Если его бросить въ самый сильный жаръ, то онъ не нагреется: сжатые пары. По Эвансу и Аарону, если носить на себе то уничтожаетъ гиевъ, похоти и друпя страсти. (Альб. Вел.).
Бамбукъ черный.
Магическое растсше аптнльскпхъ острововъ; употрсбли- стси негритянскими колдунами для любовнаго фильтра. Онъ незаменимъ, какъ «притягательное растете». (Ванъ-Гель- монтъ).
Барабанъ магичесмй.
Употребляется у татаръ въ Сибири, чтобы заставить появиться дьявола. Это родъ бубна, съ нарисованными 1ерогли- фическими изображешями; его зовутъ Камлать. Оглушительная какофошя предшествуетъ вызову; скачатцш колдуиъ, жестикулируя, аккомпанируетъ воемъ своему звучному инструменту. Наконецъ, дьяволъ съ севера является, подъ видомъ чудовищнаго медведя, часто для того, чтобы поколотить вызывателя. См. Камлать.
Баранъ кам. — Бсзплод1е
Баранъ каменный.
При пропаже вещи, шаманы — установивъ раппортъ жилъ каменнаго барана съ похитителемъ — сжигаютъ эти жилы, говоря, что также будетъ скручивать и вора. См. Беременность.
Барбю (демоиъ).
Алхимики, ордена Креста + Розы, приписывали успешность добывашя философскаго камня помощи демона Барбю. Этотъ демонъ представляетъ символическое изображеше М!ровой Души (Anima mundi) и есть ни кто иной, какъ Бафо- метъ Тамшнеровъ. Это — азотъ мудрыхъ, живущШ и рожденный чрезъ оплодотвореше меркур!я мудрыхъ философ- скимъ сульфуромъ золота.
Безоаръ (фр. — besoard; арабъ — basahar, отъ bad — ве- теръ, и sahr — ядъ; пища жизни). Въ Poccin въ старину называли безуй камень).
Твердыя тела, находнмыя въ желудке некоторыхъ живот- иыхъ; древше врачи приписывали имъ целебную силу.
Добываемый изъ желчи дикобраза (hytrizcristata) и желудка дикаго козла (hircus aegagrus) — имеетъ синевато- серый цветъ, жиренъ на ощупь въ порошке имеетъ горыш! вкусъ. Въ старинпомъ рукописиомъ лечебнике говорится: «Серапюнъ, мудрецъ, пншетъ: аще кто тертаго камня бс- зоара весомъ прот.ивъ 12 зеренъ ячменныхъ выпьстъ, во фряжскомъ вине подогревъ, — помогаетъ отъ норчи и всякой болезни; или вложа въ перстень и почуявъ порчу, возьми въ уста». — У Никона былъ вделанъ въ посохъ, и онъ гово- рилъ, что однажды его отравили и онъ еле спасся темъ, что лизалъ камень. (Пыляевъ. — «Драгоц. камни»).
Безплод1е.
Чтобы сделаться безплбдной, надо оправлять зубы детей, когда они падаютъ, — въ серебро и вешать на шею. — Каждый месяцъ, когда должны придти регулы, пить по стакану мочи мула или конской. — Повесить иа шею палецъ мсртво- рожденнаго (Ghr. 92).
Беэснл1с — Безснл1е мужск.
Безсил1е, наведанное порчей (aiguillette).
а) По свидетельству древнихъ, зеленый дятелъ — превосходное средство «противъ егильета» (aiguillette nouce) или наведеннаго безсил!я мужчины и, но преимуществу, повожена. Его надо съесть натощакъ, съ благословенной солью (Pap. «Magie»).
б) Тоже. Понюхать дымъ отъ сожжениаго зуба недавно умершаго человека.
в) Тоже. Налить ртуть въ овсяную или пшеничную соломинку и положить подъ кровать околдованнаго.
г) Тоже. Спустить семя въ свое обручальное кольцо, которое жена должна держать. См. Завязка. Порча.
Безсил1е. Заговоръ.
«Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, аминь. Есть святое океанъ-море, на томъ святомъ океанъ-море стоитъ островъ, на томъ острове стонтъ дубъ булатный, у того дуба булат- наго корни булатные, сучья булатные, вершина булатная. Кругъ того дуба булатнаго ветромъ не согнетъ, вихремъ не сломить; такъ-бы н у меня, Раба Бож1я N, стояли семь- десятъ жиль и единая жила... на женскш ликъ красный девицы, на старыя бабы, на молодыя молодицы, на сивыи кобылицы. Еще-же подъ темъ булатнымъ дубомъ кузовъ ярости и юности, и азъ, рабъ БожШ N. возьму кузовъ ярости н юности, распущу ярость и юность на раба Бож1я N въ ретивое сердце, въ 77 жиль н единую жилу сердечную и въ единую жилу... Еще-же на верху булатнаго дуба ендитъ весёлая птица петухъ: встаетъ рано, голову поднимаетъ и весело поетъ; столь-же бы стояли у раба Бож1я N, 77 жиль и единая жила: вставали-бы равно на женскш ноль и на мужской, на молодыя молодицы, на красныя девицы на старыя бабы. — А злого человека, порченника, кто на меня зло думаетъ и мыслить, ударь его коленки о камень убей его. У меня, раба Бож!я N, сталъ-бы лучше стараго храбрее прежняго, что турш рогъ, что еловый сукъ; такъ-бы рабъ Божш N, пылокъ и ярокъ на женскую похоть, на полое место, во веки вековъ, аминь». (Дохтуровъ). См. Завязка. Порча.
Безсил1е мужское. Заговоръ — «Возстани и взыграйся оиый, у раба Бож^я (имя), и унеси на оинее море, моемъ слову аминь, Трижды». Пропусти три раза мочу чрезъ венчальное кольцо. (Изъ рукописи Книголюбова).
Беэсонница — БлаговонЫ
Безсонница. Если отделить однимъ ударомъ голову жабы, то у ней бываетъ одинъ глазъ закрытый, а другой открытый; голову эту надо высушить. Тотъ глазъ, который открытъ, долженъ носить страдакший сонливостью, а закрытый — страдаюиин безсонницей. Сделать подушечку изъ •/4 Фун, цветовъ хмеля (сухнхъ) и класть подъ подушку, на которой спишь.
Бенна. Камень, похожш на зубъ жннотнаго. Положенный подъ языкъ — способствуетъ предсказан1'ю будущаго. (Альб. Вел.).
Бератндъ — Камень чериаго цвета. Положенный въ ротъ или носимый на себе — даетъ позиаше чужнхъ намерешй и мыслей. Делаетъ веселымъ п пр1ятнымъ. (Альб. Вел.).
Беременность.
Чтобы забеременеть, надо употреблять въ пжцу члены тела, въ которыхъ преобладаетъ влечете къ любви, отъ жи- вотныхъ и птицъ, наиболее плодовнтыхъ; тоже и обратно. (Агриппа). Повесить на шею шарикъ изъ порошка оленьяго рога, смешапнаго съ коровьимъ пометомъ. — Давать по чашке въ день кобыльяго молока, безъ ведома особы. (См. Виноградъ).
Бериллъ.
Носяццй, на себе камень, светлый и прозрачный какъ вода, будетъ торжествовать надъ врагами, вынграетъ процес- сы и не будетъ иметь недоразумений, не будетъ инкого бояться. Детей делаетъ способными къ ученью. (Рар.«Mag».). Камень съ награвированнымъ изображешемъ лягушки, оправленный въ золото, доставляетъ расположеше особы, до которой нмъ прикоснется; вода, въ которую его опустятъ, доставляетъ симиатш выпнвшаго се. (Chris. — «Mag.»).
Бечетъ (гранатъ) — камень.
Нехорош in мысли отжигаетъ.
Бирюза (перс. «Феризе», камень счастья).
По поверью персовъ — кости людей, умершихъ отъ любви. ИмеющШ форму женской груди очень ценится на востоке. Охраняетъ отъ падешя съ коня.
Благовои{я. По словамъ К. Агриппы (Philos. Осс., Кн. Ill, гл. LXIV), благовошя привлекаютъ духооь, какъ магнить — железо. Ихъ применяютъ при релипоэныхъ и магическихъ операщяэГЪ; т. к. благовошя пр!ятныя привлекаютъ чистыхъ духовъ, то колдуны по аналопи для вызова злыхъ духовъ
Блона — Богородская трава
отдаютъ предпочтете смраднымъ курешямь Сатурна, который составляютъ, по словамъ Э. Лепи («Ritueb, стр. 119). Д^агридимъ (скаммошева смола съ анвовымъ.или сладко- кореннымъ сокомъ), Скаммошя (смола растешя convolvulus scammonia) Квасцы, Сера, Асса-фетида.
«Если накурить льнянымъ ссменемъ, нсел1‘емъ (pselium), корнемъ ф1алки, сельдерсемъ, (apium; въ источнике сказано: дикая петрушка (?), — узнаешь будущее, а чтобы прогнать дурныхъ духовъ и вредныхъ привиденш, надо сделать курешс изъ каменной мяты (melisse calamintha), тона (paeonia ot.), мяты (mentha), и клещевины обыкновенной (ricinus palma christi). — Сжигая кости глотки оленя — можно собрать окрестныхъ змей, а чтобы ихъ прогнать зажечь рогъ того- же оленя. Копыто правой ноги лошади "или мула, сожженное въ доме, прогоняетъ мышей, а съ левой ноги — мухъ. — Если составить куреше изъ желчи Каракатицы (cepia), розы (thymiamas), дерева алоэ, и брызгать въ пего водой съ кровыо
— домъ покажется полиымъ воды или крови, а бросить на него вспаханную землю — покажется, что земля дрожить. (Migne). (См. курешя).
