Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности социокультурного пространства Беларуси




 

Особенность и во многом уникальность социокультурного пространства Беларуси обусловлены ее геополитическим расположением на самых западных рубежах русско-православной цивилизаций. Территория Беларуси стала местом столкновения двух политических дискурсов, обусловивших появление и долговременное существование культурного конфликта на территории Беларуси. И. Кончевский в этой связи в начале 20 века писал: «Беларусь от 10 века и до сих пор фактически является полем борьбы двух направлений… – западного и восточного… Колебания между Востоком и Западом и искренняя непринадлежность ни к тому, ни к другому является основной чертой белорусского народа».

Выработанный в этих условиях тип политической культуры белорусов заключается в стремлении к достижению и сохранению общественного согласия. При этом согласие трактуется как самоценность, некий табуированный символ, который не может быть разрушен. Основными признаками этой культуры является неприятие конфликтов и противоречий, стремление к стабильности, неприятие радикализма и открытой оппозиции.

Наряду с этим, конфликт двух цивилизационных начал отражает столкновение двух исторических типов политической культуры, определяющих содержание политического пространства, – социо-центристского (восточного) и персоно-центристского (западного), которые одновременно присутствовали в социокультурном контексте Беларуси, определяя его амбивалентность. В этом контексте легко объясняется еще одна черта социокультурного пространства Беларуси. Любая смена режима здесь мгновенно поднимает множество исторически обусловленных вопросов разного масштаба. О трактовке многих событий местной истории. О взаимоотношениях между разными культурными группами населения. О роли государства и права в регуляции тех противоречий, которые могут расколоть регион в случае доминирования какой-либо одной радикальной трактовки его истории и культуры

Это в свою очередь, обуславливает особенность политической культуры белорусов. Местная политическая традиция, которая в состоянии обеспечивать выживание на этой территории и прогресс, это культура унии, перманентной консолидации региона в контексте более широких объединительных процессов. Белорусская политическая традиция – это традиция региональная: это стремление объединяться на определенных условиях с сохранением каждым субрегионом своих прав, обязанностей и отличий. Политическая культура белорусов – это, прежде всего культура переговоров об очередной унии или уточнении условий для заключенной унии. Такие исторические события и персоналии, как коронация князей Миндовга и Даниила, Кревская и Люблинская уния, вся история правления Ягеллонов и даже сегодняшний курс на интеграцию с Россией без потери самостоятельности Беларуси – абсолютно логичны в политической культуре и традиции белорусов.

С точки зрения белорусской политической традиции, совершенно нормально стремиться к объединению, но не к растворению в единой стране. Так были организованы Великое княжество Литовское, Речь Поспалитая и даже отчасти СССР с его союзными республиками. Белорусы умеют мыслить себя в контексте большого целого, культура и традиция белорусов позволяет им находить свое место внутри большого политического и культурного организма, не растворяясь в нем.

Еще одной чертой, характеризующей социокультурное пространство Беларуси, является конформистский тип национальной культуры. Историческая память о частых воинах и оккупациях, вытекающих из геополитического положения страны, сформировала в белорусском этносе свойство, исключительно выигрышное с точки зрения интересов самосохранения белорусов: умение выживать в самых неблагоприятных внешних условиях. Белорусы научились не оказывать видимого сопротивления агрессивной среде, пассивно игнорировать иновлияния при демонстрации внешней лояльности либо ассимилировать их на национальной культурной основе к собственной выгоде. Готовность пойти на допуск деятельности на своей территории разных миссионеров, готовность пойти на церковную унию и массовую смену конфессиональной принадлежности политическим классом и населением во имя победы над каким-то мощным противником – одна из базовых особенностей духовной и политической культуры региона, где находится Беларусь.

Таким образом, социокультурное пространство Беларуси характеризуется столкновением двух разных в цивилизационном отношении политических дискурсов, господством политической культуры унии, конформизма и сохранения общественного согласия как самоценности.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1331 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2286 - | 2112 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.