Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒуховные ценности и традиции белорусского народа




 

Ћюба€ идеологи€, а тем более идеологи€ молодого развивающегос€ государства, способна стать мощным интегративным фактором общественной жизни страны только в том случае, если она обогащаетс€ духовным опытом народа. ќна становитс€ действенной в той мере, в какой соответствует своеобразию исторического опыта народа, его традици€м, усто€вшимс€ формам жизни, обыча€м и социально-нравственным ценност€м, которые выработаны на прот€жении дес€тилетий и столетий. ¬месте с тем она должна быть вписана не только в национальный, но и в мировой социально-культурный контекст, нести в себе единство национального и общечеловеческого содержани€.

—тержневое положение в свойственной дл€ каждого народа своеобразной динамике специфических (национальных) и общих духовно-нравственных и мировоззренческих элементов занимают выработанные этим народом на прот€жении веков ценности жизни. »менно в них сконцентрировано, закреплено и передаетс€ из поколени€ в поколение все то, что отшлифовано и собрано на прот€жении многовекового опыта народа, что выдержало испытание временем, что составл€ет духовный оплот общественного сознани€ страны и индивидуального сознани€ и самосознани€ каждого гражданина.

ќгромна€ значимость ценностей как существенных элементов идеологической системы определ€етс€ тем, что они в концентрированном виде несут в себе не только опыт исторического прошлого, но и фиксируют желаемую перспективу будущего, благодар€ чему люди вид€т социальную реальность лучше, четче, глубже, а также дальше, в более или менее отдаленной перспективе. Ѕлагодар€ этому повышаетс€ организованность, активность и эффективность индивидуального и коллективного действи€.

¬ структуру духовных ценностей белорусского народа вход€т:

1. общечеловеческие ценности;

2. общеслав€нские ценности;

3. ценности восточного слав€нства;

4. духовные ценности белорусов.

ѕроблеме общеслав€нских духовных ценностей удел€л внимание ¬. —оловьев. ¬ слав€нской душе, в отличие от западной рациональной ментальности, он видел соединение €зычества (мифологизм), христианства (мудрость) и европейского мышлени€ (рационализм). —лав€нский менталитет впитал в себ€ христианскую традицию, предполагающую уважение к власти, служение ќтечеству, чувство долга, соборность (духовное единение), веру в идеал, стремление к св€тости, добродетели. ÷енности западной цивилизации предполагают опору на протестантскую этику, в основе которой лежит стремление к личному обогащению, а, следовательно, - напористость, прагматизм, расчетливость.

Ќар€ду с общеслав€нскими ценност€ми значительное вли€ние на формирование белорусской ментальности оказали ценности восточного слав€нства, в частности, русского народа. ќсобенност€м русского характера посв€щено немало исследований. Ќ. Ѕерд€ев в очерке Ђќ власти пространства над русской душойї отмечал, что русский человек подвержен давлению огромной страны, внутри которой он не видит границ, отчего происход€т духовные метани€ в поисках формы, следствием которых €вл€етс€ смирение перед необъ€тной ширью, недостаток инициативы. ќсобенность ментальности русских исходит из географического расположени€ –оссии на стыке двух цивилизаций: западной и восточной. — этим св€зана амбивалентность, двойственность русской души. ¬ русском характере нашли причудливое сочетание слав€нский, византийско-православный и ордынский (татаро-монгольский) компоненты. ѕрисутствие последнего принесло в ментальность русского народа радикализм, агрессивность, основанную на иррациональном стремлении к свободе и про€вл€ющуюс€ в бунтах, революци€х, деспотизме и безбожии, порой доход€щего до откровенного богохульства. Ќапротив, православна€ составл€юща€ внесла в русский характер смирение, покорность, св€тость, аскетизм, отречение от себ€ и служение обществу, идее, Ѕогу.

—реди фундаментальных традиционных ценностей белорусского народа несомненной приоритетностью обладает ценность –одины. »менно вследствие этого поэтизаци€ Ђјйчыныї, Ђсвайго краюї представл€ют собой сквозную тему и устойчивую идейно-патриотическую традицию как белорусского народного фольклора, так и всей национальной культуры и искусства. ¬сем гражданам нашей страны пам€тны и близки строки народного песнера якуба  оласа: Ђћой родны кут, €к ты мне мiлыї или слова из песни ¬. јловникова Ђ–адзiма ма€ дарага€, красуйс€ и вечна жывiї.

ѕостижение универсальной значимости ќтчизны возникает у человека первоначально как ощущение и чувство личной принадлежности к ней, а затем как все более крепнущее осознанное признание неотрывности от нее. “ак совершаетс€ понимание индивидом своей родовой сущности, утверждение осознанности своей принадлежности к своему народу.

