Проблема истоков белорусской государственности является одной из самых актуальных и обсуждается как в научной среде, так и среди общественности. Наиболее острая полемика находится в плоскости решения таких вопросов, как исторические корни белорусской государственности, а также какое значение имело вхождение белорусских земель в состав Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи, и, наконец, в СССР.
Первый период в истории становления белорусской государственности связан с эпохой Киевской Руси (IX-XIII вв.). Прежде всего культурообразующим и консолидирующим фактором для всех восточных славян стало принятие Киевской Русью христианства (988 г.). Истоки белорусской государственности восходят к образованию Полоцкого, Туровского и Смоленского княжеств.
Они представляли собой переходную форму от родоплеменного строя к классовому, а значит, к политической организации общества. Центрами этих княжений становились города с соответствующими укреплениями, а сами княжества стали называться по своему главному городу. Другими словами, княжества являлись первоначальной формой территориально-политических образований, которые принято определять как протогосударства. Они характеризуются, с одной стороны, наличием публичной власти, отделенной от основной массы населения (князь, бояре, местная знать), аппарата принуждения (княжеская дружина, тюрьма), налогообложения, а с другой – неразвитостью институтов власти, отсутствием писанного законодательства, внутренней замкнутостью сообщества.
«Белорусские» протогосударства имели восточнославянский этнический характер, а к концу Х в. они уже были объединены и политически под началом славянизированного, к тому времени, варяжского рода Рюриковичей (около 980 г. новгородский князь Владимир из рода Рюриковичей уничтожив мужскую линию самостоятельной полоцкой династии женившись на последней её представительнице Рогнеде, присоединил эти земли к Киевской Руси).
Консолидации данного раннефеодального государственного объединения способствовало и принятие христианства, инициированное всё тем же Владимиром в 988г. Однако это била раннефеодальная федерация земель-княжеств, объединённая схожим княжеско-вечевым политическим строем, кровным родством правящих князей и православной верой. Таким образом, древнерусская государственность стала точкой, из которой берёт начало белорусская, украинская и российская государственность, соответственно, идеи уважения интересов и консолидации восточнославянских народов не являются чуждыми для государственной идеологии белорусского государства на современном этапе.
Следующий этап развития белорусской государственности связан с созданием и развитием Великого княжества Литовского (XIII –XVIвв.) – полиэтнического государства во главе с балтской славянизированной династией и древнебелорусским государственным языком. Именно тогда на стыке западноевропейской (католическо-протестантской) и восточноевропейской (православной) ветвей христианской культуры зарождается белорусская народность. Великое княжество Литовское, оставаясь в своей основе православным восточнославянским государством, эволюционизировало по пути конституционной парламентской монархии, явив Европе первые попытки создания Конституций – Статуты ВКЛ – последний из которых действовал на территории Беларуси с 1588 по 1840 гг.
Великие князья Литовской Руси берут на себя функцию продолжения традиций разорванного древнерусского геополитического пространства. Великолитовские князья видели свои стратегические цели и интересы полностью тождественными целям и интересам киевских князей. В. Ляскоронский обратил внимание на тождество путей, какими совершал свои походы Витовт, с теми, какие известны по половецким походам князей киевских. На этом основание он и заключил, что «Витовтовы походы – это органическое наследие предыдущей жизни русской земли».
В виде славяно-православного наследия (нынешние белорусы и украинцы) поднималась та сила, которая могла стать не только продолжением Древнерусского государства, но и правопреемницей бывшей мощи Восточно-Римской империи. Но этому геополитическому проекту так и не суждено было воплотиться в жизнь, как впрочем, и тому, что литовские князья не смогли объединить под «знаком Виленской погони» всю восточную Европу. Великий поход на Восток и Юг сменился политикой обороны. «Не белорусское Вильно, а российская Москва объединила под своей властью народы великих просторов восточно-европейской равнины», писал Л. Акиншевич.
Следующий этап развития белорусской государственности связан с историей Речи Посполитой, возникшей в 1569 году в результате подписания Люблинской унии. Новое государство по сути своей представляло федерацию или даже конфедерацию Короны Польской и ВКЛ.
Период вхождения белорусских земель в состав Речи Посполитой имел все же исключительно важное значение для самоидентификации белорусов как славяно-русского этноса, для осознания ими своего общерусского происхождения, для своей цивилизационной самоидентификации и последующего политического самоопределения. Решающим обстоятельством в этом процессе было то, что Речь Посполитая как государство менее всего ориентировалось на развитие белорусов в качестве самобытного народа. Более того, оно делало все для того, чтобы стереть из памяти белорусов их славяно-русскую этническую принадлежность. Этот процесс приобрел особенно угрожающий характер после заключения в 1596 году Брестской церковной унии, поставившей своей целью полное ополячивание и окатоличивание коренного населения. Именно в это время большинству белорусов, равно как и малороссов, окончательно становится ясно, что для своего самосохранения как общности, для своего дальнейшего истрического развития необходимо вернуться к своим общерусским корням и воссоединится с русским народом в одном государстве.
Что касается белорусского содержания в Речи Посполитой, то оно, как пишет М. Бич, было утрачено еще во второй половине XVII века. «Это произошло в результате ополячивания национальной аристократии, крупной и средней шляхты, которые в погоне за сословными привилегиями и свободами, за власть в Речи Посполитой отреклись от родного языка, культуры и, в конце концов, слились с польскими феодалами «у адзiны народ шляхетны». Существование белорусского этноса ими не признавалось. Белорусский язык и культуру государство не защищало… Показательно, что вопрос о белорусской государственности ни в какой форме не ставился в ходе восстания против царизма в 1794 году».