Блона (hippomane).
Необыкновенный наростъ, бываюний на голове лошади, цыпленка или на дереве. Она употребляется въ любовные фильтры и чары, обладая яко-бы сильными свойствами. — Мясистый наростъ, кот. бываетъ у цыплятъ на голове, н который мать тотчасъ-же съедаетъ, древше народы востока называли гйппоманъ. Этимъ-же именемъ называли траву, отъ которой лошади прнходятъ въ ярость. Разсказываютъ, что подле храма Юпитера Олнмшйскаго помещалась кобыла, сделанная изъ бронзы. Прн ирнближепш къ ней, жеребцы начинали ржать, принимая ее за жийую. Это происходило отъ того, что въ медь прн отливке прибавлена была эта трава. (Migne).
Богородская трава (Thymus serpyllum).
Есть трава, именемъ Богородицкая, растетъ кустиками, ростомъ мала, какъ дикая маленькая мята, цветокъ енне- некъ. Добра та трава отъ уроконъ человеку и скоту окуривать всякш животъ (В. Губерти).
Боли не ощущ. — Болезни
Боли ие ощущать, при пытке или операшй.
Проглотите записку, четко написанную вашей кровью:
€4-Aglas-hAglanas-f-Agladena-fimperubi es meritis-j-tria pendent corpora ramis dismeus et gestus in medio et divina potestas dimeas clamator, sed iestas astra levatur» или «-J-Tel + Bel + Quel -f- Caro + Mou Aqua +»• (Agrippa >— «Oeuvo, Mag.»).
Болезни.
Определить будетъ ли больной живъ или умретъ:
а) Взять въ левую руку ветку вербены и, подойдя къ кровати, спросить, какъ больной себя чувствуетъ: если оиъ ответитъ, что ему хуже — поправится; въ прот.ивномъ случас, умреть. б) Положить больному иа голову чистотела — будетъ петь передъ смертью и плакать передъ выздоровлешемъ. (Ghr. 50) (См. члены), в) Положить въ урину больного на сутки свежей крапивы, если почериеегь — это призиакъ близкой смерти, г) Потереть кусочкомъ свинины подовшы больного и дать собаке, если съестъ — выздоровеетъ.
Болезни происходить въ большинстве случаевъ отъ вл1яшя Марса и Сатурна:
(£)— Симпат!я съ селезенкой, ушами, костями, ногами (Пан.).
Элефаипазъ, ракъ, скрипъ, геморрой, поносъ, спазмы, 4-хъ дневная лихорадка, параличъ, меланхол!‘я, кашель, зубная боль, задержаше мочи, глухота прав, уха, чесотка, грыжа, болезни голени (предвещающ. долговечность). (Деб.), пере- ломъ рукъ и ногъ при падеши. CyMacmecTBie, оиаиизмъ, храмота, горбы. (Пап.).
Астма, проказа, гангрена, колики, подагра. (Мсланхо- Л1я). (Gr.).
() — Симпат1я съ легкими (Деб.), печенью, кровью,
кровяио-сосудами и артер!ями (Пап.).
Болезни крови, печени, позвоночника, кровотечение но- сомъ, угри, испарина, головокружешя, каталепая, апоплек- ая, корчи, подагра, скорбутъ, плевритъ, ангина (Деб.). Кратковременный лихорадка, расширеше веиъ. (Пап.).
Воспалеше глазъ (Gr.).
(J) — Симпат!я съ печенью (Деб.), желудкомъ, желчью, носомъ (Пап.).
Болезни
Горячки, кровяные чирьи; страдашя печени, леваго уха, геморрой, боли въ пояснице, 3-хъ дневн. н перемежакяц. лихорадки. (Деб.). Эпидемш, вереда, пустулы, бешенство, желтуха, дезинтер1я, кровотечешя, раны* болезни груди н горла, манш. (Пап.) Мигрени. (Gr.).
(&) — Симпатт съ сердцемъ (Деб.), глазами; Жизненная теплота (Пап.).
Болезни глазъ, сердца, обмороки, воздушная лихорадка (крапивная)? (Деб.). Ожеги, иасморкъ, рожа (Пап.). Приливы крови къ голове, сердцеб1еше, параличъ. (Gr.).
() — Симпат(я съ почками и половыми органами (Деб.).
