Вопрос о происхождении римского государства всегда вызывал полемику в научных кругах отечественной романистики. В 50–60-е гг. в XX века постепенно преодолевались стереотипы исключительно марксистского подхода в истории античности. Так, исчезли нелепые тезисы о «революции рабов» в Риме, «опрокинувшей здание античной государственности». С публикацией в начале 90–х годов в журнале «Вестник древней истории» статьи Е.М. Штаерман дискуссия разгорелась с новой силой т.к. автор утверждает, что раннюю полисную организацию в Риме нельзя назвать государством, а она представляла собой лишь переходную форму. Автор уверена, что государство возникает вовсе не как результат необходимости контроля со стороны господствующего класса над эксплуатируемыми. Таким образом, преодолевается одномерность марксистского подхода, раздвигаются рамки научного поиска. Новое в указанной статье заключается в утверждении, что конфликт патрициев и плебеев не может быть сведен исключительно к классовому конфликту.
На наш взгляд, спорным моментом в концепции Е.Штаерман является утверждение, что в Риме в IV–III вв. до н.э. отсутствовали признаки государства. Автор считает, что только по мере развития рабовладения происходит и формирование основных черт государственности. Однако следует отметить, что в Риме этот процесс был значительно ускорен ранними завоеваниями, повлекшими установление зависимости италийских общин. Эксплуатация покоренных территорий способствовала превращению римской общины в первичный государственный механизм.
Генезис римской государственности был обусловлен реализацией тех же закономерностей, что и в Древней Греции. Однако если в Афинах сформировалась демократическая республика, то в Риме – аристократическая. В Афинах народовластие было прямым, а в Риме – опосредованным. В истории Древнего Рима социальный конфликт происходил в разнородной среде и стал мощным фактором эволюции государственно-политического уклада. Формирование государственности здесь происходило более быстрыми темпами, а государственная машина была более мощной. Между тем большинство исследователей признает факт огромного влияния идеологии, высокоразвитой культуры и институтов власти эллинов на становление римской государственности. Утверждается даже, что римское государство представляло собой совершеннейший образец универсального эллинистического государства: во времена республики наиболее образованные слои римского общества предпочитали изъясняться на греческом языке.
Мнение подавляющего большинства романистов сводится к выделению в истории Древнего Рима следующиех периодов:
· «царский» (VIII в. – 509 г. до н.э.);
· республиканский (509 г. – 27 г. до н.э.);
· период империи (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.), который, в свою очередь, разделяется на период принципата (27 г. до н.э. – 284 г. н.э.) и период домината (284–476 гг.).
«Царский» период государственности Древнего Рима начинается с образования на берегу реки Тибр земледельческого поселка, названного Римом. Это было время родоплеменной организации, представлявшей собой стадию военной демократии. «Царский» период являлся переходным от родового строя к государственному. Окончательное становление государственности в Риме связано с деятельностью шестого римского царя, правившего в 578–534 гг. до н.э. – Сервия Туллия. Вообще же во время «царского» периода Римом последовательно правили семь «царей» – рексов (rex): Ромул; Нума Помпилий; Тулл Гостилий; Анк Марций; Тарквиний Приск (Древний); Сервий Туллий; Тарквиний Гордый.
Рим в эту пору был догосударственным образованием с элементами военной демократии. Для этого периода Древнего Рима характерен процесс разложения первобытнообщинного строя племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Всё полноправное население Рима – римский народ, populus romanus –делилось на 3 племени – трибы (объединение десяти курий). Племена делились на роды – генты (по сто в каждом племени, всего 300) и поселялись в курии (место жительства десяти родов, всего курий было 30).
Старейшины родов входили в сенат – Cовет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно сенат сделался главной правительственной властью.
Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был рекс – «царь», который избирался на народных собраниях, проходивших по куриям. Царь был политическим, военным и религиозным вождем. Власть его была сакральной в глазах населения Рима. Он также являлся и верховным судьей по наиболее значимым делам.
Участвовать в народных собраниях могли только патриции, члены древнейших аристократических римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они. Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называлась плебеями. Плебеи были лично свободными гражданами Рима, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и в «царский» период были полностью лишены политической правоспособности.
Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также клиентами. Клиенты – это обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители. Будучи лично свободными, но ограниченными в правах, они находились под покровительством патронов – патрициев, получали от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую. С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратился в мощную политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков была отмечена вехами борьбы плебеев за уравнивание своих прав с патрициями
Согласно достоверным сведениям, один из рексов – Сервий Туллий (середина VI в. до н.э.) провел реформу общественного и политического устройства, в результате которой плебеи были официально введены в состав populus romanus. Реформа основывалась на имущественном различии населения и на новом территориальном делении Древнего Рима, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытно-общинной организации.
Первая часть реформызаключалась в делении всего свободного мужского населения Рима на шесть имущественных разрядов и на воинские сотни – центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением денег в IV в. до н.э., была введена денежная оценка имущества – асс, мелкая медная монета. Лица, обладавшие полным наделом земли, входили в первый разряд, тремя четвертями надела – во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа самых богатых граждан – всадники, а безземельные (пролетарии) объединялись в шестой разряд.
Общее число созданных центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса «богатых» и «самых богатых» центурий составляли большинство – 98 голосов из 193. Центурии стали не только военной, но и политической силой.
После реформ Сервия Туллия наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям. Решение центуриатного народного собрания получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям. Вторая часть реформы – деление свободного населения по территориальному принципу, согласно которой в Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен – трибы. Территориальная триба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Жители трибы подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, причем каждая триба имела один совокупный голос.
Реформа Сервия Туллия завершила процесс ликвидации основ родового строя. Включив плебеев в состав полноправного римского народа и допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, реформа способствовала консолидации свободных и обеспечила их господство над рабами.
2. Государственный и общественный строй Римской республики
Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до н.э., после изгнания последнего рекса – Тарквиния Гордого. Республиканский период принято делить на подпериоды: ранней (VI–III вв. до н. э.) и поздней (конец III‑I вв. до н. э.) республики.
В Римской республике с разделением властей сочетались аристократические и демократические черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной верхушки рабовладельцев. После изгнания последнего царя народное собрание избрало двух консулов, которые должны были заменить рекса. С установлением консулата в политическую практику вводятся новые принципы организации власти: срочность, выборность, коллегиальность, светскость.
Система организации власти и управления в республиканском Риме отличалась простотой и лаконичностью. Основными органами народовластия были народные собрания трех видов. Власть народных собраний была значительно ограниченной по сравнению с компетенцией аналогичных структур в Древней Греции. Собирались они только по инициативе магистратов – высших должностных лиц. Последние принимали решение относительно того, какие вопросы будет рассматривать собрание. Голосование было открытым, что значительно снижало уровень демократизма.
Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры.
Существовали три вида народных собраний: центуриатные, трибутные, куриатные.
Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. К середине III в. до н.э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий – по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение апелляций на приговоры о смертной казни.
Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Такие собрания избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на постановления о взыскании штрафов. Кроме того, плебейские трибутные собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили право принятия общегосударственных законов, что привело к росту влияния плебса на политическую жизнь Рима.
Куриатные собрания потеряли в республике свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати ликторов (представителей курий).
Самое большое значение в государственном механизме Римской республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат органом, не зависимым от воли большинства свободных граждан.
Хотя формально сенат был совещательным органом, в его полномочия входили функции:
· законодательные – он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты;
· финансовые – в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;
· по общественной безопасности, благоустройству Рима и религиозному культу;
· внешнеполитические – если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе Рима с другими державами утверждал сенат. Сенаторы разрешали начать набор в армию и распределяли легионы между командующими армиями.
Магистратуры делились на:
1. Ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов, плебейские трибуны и др. Эти должности символизировали идею разделения властей в римской республике. Консулы ведали преимущественно военной сферой; квесторы заведовали государственной казной; эдилы выполняли полицейские функции; плебейские трибуны защищали плебеев от произвола патрициев, объявляя свое вето на постановления последних.
Важное место в системе римской государственности занимали преторы, чья компетенция охватывала уголовную и гражданскую юрисдикцию. Претору принадлежала и высшая полицейская власть в городе. Преторы с середины республики занимались гражданским судопроизводством; цензоры составляли списки римских граждан, относя их к определенному разряду или трибе. Следующей по статусу была должность цензора, главной задачей которого было исчисление ценза и составление на его основе списков населения по центуриям. Особым статусом обладали трибуны. Это были плебейские органы власти, следившие за осуществлением равенства и гражданских прав. Помощниками народных трибунов были эдилы.
