Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Салический закон как источник раннефеодального права Европы.




Писаное законодательство, основанное на обычном праве, стало складываться еще в раннюю эпоху варварских королевств. Обы­чаи германских племен подверглись систематизации, отразившись в многочисленных варварских законах (правдах): Вестготской, Бургундской, Баварской, Рипуарской, Саксон­ской, Салической, Тюрингской и др. Все правды были записью норм права для сугубо внутриплеменного применения. Но впоследствии помимо обычаев и судебной практики, источниками раннефеодальных правд также ста­новятся королевские капитулярии и эдикты.

К наиболее ранним источникам относится Салическая прав­да, записанная в начале VI века в раннефеодальном королевстве салических франков. Первона­чальный текст источника не дошел до современников. Наи­более близкой к оригиналу редакцией считается Парижская рукопись. Документ состоял из 65 глав-титулов, пролога и эпилога и сохранял значительные пережитки родоплеменных отношений. Салическая правда отразила основанное на коллективизме племенное сознание гер­манцев, урегулиро­вав, тем не менее, ряд новых правоотношений, возникших в результате иму­щественной дифференциации и образования государства.

Салической правде присущи казуистический характер и отсутствие абстрактных понятий; зафиксированные в ней правовые действия и акты отличаются строгим формализмом. Описание преступлений отлича­лось чрезмерной детализацией, что сви­детельствовало о неразвитости юридической терминологии и правовой техники.

В этом правовом источнике содержится перечень правонарушений (преступлений) и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов в форме композиции, когда одна часть штрафа идет на уплату судебной пошлины, а другая – на компенсацию потерпевшему). Легального определения преступления Салическая правда не дает вообще. Однако из смысла статей, посвященных правонарушениям и преступлениям, вытекает, что в эти понятия вклю­чались: нарушение коро­левского мира или причинение вреда личности (имуществу). Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Целью наказания являлись возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

Хотя в Салической правде отсутствуют четкие форму­лировки и понятия, а отношения с государственной властью в то время не являлись объектом регулирования уголовно-правовой сферы, по смыслу все же можно выделить наиболее распространенные группы преступлений:

· против личности;

· против собствен­ности;

· против общинного мира;

· против семьи и нравственнос­ти;

· против правосудия.

В системе наказаний главной тенденцией стала замена кровной мести и талиона денежными компенсациями. Вообще же наказания за преступления зависели от социального статуса преступника и потерпевшего, наличия отягчающих или смягчающих обстоятельств, а также разме­ра причиненного ущерба. Отягчающими обстоятельствами, например, считались групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления, а также подстрекательство к краже или убийству.

Как правило, наказание заключа­лось в денежном штрафе и возмещении стоимости украден­ного имущества. Даже за совершение убийства преступник приговаривался к вып­лате вергельда (своеобразной «платы за убийство»), размер которого определялся социальным стату­сом убитого. Так, за убийство рядового свободного франка вергельд составлял 200 солидов, графа – 600 солидов, священника – 900 солидов. Кроме социального статуса на размер вергельда оказывали влияние пол, возраст, физиологические особенно­сти убитого. Так, за убийство женщины, которая «уже не могла рожать», преступника приговаривали к уплате 200 солидов, а беременной женщины – 700 солидов. За убийство раба полагалось лишь возмещение рыночной стоимости, так как раб рассматривался правом не как личность, а как соб­ственность. Стоимость раба, как правило, составля­ла эквивалент стоимости коня. Вергельд выплачивался детям убитого или боковым родственникам. Если таковых не было, то этот «штраф» поступал в королевскую казну. К вергельду могли пригова­риваться только полноправные члены общины. Рабам и полусвободным (литам) за совершение убийства полагалась смерть, но если свободный франк, приговоренный к уплате вергельда, не мог его уплатить, он также приговаривался к смерти.

Салическая правда дает представление о социальной структуре франкского общества. Основную массу жителей королевства представляли свободные франки (рядовые общинники). По отно­шению к ним закон выделял привилегированных франков и неполноправных (литов). К привилегированным франкам относилась знать, пред­ставители королевской фамилии и его окружение, дружин­ники короля, а также служители церкви. Галло-римское на­селение стояло в социальной иерархии ниже франкского, но если римлянин состоял на королевской службе и назывался королевским сотрапезником, он обладал привилегиями по сравнению с рядовыми франкскими общинниками. О происхождении литов в литературе суще­ствуют разные версии. Достоверно известно лишь, что литы могли нести службу, платили об­рок, имели собственность, могли вступать в сделки и высту­пать в суде. Но судили их по тем же нормам уголовного права, что и рабов. Так, за похищение женщины свободного франка приговаривали к штрафу, а раба или лита – к смер­ти. К литам, как и к рабам, применялись пытки. На нижней ступени социальной лестницы находились рабы. Брак между рабом и свободной запрещался. Девушка, вступившая в брак с рабом, утрачивала личную свободу.

