Лекции.Орг


Поиск:




Эволюция понятия «идеология» и ее современное значение.




Понятие "идеология" имеет несколько смысловых значений:

• идеология как наука об идеях, которая изучает их происхождение и закономерности проявления в практике развития общества;

• идеология (как явление общественной жизни) – понятие, обозначающее социально-политическую направленность и значимость различных взглядов, теорий, концепций.

В научный оборот термин «идеология» ввёл Антуан Дестют де Траси в начале 19в. С его точки зрения, идеология – наука об общих законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта, которая должна лежать в основании всего комплекса наук о природе, человеке и обществе, а также в основе политики. Человек мыслит, прежде всего, идеями, с их помощью формулирует свои цели и ориентиры, посредством воплощения тех или иных идей реализует себя в реальном мире и изменяет его.

Уже в первой половине XIX века кристаллизируется новое понимание идеологии как некой совокупности общественно-политических идей, которые противостоят друг другу, и взаимодействую между собой в борьбе за умы и сердца людей. Идеология постепенно трансформируется в объект исследования.

К. Маркс отождествлял идеологию с «иллюзорным сознанием», иллюзорным представлением о реальности, которое зависит от социального положения индивида. Восприятие социальной реальности отличается у представителей различных классов (например, у буржуазии или пролетариата), что и обуславливает «иллюзорность» восприятия социальной реальности, в котором абсолютизируются интересы конкретного социального слоя.

Идеология в марксизме – некая теоретически оформленная совокупность идей, которая выражает интересы конкретных социальных групп населения и способна влиять на массовое поведение. К идеологическим формам сознания К. Маркс и Ф. Энгельс относили философию, религию, право, мораль, эстетику. Согласно марксизму смерть идеологии как некой иллюзии реальности возможна только в коммунистическом обществе, где воцарится всеобщее равенство, исчезнут классовые и национальные противоречия и не будет оснований для столкновения различных общественных интересов.

Манхейм (двадцатые годы ХХ в.) противопоставляет интересы господствующего и угнетаемого классов. Под идеологией он понимает социальные ценности и приоритеты, отражающие интересы господствующих слоёв, которые воплощаются в социально-экономическом, политическом, правовом устройстве государства и общества. Идеологии противопоставляется утопия – совокупность интересов подчинённых слоёв, которые не могут реализоваться в данных условиях без изменения социальной реальности, которая воплощает и охраняет идеологию. В целом, с точки зрения Манхейма, идеология – определенная система идей, которые в определённой степени являются искаженным отражением фактов и событий в угоду политическим или иным интересам ее носителя, воплощают в себе особенности структуры сознания, типа мышления и восприятия определенных слоев населения, групп общества, эпох.

В середине 50-х - начале 70-х гг. ХХв. и снова с середины 80-х гг. оформляется концепция всеобщей «деидеологизации». Авторы - Р. Арон, Д. Белл, С. М. Липсет, К. Поппер и др. Представители данного направления утверждали, что возрастающее влияние науки приводит к падению влияния на общества политиков и идеологических систем. На фоне стремительного развития технологий материального производства, по мнению сторонников «деидеологизации», приоритет получают «объективные» факторы жизнедеятельности человека: информация, природные ресурсы, экология и т.д. На этом фоне политические концепции приобретают второстепенный характер. Однако именно в этот период значимым фактором общественно-политической жизни становятся новые политические идеологии, претендующие на доминирование в мире. Например, доктрина «общечеловеческих ценностей», призванная примирить конфликтующие государства, социальные группы на принципах гуманизма и человеколюбия.

Таким образом, термин «идеология» как форма мировоззренческого опыта людей, прошёл длительный этап эволюции от «беспристрастной науки» к сложному многогранному явлению социально-политической жизни: инструменту власти и политических действий, который систематизирует интересы различных слоёв, выражает и стремиться реализовать их, одновременно разъединяя и консолидируя общество без чего не возможно его развитие.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-04; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 598 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

1514 - | 1392 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.