Ординарные магистратуры замещались на основе таких принципов, как:
¨ выборность – все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями;
¨ срочность – один год (за исключением диктатора - 6 мес.);
¨ коллегиальность (за исключением единоличного диктатора);
¨ безвозмездность;
¨ ответственность.
2. Экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах: внезапная или затяжная война; восстание рабов; серьезные внутренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении экстраординарной диктатуры. Диктатор назначался по предложению сената из числа бывших консулов либо преторов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Полномочия диктатора были поистине безграничны: он фактически подменял собой на время все остальные магистратуры. В конце республиканского периода некоторые диктаторы (Сулла, Цезарь) объявляли себя «пожизненными».
Армия в Древнем Риме играла весьма важную роль, поскольку внешняя политика государства характеризовалась почти непрерывными войнами. Воинскую повинность обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, как патриции, так и плебеи. Всадники составляли центурии конницы: первый, второй и третий разряды – центурии тяжеловооруженной пехоты; четвертый и пятый разряды – легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Командование армией вручалось сенатом одному из двух консулов.
В 107 г. до н.э. консул Гай Марий провел военную реформу, после которой армия стала профессиональной постоянной организацией. Была ограничена воинская повинность римских граждан, производился набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Легионеры награждались частью военной добычи, а ветераны – земельными наделами из числа конфискованных и свободных земель.
Правовое положение лиц в республике определялось на основе трех критериев: свободы, гражданства и семьи.
Статус свободы делил все население Рима на свободных и рабов. Свободные граждане в Риме распадались на две социально-классовые группы:
· состоятельную верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);
· мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. Именно к ним примыкала городская беднота.
Конечно, только свободное население являлось полноправным.
Если первоначально рабство в Древнем Риме носило патриархальный характер, то в республиканский период оно превращается в основу античной экономики, поэтому правовое положение рабов ухудшается. Источниками рабства обычно являлись: плен, работорговля, рождение от рабов, продажа и самопродажа за долги, наказание за преступление. Раб становится объектом права. Он окончательно утрачивает права на создание семьи и владением имуществом. В период империи кризис рабовладения заставил искать новые формы эксплуатации рабов, поэтому их положение несколько улучшилось. Рабы стали получать пекулий – часть господского имущества, которая предоставлялась рабу для самостоятельной хозяйственной деятельности. С этим имуществом раб мог заключать сделки, лично отвечать по обязательствам. Со временем пекулий стал передаваться по наследству. Признается право рабов иметь семью. Допускался даже брак римской гражданки с рабом, но в этом случае она становилась рабыней. Ограничивается власть хозяина над рабом: запрещается убивать своих рабов, а убийство раба приравнивается к убийству свободного человека.
Особую категорию свободного населения составляли вольноотпущенники – рабы, получившие свободу законным образом, т.е. на основании юридического акта, по завещанию, вследствие занесения в цензорский список. Правовое положение вольноотпущенника зависело от правового статуса бывшего хозяина. Отпущенные на волю квиритским собственником рабы становились римскими гражданами (за исключением наказанных ранее за преступления), а освобожденные на основании преторского права получали латинское гражданство. Однако приобретение личной свободы не означало уравнения с полноправными гражданами. Действовал запрет на заключение брака вольноотпущенника со свободнорожденным лицом. Вольноотпущенники сохраняли зависимость от бывшего хозяина, становились его клиентами или колонами.
Статус гражданства делил свободное население на римских граждан и перегринов (иностранцев). К последним относились свободные жители провинций завоеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также любые свободные жители иностранных государств. Для защиты своих прав в начале республики они должны были избирать себе покровителей – патронов. Перегрины несли налоговые повинности. Их отношения с римлянами регулировались на основе «права народов». За перегринами признавались имущественные права, они пользовались судебной защитой. Со временем перегрины получили возможность приобрести статус римского гражданина, если избирались провинциальными магистратами или служили 25 лет во вспомогательных войсках римской армии. В III веке Каракалла даровал римское гражданство всем свободным жителям империи, но без права избрания римских магистратов.
