Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—труктура идеологии белорусского государства и ее компоненты.




»деологи€ белорусского государстваЦ это юридически оформленна€ система идей, идеалов и ценностей, котора€ отражает цели и особенност€м белорусского пути общественного развити€.

Ѕазовые принципы и цели развити€ белорусского государства закреплены в  онституции –еспублики Ѕеларусь, котора€ €вл€етс€ правовой основой государственной идеологии.

—реди наиболее значимых приоритетов идеологии белорусского государства можно выделить:

- государственный суверенитет Ѕеларуси и международное сотрудничество на взаимовыгодных услови€х, интеграци€ с –оссийской федерацией и странами —одружества Ќезависимых √осударств;

- признание человека как высшей общественной ценности и цели государства, обеспечение реальных гарантий, прав и свобод граждан;

- принцип верховенства права;

- народовластие;

- многоукладный, рыночный, социально ориентированный характер экономики страны;

- справедливость, солидарность и партнЄрство в отношени€х между различными социальными группами;

- веротерпимость и свобода совести;

- патриотизм и гражданственность.

‘ундаментальна€ цель Ц сильна€ демократическа€ процветающа€ Ѕеларусь.

—тержневыми ценност€ми идеологии белорусского государства €вл€ютс€: безопасность, благососто€ние граждан, независимость государства.

‘ормой существовани€ политической доктрины идеологии белорусского государства, €вл€етс€ национальна€ иде€. Ѕелорусска€ национальна€ иде€ Ц Ђ—ильна€ и процветающа€ Ѕеларусьї. ќсновным содержанием белорусской национальной идеи €вл€ютс€ такие фундаментальные пон€ти€, как: общечеловеческие и христианские ценности, национально-государственное самосознание, гражданственность, патриотизм, уважение к люд€м других национальностей и конфессий, толерантность, гуманизм, трудолюбие и миролюбие.

 

“ема 2. ќсновные идеологии современности

  1. »деологи€ либерализма и неолиберализма
  2. »деологи€ консерватизма и неоконсерватизма
  3. »деологи€ коммунизма и социализма

»деологи€ либерализма

—тановление буржуазных государств осуществл€лось под знаменем борьбы за идеи и принципы, которые прин€то называть классическим либерализмом (от лат. Ц liberalis Ц свободный). »деологи€ либерализма была исторически первой политической идеологией.

Ћиберализм как самосто€тельное идеологическое течение сформировалс€ на базе политической философии английских просветителей ƒж. Ћокка (1632 Ц 1704), “. √оббса (1588 Ц 1679), ј. —мита (1723 Ц 1790) в конце XVII Ц XVIII в.

—в€зав свободу личности с уважением основополагающих прав человека (права на жизнь, свободу, частную собственность), а также с системой частного владени€, либерализм положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства. ѕоворотным пунктом в развитии либерализма следует считать ¬еликую французскую буржуазную революцию. »менно в это врем€ идеологические принципы либерализма начинают воплощатьс€ в политическую практику.

ќсновные идеи либерализма. ÷ентральное место в идеологии либерализма занимает иде€ индивидуальной свободы и автономии индивидуальной воли. ѕри феодализме личность была полностью подавлена и подчинена существующему социальному пор€дку. ¬ыдающиес€ мыслители того времени критиковали такое положение вещей. ќни утверждали, что общество Ц это механизм, состо€щий из автономных и самореализующихс€ индивидов, и выдвинули и обосновали доктрину естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность. —огласно ей, человек Ц независимый субъект, который сам знает, что дл€ него хорошо и что плохо. ƒж. —. ћилль сформулировал эту мысль в форме следующей аксиомы: Ђ„еловек сам лучше любого правительства знает, что ему нужної, а ƒж. Ћокк писал, что индивид Ђхоз€ин своей собственной персоныї.

