Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Истоки и становление белорусской государственности




 

Проблема истоков белорусской государственности является одной из самых актуальных и обсуждается как в научной среде, так и среди общественности. Наиболее острая полемика находится в плоскости решения таких вопросов, как исторические корни белорусской государственности, а также какое значение имело вхождение белорусских земель в состав Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи, и, наконец, в СССР.

Первый период в истории становления белорусской государственности связан с эпохой Киевской Руси (IX-XIII вв.). Прежде всего культурообразующим и консолидирующим фактором для всех восточных славян стало принятие Киевской Русью христианства (988 г.). Истоки белорусской государственности восходят к образованию Полоцкого, Туровского и Смоленского княжеств.

Они представляли собой переходную форму от родоплеменного строя к классовому, а значит, к политической организации общества. Центрами этих княжений становились города с соответствующими укреплениями, а сами княжества стали называться по своему главному городу. Другими словами, княжества являлись первоначальной формой территориально-политических образований, которые принято определять как протогосударства. Они характеризуются, с одной стороны, наличием публичной власти, отделенной от основной массы населения (князь, бояре, местная знать), аппарата принуждения (княжеская дружина, тюрьма), налогообложения, а с другой – неразвитостью институтов власти, отсутствием писанного законодательства, внутренней замкнутостью сообщества.

«Белорусские» протогосударства имели восточнославянский этнический характер, а к концу Х в. они уже были объединены и политически под началом славянизированного, к тому времени, варяжского рода Рюриковичей (около 980 г. новгородский князь Владимир из рода Рюриковичей уничтожив мужскую линию самостоятельной полоцкой династии женившись на последней её представительнице Рогнеде, присоединил эти земли к Киевской Руси).

Консолидации данного раннефеодального государственного объединения способствовало и принятие христианства, инициированное всё тем же Владимиром в 988г. Однако это била раннефеодальная федерация земель-княжеств, объединённая схожим княжеско-вечевым политическим строем, кровным родством правящих князей и православной верой. Таким образом, древнерусская государственность стала точкой, из которой берёт начало белорусская, украинская и российская государственность, соответственно, идеи уважения интересов и консолидации восточнославянских народов не являются чуждыми для государственной идеологии белорусского государства на современном этапе.

Следующий этап развития белорусской государственности связан с созданием и развитием Великого княжества Литовского (XIII –XVIвв.) – полиэтнического государства во главе с балтской славянизированной династией и древнебелорусским государственным языком. Именно тогда на стыке западноевропейской (католическо-протестантской) и восточноевропейской (православной) ветвей христианской культуры зарождается белорусская народность. Великое княжество Литовское, оставаясь в своей основе православным восточнославянским государством, эволюционизировало по пути конституционной парламентской монархии, явив Европе первые попытки создания Конституций – Статуты ВКЛ – последний из которых действовал на территории Беларуси с 1588 по 1840 гг.

Великие князья Литовской Руси берут на себя функцию продолжения традиций разорванного древнерусского геополитического пространства. Великолитовские князья видели свои стратегические цели и интересы полностью тождественными целям и интересам киевских князей. В. Ляскоронский обратил внимание на тождество путей, какими совершал свои походы Витовт, с теми, какие известны по половецким походам князей киевских. На этом основание он и заключил, что «Витовтовы походы – это органическое наследие предыдущей жизни русской земли».

В виде славяно-православного наследия (нынешние белорусы и украинцы) поднималась та сила, которая могла стать не только продолжением Древнерусского государства, но и правопреемницей бывшей мощи Восточно-Римской империи. Но этому геополитическому проекту так и не суждено было воплотиться в жизнь, как впрочем, и тому, что литовские князья не смогли объединить под «знаком Виленской погони» всю восточную Европу. Великий поход на Восток и Юг сменился политикой обороны. «Не белорусское Вильно, а российская Москва объединила под своей властью народы великих просторов восточно-европейской равнины», писал Л. Акиншевич.

Следующий этап развития белорусской государственности связан с историей Речи Посполитой, возникшей в 1569 году в результате подписания Люблинской унии. Новое государство по сути своей представляло федерацию или даже конфедерацию Короны Польской и ВКЛ.

Период вхождения белорусских земель в состав Речи Посполитой имел все же исключительно важное значение для самоидентификации белорусов как славяно-русского этноса, для осознания ими своего общерусского происхождения, для своей цивилизационной самоидентификации и последующего политического самоопределения. Решающим обстоятельством в этом процессе было то, что Речь Посполитая как государство менее всего ориентировалось на развитие белорусов в качестве самобытного народа. Более того, оно делало все для того, чтобы стереть из памяти белорусов их славяно-русскую этническую принадлежность. Этот процесс приобрел особенно угрожающий характер после заключения в 1596 году Брестской церковной унии, поставившей своей целью полное ополячивание и окатоличивание коренного населения. Именно в это время большинству белорусов, равно как и малороссов, окончательно становится ясно, что для своего самосохранения как общности, для своего дальнейшего истрического развития необходимо вернуться к своим общерусским корням и воссоединится с русским народом в одном государстве.

Что касается белорусского содержания в Речи Посполитой, то оно, как пишет М. Бич, было утрачено еще во второй половине XVII века. «Это произошло в результате ополячивания национальной аристократии, крупной и средней шляхты, которые в погоне за сословными привилегиями и свободами, за власть в Речи Посполитой отреклись от родного языка, культуры и, в конце концов, слились с польскими феодалами «у адзiны народ шляхетны». Существование белорусского этноса ими не признавалось. Белорусский язык и культуру государство не защищало… Показательно, что вопрос о белорусской государственности ни в какой форме не ставился в ходе восстания против царизма в 1794 году».