Гражданство приобреталось на основании рождения от состоявших в законном браке римских граждан по достижении 17-летнего возраста, когда юноша включался в цензовый список и записывался в трибу. Женщины полноправного гражданства не имели, т.к. всегда находились под властью мужчины, а потому были ограничены в правоспособности. Гражданство могло быть даровано иностранцу «за особые заслуги». Гражданами признавались также вольноотпущенники при условии, что они находились в собственности по квиритскому праву и получили свободу на законных основаниях. Гражданство прекращалось в случае захвата римлянина вражеским народом, но по возвращении в Римское государство все права восстанавливались. Допускалось лишение римского гражданства по приговору суда за тяжкие уголовные преступления или в силу утраты статуса свободного человека, что приводило к уменьшению правоспособности.
Наличие гражданства определяло объем политических и личных прав, а также правовые привилегии. К числу политических прав относились: право участвовать в народных собраниях, право занимать должности, служить в армии. Только граждане могли заключать полноценный в правовом и религиозном отношении римский брак, составлять завещания. Статус гражданина давал права на заключение сделок, отчуждение и приобретение имущества. Участие в гражданском обороте регулировалось цивильным правом, действие которого не распространялось на перегринов. Гражданин мог выступать в качестве патрона по отношению к неполноправным жителям. Римские граждане пользовались особой судебной защитой: они обладали привилегией судиться только в Риме перед своими согражданами. Граждан нельзя было подвергнуть телесным наказаниям.
По мере расширения территории Римского государства выделилась категория латинских граждан – жителей Италии, не входивших в римскую общину. Они обладали имущественными правами, правом выступать в суде и заключать брак с римскими гражданами, но латины не допускались к участию в народных собраниях и государственному управлению. В I в. до н.э. в результате союзнических войн жители Италии добились предоставления им прав римских граждан. К латинским гражданам причислялись вольноотпущенники, ранее находившиеся в бонитарной собственности.
Статус семьи наделял полной правоспособностью глав римских семей (pater familias). В состав семьи входили родственники (жена, дети и их семьи), вольноотпущенники, клиенты, рабы. В древнейший период власть домовладыки по отношению к членам семьи была огромной и приравнивалась к власти над вещами. Он распоряжался семейным имуществом и личностью членов семьи (мог продать в кабалу, изгнать из дома). Домовладыка отвечал за правонарушения членов семьи перед общиной (либо выдавал виновного, либо возмещал ущерб). Глава семьи считался самовластным (обладающим «собственным правом»), а находившиеся под его властью подчинялись «чужому праву». К концу республики по мере ослабления патриархальных устоев подвластные получили признание в частном праве. Так, появилась возможность освободиться из-под власти домовладыки при его жизни посредством манципации – мнимой продажи.
Таким образом, полная правоспособность лица предполагала наличие вышеперечисленных статусов: свободы, римского гражданства и самостоятельного положения в семье. Между тем по мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В конце III–II в. до н.э. возникают привилегированные сословия нобилей и всадников. Высшее сословие – сословие нобилей – образовалось в результате слияния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Сословие всадников пополнялось из числа торгово-финансовой знати и средних землевладельцев.
Развитие рабовладельческого общества привело к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Важнейшим явлением социально-экономической и политической жизни Древнего Рима во II в. до н.э. следует считать кризис полисной организации. Дело в том, что старые республиканские учреждения, приспособленные к нуждам небольшой римской общины, оказались в новых условиях уже недейственными.
Распад Римской республики был предопределен следующими политическими событиями:
· два восстания рабов в Сицилии (138 г. и 104–99 гг. до н.э.)
· аграрная реформа братьев Гракхов (30-е – 20-е гг. II в. до н.э.);
· Союзническая война (91–88 гг. до н.э.);
· восстание рабов под руководством Спартака (74–70 гг. до н.э.).
· эпоха «пожизненных» диктатур – вначале Суллы, а затем Цезаря (70-е –40-е гг. до н.э.);
К этому времени Рим перерос рамки полисной организации, превратившись фактически в огромную империю. После победы над Карфагеном и Македонией он господствовал на всем Средиземноморье. Республиканские принципы управления были неэффективными в этих условиях. Чтобы держать завоеванные территории в повиновении, необходима была жесткая власть, построенная на единоначалии. Важной предпосылкой перерастания республики в империю стали принципы функционирования исполнительных органов власти (магистратур) и легитимность предоставляемых диктатору полномочий. Традиции единоличной власти стали складываться в Риме во время перманентных военных походов и многочисленных побед. Это приводило к созданию культа полководцев и поклонению им всего римского населения. Таким образом, идеи сильной авторитарной власти, основанной на мощной военной силе, не были чужды общественному сознанию.