¬ целом либеральное мировоззрение с самого начала т€готело к признанию идеала индивидуальной свободы в качестве универсальной цели. Ѕолее того, гносеологической предпосылкой либерального мировоззрени€ €вл€етс€ вычленение человеческой индивидуальности, осознание ответственности отдельного человека за свои действи€ как перед самим собой, так и перед обществом, утверждение представлени€ о равенстве всех людей в своем врожденном, естественном праве на самореализацию.

ѕринцип индивидуализма в идеологии либерализма тесно св€зан с принципом невмешательства. »де€ невмешательства формировалась одновременно и в тесной содержательной св€зи с принципом индивидуализма. ѕоскольку индивид и его де€тельность €вл€ютс€ смыслообразующей основой общества, именно он обладает приоритетом над социальными св€з€ми, а дл€ возможности реализовать этот приоритет он должен обладать достаточным иммунитетом к внешним воздействи€м. Ќи другие индивиды, ни государство, ни общество в целом не должны выходить за свои естественно установленные границы и переходить их, вмешива€сь в жизнь человека.

Ќевмешательство означает ни больше и ни меньше, чем свободу человека сохран€ть собственную особенность, быть самим собой. ƒл€ этого человеку и необходима неприкосновенность его Ђмалого мираї, подпадающего под пон€тие частной жизни. –ечь идет о том, что только этот малый мир определ€етс€ индивидом и представл€ет собой самого индивида в его реализации.

ќдним из центральных положений либерализма €вл€етс€ абсолютна€ ценность человеческой личности и изначальное (Ђот рождени€ї) равенство всех людей. Ёто положение было направлено против феодальных пор€дков, основанных на сословном делении и привилеги€х. ¬ыдвига€ этот тезис, экономически окрепша€ буржуази€ стремилась зан€ть в обществе подобающее ее экономическому могуществу положение. ».  ант, отража€ эти настроени€, отмечал, что человек сам по себе цель и не может быть использован как орудие дл€ достижени€ каких-либо иных целей.

¬ политической области высшей ценностью либералы считают право, провозглашаетс€ свобода, не зависима€ от каких-либо критериев государственного стро€, свобода создани€ всевозможных союзов, партий, ассоциаций, организаций. Ћибералы призывали к ограничению функций государства. √осударству они соглашались оставить лишь функцию поддержани€ общественного пор€дка и внешнюю защиту. «адача государства состоит в том, чтобы регулировать отношени€ между свободными гражданами на основе строгого соблюдени€ законов, которые призваны гарантировать свободу личности, неприкосновенность собственности, равенство всех перед законом и другие права человека и гражданина.

— момента своего возникновени€ либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. —тержнем либеральной политики €вл€етс€ антипати€ к росту и усилению государственной, особенно исполнительно-распор€дительной власти.

¬ экономической области либерализм защищал идеалы свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы, Ђчестной конкуренцииї, осуждал вс€кий протекционизм, выступал против политического вмешательства в экономическую жизнь.

√лавный лозунг, выдвинутый торгово-промышленными кругами Ц Ђсвободы действийї, т.е. полного освобождени€ экономической де€тельности от надзора государства. ѕоследнему отводилась роль Ђночного сторожаї, охран€ющего частную собственность, след€щего за пор€дком и законопослушанием граждан. —ама же частна€ собственность рассматривалась в качестве гаранта и меры свободы. ¬. ‘он √умбольдт писал, что иде€ свободы развиваетс€ только вместе с идеей собственности, и самой энергичной де€тельности люди об€заны именно чувству собственности. ƒж. Ћокк относил частную собственность, нар€ду со свободой и равенством, к числу естественных прав и свобод человека.

¬ социальной сфере либерализм исходит из Ђестественного неравенстваї людей, которые даже при одинаковых услови€х непременно покажут разные результаты. Ќеравенство либералы рассматривали как естественный биологический, социальный и исторический факт, обусловленный неравенством способностей, талантов, трудолюби€ людей. ¬ работах многих представителей классического либерализма равенство противопоставл€лось свободе, а последн€€ отождествл€лась с владением частной собственностью.

