Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Структура субъективного идеализма И.Г. Фихте




Структура фихтеанского идеализма «Основы общего наукоучения» (1794)  

  Три принципа  

«Я» полагает самое себя   «Я» противополагает себе «не-Я»   Взаимное ограничение и противопоставление «Я» ограниченного и ограниченного «не-Я»
         
Тезис   Антитезис   Синтез
Три категории качества: ▫ утверждение ▫ отрицание ▫ ограничение  
Взаимоотношения «Я» с окружающим миром происходят по схеме: «тезис антитезис — синтез». Тезис - «Абсолютное Я» полагает само себя («Я» полагает «Я»). Антитезис - «Я» полагает (образует) «не-Я» - внешнюю окружающую действительность. Синтез - «Я» (субъект, сознание человека, начало, активное творение) взаимодействует с «не-Я» (пассивным началом - окружающим миром) внутри «Абсолютного Я» (высшей субстанции). Взаимодействие между «Я» (человеком) и «не-Я» (окружающим миром) внутри «Абсолютного Я» (субъективного духа) предполагает два вида взаимодействия: практическое (от «Я» - к «не-Я»; «Я» творит, определяет «не-Я» основной вид взаимодействия) и теоретическое (от «не-Я» к «Я» — второй, более редкий вид взаимодействия, эмпирический, передача опыта из «не-Я» - окружающего мира — в «Я» (конкретное сознание)).  

 

9.8. «Философия природы» Ф. Шеллинга

ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ ШЕЛЛИНГ (1775-1854) - пред­ставитель немецкой классической философии. Основные труды: «Идеи философии природы» (1797), «О мировой душе» (1798), «Первый набросок системы философии природы» (1799), «Сис­тема трансцендентального идеализма» (1800), «Изложение моей систе­мы философии» (1801)
 
  Основные черты «философии природы» Ф. Шеллинга
▫ В философской эволюции Ф. Шеллинга самый важный этап — разработка «философии природы». Для него природа — самостоятельный предмет изуче­ния. Период деятельности Ф. Шеллинга совпал с эпохой важных открытий в области физики, химии и физиологии. Основываясь на естественно-науч­ном знании, он создает свое учение о природе - «натурфилософию». Воз­зрение его на природу идеалистично: сама материя, по Ф. Шеллингу, ду­ховна. Природа есть «абсолютное» — первопричина и первоначало всего; она есть единство субъективного и объективного, вечный разум; материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями Абсо­лютного разума. Особенности натурфилософии Ф. Шеллинга ▫ Последовательное проведение идеи развития в эволюции природы. При­рода есть проявление бессознательной жизни разума, который проходит ряд этапов — от низших к высшим, от неживой природы до живой, находя свое завершение в человеке и его сознании. ▫ Понимание противоречия («полярности») как источника активности и развития всего сущего. Все процессы проистекают из одного источника — из противоречия. ▫ Признание единства и целостности природы, всеобщей связи ее явлений: вся материя внутренне едина и по существу представляет собой тождество. ▫ Из вышеизложенных положений Ф. Шеллинг определяет четыре основ­ных атрибута (неотъемлемых свойств) природы: развитие, противоречие (по­лярность), целостность, материальность, или реальность (вопреки своему объективному идеализму). ▫ Вся природа — великий организм, в котором противоположности гармо­нически разрешаются в единство. Изначальная целостность живого организ­ма обосновывается у Ф. Шеллинга понятием «мировой души».

 

9.9. «Трансцендентальный идеализм»

и «философия тождества» Ф. Шеллинга

  «Трансцендентальный идеализм» и «философия тождества» Ф. Шеллинга
▫ К исходу 90-х гг. XVIII в. Ф. Шеллинг пришел к выводу, что разработанная им «философия природы» решает только наполовину задачу построения фи­лософской системы, ибо она («философия природы») отвечает только на вопрос: каким образом развитие бессознательно-духовной природы приводит к появлению сознания, как из объективного возникает субъективное. Но перед философией встает и другой вопрос: как субъективное становится объектив­ным. Ответ на этот вопрос дает так называемая «трансцендентальная фило­софия». ▫ «Трансцендентальная философия» исходит из субъективного «Я» как пер­вичного вывода из него объективного. И хотя субъективное рассматривается как первичное и как единственная основа всей реальности, речь идет не о субъективном процессе чувствования или мышления, а об особом орудии познания - о непосредственном созерцании разумом самого предмета. Такое познание Ф. Шеллинг определяет как «интеллектуальную интуицию». ▫ Предпосылка «философии тождества» и «трансцендентальной философии» — идея о тождестве духа и природы. Идея тождества провозглашается основной проблемой всей философии. В «философии тождества» исходным понятием слу­жит понятие абсолютного и объективного. В Абсолюте совпадают все противо­положности, и в нем же кроется начало обособления и выделения как основа его действительности. То, что в Абсолюте тождественно, вечно и совершенно, в мире вещей, напротив, раздельно, необозримо, множественно, развивается во времени, представляется как процесс. ▫ Концепция абсолютного тождества тесно связана у Ф. Шеллинга с идеей о самосознании Абсолюта: самораздвоение единого тождественного начала име­ет целью самосознание единого. Самосознание разума - самосознание Бога, ибо Бог и есть разум. Его самосознанием предполагается существование чело­века: как самосознающий разум Бог может открыться только в человеческом сознании. ▫ Система тождества, с одной стороны, является переходной ступенью от субъективного идеализма И. Фихте к абсолютному идеализму Г. Гегеля, с другой стороны — к иррационализму и мистике. Начиная с 1815г. философская система Ф. Шеллинга превращается в «философию мифологии и откровения». Если в начале философской эволюции у Ф. Шеллинга преобладал идеалисти­ческий рационализм, бытие отождествлялось с разумом, а органом высшего познания была интеллектуальная интуиция, то в последующем он ищет исти­ну по ту сторону разума - там, где ее указывает религия.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1168 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2228 - | 1966 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.