Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Душа и ее положительный настрой




Представьте себе на мгновение знакомую ситуацию: пси­хотерапевта просят определить факторы, мотивирующие поведение клиента. Клиент вместе с психотерапевтом пу­тешествует по своему внутреннему миру, изучая пласты биологических, психологических и культурных влияний. Но самые глубинные желания и мотивы вскроются тог­да, когда будет достигнут уровень души. Возьмем в каче­стве примера мать семейства, которой движет подлинная забота о других. Она никуда не может деться от легиона зависящих от нее людей, которые изнуряют ее своими бесконечными требованиями и со временем начинают больше зависеть от нее, чем от самих себя. И если это тревожит ее, то решение не в том, чтобы она уменьшила свои заботы. Это заденет ее самые глубинные душевные побуждения; она будет сопротивляться, и права в этом. Решение проблемы — научить ее так заботиться о дру­гих, чтобы они при этом становились сильнее. Тогда она станет свободнее и сможет уделить больше внимания са­мой себе. Бесполезно идти против потребностей своей Души; работая с ними, можно получить удивительные результаты, иллюстрацией которых и послужит следую­щая история.

 
 


Д: Ко мне на консультацию пришел Терри, юноша 18 лет. Учась в последнем классе средней школы, он перестал посещать занятия, несмотря на то что ему оставалось лишь сделать и показать в классе i выполненные домашние задания. Мать называла его ле­нивым, равнодушным и слабым. Она была алкоголичкой в стадии ремиссии и отказалась принять участие в кон­сультировании Терри. Я спросил мальчика: «Сколько времени вы обеспечиваете семью вместе?» Его глаза под длинными волосами расширились от недоверия. «Отку­да вы знаете?» Как старший из четверых детей, он помо­гал своим братьям и сестрам выжить рядом с пьющей матерью. Весь этот последний год он прогуливал, чтобы отомстить ей. «Не говорите ей, что мы делаем. Я ненави­жу ее всю, до самых кишок. Я хотел хотя бы так бросить ей упрек». Тогда я сказал: «Ты решил пристыдить ее, про­гуливая школу, но это бьет по тебе больнее, чем по ней. Можно ли найти выход из сложившейся ситуации, не рискуя при этом своим будущим?» И он решил эту про­блему: дождавшись последнего школьного дня, вернул­ся в школу и представил домашние задания за все полу­годие; потом он появился в школе еще раз — на церемо­нии вручения аттестатов, не говоря при этом матери ни слова. Потом он рассказывал: «Здорово было видеть, как она вылупила глаза, когда я шел через сцену. Я не такой дурак, чтобы портить себе из-за нее жизнь».

При первобытно-общинном строе побуждения необыкновенной сыновней души были предметом заботы специальных людей, за эмоциональным развитием мальчика заботливо следили, его поощряли и почитали. Если мальчик был робок и погружен в мир собственных мыслей, чувств и грез, его могли назвать «Тот, Который Смотрит Внутрь». Вероятно, он не был самым отважным среди соплеменников, но, когда воин племени бывал подавлен или чувствовал смятение, он мог прийти к «Тому, Кото­рый Смотрит Внутрь» за помощью в решении своих про­блем. Это второе «имя» выявляло главные качества мальчика, представляя их в наиболее позитивном и зна­чимом свете. На воинском щите такого человека были изображены символы, отражающие его второе имя, на­пример дерево, орел, лиса или мышь.

Мудрость таких обычаев отвечает и потребностям ро­дителей, живущих в нашу техногенную эпоху. Когда ду­шевные побуждения получают явное признание и воз­можность развития, внутренняя жизнь мальчика и его внешняя жизнь не вступают в противоречие, совмещают­ся, и у него появляется возможность жить в согласии с собой и миром.

Д: Когда я впервые встретил Джона, ему было 13 лет. Я испугался, что вторым его именем бу­дет «Мальчик, Который Идет Против Здравого Смысла Всех Взрослых». Позади у него была длиннейшая цепочка знакомств с инспекторами по делам несовершен­нолетних, адвокатами, консультантами, учителями и со­циальными работниками. Мне пришлось потратить нема­ло времени на создание атмосферы доверия между нами. Только потом я смог сказать ему все, стараясь быть как можно более понятным. Я назвал его «энергичным и силь­ным». И я сказал ему: «Когда ты захочешь, ты двигаешь горы. Единственная твоя беда в том, что ты строишь из них баррикады на своей дороге, вместо того чтобы убирать с пути. Вот почему ты вынужден бывать в таких мес­тах, как мой терапевтический кабинет, и общаться с людь­ми, похожими на меня, одно присутствие которых тебе ненавистно. Ты ведь очень хочешь, чтобы мы исчезли из твоей жизни?» Впоследствии это стало у нас присказкой: Ну и какую же гору ты поставил на своем пути за эту неделю, а какую убрал с дороги?» Со временем Джон научился избегать ненужных неприятностей и строить жизнь, больше подходящую ему по вкусу. Он все еще очень уклончив и хитер. Но сейчас «Тот, Который Дви­гает Горы» поступает в юридическую школу. Молите Бога, чтобы вам не встретиться с ним в суде.