Нормы вещного права, зафиксированные в Салической правде, тоже отразили переходный характер франкского об­щества – от родоплеменных отношений к частной собственно­сти и государству. Частная собственность на землю еще не сложилась. Земля находилась в общинном владении и семей­ном пользовании. После сбора урожая все земли превраща­лись в общее пастбище. Салическая правда не упоминает куплю-про­дажу земли. Тем не менее, во франкском обществе шел про­цесс становления аллодиальной (индивидуальной) земельной собственности. Закон предус­матривал ответственность за нарушение границ участка, по­сев на чужом поле, самовольную распашку. Аллод переда­вался сыновьям по наследству. Что касается движимого имущества, то оно от­чуждалось вполне свободно.

Низкий уровень развития у салических франков вещного права, незавершен­ность процесса формирования частной собственности обусло­вили и низкий уровень развития обязательственного права. Из-за неразвитости товарно-денежных отношений во франкском обществе не было потребности совершать и легитимно регули­ровать различные виды сделок. Однако в зачаточном состоя­нии существовали прообразы договоров купли-продажи, ссу­ды, дарения. Передача права собственности осуществлялась публично и совпадала с фактической передачей вещи. Неисполнение обязательств или просрочка в их исполнении влекли за собой имущественную ответственность. Истребование долга происхо­дило в строго установленной детализированной форме.

Салическая правда описывает брачно-семейные отношения в самых общих чертах. Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение де­вушки с целью вступления в брак наказывалось высоким штрафом. Положение женщины в семье определяли пережитки матриархального строя. Так, женщина, находившаяся в детородном возрасте, имела вергельд, втрое превышавший вергельд обычного франкского мужчины. Препятствиями к заключению брака служили: существование законного брака; объявление лица вне закона; наличие близкого кровного родства; несвободное состояние человека. О возможности расторжения брака правовой источник салических франков вообще не упо­минает.

По мере распада больших семей формируется наследствен­ное право, осуществлявшееся по закону и по завещанию. Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения, совершавшегося публично в народном собрании и в строго установлен­ной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обя­зано не позже, чем через год после смерти дарителя, передать это иму­щество лицу, указанному в завещании. Наследование по закону осуществлялось по-разному применительно к дви­жимому и недвижимому имуществу. В порядке наследования по закону движимого имущества прослеживались явные пережитки матриар­хата: первую очередь наследников составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. А вот при наследовании недвижимости женщины исключа­лись из потенциальных наследников: земля передавалась толь­ко по мужской линии.

Судебный процесс Салическая правда объявляла состязательным. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализ­мом. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Судебные споры рассматривались на собраниях свободных людей под председательством тунгина – выборного судьи, а приговор выносился рахинбургами – выборными заседате­лями. В случае злоупотребления судьями своими полномочи­ями или осуществлении правосудия не по закону они нака­зывались штрафом.

Исполнение решений суда было обяза­тельным. Салическая правда предусматривала преступления против правосудия: неявка в суд по неуважительной причи­не; обвинение безвинного в совершении преступления; лже­свидетельство; незаконный приговор и несправедливый суд – все они наказывались денежным штрафом. Постепенно наметилась тенденция перехода судебных пол­номочий королевской администрации. Функции тунгина осуществлялись графом. Народное собрание как судеб­ная инстанция уступает место суду «лучших людей».

В качестве доказательств в судебном процессе Салическая правда при­знавала: письменные доказательства; ордалии; клятвы на святых мощах, на Евангелии; свидетельства очевидцев; «соприсяжничество» (свидетелями «доброй славы» или соприсяжниками об­виняемого, являлись двенадцать его родственников, друзей или соседей). К соприсяжничеству прибегали в случае отсутствия улик и свидетелей. Соприсяжники несли ответственность вместе с проиграв­шей стороной. Ордалии («божественные испытания» водой, огнем, железом, крестом и т.д.) применя­лись в том случае, если в ходе судебного разбирательства не удавалось получить признание обвиняемого. Отказ от орда­лии автоматически означал проигрыш дела. Свидетельские показания предоставлялись под присягой. Неявка свидете­лей в суд наказывалась штрафом. Свидетельствовать могли только равные против равных.

Отметим, что к концу правления Каролингов Салический закон несколько утратил свое юридическое и общественное значение, но в итоге явился важным источником публичного и частного права раннефеодальной Европы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 495 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2347 - | 2058 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.