 лассический либерализм выдел€ет два типа общественной эволюции: естественную, происход€щую в гражданском обществе и искусственную, насаждаемую государством сверху. Ѕлагополучно обсто€т дела там, где гражданское общество активно, а государство пассивно. ƒемократические режимы функционируют хорошо тогда, когда мотор заложен в самом гражданском обществе, а тормоз Ц в правительстве.  огда же общество лишено внутреннего мотора и его де€тельность стимулируетс€ и направл€етс€ государством, то это пр€мой путь к деспотизму.

¬ духовной сфере провозглашалась свобода волеизъ€влени€ взгл€дов Ц свобода совести, слова, печати, социального и национального самосознани€. Ќо во всех свободах предпочтение отдаетс€ не свободе коллектива, а свободе личности, индивида, что €вл€етс€, с точки зрени€ либералов, наилучшей формой самореализации отдельных индивидов.

Ёти идеи были вз€ты на вооружение частью политической элиты «апада, общественными движени€ми, которые затем конституировались в партии либерального толка. Ќо реализаци€ либеральной модели показала, что, уничтожив сословные привилегии, разделив законодательную, судебную, исполнительную власть, создав правовые гарантии свободы слова, совести, собраний, равенства граждан перед законом, классический либерализм привел к пол€ризации общества, в котором права и свободы становились формальными. —вободные рыночные отношени€ не обеспечивали социальную гармонию и справедливость.

ќграниченные возможности либерализма в сдерживании процессов нарастани€ социального неравенства обнаружил глубокий кризис первой трети ’’ века (1929 Ц 1933гг.), что потребовало известной модернизации либеральной политической доктрины. Ќа смену классическому варианту была выдвинута иде€ нового, или социального, либерализма (неолиберализма). –азработку этой разновидности либерализма св€зывают прежде всего с именами двух английских экономистов: ƒж.ћилл€ и ƒжона  ейнса (1881 Ц 1946). ѕослевоенные дес€тилети€ были св€заны с реализацией его экономической концепции Ђгосударства всеобщего благоденстви€ї.

÷ентральным теоретическим положением кейнсианства €вл€етс€ признание решающей роли эффективного спроса в обеспечении экономического роста.  ейнс обосновал необходимость отказа от Ђгосударства- ночного сторожаї и выступил за регулирование экономического развити€.

»деологи€ неолиберализма

—уть идеологии социального либерализма, или неолиберализма, можно свести к следующим основным положени€м

1. Ќа смену идее о Ђгосударстве- ночном сторожеї, не вмешивающемс€ ни в экономическую, ни в социальную жизнь общества, а лишь гарантирующем его основу- свободу конкуренции, рынок, единые формально-юридические права граждан, индивидуальные свободы, пришла иде€ї государства всеобщего благоденстви€ї. ≈го главные задачи Ц прекращение социальных конфликтов путем поддержани€ наиболее обездоленных, социально незащищенных слоев общества на основе активного вмешательства в экономическую жизнь через налоги, государственную собственность, бюджет, планирование и т.д.

Ќеолибералы выступают за государственное, доступное всем категори€м населени€ медицинское обслуживание, бесплатное дошкольное воспитание, школьное и высшее образование, дальнейшее расширение системы социального обеспечени€. ќни Ц за политику прогрессивного налогообложени€, предпочтение отдают государственному сектору в экономике.

2. Ќеолибералы придерживаютс€ принципа плюралистической демократии, призванной обеспечить учет интересов всех социальных групп общества в области политической власти. ѕлюралистическа€ демократи€ включает в себ€ принцип разделени€ властей, открытость прин€ти€ решений на уровне представительных органов при условии, что избиратели обладают всей полнотой информации по решаемым проблемам и возможност€ми дл€ воздействи€ на выработку их решени€. ѕо мнению либералов, истинна€ демократи€- это не правление народа, а свободна€ конкуренци€ между потенциальными политическими и государственными лидерами за голоса избирателей.