Способность произрождешя. Болезни; почекъ, венеричесюя, мочевыхъ и половыхъ органовъ, безсшие (Пап.).
Фистулы, слабое пищевареше (Gr.).
(Й) — Симпаля съ селезенкой (Деб.), легкими, нервами,
руками, ногами, ртомъ, зубами, языкомъ; жизненность н функцш мозга (Пап.).
Болезни; мозга, безпокойство, мокроты, кашель, заикаше (Деб.). Горбы.
Припадки, головокружешя, мигрени, параличъ, болезни легкихъ, зубовъ (Пап.).
Чахотка, язвы ногъ (Gr.).
(.2)) — Симпат1я съ мозгомъ (Деб.), глазами, грудью,
мочевымъ ■ пузыремъ, почками. Способности н природныя силы "(Пап.).
Косоглазие (въ старости), луиатизмъ, каттары, боли и пучеше живота, неправильный и иеумереиныя менструацж, гшеточ|‘е, водянка, слизетечение, безсил!е, слабоум!е, эпн- лепая, параличь языка, губъ, глазъ, личныя судороги, корчи; рожденные въ лунное затмеше — косы, близоруки, съ мутными глазами. (Деб.). Опасность утонуть.
Ревматизмъ, слабость зрешя, подагра, хирагра (Пап.), Болезни бедеръ, апоплекая, трясете члеиовъ, рвота, фистулы, глисты. (Въ зависимости отъ знака, занимаемаго планетой: нервное разстройство, каттаръ желудка, лихорадка и все формы мозговыхъ заболеваний).
Болезнь
Повреждеше члена въ знаке котораю находится луна (особенно на ущербе) — очень опасно:
Сооткошешя знаковъ зод'шка съ членами и органами:
Голени; мысль, сердце, экстазъ.
^ — Ступни; соиъ вялость.
— Голова, со всеми ея органами; зрсшс, слепота
Ъ — Шея; слухъ, глухота
Ж — Плечи; обоняше и его отсутств1е
<5 — Руки и кисти; речь, космоязьипс н безмолв1С
fb — Грудь; сердце, д1афрагма; аппетнтъ
— Желудокъ, внутренности, бока, мускулы; костращя
— Почки; деятельность и безе ил ie
fQ, — Половые органы; походка, хромота ^4 — Бедра; гневъ, болезни печени j£ — Колени; смехъ, болезни селезенки
Болезни кишечника лечатъ, действуя на экскременты.
„ позвоночника — на урину, эту последнюю упо- требляютъ при общихъ болезняхъ потому, что она связана съ венами, печенью и желудкомъ.
Болезни легкихъ — действуя на мокроту.
Действуя на потъ — излечиваютъ части, съ которыхъ онъ взять.
Болезни рукъ и ногъ — действуя на ногти; иа волосы — откуда онн взяты.
Болезни всего тела — действуя на кровь.
Стать невоспржмчивымъ къ заразнымъ болезнлмъ (эин- дем!ямъ).
Сорвать, сколько можешь захватить обеими горстями, листьевъ зверобоя передъ цветешемъ, намочить ихъ въ 4-хъ фунтахъ оливковаго масла на 10 дней, потомъ поставить въ воде въ печь. Выжать сокъ и влить въ бутылку. Когда зверобои зацвететъ прибавить цветовъ и семянь, и поставить въ печь; затемъ прибавить 30 скоршоновъ, 1 гадюку и 1 толстую лягушку безъ головы и ногъ; когда все это прокипитъ, прибавить по 2 уица: корня горечавки (gentiana lutae), ясиеваго (termentilla), печатной глины, хорошаго тер1ака и изумрудъ, обращенный въ порошокъ. Выставить
Болезнь
на солнце летомъ, хорошо укупорийъ, а йотомъ на 3 месяца въ теплый навозъ. Этой смесью надо мазать во время эпндемш около сердца, виски, ноздри, бока и спинной хрс- бетъ, во-нзбежаше заразы.
Тоже, во время чумы нли моровой язвы.
Наскрести 12 корней сокирки (delphinium consolida) и чернаго козлобородника (tragopogon niger), вскипятить въ 3-хъ кружкахъ чистаго вина выжать сквозь холстину, прибавить 12 лимоповъ по 7г унца: нмбиря, гвоздики, кардамона, дерева алоэ — измельчить и смешать; затемъ прибавить по 1 унцу: руты, сирени, ежевики, узколистаго шалфея (salvia angus) — кипятить иа слабомъ огие, процедить н слить въ бутылку зелеиаго стекла, плотно закупоривъ. Пнть зимой въ течеше 9 дней по небольшому стаканчику. Заразившимся давать этого-же лекарства, прибавивъ сока, выжатаго изъ бычачьяго языка, и хорошаго тер1ака.
