Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–ассказ ». ј. Ѕунина Ђ√осподин из —ан-‘ранцискої - приговор идеологии потреблени€.




 озырева Ќаталь€ Ћеонидовна,

учитель русского €зыка и литературы

ћЅќ” —ќЎ є 53 города  ирова

 

ѕроблема смысла жизни Ч это проблема искомого идеала или истины. ѕравославный смысл жизни заключаетс€ в единении с Ѕогом. ј это значит, что смысл жизни - в вечной жизни в Ѕоге, именуемой иначе спасением. ѕлоды действи€ Ѕога в человеке, по апостолу ѕавлу, это любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, кротость, воздержание, что и ведет человека к счастью. ј вот жажда наслаждений, богатства и гордость житейска€ (искание власти, славы) не от Ѕога, а от мира сего. ¬се силы бросает человек на приобретение этих благ, потому что отказываетс€ видеть единственную бесспорную реальность Ч смерть, котора€ безжалостно отнимет все эти Ђблагаї.

–ассказ ».ј. Ѕунина Ђ√осподин из —ан-‘ранцискої наполнен подлинно библейской мощностью. » это неслучайно. Ѕунин Ч глубоко религиозный человек. ¬от что он пишет в произведении Ђ∆изнь јрсеньеваї: Ђ огда и как приобрел € веру в Ѕога, пон€тие о Ќем, ощущение ≈го? ƒумаю, что вместе с пон€тием о смерти. —мерть, увы, была как-то соединена с Ќим... —оединено с Ќим было и бессмертие Ѕога в небе, в непостижимой высоте и силе, в том непон€тном синем, что вверху, над нами, безгранично далеко от земли: это вошло в мен€ с самых первых дней моих, равно как и то, что, невзира€ на смерть, у каждого из нас есть душа и что душа эта бессмертнаї.

√лавный герой рассказа Ц американский миллионер, задумавший двухлетнее путешествие в —тарый свет вместе со своей женой и дочерью. Ќо на острове  апри его внезапно настигает смерть. ”мерев, главный герой исчез из пам€ти людей, которых прит€гивали не его личные качества, а звон монет в его кошельке. » в обратный путь Ђмертвый старикї отправл€етс€ в €щике из-под содовой в черном трюме корабл€. ћысли о смерти вызывают в нас размышлени€ о смысле жизни, о тех духовных ценност€х, которые нам следует выбирать. Ћегко и при€тно жить в свое удовольствие, твор€ грех и причин€€ люд€м зло. Ќо эта жизнь пуста, бесцельна и никчемна. » в тот момент, когда человек чувствует, что ему подвластно все, т.е. попадает в плен к своей гордыне, он умирает духовно, а наш герой Ц и физически. ќбраз центрального геро€ рассказа Ѕунина предельно обобщен. Ёто символ буржуазной цивилизации, все представители которой в рассказе Ч безликие копии друг друга. ѕоэтому у нашего геро€ нет имени. ∆есткий, непоколебимый, надменный, чуждый сложных человеческих чувств, скорее робот, чем образ Ѕожий. √ерой всегда стремилс€ быть похож на тех, кого считал своим образцом, при этом никогда не задумывалс€ о том, кто он, не задумывалс€ о Ѕоге, о грехах.

√рехом в христианстве называетс€ все то, что приносит вред душе человека. ќдним из самых страшных смертных грехов €вл€етс€ гордын€. √осподин из —ан-‘ранциско заражен этим грехом. ќн уверен в себе, полон снобизма, самодовольстви€. Ќеслучайно автор называет его Ђгосподиномї. ќн был господином жизни, пока был жив. ƒеньги дали ему власть над людьми. » неважно, каким путем герой приобрел все это: страшнейшим ли угнетением тыс€ч и тыс€ч китайцев, которых он выписывал себе на работы, сделкой ли с совестью Ч внутренним судией в душе человека. Ќаш герой заглушил в себе голос совести, сравнива€ себ€ с остальными. ¬едь он же не один. ≈му 58 лет. Ќо, по его мнению, Ђон только приступил к жизни. ƒо этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагал все надежды на будущееї. ЂЌе жил, а существовалїЕ «начит, не испытывал чувства удовлетворени€, гармонии, счасть€. » сейчас он наивно полагает, что, отправл€€сь в кругосветное путешествие на 2 года, он наконец-то сможет насладитьс€ жизнью сполна. Ќаслаждение жизнью Ч ведь именно в этом герой видит смысл своей жизни. »так, все еще впереди. ќбратите внимание, отправл€€сь в —тарый свет, он разработал маршрут путешестви€ на два года вперед, полага€сь лишь на свою волю, не задумыва€сь, угодно ли это будет √осподу, отпущено ли ему будет жизни на это врем€.