3. Ќеолибералы дали принципиально новое понимание справедливости. ѕо их представлени€м справедливость Ц это в первую очередь политическа€ справедливость, т.е. равные политические права. ѕоложение человека в обществе зависит от его таланта, способностей, трудолюби€, т.е. от него самого. »з социальных прав неолибералы признают лишь право на образование, труд, пенсию, пособие по безработице, социальное страхование. ќни считают, что общественна€ система не основанна€ на справедливости, не имеет будущего. —оциальный либерализм с его идеей всеобщего благоденстви€ доминировал в политической, экономической и духовной жизни вплоть до середины 70-х гг.

 

 

»деологи€ консерватизма

 онсерватизм (фр. Conservatisme, от лат. conservare Ц сохран€ть) представл€ет собой совокупность социально-философских идей, а также экономических политических, иных ценностей и идеалов, которые, раскрыва€ природу общества, государства и места в них отдельного индивида, ориентированы на сохранение усто€вшихс€ традиций, осторожное отношение к радикальным переменам.

 онсерватизм защищает традиционные ценности Ц пор€док, стабильность, традиционализм. Ёти ценности проистекают из социально-политической парадигмы, согласно которой общество и государство €вл€ютс€ результатом естественной эволюции, а не договора и объединени€ граждан, как признаетс€ в либерализме. ќбщество развиваетс€ благодар€ наличию в нем естественной жизненной силы, существование которой рационально объ€снить невозможно.  оль логика прогресса задана свыше, то не логично вмешиватьс€ в естественный ход исторического развити€.

¬ политике реформ консерватизм предпочитает выбирать все то, что приближает к традиционным ценност€м, а не отдал€ет от них.

 ак в любом течении, в консерватизме выдел€ют практику и собственно идеологию. ѕрактика всегда более реалистична, осторожна, учитывает сложившуюс€ расстановку сил, трудности еЄ изменени€. »деологи€, концепции и лозунги Ц более решительны и откровенны, нацелены не только на день сегодн€шний, но и будущий.

√лавной предпосылкой возникновени€ консерватизма €вились Ђуспехиї либерализма после ¬еликой ‘ранцузской революции 1789 г. ѕотр€сенные попытками радикального политического переустройства общества, духовные отцы этого направлени€ Ц ∆озеф де ћестр, (1754 Ц 1821), Ћ. де Ѕональд, Ё. Ѕерк Ц пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразовани€ социальных пор€дков.

 онсерватизм прошел длинный путь развити€, но основные его идеи остаютс€ неизменными. ¬ажнейшими из них €вл€ютс€ следующие:

1. Ќравственный абсолютизм.  онсерваторы всегда выступали и выступают сторонниками объективности и неизменности нравственных ценностей, главной из которых €вл€етс€ Ѕог и религи€. —вобода, по их мнению, не есть освобождение от моральных предписаний. ƒе€тельность общественных систем, правительств, частных лиц должна оцениватьс€ в соответствии с неизменными нравственными стандартами (пор€дочность, ответственность, дисциплинированность и т.д.). Ћегитимаци€ политического руководства должна основыватьс€ на его этических достоинствах.

2. “радиционализм Ц установка на сохранение и защиту старых образцов, способов жизни, ценностей, признаваемых всеобщими и универсальными. ћноговековые традиции, аккумулирующие опыт и мудрость предков, Ђздоровые предрассудкиї должны составл€ть фундамент любого здорового общества, св€зь и Ђсолидарность поколенийї. ѕолитика должна опиратьс€ на сложившиес€ традиции по принципу: Ђвсе старое пон€тно и при€тно.¬се новое не€сно и темної. ќднако консервативный традиционализм не исключает социальных изменений. Ё. Ѕерк писал: Ђ≈сли государство лишено возможности изменений, то у него нет и возможности заботитьс€ о собственном состо€нииї. ѕеремены необходимы, но любые перемены должны внедр€тьс€ постепенно, обдуманно, избирательно, с посто€нной огл€дкой на прошлое, и Ђто, что можно не мен€ть, мен€ть не нужної.