Исключительно важный период в развитии белорусской общности связан с вождением территории ее проживания в состав Российского государства. Это произошло в результате трех разделов Речи Посполитой 1772, 1793 и 1795 гг. Для белорусов это было поистине судьбоносное событие. К концу XVIII столетия та культура, которая бурно развивалась на белорусских землях во времена Киевской Руси и Великого княжества Литовского, едва теплилась, а старобелорусский язык после его запрета в 1696 году польскими властями и вовсе был уже мертв. Под угрозой исчезновения оказался и сам белорусский этнос.

Поэтому воссоединение белорусов с родственным русским народом в одном государстве стало актом спасения самой белорусской общности и последовавшего затем возрождения ее самобытной, славянорусской в своей сущности, культуры.

Вместе с тем трансформация белорусского геополитического пространства и включение его в российский организм носила сложный, во многом неоднозначный, противоречивый характер. В конце XVIII – начале XIX Россия значительно расширяет свои территории, как в результате военных действий, так и за счет мирных договоров. Но в отличие от колониальных государств Европы, где четко разграничивались права и обязанности метрополии и колонии, в российском государстве на новые территории распространялись российские законы и эти земли непосредственно входят в ее состав. Это же касалось и белорусского пространства. Невозможно найти убедительных доказательств, обосновывающих положение белорусских земель в составе Российской империи как объекта колониальной эксплуатации. Наоборот, русификаторство, точнее, располячивание как раз и способствовало формированию и развитию элементов национального духа белорусов. О стремлении уничтожить «все белорусское» речь не шла. «Обрусение Белоруссии» понималось исключительно как очищение территорий от полонизма во всех его формах.

С другой стороны, российское правительство не учло или не захотело учесть тот очевидный факт, что в состав России с Запада влился не просто этнический материал, населявший эту территорию, а народ, являвшийся носителем такой же цивилизационной идентичности, формировавшейся на протяжении предыдущих столетий, как и великорусский.

Как бы то ни было, вхождение Белой Руси в состав Российской империи имело исключительно положительное значение для развития белорусского народа и становления его государственности. Именно в этот период впервые в истории белорусов как особой общности сложились предпосылки не для реставрации Великого княжества Литовского, а для создания собственно белорусской государственности.

Вопрос практического создания белорусской национальной государственности встал в повестку дня для общественно-политической жизни Беларуси одновременно с падением самодержавия и распадом Российской империи.

После Октябрьской социалистической революции ускоряется процесс национально-государственного самоопределение Беларуси. Вначале создаётся Белорусская Народная Республика (25 марта 1918г. – Третья Уставная грамота), однако, это государство существовало в зоне германской оккупации и не признавалось оккупационными властями. К концу 1918г. белорусы-большевики добились от правительства Советской России права на создание белорусской социалистической государственности. 1 января 1919г. была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика (первоначально Советская Социалистическая Республика Беларусь).

Именно с БССР, с завоеваниями в интересах трудящихся связано развитие белорусской государственности вплоть до распада Союза Советских Социалистических Республик в 1991г. Ликвидация массовой неграмотности и превращение республики в интеллектуально развитое государство, преодоление технической отсталости и превращение в индустриальную республику, победа над нацизмом и сохранение идей гуманизма в качестве основы европейской цивилизации, выход на международную арену в кагорте стран-основателей Организации Объединённых Наций – всё это достижения белорусской социалистической государственности.

Однако по справедливому утверждению Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко «сформировать идеологические основы суверенного независимого государства в этот период мы не смогли. Мы были частью великого, огромного государства...». Поэтому многие проблемы национально-культурного, экономического и политического порядка, накопившиеся в рамках Советского Союза пришлось разрешать в условиях первого суверенного демократического правового белорусского государства – Республики Беларусь.

Период 1991-1994гг. характеризовался жёсткой борьбой за власть между представителями различных идеологий, которые предусматривали различные варианты развития белорусского государства. В этой борьбе можно выделить как сторонников старого строя, возврат к которому был невозможен, так и сторонников кардинальной ломки системы социализма без сохранения элементарных гарантий прав трудящихся и форсированного создания экономических, политических и социальных основ капиталистического общества, также были сторонники постепенной трансформации социальной и экономической системы Беларуси в рыночных условиях, но без полного отрицания роли государства как гаранта порядка и законности, экономических прав и свобод граждан.

Все эти силы были заинтересованы в введении поста Президента, который мог определить доминирующую линию развития белорусского государства несмотря на кардинальные разногласия, царившие в высшем законодательном органе страны – Верховном Совете. После принятия Верховным Советом 15 марта 1994г. Конституции Беларусь из парламентской республики превратилась в президентскую.

Несмотря на серьёзное противостояние политических сил в условиях трансформации экономики, современное белорусское государство не отказалось от опыта прошлых лет и стремиться собрать воедино богатое прошлое в интересах сильной, демократической, образованной, процветающей Беларуси и существенную роль в этом процессе сыграл первый Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко. «Политики будут приходить и уходить (такова жизнь), а курс политического и социально-экономического развития сохранится. Так происходит во всех цивилизованных странах».

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3453 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2486 - | 2179 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.