Болезни. Заговоръ
I. «Господи Боже, благослови! Во имя Отца и Сына и Св. Духа, амниь. Какъ Господъ Богъ небо и землю, воды и звезды, и сырую мать-сыру землю твердо утвердилъ и крепко укрепилъ, и какъ на той мать сырой земле нетъ никакой болезни, ни кровяной раны, ни щипоты, ни ломоты, ии опухоли, — такъ-бы сотворилъ Господь и меня, раба- Бож5я N, твердо утвердилъ и крепко укрепилъ жилы мои, и кости мои, и белое тело мое; такъ-бы и у меня, раба Бож1'я N, не было на беломъ теле, на ретивомъ сердце, ни на костяхъ моихъ, никакой болезни, ни крови, ии раны, ии щипоты, ни ломоты, ни опухоли. Единъ архаигельсюй ключъ, во веки вековъ, аминь». (Бурцовъ).
II. «Заговариваю я, раба Бож5я N, отъ двенадцати скорб- ныхъ недуговъ: отътрясовицы, отъ колючки, отъ свербежа, отъ стрельбы, отъ огневицы, отъ колотья, отъ дерганья, отъ морганья,, отъ слепоты, отъ глухоты, отъ черной немочи. Ты, злая трясовица, уймисъ, а не то прокляну тебя въ таръ- тарары; ты неугомонная колючка остановись, а не то сошлю тебя въ преисподшя земли; ты свербёжъ прекратись, а не то утоплю тебя въ горячей воде; ты, стрельба, утишись, а не то засмолю тебя въ смоле кипящей; ты огневица, охладись, а не то заморожу тебя крещенскими морозами; ты, ломотье, сожмись, а не то сокрушу тебя о камень; ты, колотье, притупись, а не то распилю тебя на мелк1е части; ты, дерганье, воротись, а не то запружу водою плотину иа мельнице; ты, морганье, окрутись, а ие то засушу тебя въ
Бородай ка—БуД ра
печи банной; ты, слепота, Скорчись, а не то утоплю тебя въ дегте; ты, глухота, исчезни, а не то засмолю въ бочку и пущу по морю; ты, черная немочь, отвяжись, а не то заставлю воду толочь. Все недуги откачнитесь, отвяжитесь, удалитесь отъ раба N, по сей часъ, по сей день, по его жизнь, моимъ креп- кимъ словомъ». (Сахаровъ. — «Сказ. рус. нар.»).
Бородавки
I. Разрезать пополамъ свежее, хорошее яблоко. Одну половину съесть, а другою потереть сильно (разрезомъ) о бородавки и закопать въ землю. Когда яблоко сгшетъ — пропадутъ бородавки. (Ясюлевичъ).
II. Натираютъ бородавки говядиной и зарываютъ ее подъ порогъ; когда засохнетъ, пропадутъ и бородавки.
III. Сваривъ въ горохе кусокъ сала, обмазываютъ нмъ бородавки, кладутъ сало въ водосточный жолобъ; когда сало сгшетъ, бородавки пропадутъ; или даютъ собаке съесть.
IV. Положивъ на прыщи кожу древесной лягушки, сни- маютъ ее черезъ несколько часовъ, говоря: «Если ты, нечистый, ие можешь найтн кожи, то исчезни съ моей руки» (или где бородавки). (Влислоки).
Бракъ
(Заговоръ). Прочтя «Молитву Господню», сказать: «Господи, Самъ Спаситель Истинный Христосъ и Пресвятая Богородица, Матерь Бож1я, все святые угодиики Господни н Ангелы, Архангелы и велише Апостолы Петръ н Павелъ, услышьте мою молитву и не оставьте мою просьбу, раба (имя). Возвратите сердце рабы (имя) ко-мне рабу, (имя) Господи, введи его въ истинную совесть Твою, раба (имя). Господи, соедини, какъ соедииилъ навсегда Апостоловъ Петра и Павла, такъ соедини меня, раба (имя), съ рабой (имя) бракомъ. (А. П. Вер—кая).
Бракъ
(Заговоръ). «Господи, Царю Небесный, Пресвятая Богородица, какъ покрываешь небо и землю Своимъ покро- вомъ, такъ покрой меня, рабу Божт (имя), съ рабомъ (имя) бракомъ». (А. П. Вер—кая).
Будра — (Glechoma hederacea)
Въ Вальпурпеву ночь (съ 30 Апреля на 1 Мая н. ст.) нарвать этой травы, сплести венокъ и, надевъ на голову, пойти на следуюхщй день въ церковь. Тогда увидишь, что все присутствующая ведьмы стоять спиной къ Алтарю. (Альб. Вел.).
