Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Почему мы написали эту книгу




Нас часто спрашивают, почему мы написали книгу имен­но о воспитании сыновей. У каждого из нас есть свой от­вет на этот вопрос.

Ж: Я, Жанна, никогда не понимала мужчин. Мой отец, который был человеком любящим, прони­цательным, заботливым, так и остался тайной для меня. Мой брат — очаровательный, остроумный, тол­ковый, душевный и загадочный. Мой муж — товарищ во многих сферах нашей совместной деятельности, но ка­кая-то часть его так и остается недосягаемой, чуждой и не похожей на меня самое. А теперь у меня есть еще и сын, и я часто думаю о том, кто же он. И какой должна быть я — его мать, чтобы наставить его на путь здоровой му­жественности.

Мои взаимоотношения с мужчинами были и ужасны, и восхитительны, и все же немного более ужасны, чем восхитительны. Женское движение как бы разрешило мне ругать мужчин и возмущаться «патриархатом». Поз­же при поддержке других женщин я научилась видеть в себе женщину, гордиться своей женской натурой и, ко­нечно, избавилась от своей ненависти к мужчинам. Рабо­та в экологическом движении помогла мне понять, что обвинять мужчин в сегодняшнем состоянии мира — это лишь полдела. Мы все должны нести ответственность за те условия жизни, которые достанутся в наследство на­шим детям.

Именно это чувство, что пора мужчинам и женщинам понять друг друга, чтобы оздоровить нашу планету, и при­вело меня вместе с мужским движением к этой работе. По всей стране мужчины начинают поддерживать друг дру­га, как делали это в 60-х годах женщины, чтобы понять наконец, что же такое мужчина в современном мире. Мне посчастливилось быть свидетельницей этой отважной борьбы и услышать рассказы нескольких таких мужчин. Они помогли мне понять уникальность мужского пути к мужественности, и я им благодарна за это. Я решила пи­сать эту книгу вместе с мужем Доном, чтобы мой сын мог расти свободным и превратиться в самого прекрасного мужчину, каким, естественно, он и является.

Д: Когда я, Дон, достиг совершеннолетия — а бы­ло это как раз на пике движения за освобожде­ние женщин, — у меня был идеал мужчины, ка­ким я, по предположению, должен стать — дружелюбным, осознающим свои собственные чувства и понимающим чувства других. Но вскоре я заметил странную тенден­цию: у меня были женщины-друзья, но никогда не было свиданий. Большинство женщин, которых я знал, встре­чались с мужчинами более жесткими, более уверенными в себе, нежели я, а иногда даже более настойчивыми и аг­рессивными. То, что я называю «чувствительным мужчи­ной», по сути, является мужчиной пассивно-агрессив­ным, который не говорит, что он чувствует, не настаива­ет на своем и говорит «да», когда на самом деле хочет сказать «нет». Женитьба и рождение сына загнали меня в угол. И я стал искать другие пути. Я не хотел, чтобы сын рос, не имея перед собой сильного отцовского примера.

Раньше, пытаясь определить, что такое мужественность, я смотрел на женщин. Теперь я начал искать других муж­чин. Именно тогда я обнаружил ту мощную мужскую силу, которая есть во мне и в каждом мужчине. Оставленная без внимания, она может стать разрушительной; воспи­танная до зрелости, она несет в себе жизнь. Поворотным пунктом для меня стал момент, когда мой врач д-р Гари Джордан сказал: «Дон, вот что значит быть мужчиной». Я был потрясен. Нашелся мужчина, который верил, что есть на свете уникальные мужские задачи — быть сильным и чувствительным и поступать так, как считаешь нужным. Мы совсем не похожи на женщин. Мы из дру­гого теста. Я обнаружил, что у меня, как у мужчины, есть важное призвание и роль в этой жизни, что пришло вре­мя понять это, жить с этим и дать этому определение для современного мира. Именно эта задача и подвигла меня, вместе q моей женой Жанной, говорить прямо и резко о воспитании сыновей. В воспитании мальчика есть су­щественные отличия, и эти отличия имеют свою цель — вырастить мужчину.

 

Глава 2 Из чего же сделаны наши мальчики?

Из конфет и пирожных,

Из сластей всевозможных —

Вот из этого сделаны девочки.

Из колючек, ракушек,

Из зеленых лягушек —

Вот из этого сделаны мальчики1.