—войственна€ белорусскому национальному сознанию и самосознанию живительна€ иде€ патриотизма, высочайшей ценности –одины, органично св€зана с присущей ему ориентированностью на всемерное укрепление в повседневной жизни начал общинности, соседской взаимопомощи и коллективизма. Ўирокое распространение и народное признание в XVI Ц XX вв. в Ѕеларуси приобрела знаменита€ Ђгромадаї, €вл€юща€с€ основным социально-территориальным, социоземельным и социокультурным общинным объединением жителей деревни. — одной стороны, Ђгромадаї была неофициальной демократической организацией, котора€ складывалась исторически по соседским признакам и вызывалась необходимостью совместного труда, жизни и быта. ¬ этом своем качестве она выполн€ла функции защиты интересов кресть€нина перед государством, землевладельцами, соседними общинами. ќсобенно рельефно эта функци€ про€вл€лась в кооперативно Ц благотворительной де€тельности: содержание шкльных помещений, опека над храмами, проведение календарных земледельческих обр€дов, организаци€ праздников, социальный контроль за поведением сельчан и т.д. — другой стороны, Ђгромадаї имела статус официально признанной государственными власт€ми организации, существование которой соответствовало интересам правительства и землевладельцев в сборе налогов, осуществлении гражданских повинностей, реализации коллективной ответственности за поведение односельчан перед государством и т.д.

ќдной из самых отличительных черт белорусского народа €вл€етс€ его глубока€ приверженность идеалам гуманизма и демократизма. ‘ормирование этих идеалов общественной жизни белорусов были важнейшими достижени€ми в развитии белорусской культуры периода ¬еликого кн€жества Ћитовского. √уманизм как идаел жизни белорусов того времени свое наиболее полное воплощение нашел в творчестве Ќикола€ √усовского, в частности в его лучшем произведении Ђѕесни о зубреї. ¬ нем поэт изложил свое гуманистическое кредо: все его содержание отличаетс€ глубокой верой автора в человека де€тельного, гармонически развитого, духовно и физически совершенного. ќбращают на себ€ внимание социально-политические убеждени€ Ќикола€ √усовского Ц гуманистические по своей глубинной сути и имеющие непреход€щее значение.

ѕоэт близок современному читателю своей гор€чей приверженностью миру, дружбе и единению народов. ѕроизведение Ќикола€ √усовского Ц это воплощенный в поэтическую форму глубоко гуманистический трактат, пафосом которого €вл€етс€ идеи справедливого правлени€, социального мира и счасть€ простых людей. ¬се симпатии поэта на стороне широких народных слоев, причину же их бед он видит в несправедливой политике правителей. —ледует также отметить гуманистическое понимание √усовским своей ответственности как поэта пред народом. √ражданским долгом писател€ он считает просвещение и пробуждение самосознани€ и достоинства народа.

Ќа прот€жении всей истории белорусского народа гуманистический идеал служил белорусам в качестве их путеводной звезды. Ќыне он получил свое закрепление в следующих строках 2-ой статьи конституции –еспублики Ѕеларусь: Ђ„еловек, его права, свободы и гарантии их реализации €вл€ютс€ высшей ценностью и целью общества и государстваї.

ƒемократизм Ц принцип политической жизни, состо€щий в прин€тии самим народом решений относительно общих дел и в подчинении всем этим решени€м. ѕриверженность идеи народовласти€, стремление утверждать правовые формы общественной жизни белорусы про€вл€ют во все периоды своей истории. Ёта традици€ уходит своими корн€ми в глубь истории древних слав€н. Ђ—лав€не и анты не управл€ютс€ одним человеком, но издревле живут в демократии, и поэтому у них счастливые и несчастливые дела решаютс€ сообщаї, - пишет византийский историк VI в. ѕрокопий. —вое дальнейшее развитие народное правление получает в жизнеде€тельности ѕолоцкого, “уровского и других кн€жеств, в социально-политической мысли и в государственно-правовых институтах ¬еликого кн€жества Ћитовского.

ќтечественные мыслители периода ¬еликого кн€жества Ћитовского много внимани€ удел€ли теоретическому осмыслению идеи народовласти€, правильных форм организации государственной жизни. ¬ своих теоретических изысках они опирались как на собственные, так и на западноевропейские духовно-культурные традиции. »м были хорошо известны учение о государстве јристотел€, политико-правовые идеи ÷ицерона и других европейских мыслителей. ѕо оценкам исследователей, среди их наследи€ первенствующа€ роль принадлежит трем эпохальным произведени€м Ц это предислови€ ‘ранциска —корины к Ѕиблии –усской, —татуты ¬еликого кн€жества Ћитовского и трактат јндре€ ¬олана Ђќ политической, или гражданской свободеї.