Будущее узнать — Веда
Будущее узнать
1) Накурить на ночь въ -спальне пилюлями, составленными: изъ крови осла и мяса съ саломъ изъ груди рыси — увидишь во сне лицо, которое предскажетъ будущее.
Буквы
Въ Marin — это знаки проявлешя слова, или просто выразители идеи. Изолированный, оие называются 1ерограммой; сгруппированный, согласно танкственнымъ законамъ, въ символъ —»ероглифомъ. Когда {ероглифъ представленъ подъ видомъ творческаго символа: изображешя или рисунка, представляющаго эмблему — оне получаютъ, наконецъ на- 3Banie пантакля, если имеютъ геометрическую форму (кругообразную, треугольную, звездную). Гримуары (волшебный книги) переполнены странными знаками, представляющими нланетныхъ духовъ и демоновъ, — кажущимися на первый взглядъ совершенно неразборчивыми. Розенкрейцеры издали способъ нхъ разъяснешя въ «Chimica Vannus», Amser,
I. Ianson 1666 г. >Въ дополненш, называемомъ «Commentatio de pharmaco catholico», видно какъ авторы (Pro autoribus Jmmortalibus Adeplis — авторы, беземертные адепты) черезъ систематически перестановки первоиачальныхъ знаковъ образуют священный алфавитъ и составляютъ изъ.буквъ слова. («Стеганограф!я» и «Полиграф1я» Тритешуса. «Monas hiero- glyphica» — Джона Ди, въ отделе «Theatrum chymicum» — Страсбургъ (Argentorali, 1659 г.).
Беда
(Заговоръ противъ нея). «Заговариваю я раба (имя), своего полюбовнаго молодца (имя) отъ мужнка колдуна, отъ ворона каркуна, отъ бабы колдуньи, отъ старца и старицы, отъ иосхимника, посхимницы. Отсылаю я отъ своего друга милаго всехъ по лесу ходить, игольннкъ брать, по его вере, и пока онъ живъ, никто-бы его не обзорочилъ и не обпризорилъ. (Сахар. — «Сказ. рус. иар.»).
Заговариваю я, раба (имя), своего полюбовнаго молодца (имя), о сбереженш въ дороге крепко-на крепко, на векъ на всю жизнь. Кто изъ лугу всю траву выщипитъ и выестъ, изъ моря всю воду выпьетъ и не взалкаетъ, и тотъ-бы мое слово не превозмогъ, мой заговоръ не рас- сторгъ. Кто изъ злыхъ людей его обэорочить и обпри- зоритъ, и околдуетъ, и испортить, у нихъ-бы тогда изъ лба глаза выворотило въ затылокъ; а моему полюбовному молодцу (имя) — путь и дороженька, доброе здоровье на разлуке моей. (id.).
Белена—Бельмо
Белена — (Hyosciamus itiger.)
Стебли этого растешя, завернутые въ шкуру молодого зайца и закопанные на перекрестке, соберутъ собакъ со нссй округи. Они lie уйдутъ, пока не будетъ вырыта изъ земли эта приманка (Chris—«Magie»).
Надетая на себя способствуетъ любви (Альб. Вел.).
Белая женщина — съ незапамятныхъ временъ известны во Фландрш. Жили оне внутри холмовъ, которыми нзоби- луетъ эта страна. Это — зловредныя феи, проводивиия время въ томъ, что выслеживали путниковъ, заманивая ихъ въ свои подземелья. Гораздо реже оне завлекали женщинъ и детей. Если кто-либо всходилъ на такой холмъ, то седелъ отъ воплей, которые онъ слышалъ (Chris—«Magie»).
Белыя мыши. Колдуны и католические священники, пре- дававннеся Черной Marin, питали ихъ освященными просфорами. См. колдовство.
Бель. Есть трава именемъ Бель, растетъ въ воде, концемъ стоитъ противъ воды, а какъ сорвешь ц книь на воду, то поплыветъ противъ, а внизъ не пойдетъ. II та трава вельми добра носить при себе (противъ) всякаго еретика и сопротивника и кто на тебя зло мыслитъ. А коренья добры: возьми и положи въ замокъ,* то отомкнется. (В. Губерти).
Бельмо.(©). Пленка, покрывающая зрачекъ и белокъ.
I. Разрезать печень * живого налима на части, положить въ банку и залить речной водой; поставить на неделю на солнце. Образовавипйся жиръ слить и пускать пъ глазъ по капле в день.
II. Выпустить желчь # изъ живой щуки 4 и впустить передъ сномъ одну каплю въ глазъ; не смотря на боль, воздерживаться отъ миганья.
III. Смешать желчь свеже-убитаго зайца J) съ рав- нымъ количествомъ сахарной пудры и пускать въ глазъ
по одной капле. Тоже, относительно крови f и желчи & куропатки.