Кроме того, как отмечалось, к этому времени рабство из патриархального превратилось в классическое, что сопровождалось усилением эксплуатации и как следствие активизацией сопротивления многотысячной армии рабов. Это тоже требовало создания сильного государственного аппарата, обладающего репрессивным потенциалом.
3. Государственный и общественный строй Римской империи
Период Римской империи условно подразделяется на:
¨ период принципата (27 г. до н.э.– 193 г. н.э.);
¨ кризисный период (193–284 гг. н.э.);
¨ период домината (284–476 гг. н.э.).
В середине I в. до н.э. Гай Юлий Цезарь, провозглашенный императором после победы в гражданской войне, заложил основы нового государственно-политического устройства – принципата. Принципат, таким образом, это форма правления, созданная de facto Юлием Цезарем и официально установленная его преемником Октавианом Августом в 27 г. до н.э.
Принципат сохранял видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики: созывались народные собрания, заседал сенат, попрежнему избирались консулы, преторы и народные трибуны. Но все это служило только прикрытием послереспубликанского государственного строя. Фактически принципат был диархией, поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была сосредоточена в руках первого сенатора, то есть принцепса, и сената, сохранявшего значительные полномочия в этот период.
Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности, создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми армиями. Император- принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна. Права же сената распространялись на часть государственной казны, на контроль над частью провинций Рима, на издание сенатус-консультов, имевших силу закона (хотя законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось авторитетом принцепса). В конце принципата общепризнанным становится правило: «Все, что решил принцепс, имеет силу закона». Народные собрания – главный орган власти старой республики – пришли в упадок. Обыкновенными явлениями стали подкуп и разгон собраний. Впрочем, народ вскоре вообще перестал ходить в эти собрания.
В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего сословия рабовладельцев. Верхний и средний уровень рабовладельцев составили:
· сословие нобилей, которое сформировалось еще в III–II вв. до н.э. из патрицианско-плебейской поместной знати. В Римской империи нобили заняли доминирующее положение как в обществе, так и в государстве. Экономической основой нобилитета были огромные земельные владения, обрабатываемые рабами и зависимыми крестьянами – пекулиантами. При императоре Августе (63 г. до н.э. – 4 г. н.э.) нобилитет превратился в
· сенаторское сословие, пополняемое за счет сановников, выдвинувшихся на государственной службе;
· сословие всадников, образовавшееся из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев (резерв для ответственных чиновников и офицеров).
· декурионы, состоявшие из средних землевладельцев и осуществлявшие управление городами империи.
В результате постоянного грабежа крестьян латифундистами, а также из-за уменьшения притока рабов свободные крестьяне начинают превращаться в колонов – долгосрочных земельных арендаторов. Первоначально колонат представлял собой земельную аренду. С I века латифундисты предпочитали сдавать землю в аренду мелкими участками свободным гражданам на условиях выплаты денежной арендной платы, а со II века – натуральной оплаты (треть урожая). Со временем договорные отношения между колоном и землевладельцем приобрели характер внеэкономической зависимости. Хотя колоны сохранили право на семью и собственное имущество, но их личная свобода тоже оказывлось под сомнением. Землевладельцы становились ответственными за выдачу колонов в суд и поставку из их числа рекрутов на военную службу. Более того, положение колонов приобрело пожизненный и наследственный характер. Колонами к III веку становились не только на основе договора (бывшие рабы, обедневшие свободные), но и по давности проживания на чужой земле и выплаты оброка (должники, получившие земельный участок на условиях несения натуральных повинностей). Колоны становятся людьми, зависимыми от землевладельцев, которые заменяют им и местную власть, и императорскую администрацию. Впоследствии в IV веке из-за недоимок колоны навечно прикрепляются к арендованной земле, а земли можно было продавать только с колонами. Освободиться колоны могли только на основании отпуска на волю хозяином. Грань между колонами и рабами становится, таким образом, едва различимой: они подвергались одинаковым наказаниям; им запрещено было свидетельствовать против своих хозяев в суде.
