцитарных цитокинов, ПгЕ, цАМФ, приводящих к активации механизмов теплопродукции. Для этого применяют блокаторы синтеза Пг – ацетилсалициловую кислоту (аспирин) и другие НПВС или производное пиразола – амидопирин; – снижением избыточной теплопродукции путём подавления интенсивности окислительных реакций. Последнее может быть достигнуто, например, путём применения препаратов хины.
Проведение жаропонижающей терапии необходимо лишь тогда, когда наблюдается или возможно повреждающее действие гипертермии на жизнедеятельность организма; – при чрезмерном (гиперпиретическом) повышении температуры тела; – у пациентов с декомпенсированным СД или недостаточностью кровообращения;– у новорождённых, детей грудного возраста и пожилых лиц с несовершенной системой терморегуляции организма.
При лихорадке инфекционного генеза проведение жаропонижающей терапии требует веского обоснования, поскольку показано, что антипиретические средства снижают эффективность фагоцитоза, иммунных реакций, увеличивают длительность инфекционных процессов, частоту осложнений.
Симптоматическое лечение
Симптоматическое лечение ставит задачу устранить тягостные и неприятные ощущения и состояния, усугубляющие статус пациента. При лихорадке к таким симптомам относятся сильная головная боль, тошнота и рвота, боль в суставах и мышцах («ломка»), аритмии сердца. При наличии этих и других подобных признаков применяют соответствующие медикаментозные и немедикаментозные средства (обезболивающие, транквилизаторы, кардиотропные и другие).
Пиротерапия
Искусственная гипертермия (пиротерапия) в медицине применяется с давних времён. В настоящее время лечебная пиротерапия применяется в сочетании с другими воздействиями медикаментозного и немедикаментозного характера. Различают общую и местную пиротерапию.
Общую пиротерапию проводят путём воспроизведения лихорадки с помощью очищенных пирогенов (например, пирогенала или веществ, стимулирующих синтез эндогенных пирогенов). Умеренное повышение температуры тела при лихорадке стимулирует адаптивные процессы в организме: –специфические и неспецифические механизмы системы ИБН (при некоторых инфекционных процессах: сифилисе, гонорее, постинфекционных артритах); – пластические и репаративные процессы в костях, тканях и паренхиматозных органах (при их деструкции, повреждении, дистрофиях, после хирургических вмешательств).
Местную гипертермию per se, а также в комплексе с другими методами лечения, воспроизводят для стимуляции регионарных механизмов защиты (иммунных и неиммунных), репарации и кровообращения. Регионарную гипертермию индуцируют при хронических воспалительных процессах, эрозиях и язвах кожи, подкожной клетчатки, а также при отдельных разновидностях злокачественных новообразованиях.
В онкологии гипертермию применяют в связи с несколькими её возможными противоопухолевыми эффектами: – торможение митозов (особенно в S‑фазе) в опухолевых клетках. Экспериментально показано, что повышение температуры клеток карциномы с 43 до 44 °C уменьшает их выживаемость в 1,5–2 раза; – денатурация мембранных белков, ЛП и многих ферментов бластомных клеток, что сочетается с их гипергидратацией и разрушением; – увеличение в ткани опухоли глутатиона, повреждающего ДНК опухолевых клеток; – повышение вязкости крови и нарушение микрогемоциркуляции в сосудах опухоли, нарастание в ней гипоксии, ацидоза, гиперосмии, снижающих жизнеспособность опухолевых клеток; – потенцирование эффектов химио‑, радио‑ и иммунотерапии.
Гипотермические состояния