Старинный детский стишок

Когда наш сынок был маленьким, для него подходила первая «сладкая» строка этого детского стихотворения. Но где-то с четырех лет он стал совсем другим. Он вроде все еще оставался сладеньким, нежным и милым (боль­шую часть времени), но какая-то суровость уже прорас­тала в нем, крепло осознание своей важности, права на то, чтобы с ним считались. В минуты, когда его представле­ния не совпадали с нашими (например, когда мы считали, что пора прекратить играть), мы наталкивались на ярост­ную бурю, принявшую обличье маленького мальчика.

И сейчас, в пять лет, наш сын продолжает поражать нас своей свирепостью. Ошеломленные и обескуражен­ные, мы смотрим на него и думаем: «Что же нам теперь делать?!» Потом мы начинаем рассуждать: кто же этот ребенок, такой большой и такой агрессивный? Только вче­ра он был счастлив, когда его щекотали, обнимали, носи­ли на руках. Кто этот мальчик-мужчина, который стоит перед нами, такой непокорный и удивительно мудрый? Какие странные силы так изменили его?

1 Перевод С. Маршака.

 

Чтобы понять, из чего «сделаны» мальчики, мы долж­ны посмотреть, что же их формирует: мощные физио­логические силы, уникальные мужские психологические задачи и мрачный, темный, загадочный мир мужской души.

 

Биологическая сила

Биологически мальчиков приводит в действие наркотикоподобный гормон, один из тех, что оказывают са­мое мощное из известных миру влияний на поведение. Именно эта сила делает мальчиков агрессивными и за­ставляет их побеждать любой ценой. Она вынуждает их крушить мебель, бить лампочки, и нам, родителям, при­ходится радоваться тому, что у нас есть хороший дом, здоровье и автомобильная страховка. Крохотная капля этого мощного вещества в течение очень краткого пе­риода заставляет самого маленького, самого слабого сам­ца в группе обезьян бросать вызов вожаку, находяще­муся на троне. Бывший до этого изгоем, он не только выигрывает борьбу, но и продолжает властвовать и пра­вить целой группой: самками, малышами и другими самцами. Тот же самый стимул превращает шаловливо­го девятилетнего человечка в четырнадцатилетнего «не­вероятно неуклюжего» подростка. От зачатия до зрелос­ти эта сила заставляет тело и мозг ребенка принимать мужские формы. И все вследствие действия гормона те­стостерон.

Мужская программа

Хотя, возможно, трудно себе представить, что наш шес­тимесячный милый и ласковый сынок находится под влиянием этой мощной силы, тестостерон уже работает, обеспечивая внутреннее превращение мальчика в муж­чину. Не забывайте, что каждый мальчик растет со своей собственной скоростью: он развивается в строгом соответствии с заложенной в него программой, определяю­щей его пол, формы тела и оказывающей влияние на его темперамент. Физиологически он развивается у нас на глазах, независимо от того, что мы, родители, делаем. Это чудо нам неподвластно, как, впрочем, и самому ребенку. Он вырастает в мужчину, что изначально предопределе­но гормонами.

Давайте вместе совершим небольшой экскурс в био­логию, чтобы пролить некоторый свет на то, как это про­исходит. Как все мы знаем, гормоны представляют собой продукты, вырабатываемые железами внутренней секре­ции (щитовидной, поджелудочной, гипофизом, тиму­сом, яичниками у женщин и яичками у мужчин). Все они находятся под контролем биологического разума, у которого есть четкий план развития каждого мальчи­ка. И у мальчиков, и у девочек есть основные половые гормоны — тестостерон и эстроген, но у мальчиков боль­ше тестостерона, а у девочек более высок уровень эстро­гена. Различие в их соотношении и стратегическом рас­писании выброса и обусловливают уникально женский или уникально мужской тип развития.

Разум, ответственный за программу развития, действу­ет на уровне генетического кодирования. Нашим сыно­вьям эти инструкции приносятся Y-хромосомой. Все эм­брионы начинают жизнь как создания женского пола, поэтому в течение первых недель после оплодотворения Y-хромосома выполняет важную миссию — сигнализи­ровать выработку тестостерона, который изменит биоло­гический шаблон с женского на мужской. С этого момен­та ребенок становится мальчиком. Первая часть програм­мы выполнена. Слишком часто мы забываем о том, какое это чудо, когда маленький кусочек недифференцирован­ной плоти вырастает в прекрасное и жизнеспособное мужское существо. Вот цель мужской программы.