√лавный вклад —корины в формировании гуманистического и демократического идеалов общественной жизни белорусов состоит в том, что он впервые в восточнослав€нской культурной традиции познакомил своих соотечественников на их родном €зыке с замечательным пам€тником мировой культуры Ц Ѕиблией.  ак и другие мыслители ¬озрождени€, он видел в библейских книгах произведени€ человеческого, пусть и боговдохновенного, разума и считал своим долгом сделать их доступными человеку дл€ самосто€тельного изучени€.

»здание Ѕиблии на €зыке само по себе становилось мощным фактором раскрепощени€ его сознани€ и демократизации общественной жизни. –еализовав данную задачу, —корина стал самым €рким представителем гуманистического и демократического направлени€ в отечественной, да и в восточнослав€нской в целом, общественной мысли.

ѕолитико-правовые взгл€ды јндре€ ¬олана также демократичны по своей сути. ¬ главном его труде Ђќ политической и гражданской свободеї центральное место занимает анализ естественных прав люде, проблемы свободы, равенства и справедливости. ¬ажнейшим прирожденным свойством человека ¬олан считал стремление к свободе. ћыслитель подробно анализирует услови€ свободы человека и одновременно высказывает положение о возможности превращени€ свободы в свою противоположность, что и подтвердила истори€ –ечи ѕосполитой, где одним из факторов такого процесса стали чрезмерные шл€хетские вольности.

ѕоставленна€ и разработанна€ отечественными мыслител€ми иде€ демократической организации общественной жизни последовательно воплощалась политико-правовой практике. Ќаивысшей своей юридической формы она достигает в —татутах ¬еликого кн€жества Ћитовского 1529, 1566 и 1588 гг. — вступлением в действие первого —татута началс€ новый этап в развитии отечественной и правовой культуры, суть которой Ц формирование правового государства. ќсновополагающей идеей —татутов €вилась иде€ верховенства закона.

ќдной из важнейших традиционных ценностей белорусского народа €вл€етс€ доброжелательность. ќна представл€ет собой свойственное отдельной личности или целой социальной общности (национальной, территориальной, социокультурной и т.п.) желание добра другому человеку, другому народу, про€вление участи€, расположени€, поддержки другим люд€м. “ак в народе с удовлетворением воспринимают доброжелательную улыбку, доброжелательное отношение, доброжелательную поддержку каких-либо новых начинаний и дел.

¬ традиционной дл€ белорусского народа ценности доброжелательности есть немало общих элементов с толерантностью. “олерантность Ц такое социальное качество личности или социальной группы, которое характеризует отношение к другому человеку, другой культуре или религии как к равнодостойному собеседнику, партнеру. ќна предполагает сознательное подавление по€вл€ющегос€ в определенных услови€х чувства непри€ти€, отторжени€, вызванного тем, что знаменует в другом человеке, другой культуре или €зыке что-то существенно отличающеес€ от того, что свойственно мне и моей культуре. “олерантность включает в себ€ настроенность на взаимопонимание с другим человеком (другими людьми, другой культурой, религией), на доброжелательный диалог с ними, на признание и уважение их права на отличие. ¬ ней синтезирован исторический опыт свойственных белорусскому народу веротерпимости, эмпатии (дружественных посылов по отношению к другим люд€м), постижени€ эмоционального состо€ни€ другого человека участливым сопереживанием с ним.

¬ажно подчеркнуть, что понимание и терпимость к чужой точке зрени€ или к иным политическим, религиозным, научным убеждени€м не предполагает отказа от критической оценки или от собственных убеждений и жизненных позиций. ќсобенно желательна и необходима толерантность в тех сферах общественной жизни, где отсутствуют четкие критерии оценки и доказательности каких-либо взгл€дов и жизненных позиций, будь то вопросы религиозной веры, художественных вкусов, политических предпочтений, моральных убеждений или национальных традиций.

”бедительным свидетельством глубокой укорененности принципов толерантности в самосознании белорусского народа €вл€етс€ распространенное среди его большинства убеждение, что каждый народ имеет неотъемлемое право сохран€ть и развивать свой родной €зык, культуру, обычаи, традиции, уклад жизни, своеобразие религиозных верований.

—реди традиционных ценностей, характерных дл€ белорусского народа, существенную роль играет самоуважение и независимость личности. ¬ обычной разговорной речи под самоуважением понимаетс€ свойственное личности осознание своего собственного достоинства и стремление к воспри€тию этого достоинства другими людьми. —амоуважение может занимать в модели самосознани€ и прит€заний индивида либо доминирующее положение (личность с высоким самоуважением), либо второстепенное место (личность, котора€ во взаимодействии с другими людьми готова пойти на унижение собственного достоинства в угоду узко понимаемых интересов, целей и т.п.). ¬ народном менталитете белорусов бесспорным приоритетом обладает первый вариант в трактовке самоуважении, в нем высоко ценитс€ стремление человека к утверждению своей независимости, своего гражданского достоинства.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-04; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 758 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„то разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Ќаполеон ’илл
==> читать все изречени€...

687 - | 609 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.