Бесы— Вешенство
Бесы. (Заговоръ отъ ннхъ). «Плакунъ1 плакунъ! пла- калъ ты долго и много, а выплакаль мало. Не катись твои слезы по чистому полю, не разиоснсь твои вой по синему морю, будь ты страшенъ бесамъ и полубесамъ, старымъ ведьмамъ юевскимъ; а не дадутъ тебе покорища, утопи пхъ въ слезахъ, да убегутъ отъ твоего позорища; замкии въ ямы преисподшя. Будь мое слово при тебе крепко и твердо векъ векомъ, амннь». (Изъ рукопис, книги Боголюбова).
Бешенство. Отъ укушешя бешенной собаки излечиваются следующимъ образомъ: на куске хлеба пишутъ слова «Jririori, ririori, essera rhuder fere», и даютъ съесть больному; или на куске яблока пишутъ — «Нах, Pax, Мах, Deus». Прикладывать на больное место ясневую ветку, сорванную непорочнымъ мальчнкомъ. (Альб. Вел.).
Бешенство. Заговоръ: намазать масломъ кусокъ хлеба и написать на немъ следующая слова:
S a t о г а г е р о tenet opera rotas
Хлебъ этотъ давать больному утромъ натощакъ, три раза, и после захода солнца еще три раза.
Satan, ого te pro arte, a te sper. (Сатана, молю тебя за денств1я, надеюсь на тебя).
Satan, ter ого te, opera praesto. (Сатана, трижды молю тебя, исполни дела).
О Satan! ого ё te, rapta reportes. (О Сатана! молю тебя возвратить похищенное).
Satan, ого te гео portas patere. (Сатана, молю тебя, чтобы двери были открыты виновнымъ).
Satan, ого te, et арраге ё rostro. (Сатана, молю тебя, явись).
Satan, ter ого te, reparato opes. (Сатаиа, трижды молю тебя, возстанови силы).
Satan, aspera ого te, pro te его. (Сатана огорчи, возмути, молю тебя, и я буду за тебя).
Satan, pater ого, stare te pro eo. (Сатана, отецъ, молю тебя, стать за ней).
Satan, регео, арго, restat, ого te. (Сатана, я погибаю, пусть онъ останется, молю тебя).
Быкъ—Вербена
Satan, asta toro ргорге, ore et re. (Сатана, предстань блнзъложа, лнцомъ и теломъ).
Быкъ. Чтобы шелъ за вами сзади — повесить ему на шею трапы Мелисы. Чтобы ие елъ — повесить надъ хво- стомъ шкуру полка. Натереть языкъ чесиокомъ — скорее околеетъ, чемъ стаиетъ есть, пока ие вытереть морду уксусомъ съ солыо. (Сг. 92).
В
Василекъ (Gentaurea cyanus)
По преданно, этотъ цветокъ былъ открытъ центрав* ромъ Хпрономъ. Изгоияетъ демоиовъ (Плинш). Съ магической точки зрешя, силы этого растешя увеличиваются, если перодъ сборомъ прочитать надъ нимъ слова заклн- нашя (Седиръ — «Маг. раст.»). Будучи положеиъ въ масло лампы, съ небольшой примесью крови самки удода, оиъ заставляетъ присутствующихъ галлюцинировать. Если бросить цветокъ въ огонь и после этого посмотреть па небо, то покажется, что звезды шевелятся. Дымъ отъ него, будучи вдыхаемъ, вызываетъ страхъ. (Альб. Вел.).
Вербена лекарственная —г (Verbena off.).
Посаженное, съ известными церемошями, въ поле пли около дома, — это растеше способствуетъ увеличение благо- состояшя. Если положить четыре листа въ вино н окропить этимъ виномъ комнату, — все пируклще будутъ веселы. Если, держа въ руке эти листья, спросить больного, какъ онъ себя чувствуетъ, н больной ответить, что ему лучше, то онъ выздоровеетъ; въ противиомъ случае — умретъ. (Альб. Вел.).
Вербена—священная трава (Hierabotane); некоторые иа- зываютъ ее Голубиною травой (Peris teros). Галлы пользовались ею для предсказашй будущаго. Но маги, въ отно- шеиш этого растешя, пыказываютъ себя безумными: они гонорятъ, напримеръ, что если ею натереться — получишь все желаемое. Съ ея помощью изгоняютъ лихорадку, за- подятъ дружбу, излечиваютъ все болезни. Но, чтобы достичь этихь результатовъ, надо ее собирать вечеромъ въ сумерки, «чтобы никто не виделъ» (ни луна, ни солице), и предложить земле, въ виде искуплешя, соты съ медомъ. Они прибавляютъ, что ее надо очертить железомъ, вырвать левой рукой и поднять на воздухъ. (Плинш).
