В условиях перестройки и перехода народного хозяйства на рыночные отношения, а также центробежных процессов в стране VI пленум ВЦСПС (сентябрь 1989 г.) принял решение о целесообразности образования самостоятельного руководящего органа профсоюзов РСФСР, которого с 1924 г. не существовало, а его функции выполнял ВЦСПС. В России не было, за единичным исключением, и республиканских комитетов отраслевых профсоюзов. Учредительный съезд профсоюзов РСФСР, представлявший 77 млн. членов профсоюзов и прошедший в два этапа: в марте и сентябре 1990 г., назвал новый центр Федерацией независимых профсоюзов РСФСР. С 1991 г., после распада СССР, он стал называться Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР). В названии подчеркнут принцип независимости профсоюзов, независимости от органов государственной власти, политических партий и различных общественных объединений. Но только не от объединяемых профсоюзных организаций и наемных работников труда.
В последнее десятилетие ХХ века, когда Россия очутилась в эпицентре событий, связанных с крушением социалистического лагеря и сменой парадигм общественно-политического развития страны, Федерация независимых профсоюзов России оказалась перед дилеммой – включаться в политический процесс или дистанцироваться от него. Вопреки старой теории нейтральности профсоюзов, было избрано первое. ФНПР с 1990 г. по 1993 г. в условиях приватизации предприятий и возродившейся массовой безработицы развернула полемику с работодателями и властями за сохранение социальных гарантий трудящимся, провела масштабные общероссийские акции протеста. В них приняли участие: в апреле 1991 г. 26 млн. чел., а в октябре – 11 млн. В октябре 1992 г. прошла массовая акция под лозунгом «Повернуть реформы лицом к человеку труда!». Весенние и осенние дни коллективных действий ФНПР организовывала ежегодно.
Использовались и другие формы участия профсоюзов в политической жизни страны. В 1995 г. по инициативе ФНПР возникло общероссийское общественно – политическое движение «Союз труда». В его уставе в качестве главной цели было обозначено участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления путем выдвижения кандидатов и организации предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. То есть, «Союз труда» должен был сделать то, что по избирательному законодательству профсоюзы не могли делать напрямую сами – представлять интересы наемных работников в законодательных органах власти.
К декабрьским выборам 1995 г. в Государственную Думу профсоюзы заключили с Промышленной партией предвыборный альянс под названием «Профсоюзы и промышленники России – Союз труда» и тремя актуальными «за»: зарплата, занятость, законность. Однако это явилось принципиальной ошибкой. В условиях трудных для наемных работников экономических реформ позиция профсоюзов, вставших на одну платформу с работодателями, вызвала отторжение избирателей, и альянс потерпел поражение, набрав чуть больше 1,5 % голосов. В девяностые годы социально- экономического кризиса, роста массовых невыплат зарплаты люди труда вообще теряли уважение и доверие к государству, политическим партиями и профсоюзам. И пусть и временный, альянс расценивался рабочими как некое предательство их интересов. Результаты поражения впоследствии анализировались ФНПР, были извлечены уроки и сделаны выводы.
Осенью 1998 г. Федеральный Совет «Союза труда» принял решение выступить коллективным учредителем создаваемой Общероссийской политической общественной организации «Отечество» для дальнейшего с ней взаимодействия и участия в выборных кампаниях. Принятое на втором съезде «Отечества» решение об объединении с политической организацией «Вся Россия» и создании предвыборного блока определило вхождение в этот блок и «Союза труда». В заявлении председателя Федерального совета Союза А.К. Исаева декларировалась готовность «сотрудничать со всеми, кроме тех, кто вверг страну в разруху». Этот «радикализм» региональными отделениями был воспринят неоднозначно. В постановлении Федерального Совета «Союза труда» от 31 марта 1999 г. отмечено, что некоторые региональные отделения и их руководители самоустранились от конкретной практической работы по взаимодействию с региональными отделениями ОПОО «Отечество», а некоторые даже вошли в другие региональные отделения общественно-политических организаций.
Выборы в Государственную Думу 1999 г. для профсоюзов оказались более успешными, укрепили их уверенность в собственных силах. Профсоюзные активисты баллотировались в качестве кандидатов в депутаты по одномандатным округам, где их хорошо знали и высоко ценили их авторитет, по спискам разных партий и движений, что еще раз показало идеологический разброс профсоюзных работников и активистов. Подобную тактику сотрудничества с разными политическими партиями профсоюзы проводили и в период выборной кампании в состав Думы IV созыва.
Вопрос о создании политических (общественно-политичес- ких) организаций внутри ФНПР был и остается спорным. Люди, не разбирающиеся в тонкостях выборного процесса, ставят знак равенства между ФНПР и «Единой Россией», главным образом, по причине вхождения «Союза труда» в «Отечество», а «Отечества» в последующем – в «Единую Россию». На Учредительном съезде ОПОО «Отечество» 19 декабря 1998 г. Председатель Федерального Совета ООПД «Союз труда» А.К. Исаев сказал: «Мы должны преодолеть искушение стать партией власти».
Однако сложившаяся общественно-политическая ситуация вскоре продиктовала другое решение. Поскольку «Единая Россия», в состав которой вошло «Отечество», стала партией власти, отпала необходимость в таком политическом крыле ФНПР как «Союз труда». Опасения союза остаться политически невостребованным, послужившие основной причиной вхождения, практически оправдали себя. Кроме того, новое законодательство о политических партиях не допускало существования общественно-политических движений типа «Союза труда», и он постепенно стал сворачивать свою деятельность.
Весной 2006 г. «Союз труда» формально прекратил свое существование. Его лидер А.К.Исаев стал депутатом Государственной думы Федерального собрания России и возглавил в ней межфракционную группу «Солидарность», состоящую из депутатов – работников профсоюзов и им сочувствующих. Вскоре он был избран заместителем Председателя ФНПР (на общественных началах) и у Федерации появилась реальная возможность конструктирного сотрудничества с политическими партиями через их фракции в Госдуме в интересах профсоюзов.
И хотя многообразие политических пристрастий привело к тому, что возникающие, как грибы после дождя, политические партии, общественно-политические и неполитические объединения больше заботились о своих организационных перипетиях, нежели о решении конкретных социально-экономических проблем наемных работников, в новых политических реалиях отказ профсоюзов от взаимодействия с этими организациями означал бы уход в сектантство. А оно увело бы ФНПР от статуса субъекта политики к статусу объекта, который не подразумевает действенного влияния на принятие управленческих решений в интересах наемных работников.
Важно понимать, что важнейшие для профессиональных союзов проблемы (минимальный размер оплаты труда, социальное страхование, пенсионное обеспечение, цены на товары первой необходимости, налоги и т.д.) решаются на законодательном уровне политическими партиями, имеющими фракции в Государственной Думе.