¬ Ѕиблии сказано: Ђя √осподь, Ѕог твой; да не будут у теб€ других богов пред лицем ћоим. Ќе делай себе кумира и никакого изображени€ того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклон€йс€ им и не служи имї. ∆изненна€ же правда геро€ пр€мо противоположна этой заповеди Ѕожией, она предельно проста: сначала основательно послужи золотому тельцу, а затем ублажай плоть, максимально наверстыва€ упущенное. “аким образом, мы видим, что √осподин из —ан-‘ранциско заражен страстью сребролюби€. Ћюбовь к деньгам и роскоши Ч это новое €зычество, поклонение другим богам.

Ѕлуд и чревоугодие вход€т в число семи смертных грехов, герой Ѕунина не избежал их. јвтор описывает очень подробно услови€ 24-х часового досуга пассажиров парохода Ђјтлантидаї, Ђпохожего на громадный отель со всеми удобствамиї, на котором совершаетс€ путешествие. ¬сем удовольстви€м, какие только возможно приобрести за деньги, сытые представители рода человеческого предпочитают все же именно Ђжраньеї. ¬едь главнейша€ цель всего их существовани€, венец его Ч это обед. ј наслаждение любовью молоденьких неаполитанок, пусть даже не совсем бескорыстной, о чем он так мечтал, а посещение ночных притонов с Ђживыми картинамиї? Ёто ли не блуд? √реховность буржуазного общества подчеркиваетс€ еще и тем, что действие в рассказе происходит во врем€ –ождественского поста.

»ллюзи€ собственной безграничной власти над собственной жизнью и природными стихи€ми затмевает сознание Ђблест€щей толпыї. —отворенный ими кумир Ч капитал, отвор€ющий все двери, представл€етс€ им тем верховным божеством, которое неусыпно блюдет их интересы

ƒа, материальный фактор имеет отношение к полноте человеческой жизни, и было бы большой неправдой утверждать иначе. ћатериальный фактор Ч важнейша€ составл€юща€ человеческого благополучи€. Ќо что происходит, когда он становитс€ основной составл€ющей? ѕотребление может быть бесконечным. » тогда оно перестает приносить удовольствие. Ќет радости Ч все человек имеет, а радости от этого внешнего фактора не испытывает. ≈сли мы отрываем составл€ющую нашего целеполагани€ от нашей мечты, то мы обрекаем себ€ на несчастье. » каким бы ни было внешнее благополучие безнравственного человека, он не может быть счастлив. Ёто духовный закон жизни. ƒавайте попытаемс€ доказать это на примере нашего геро€.

 

„то ждал от путешестви€ „то получил в реальности „то чувствовал
Ќаслаждение солнцем »талии Ђоблачное, мало обещающее небої, нет солнца, туман, дождьї, свинцова€ зыбь мор€ї, Ђсырость и вонь от гнилой рыбыї Ђтоска и злостьї на всех этих жадных и вон€ющих чесноком людишек, называемых италь€нцамиї
Ќаслаждение пам€тниками древности ћузеи чересчур однообразные, одно и то же —кука
Ќаслаждение тарантеллой, серенадами ћузыканты оглушили всех торжествующими звуками марша, бодра€ вызывающа€ музыка солдатиков –аздражение
Ќаслаждение любовью молоденьких неаполитанок, пусть даже не совсем бескорыстной ∆енщины, шлепающие по гр€зи, под дождем с черными раскрытыми головами Ч безобразно коротконогиеЕ посещение притонов с Ђживыми картинамиї ѕо утрам ссоры с женой
  Ќакуривалс€ гаванскими сигарами, напивалс€ ликерами и конь€ками ќтча€ние
 арнавал в Ќицце и ћонте- арло рулетка. јвтомобильные и парусные гонки, флирт, стрельба по голуб€м ”мер  
Ќачало марта - ‘лоренци€    
  страст€м √осподним - –им    
¬енеци€, ѕариж    
Ѕой быков в —евилье    
 упание на английских островах    
јфины.  онстантинополь    
ѕалестина    
≈гипет    
япони€    

 

“аким образом, справедливый закон возмезди€ за добрые и злые дела действителен дл€ всех разумных существ. Ќикто не может его отменить.