Вл1ян1с сидср. на жив. цар.
Друиды благоговели передъ Вербеной такъ же, какъ и передъ Омелой, исцеляющей, по нхъ мнешю, какъ н эта последняя, все болезни. Изъ нея делали фильтры (откуда ря назвате. «Veneris vena»—вена Венеры), напитки вол- небные н тайные Каббалы. (Firmin).
Венера славилась, какъ талисманъ отъ всехъ болезнен. Древше приписывали ей мнопя сокровенныя и чудесный качества; такъ уверяли, что она способствуем распространенно пыдуманныхъ слуховъ, укреплешю друже- скаго союза, прнмирешю враждующихъ и пр. Въ простомъ народе она и поныне слыветъ предметомъ колдовства. (Касп.).
Вербена — священная трава, служившая -для обметашя жертвенника Юпитера. Для изгнаш'я злыхъ духовъ, делали окропление очистительной водой съ Вербеной. Друнды съ особой строгостью соблюдали все обряды: они собирали ее во время нынешнихь каникулъ, въ тотъ момептъ, когда солнце только-что начало всходить. Наши колдуны сле- дуютъ тому-же правилу, а демонологи утверждаютъ, что надо быть упенчаниымъ Вербеной, чтобы вызывать духовъ (Migne).
Вл1яше сидеральное (звездъ) на животное царство
•— верблюдъ, волкъ (^), кошка, кротъ, медведь, мыши, оселъ, свинья (^), заяцъ (Vj),
норонъ журавль, курица, сова, страусъ, удодъ ночныя.
жаба, жукъ, муха, скорпюнъ, каракатица.
2/ — быкъ, серна, слонъ, козуля, овца, олень,
анстъ орелъ (о), жапоронокъ, соколъ, навлнпъ
друг [Я кротюя и полезный, дельфинъ,
& — волъ, волкъ (i), пена, кабанъ, левъ, лошадь, мул,
коршунъ, ястрсбъ, хищныя съ кривыми клювамп и когтями щука, Iucium,
Вола—Волки
9 — козслъ, кролмкъ серна (Т&), кротки!,
голубь, лебедь (), рябчнкъ, фазанъ, морская корова.
— кошка ($ лисица, обезьяна, собака. Веселыя, лов-
мя, легко прыгающая, хитрыя, коноплянка, ласточка, аистъ. змея, муравей, пчела.
<2) — заяцъ (£), свинья домашня» и дикая (), кро-
ликъ (), кошка ($ ^).
гусь, кукушка, лебедь (9), попугай, сова ($), утка, соловей.
ракъ, водяныя змеи, лягушка, Iurus.
0 — храбрые, величественные, великодушные,
левъ (*), лошадь (#), китъ, быкъ (^), ба-
раиъ, орелъ, соколъ, лебедь, thimallus, фениксъ, соловей, петухъ, воронь, крокодилъ.
Вода. Взять воды, которою мыли покойника, опрыскать сю дверь ненавнетнаго человека; вымыть ручку дверн и обрызгать ему спину. После этого окружаюш!е будутъ къ нему относиться, какъ къ покойнику: недружелюбно, холодно, избегать съ нимъ встречи.
Мыло употребляется для тон-же цели. Имъ даютъ умыть руки и мажутъ ручку дверн или торговаго помещешя. (А. И. Вер-кая).
Водянка ($, по 1обу (J)
I. Давать девять дней подъ рядъ высушенный н стертый въ порошокъ пометъ щенка сосунка такъ, чтобы больно» этого не зналъ (Chr. 405).
Волхов*— Вольтъ
II. Въ часъ пли £ дать 'ВЬ1ПИТЬ больному два стакана крови фазана. (Papus. — «Magie»).
Волки. (Заговоръ, чтобы не съели заблудившуюся скотину). Чтобы никто не видалъ, въ лесу, поле, обвести но- жемъ кругъ три раза на земле. Говоря заклинаже, колоть нжемъ средину круга: «Прошу тебя, Юртй, Eropifi, прошу тебя, какъ Бога, унимай ты своихъ хортовъ полевыхъ, ле- совыхъ и боровыхъ, зажимай ты имъ зубы и губы своимъ хортамъ, чтобы они очами не видели, ушами не. слышали мою скотину (назвать по масти) въ поле, въ лесу и во всякомъ месте, и постанови Ты ее, Господи, на такомъ месте, чтобы моя скотина (назвать по масти) показалась Твоимъ хортамъ сухпмъ пнемъ, гнилой колодою». Воткнуть ножъ въ землю въ обведенномъ кругу и оставить на ночь. Когда скотина найдется, взять ножъ. («Гл. всеоб. люб.»).