1. Ш. Балли «Французская стилистика». М.: Изд-во иностранной литературы, 1961. - 394 с.
2. Вейнрих У. О семантической структуре языка / Новое в лингвистике. - М. Прогресс, 1970. - С. 168-249. - Вып. V.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М.: Русский язык, 1989 - 1991.
4. Иванов В.В., Топоров В.Н. «Славянские языковые моделирующие семиотические системы» М., 1965. 246 с.
5. Н.П. Колесников. Практическая стилистика и литературное редактирование. – М., 2003.
6. Лингвистический энциклопедический словарь // Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М., Сов. энциклопедия, 1990. - 685 с.
7. Меркурьева Н.М. Антонимия сложных слов в современном русском языке (Автореф. дис.... канд. филол. наук). - М., 1996. – 23 с.
8. Сметанина С.И. Литературное редактирование, С.-Пб., 2003.
9. Соболевский А.И. История русского литературного языка. – Л., 1980.
10. Черданцева Т.З. О многозначности слова (На материале итальянского языка). В сборнике «Слово в грамматике и словаре» М.: Наука, 1984. - С. 129-133.
Упражнение 2. Расскажите о способах оформления цитат и ссылок. Какую функцию они выполняют? В данные фрагменты включите цитаты, используя разные способы их оформления.
1. Проблему, что есть культура и что есть цивилизация, нужно решать лишь с точки зрения взаимодействия духа и материи, ибо культура есть явление духа, действующее согласно закономерностям его энергетики.
"Множество людей полагает вполне возможной замену слова "культура" цивилизацией. При этом совершенно упускается, что сам латинский корень "культ" имеет очень глубокое духовное значение, тогда как "цивилизация" в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни" (Н.К. Рерих).
2. Рерих обращает наше внимание на то, что во взаимодействии культуры и цивилизации приоритет должен принадлежать Культуре, что избавит цивилизацию от многих искажений, ей свойственных.
"... Самое важное для нас будет дух итворчество, затем идет здоровье и лишь на третьем месте богатство" (Н.К. Рерих).
3. Один из крупнейших и глубочайших русских философов Н.А. Бердяев определял культуру следующим образом...
"Культура связана с культом предков, с преданиями и традициями. Она полна священной символики, в ней даны знания и подобия иной духовной действительности. Всякая культура (даже материальная культура) есть культура духа, всякая культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями" (Н.А. Бердяев).
4. Машинная, техногенная цивилизация подменяет культуру развлекательной индустрией, на базе которой возникает "массовая культура", призванная обслуживать материю общества, а отнюдь не питать его дух. Бердяев с горечью пишет...
"...старая Европа изменила своему прошлому, отреклась от него. Безрелигиозная мещанская цивилизация победила в ней старую священную культуру" (Н.А. Бердяев).
5. Буржуазные революции, носившие прагматический и материалистический характер, укрепили и развили разрыв, образовавшийся в целостном теле явления "культура - цивилизация". Началась эпоха отчуждения культуры от цивилизации. Материя, как никогда раньше, завладела господствующими позициями, агрессивно и бесцеремонно потеснила дух и лишила общество людей необходимой ему коллективной энергии...
"... в цивилизации иссякает духовная энергия, угашается дух - источник культуры. Тогда начинается господство над человеческими душами не природных сил, а магического царства машинности и механичности, подменяющей подлинное бытие" (Н.А. Бердяев).
6. Казалось бы, в научную биографию должны включаться только социально значимые факты, но никак не бытовые "мелочи". Однако не возникнет ли в результате такого подхода мертвая схема образа? Да и само понятие "мелкого" факта неопределенно. Плутарх говорил...
"Часто какой-нибудь ничтожный поступок... лучше обнаруживает характер человека, чем битвы, в которые гибнут десятки тысяч, руководство огромными армиями и осады городов" (Плутарх).
7. Известны и пессимистические ("финалистские") концепции дальнейших судеб нашей цивилизации. Например, российский ученый Л. Лесков пишет...
"Испытав стремительный подъем, космические цивилизации неизбежно гибнут: либо утрачивая вкус к жизни в кущах "потребительского рая", либо задохнувшись в технологических отходах, либо, наконец, сгорев в огне ракетно-ядерных катастроф" (Л.В. Лесков).
Задание 3. Прочитайте фрагменты, в которых цитаты оформлены неправильно. Найдите и исправьте ошибки.
1. Тайна личности была бы нарушена, а вместе с ней нарушена и свобода самоопределения личности. Между тем "Все духовное и великое возникает в жизни - таинственным образом из себя самого и через самого себя... Так воспламеняется любовь; так человек молится; так творится искусство; так строится наука; так преодолеваются духовные кризисы; так крепнет духовный характер человека; так совершаются героические поступки". (В источнике: "Все духовное...".)
2. Акцент на любви рассматривается в этой связи как фактор установления тоталитаризма и авторитаризма. Именно так рассуждает автор, который, в частности, пишет: "любить человека ~ значит желать сделать его счастливым. Однако из всех политических идеалов те, которыми вдохновляются стремления сделать человека счастливым, пожалуй, наиболее опасны". (В источнике: "Любить человека...".)
3. Вл. Соловьев, определяя достоинство личности, пишет, что: "Никакой человек ни при каких условиях и ни по какой причине не может рассматриваться как только средство... - он не может быть только средством или орудием ни для блага другого лица, ни для блага целого класса, ни, наконец, для так называемого общего блага". (В источнике: "Никакой человек...".)