Ќо Ѕог есть любовь. » в отпущенное герою врем€ неоднократно даетс€ возможность пересмотреть свои представлени€ о жизни и открыть свою душу совсем другим впечатлени€м, но, конечно, он не делает этого. ¬ Ќеаполе на удивление не задалась погода, и американска€ семь€ отбывает на маленьком пароходике на  апри. ѕо дороге этот пароходик так бросало из стороны в сторону, что важные господа лежали пластом и почти умирали. »менно во врем€ этого маленького испытани€ герой впервые подумал о старости. Ќо как только пароходик причалил к берегу, эти мысли сменились мысл€ми о еде. ј ѕровидение посылает господину последний Ч уже совсем мистический знак: едва взгл€нув на хоз€ина отел€, он узнает в нем во всех детал€х персонажа из своего сна прошедшей ночью. » дальше следует комментарий автора: ЂЌо как в душе его уже давным-давно не осталось даже горчичного семени каких-либо так называемых мистических чувств, то сейчас же и померкло его удивлениеї. Ђ√орчичное зерно...ї. » в пам€ти сразу возникает евангельское слово: Ђ»ную притчу предложил ќн им, говор€: ÷арство Ќебесное подобно зерну горчичному, которое человек вз€л и посе€л на поле своем, которое, хот€ меньше всех сем€н, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становитс€ деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываютс€ в ветв€х егої. ћысль €сна: господин из —ан-‘ранциско, проживи он еще хоть тыс€чу лет, никогда не взрастит ÷арства Ќебесного Ђна поле своемї, ибо душа его бесплодна Ч и дл€ Ѕога закрыта, и к слову ≈го глуха. Ќо имеющий мертвую душу Ч не мертвец ли уже в жизни?

» все же, показыва€ ужасную в своей физиологической детальности смертельную агонию своего геро€, Ѕунин угадывает черты человечности в портрете уже умершего геро€: Ђ» медленно, медленно, на глазах у всех, потекла бледность по лицу умершего, и черты его стали утончатьс€, светлетьї. » уже автор называет его не Ђгосподиномї, а Ђмертвым старикомї. ќн стал живее, чем был при жизни. ».ј. Ѕунин как будто жалеет своего геро€. „ерез библейскую парчу пробиваетс€ теплота сострадани€.  ак знать, Ѕог милостив, и ќн дал этому человеку пострадать, а может быть, и пока€тьс€, ведь какие-то минуты, мгновени€ герой был жив.

¬ывод, к которому ведет нас автор, очевиден: жизнь нельз€ прожить дважды, поэтому нужно правильно выбирать дл€ себ€ ценности, чтобы в результате не оказатьс€ пустым местом, тенью, исчезнувшей в сумерках черного трюма. ќбрати внимание на свою душу, на свои мысли, чувства, желани€. ќб этом напоминает нам рассказ ».ј. Ѕунина Ђ√осподин из —ан-‘ранцискої.

 

 

5. ѕоиски смысла жизни в повести ј.ѕ. ѕлатонова Ђ отлованї

 

√убанищева ≈лена јрдальоновна,

учитель русского €зыка и литературы

ћЅќ” —ќЎ є 54 города  ирова.

¬ чЄм заключаетс€ смысл жизни? Ёто один из основных вопросов философии. Ќикто ещЄ не дал на него окончательного ответа. Ќа прот€жении существовани€ всех человеческих цивилизаций люди искали и находили смысл жизни по-разному. ƒоказательством этому служат различные философские позиции и религиозные течени€, научные поиски и творени€ искусства. » сейчас, как сотни лет назад, кто-то видит смысл жизни в карьере, кто-то в семье, а кто-то в служении Ѕогу. “ак в чЄм же смысл жизни человека? ѕрочитайте высказывани€ и подумайте, какое из них вам ближе?