3. ѕолитический реализм.  онсерваторы воздерживаютс€ от идеализации социального планировани€, социальных абстракций, рациональных проектов и их воплощени€ в жизнь. Ћюбое сознательное переустройство общества противоестественно, т.е. те формы общественной жизни, та социальна€ система, которые формировались естественным путем, веками, не должны произвольно измен€тьс€ или разрушатьс€. ќни ценны уже потому, что прошли проверку временем.

4. ќтрицательное отношение к идее равенства и вера в естественную иерархию.  онсерваторы Ц принципиальные противники идеи социального равенства. ќни считают, что человеческое общество представл€ет собой естественную иерархию. Ћюди неравны в своих способност€х. —уществующее разделение труда требует сохранени€ различий в социальном положении людей, различающихс€ в зависимости от профессии, квалификации, качества труда, уровн€ самодисциплины.

¬ершину пирамиды социальной структуры общества занимает Ђестественна€ аристократи€ї, т.е. власть принадлежит наиболее одаренным, выдвигающимс€ из всех слоев общества. Ќаиболее современной они считают такую структуру политического правлени€, котора€ основана на правлении наиболее достойных, побеждающих на выборах в острой конкуренции с другими достойными.

5.  ритическое отношение к активному участию в политике широких народных масс. ќтверга€ примат политики и идеологии в жизни человека, консерваторы выступают за сильное авторитетное правительство, которое необходимо как преграда против возможных социальных беспор€дков, как инструмент социального контрол€. ∆елательно иметь совершенных людей у власти. Ёто даже важнее самой совершенной системы власти, т.к. важнейшей гарантией против злоупотреблени€ властью €вл€етс€ именно качество политического руководства.

 онсерваторы недоверчиво относ€тс€ к демократии, особенно к демократии популистского толка. ќни считают, что демократи€ ведет к потере нравственности, торжеству посредственности и распущенности. ѕолитический процесс, по их мнению, Ц это смена демократических элит у власти на основе строгого соблюдени€ демократических правил. ќни противники авторитаризма и тирании.

6. Ќационализм.  онсерватизм опираетс€ на идею национального величи€. ¬ истории они, как правило, отталкиваютс€ от примеров Ђславного прошлогої, на которых необходимо воспитывать молодое поколение и по которым необходимо моделировать современность;

7. Ќепримиримость к идейным и политическим оппонентам. ќсобенно характерна она дл€ радикального консерватизма, т.н. Ђновых правыхї. ќни призывают к жестким методам борьбы с противниками, склонны отыскивать заговоры и призывать к их ликвидации. “актика Ђновых правыхї основана на разграничении политического окружени€ по принципу Ђдруг-врагї, на отказе от компромиссов и взаимодействи€ с конкурентами.

8.  онсерваторы €вл€ютс€ сторонниками местного самоуправлени€. ¬ споре между центром и периферией они на стороне периферии. —ам процесс социально-экономического развити€ объективно требует децентрализации государственной власти, более четкого и сбалансированного перераспределени€ властных полномочий между центром и периферией.

Ќовый расцвет идеологии и триумф политики консерватизма начинаетс€ с 70-х гг. ’’ века. Ётот период отмечен в истории развити€ современных индустриальных государств экономическим спадом, необходимостью глубокой структурной перестройки экономики, отвечающей новому этапу технологической революции.

¬ этот период консерватизм трансформировалс€ в неоконсерватизм.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-04; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 792 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—лабые люди всю жизнь стараютс€ быть не хуже других. —ильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Ѕорис јкунин
==> читать все изречени€...

472 - | 455 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.028 с.