Между тем на самой низшей ступени социальной лестницы по-прежнему находились рабы. Однако новая экономическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов в силу их незаинтересованности в конечном результате. Понимая это, рабовладельцы-хозяева все чаще стали предоставлять рабам пекулии – земельные участки либо иное обособленное имущество, за которые рабу следовало платить определенную долю продукта. Естественно, крестьянин – пекулиант стремился увеличить причитавшийся ему остаток имущества за счет повышения общего дохода.
Армия в период Римской империи окончательно становится постоянной и наемной. Срок службы солдат определялся в 30 лет. За службу они получали жалованье, при выходе в отставку – значительный земельный участок. Командный состав армии комплектовался из сенаторского и всаднического сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности командира сотни – центуриона.
Со 193 по 284 годы в Римской империи наступил кризисный период, называемый романистами «кризисом третьего века». Это было время волнений крестьян, солдатских мятежей, захвата провинций наместниками, вторжений соседних племен. Наступил упадок сельского хозяйства, ремесла и торговли. До предела обострились отношения императоров с сенатом, рушилась диархия.
Многие исследователи склонны видеть в доминате, новой установившейся системе власти влияние традиций восточных стран, основанных на сакрализации светской власти – ведь формально переход к доминату связывают с принятием римским императором Аврелианом (214–275 гг.) титула «царя и бога» – восточного символа царского достоинства. Ко времени правления Диоклетиана (284–305гг.) Рим превратился в автократическое монархическое государство. Власть императора была признана абсолютной и божественной, сам император – государем и господином (dominus, отсюда доминат). В период царствования Диоклетиана император утрачивает статус «первого гражданина», превращаясь во владыку, которому присуща абсолютная власть над его подданными.
Период домината совпал с кризисом рабовладельческого государства и формации в целом. Его признаками стали: углубление социального расслоения и нарушение социальной структуры классического рабовладельческого общества; возрастание значения труда колонов и сокращение вследствие его невыгодности рабского труда; исчезновение полисной идеологии; упадок морали и нравственности; кризис политеистической религии и популярность христианства; восстания рабов и колонов; рост освободительного движения на окраинах Римской империи; обострение борьбы за власть[5].
К концу III века старые республиканские учреждения окончательно исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство ими осуществляют сановники, находящиеся в непосредственном подчинении императора. Особое положение среди этих ведомств занимали:
· государственный совет при императоре (consistorium);
· финансовое ведомство;
· военное ведомство.
Чиновники выделяются в то время в особое сословие: они носят форму, их наделяют привилегиями, по окончании службы им назначают высокие пенсии и пр.
После реформ, проведенных императорами Диоклетианом и Константином I, империя была разделена на 4 части (префектуры), состоявшие из 12–ти диоцезов. Последние включали в себя провинции (более 100) и округа. Каждым административным подразделением руководил специальный чиновник, что увеличило и без того обширный управленческий корпус.
В 395 году при сыновьях императора Феодосия I произошло официальное разделение Римской империи на:
• Западную Римскую империю со столицей в Риме.
• Восточную Римскую империю (Византия) со столицей в Константинополе, которая существовала более тысячи лет под названием Византия.
Однако это не смогло предотвратить глубокого системного кризиса империи и ее политического распада. Падение Рима произошло в 476 году под натиском германских кочевых племен, когда глава германских наемников Одоакр сверг римского императора Ромула-Августула и занял его место. В результате этого события прекратила свое существование античная цивилизация и рабовладельческая формация. На обломках римской империи стала складываться новая социально-политическая, экономическая и ментальная формация – феодальная.
Эволюция римского права.
Как и у многих других народов, древнейшим источником права у римлян был обычай, сформировавшийся в эпоху родоплеменной организации и отмеченный сакрально-мифологическим характером. Нормы светского права применялись только в составе религиозных запретов. Роль толкователей, комментаторов древнего права принадлежала жрецам-понтификам, являвшимся одновременно и судьями. Важным средством правового регулирования были законы римских «царей», несомненно, обладавших судебными функциями (согласно преданиям самыми первыми являлись законы Ромула, относившиеся к VIII в. до н.э.). Правопорядок в римском обществе регулировался общими предписаниями (fas), имевшими божественное происхождение и не подлежавшими оспариванию, и (jus) – человеческими правоустановлениями. Право того (доклассического) периода характеризовалось влиянием общинных отношений, примитивностью основных институтов, строгим формализмом (малейшее искажение требуемой формы судоговорения приводило к проигрышу дела) и распространялось лишь на исконных граждан Рима – квиритов, почему и называлось квиритским, или цивильным правом.