Исключительно важный период в развитии белорусской общности связан с вождением территории ее проживания в состав Российского государства. Это произошло в результате трех разделов Речи Посполитой 1772, 1793 и 1795 гг. Для белорусов это было поистине судьбоносное событие. К концу XVIII столетия та культура, которая бурно развивалась на белорусских землях во времена Киевской Руси и Великого княжества Литовского, едва теплилась, а старобелорусский язык после его запрета в 1696 году польскими властями и вовсе был уже мертв. Под угрозой исчезновения оказался и сам белорусский этнос.
Поэтому воссоединение белорусов с родственным русским народом в одном государстве стало актом спасения самой белорусской общности и последовавшего затем возрождения ее самобытной, славянорусской в своей сущности, культуры.
Вместе с тем трансформация белорусского геополитического пространства и включение его в российский организм носила сложный, во многом неоднозначный, противоречивый характер. В конце XVIII – начале XIX Россия значительно расширяет свои территории, как в результате военных действий, так и за счет мирных договоров. Но в отличие от колониальных государств Европы, где четко разграничивались права и обязанности метрополии и колонии, в российском государстве на новые территории распространялись российские законы и эти земли непосредственно входят в ее состав. Это же касалось и белорусского пространства. Невозможно найти убедительных доказательств, обосновывающих положение белорусских земель в составе Российской империи как объекта колониальной эксплуатации. Наоборот, русификаторство, точнее, располячивание как раз и способствовало формированию и развитию элементов национального духа белорусов. О стремлении уничтожить «все белорусское» речь не шла. «Обрусение Белоруссии» понималось исключительно как очищение территорий от полонизма во всех его формах.
С другой стороны, российское правительство не учло или не захотело учесть тот очевидный факт, что в состав России с Запада влился не просто этнический материал, населявший эту территорию, а народ, являвшийся носителем такой же цивилизационной идентичности, формировавшейся на протяжении предыдущих столетий, как и великорусский.
Как бы то ни было, вхождение Белой Руси в состав Российской империи имело исключительно положительное значение для развития белорусского народа и становления его государственности. Именно в этот период впервые в истории белорусов как особой общности сложились предпосылки не для реставрации Великого княжества Литовского, а для создания собственно белорусской государственности.
Вопрос практического создания белорусской национальной государственности встал в повестку дня для общественно-политической жизни Беларуси одновременно с падением самодержавия и распадом Российской империи.
После Октябрьской социалистической революции ускоряется процесс национально-государственного самоопределение Беларуси. Вначале создаётся Белорусская Народная Республика (25 марта 1918г. – Третья Уставная грамота), однако, это государство существовало в зоне германской оккупации и не признавалось оккупационными властями. К концу 1918г. белорусы-большевики добились от правительства Советской России права на создание белорусской социалистической государственности. 1 января 1919г. была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика (первоначально Советская Социалистическая Республика Беларусь).
Именно с БССР, с завоеваниями в интересах трудящихся связано развитие белорусской государственности вплоть до распада Союза Советских Социалистических Республик в 1991г. Ликвидация массовой неграмотности и превращение республики в интеллектуально развитое государство, преодоление технической отсталости и превращение в индустриальную республику, победа над нацизмом и сохранение идей гуманизма в качестве основы европейской цивилизации, выход на международную арену в кагорте стран-основателей Организации Объединённых Наций – всё это достижения белорусской социалистической государственности.
Однако по справедливому утверждению Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко «сформировать идеологические основы суверенного независимого государства в этот период мы не смогли. Мы были частью великого, огромного государства...». Поэтому многие проблемы национально-культурного, экономического и политического порядка, накопившиеся в рамках Советского Союза пришлось разрешать в условиях первого суверенного демократического правового белорусского государства – Республики Беларусь.
Период 1991-1994гг. характеризовался жёсткой борьбой за власть между представителями различных идеологий, которые предусматривали различные варианты развития белорусского государства. В этой борьбе можно выделить как сторонников старого строя, возврат к которому был невозможен, так и сторонников кардинальной ломки системы социализма без сохранения элементарных гарантий прав трудящихся и форсированного создания экономических, политических и социальных основ капиталистического общества, также были сторонники постепенной трансформации социальной и экономической системы Беларуси в рыночных условиях, но без полного отрицания роли государства как гаранта порядка и законности, экономических прав и свобод граждан.
Все эти силы были заинтересованы в введении поста Президента, который мог определить доминирующую линию развития белорусского государства несмотря на кардинальные разногласия, царившие в высшем законодательном органе страны – Верховном Совете. После принятия Верховным Советом 15 марта 1994г. Конституции Беларусь из парламентской республики превратилась в президентскую.
Несмотря на серьёзное противостояние политических сил в условиях трансформации экономики, современное белорусское государство не отказалось от опыта прошлых лет и стремиться собрать воедино богатое прошлое в интересах сильной, демократической, образованной, процветающей Беларуси и существенную роль в этом процессе сыграл первый Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко. «Политики будут приходить и уходить (такова жизнь), а курс политического и социально-экономического развития сохранится. Так происходит во всех цивилизованных странах».