—тремись не к тому, чтобы добитьс€ успеха, а к тому, чтобы жизнь тво€ имела смысл. ј. Ёйнштейн

я уверен, что смысл жизни дл€ каждого из нас - просто расти в любви. Ћ.Ќ. “олстой

¬сЄ пройдЄт. —традани€, муки, кровь, голод и морЕ а вот звЄзды останутс€, когда и тени наших тел и дел не останетс€ на землеЕ “ак почему же мы не хотим обратить взгл€д на них? ћ.ј. Ѕулгаков

—мысл жизни заключаетс€ в самой жизни, а не в выводах, сделанных из неЄ. ќн - в переживании самого течени€ жизни. ѕоэтому к жизни надо относитьс€ как к непрерывно воспринимаемому опыту, а не как к решению задачи, совпадающему или не совпадающему с ответом в конце учебника. ћ.Ќ. ƒронов

ƒавайте рассмотрим, как показаны поиски смысла жизни в произведении ј.ѕ. ѕлатонова Ђ отлованї. Ёту повесть ј.ѕ. ѕлатонов написал в период коллективизации и великих строек социализма - в 1929-1930годах, а опубликована она была лишь спуст€ шесть дес€тилетий в журнале ЂЌовый мирї. „итать еЄ нелегко, но именно этот Ђтрудныйї €зык помогает пон€ть главную идею произведени€ Ц поиски смысла человеческой жизни. — первых страниц повести читатель попадает в эпоху, когда город переживает эпоху индустриализации, а в деревне происходит коллективизаци€. ¬се мечтают о великом будущем, разрушают храмы, в церкв€х устраивают клубы и ждут от новых вождей чудесной счастливой жизни, забыва€ о вечных истинах и заповед€х христианства. ћесто действи€ Ц какой-то провинциальный город и его окрестности, а также безым€нна€ деревн€. √ерои перемещаютс€ из города в деревню и наоборот. Ќо в основном все они строго закреплены за определЄнным Ђучасткомї.  ак замечает один из персонажей, Ђстихии теперь нет ни капли, детьс€ никому некудаї. “ак автор показывает бесправие, несвободу человека.

ќсновное зан€тие героев Ц рытьЄ котлована. ј. ѕлатонов даЄт почувствовать т€жесть, изнурительность труда, который выматывает силы и не приносит радости. »змождЄнные, усталые рабочие вечером падают на пол, как мЄртвые. ƒаже во врем€ сна у них Ђоставалось живым только сердце, берегущее человекаї.  ажетс€, что в земл€ном убежище люди Ђхотели спастись навекиї. ќни не общаютс€ по-дружески, во врем€ обеда механически пережЄвывают пищу, не довольные тем, что дл€ поддержани€ жизни им необходимо есть. –ано утром они вновь начинают рыть скользкую глину, поднимать т€жЄлый грунт, долбить камень. ќни всЄ глубже забираютс€ в пропасть котлована.  огда же они успеют возвести огромный дом мечты, если фундамент становитс€ всЄ глубже и глубже? –уководитель стройки не может сделать проект дома и не представл€ет результата труда. Ћюди всЄ роют и роют. ј он не знает, когда это закончитс€ и как на месте котлована по€витс€ тот дом, который делает жизнь строителей осмысленной. ¬думайтесь, какие смелые мысли выражает ѕлатонов! —равните подтекст его произведени€ со стихотворением ¬.¬. ћа€ковского Ђ–ассказ ’ренова о  узнецкстрое и люд€х  узнецкаї - Ђ„ерез четыре года здесь будет город-сад!ї ≈сли ћа€ковский Ђради революции наступил на горло собственной песнеї, то ѕлатонов в своей антиутопии Ђ отлованї предупреждает нас об опасности, котора€ подстерегает тех, кто ради великих целей забывает о насто€щем и становитс€ винтиком в машине тоталитарного государства. »знурительный труд стирает в люд€х индивидуальность, они станов€тс€ удобными, одинаковыми, не способными размышл€ть, сомневатьс€ в правоте новых вождей. √лавное условие тоталитарного стро€ Ц неспособность и нежелание думать.

≈динственный герой повести правдоискатель ¬ощЄв не утратил способности мыслить. ќн пытаетс€ найти смысл жизни. ќн не утратил индивидуальность, самобытность, он думает обо всЄм, что происходит вокруг. ≈го уволили с завода в день тридцатилети€ за то, что он задумывалс€ на работе и это снижало производительность труда. —троители встретили его недружелюбно, так как он не утратил желани€ жить и радоватьс€ каждый день, наполн€ть смыслом свой труд, а не слепо подчин€тьс€ начальству, мечта€ о прекрасном будущем.