Как тронуть его душу

Мальчика глубоко трогает, когда вслух говорят о каче­ствах его души. Если это не простое «приклеивание эти­кеток», но признание и благословение, его душа радует­ся и расцветает. Слово «психология» состоит из двух корней: «психе», что означает «душа», и «ология», что значит «движение, ход». Это делает значение психоло­гии и ее цель более понятными — «движение души». Именно это движение позволяет нам чувствовать себя живыми, связанными с другими людьми, быть в контак­те с самими собой. Это движение нашего глубинного Я дает нам силы браться за любые задачи.

Очень часто, когда мальчика наказывают за агрессив­ность, невнимательность, неуправляемость, его душа те­ряет себя в постоянной борьбе с биологическими импуль­сами. Поразительно, как успокаивается сын и начинает ощущать себя реальным существом, если ты проводишь с ним время, познаешь его, называешь его глубинные ка­чества, всерьез относишься к его интересам и проблемам. Хотя с виду ему вроде и не всегда хочется выслушивать наши комплименты его душевным качествам, глубоко внутри он готов слушать это несчетное число раз. Обще­ние становится богаче, если мы предоставляем мальчи­ку возможность проявить свои скрытые способности и побуждения. Он испытывает удовлетворение, которое во много раз сильнее биологической потребности в удоволь­ствии.

Сыновья жаждут, чтобы взрослые заметили, что они чувствуют, но не знают, как сказать об этом. Потребуется немало времени, умение смотреть и слушать, множество проб и ошибок, пока вы научитесь правильно распозна­вать грани сыновней души. Нужно столько терпения и внимания, что даже самый настойчивый и спокойный из родителей может не выдержать. Но если нам удается по­нять что-либо правильно, наши сыновья начинают рас­цветать. Мы увидим, как глубоко они тронуты, — это про­явится во взгляде, наклоне головы, выражении радости и ликования. Каждый из нас может припомнить момент, когда сам испытал такое. То мгновение, когда мы вдруг почувствовали себя увиденными, услышанными и поня­тыми. Лучшего чувства нет на свете. Когда мы, матери и отцы, принимаем сторону сыновней души и продолжа­ем обучать их поведению среди людей, дети знают, что их любят так глубоко, как только может один человек лю­бить другого, — вот тогда мы трогаем их души.

Сын. Я хочу стать художником.

Отец. Ты можешь быть художником и вообще кем за­хочешь.

Сын. Я буду художником утром и футболистом пос­ле обеда.

Отец. На самом деле ты просто хочешь делать то, что приносит тебе удовольствие.

Сын. Папа, а ты делаешь то, что приносит тебе удо­вольствие?

Мы не можем блокировать мощные силы физиологии, психологии, культуры и души. Да и не нужно даже же­лать остановить действие этих сил, потому что именно благодаря им мальчики и мужчины осознают себя и чув­ствуют вдохновение. Эти мужские силы служат топли­вом для тех историй, которые рассказывают старики о временах, когда жизнь стоила того, чтобы жить. Карл Шер-ман в своей статье «Бушующие гормоны» пишет, что все в мужчине: его гормоны и опыт, воспитание и ум, жиз­ненные обстоятельства и душевный мир, — все это вмес­те определяет, будет ли мужчина к концу жизни заседать

в парламенте или проведет свои последние годы в тюрь­ме. «С одной стороны, сила тестостерона может выра­жать себя в битве за наркотики или прогнать человека через весь город в стремлении успеть выкупить редкую марку... Важно, что же вы с нею делаете. А что вы с нею в конечном счете делаете, зависит только от вас...»

Во всех известных культурах, за исключением на­шей современной, хорошо осознавали влияние этих че­тырех сил — биологической, психологической, духовной и культурной (историю которой мы расскажем в следу­ющей главе). Древние люди мудро ожидали первого уда­ра тестостерона. Когда мальчик становился неуправляе­мым, трудным в общении, агрессивным и невыносимым, члены общины знали: время пришло. Наступил час пре­вращения мальчика в мужчину.

 

Глава 3 Как добиться успеха





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 276 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2274 - | 2095 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.