В настоящее время ведутся глубокие исследования на предмет выявления различий между мужчинами и женщинами. Камилла Бенбау и Юлиан Стенлей, исследова­тели из Университета Джона Хопкинса, провели изуче­ние более десяти тысяч детей и встретили бурное сопро­тивление, когда заявили, что различия между полами, вне всякого сомнения, имеют биологическую основу. Бенбау говорит: «Я пятнадцать лет искала объяснение этих различий в условиях воспитания и получила нуле­вой результат. Тогда я отказалась от этой позиции... Мы уже начали получать свидетельства того, что при двух одинаково приемлемых (валидных) подходах к пробле­ме — через слова и через образы — женщины обычно вы­бирают слова, а мужчины идут через образы».

Исследование мозга, осуществленное доктором фи­лософии Роджером Горски, пионером эндокринологии, выявило значимые различия в структуре мозга мальчи­ков и девочек. Эти вариации могут объяснить различия в высших мозговых функциях, таких, как память, вооб­ражение, контроль над телом, и в том, как мужчины и женщины думают, чувствуют, действуют и воспринима­ют окружающий мир. Мужчина, например, склонен сна­чала зафиксировать проблему, чтобы рассмотреть взаи­моотношения с супругой или подругой позже, тогда как большинство женщин анализируют взаимоотношения по ходу дела. Мужчины склонны сосредоточиваться на одной проблеме или задаче в каждый момент времени (как на яблочке мишени) и смотреть на все остальные обстоятельства своей жизни как на помехи, отвлекаться на которые не стоит. Женщины фокусируются на цели, но держат в уме и широкую картину поля действия.

Некоторые исследователи в области биологии, психо­логии и социологии подвергают эти открытия сомнению. И на то есть свои причины. Исследования по различию полов, проводившиеся в XIX веке, были использованы для того, чтобы доказать неспособность женщин к иной роли в мире, кроме роли матери и хозяйки дома. Сюзанна Дэвис пишет: «Антропологи, биологи и другие исследователи использовали все — от размеров мозга до аппети­та, чтобы оправдать викторианское представление о муж­чинах как о более умных, настойчивых и, следовательно, имеющих больше политических прав, чем "слабый пол V. Затем маятник качнулся в другую сторону, к убеждению в том, что существенных биологических различий (за ис­ключением репродуктивной функции) между мужчинами и женщинами нет. Эта группа исследователей доказыва­ла, что развитие тех качеств, которые мы считаем чисто мужскими или чисто женскими, определяется условия­ми семейного воспитания и культурной социализации. Это давнее расхождение мнений относительно того, что важнее — наследственность или среда, известно как спор о «природе и воспитании».

Истина же в том, что на развитие мужчины и женщи­ны влияют многие факторы. Физиологически женщины и мужчины вынуждены маршировать под ритм совер­шенно разных гормональных циклов, обусловливающих различие установок, форм тела и стиля общения. Все су­щество мальчика вибрирует в ритме тестостерона.

Как мы уже знаем, первый выброс тестостерона зас­тавляет плод действовать по мужской программе. Другой мощный выброс — на шестом месяце беременности— зна­менует собой начало второго этапа развития. Затем уро­вень секреции тестостерона снижается до начала пубер­тата, когда выработка этого мощного гормона повыша­ется в 10-20 раз по сравнению с его обычным уровнем у девочек. И снова уровень тестостерона и начало пубер­тата у разных мальчиков не совпадают. Неудивительно, что мальчик-подросток не может ходить, не натыкаясь на предметы, нуждается в более длительном сне, легко вы­ходит из себя, становится угрюмым и не может сосредо­точиться на работе. Он сталкивается с поразительными, часто пугающими, но всегда мощными последствиями изменений: рост волос на теле, увеличение мускулов, восьмикратное увеличение полового члена, огрубение го­лоса, обогащение фантазий и грез и пробуждение инте­реса к сексу.

Этот тестостероновый натиск приносит с собой отрав­ляющее ощущение силы и непобедимости. Подросток чув­ствует, что он может все. Матери знают, как трудно бы­вает понять в это время своего ребенка. Отцы на себе чув­ствуют, как трудно с ним общаться. Он весь во власти мужской программы биологического развития.

Годам к двадцати резкие колебания уровня тестосте­рона стабилизируются, если мужчина не болен и не ос­лаблен физически. Есть доказательства того, что уровень тестостерона может временно повышаться, если он ну­жен мужчине для решительных действий: когда сам муж­чина или его любимая в опасности, когда он рассержен или участвует в соревнованиях. Но никогда больше по завершении пубертата мы не увидим значительного уве­личения продукции гормонов во имя создания сильного, здорового взрослого мужского тела.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 258 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2276 - | 2203 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.