Ђѕусть сейчас жизнь уходит как теченье дыхань€, но зато посредством устройства дома еЄ можно организовать впрок Ц дл€ будущего неподвижного счасть€ и детстваї, - говорили строители. „ем дальше продвигаетс€ работа, тем глубже опускаютс€ строители, зарываютс€ в землю, а проекта дома не видно даже в обозримом будущем. »нженер ѕрушевский,  озлов всЄ считают жильцов нового дома и понимают, что нужно ещЄ больше и глубже рыть котлован, и не видно этой стройке ни конца, ни кра€. —троительство дома-мечты можно сравнить с легендой о ¬авилонском столпотворении, когда возгордились люди и захотели построить башню до самого неба, чтобы стать наравне с богом, а наутро проснулись и перестали понимать друг друга, так как каждый начал говорить на своЄм €зыке. ¬ произведении ѕлатонова общепролетарский дом-мечта становитс€ недостижимым призраком, потому что люди утратили истинные христианские ценности, разучились думать и перестали понимать, что происходит в реальности.

ѕисатель делает нас свидетел€ми того, как люди Ђплакали во врем€ бодрости и маршировали во врем€ плачаї. –азве можно представить, как кресть€не запасаютс€ гробами и живыми размещаютс€ в них? —трашно становитс€ читателю, когда он наблюдает истерический танец после того, как Ђдеревн€ осиротела от кулаковї. ћожно сравнить эпизоды Ђ отлованаї с повестью ћ.ј. Ўолохова Ђѕодн€та€ целинаї. ќба писател€ по-разному показывают трудный процесс коллективизации.

ј.ѕ. ѕлатонов повествует, как во врем€ общего весель€ по поводу новой колхозной жизни все забывают о маленькой Ќасте, девочке, которую они спасли от голодной смерти. Ќаст€, дочь владельца кафельного завода, пережила много страданий, но мама перед смертью успела внушить ей истины нового времени. „иклин принЄс девочку в котлован дл€ Ђнежностиї, Ђтеплотыї и Ђобщей радости существовани€ї. Ќесомненно, Ќаст€ становитс€ символом надежды, мечтаний о будущем. Ќе случайно им€ Ђјнастаси€ї в переводе с греческого означает Ђвоскресша€ї Ёта девочка Ц шанс дл€ всех сделать добро, обрести смыл в насто€щем, а не в далЄких мечтах. Ќо Ќаст€ умирает, а вместе с ней гаснет свет надежды, и один из рабочих, ∆ачев, кричит: Ђя теперь ни во что не верю!ї —мерть ребЄнка разрушает мечту о будущем. ¬едь дом строитс€ дл€ детей, а дети жить в нЄм не могут. –абочие пон€ли, что стройка будет длитьс€ бесконечно и они никогда не увид€т дом-мечту.

ѕосле смерти девочки ¬ощЄв размышл€л о том, зачем ему Ђтеперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождени€, если нет маленького, верного человечка, в котором истина стала бы радостью и движением?ї

 отлован - начало фундамента нового мира - становитс€ могилой Ќасти, и если Ђдети - это врем€, созревающее в свежем телеї, то котлован становитс€ также могилой будущего. ¬ощев, наблюда€ все эти событи€, не находит смысла жизни. ќн продолжает свой путь дальше, чувству€, как далеко ушли его товарищи от вечных христианских истин, от добра и от своей мечты о прекрасном будущем. Ќе видит цели и сам автор. ѕлатонов, прежде всего, дл€ себ€ пытаетс€ найти ответы на вопросы: что произошло в стране после революции и что ждЄт впереди.

ћолодой ѕлатонов пылко и убеждЄнно верил в преобразующее начало революции, в рождение новой человеческой породы.

“ак на примере повести ѕлатонова Ђ отлованї мы видим, как тер€етс€ смысл жизни и люди станов€тс€ винтиками огромной тоталитарной системы, если они забывают о главных нравственных ценност€х, о любви к ближнему, если они в мечтах о прекрасном будущем забывают о насто€щем. “руд должен быть созидательным, творческим, а уныние и поклонение идолам никогда не приведут к прекрасному будущему.

 

–аздел IV. ѕравославное понимание любви и семьи.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-22; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2132 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

828 - | 613 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.019 с.