Обычно в литературе выделяют три основных периода развития древнеримского права:
¨ архаический или доклассический (VI – сер. III в. до н.э.);
¨ классический (III в. до н.э.– III в. н.э.);
¨ постклассический (IV–VI вв. н.э.).
По мере развития римского общества, трансформации социальной структуры и эволюции государственно-политического строя потребовалось создание правовых источников, отражавших новые реалии. Таким источником стали Законы XII таблиц, созданные в середине V в. до н.э. комиссией патрициев-децемвиров. Законы были начертаны на двенадцати досках и выставлены на центральной площади Рима (Форуме) для всеобщего обозрения. В оригинале они не дошли до нас, поэтому современные исследователи могут анализировать лишь фрагменты двенадцати таблиц, сохранившиеся в сочинениях древниx авторов.
Законы отличались формализмом, казуистичностью и наличием религиозно-правовых представлений. Законы XII таблиц содержали постановления, регулирующие сферу процессуальных, семейных и наследственных отношений, а также нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям. Законы стали классическим образцом цивильного (квиритского) права, применявшегося, как говорилось, только к лицам, обладавшим римским гражданством. Борьба плебеев против патрициев завершилась приобщением первых ко всем привилегиям, предусмотренным цивильным правом.
Значительная часть статей этого источника посвящалась отношениям собственности, которые являются определяющими в любой системе частного права (собственно римское право делится на публичное (jus publicum) – право, которое, по словам Домиция Ульпиана, знаменитого римского юриста классического периода, относится «к положению римского государства», и частное (jus privatum), относиящееся «к выгоде отдельных лиц»).
Важнейшей тенденцией, закрепленной в Законах, стало первоначальное закрепление частной собственности и постепенное признание ее неприкосновенности. Частная собственность уже охранялась Законами, и преступления против нее жестоко наказывались. Однако община в течение длительного времени продолжала сохранять право верховного контроля над имущественными сделками и распределением земельного фонда. Этот пережиток наиболее отчетливо проявлялся в описанном в источнике обряде манципации. Все предметы собственности делились на манципируемые и неманципируемые. Обязательной манципации подлежали рабы, скот и земля. Торжественный обряд совершался в присутствии пяти свидетелей и весовщика с медью. Так совершались сделки купли-продажи, дарения, мены. Покупатель «накладывал руку» на приобретаемую им вещь, в результате чего получал неоспоримое право собственности. Наличие пяти свидетелей символизировало былой контроль общины над имущественными сделками, а использование меди подтверждало то обстоятельство, что обряд этот возник в глубокой древности, когда общество еще не знало чеканной монеты. Остальные вещи переходили путем простой традиции.
В архаический период в Риме не было выработано юридической категории для обозначения собственности. Тогда применялся термин dominium, что означало господство. Этим термином характеризовалась ситуация, когда какая-либо вещь находилась в чьей-либо власти. В то время индивидуальное обладание вещами было подчинено общественным интересам. Существовала значительная категория вещей, которые вообще не могли находиться ни в родовом, ни в семейном, ни в индивидуальном обладании – например, предметы божественного права. Основное богатство, которым считалась пахотная земля, считалась общественным достоянием. Особой разновидностью вещного права были сервитуты – фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой собственностью. Древние сервитуты были связаны с поземельными отношениями и принимали форму разрешения проводить воду через землю соседа, прогонять скот и т.д.
Важное место в Законах XII таблиц отводилось регулированию семейно-брачных и наследственных отношений. Брак носил моногамный характер и отличался патриархальностью. Во главе семьи находился глава семейства (pater familias), обладавший практически неограниченной властью над всеми членами семьи (подвластными, которых называли агнатами). Распоряжаться всем имуществом мог только отец. Лишь после его смерти сыновья получали равные доли наследства и могли вести самостоятельное хозяйство. Девушки даже после смерти отца не приобретали самостоятельности, поступая под опеку брата или мужа. Отец мог продать любого члена семьи в рабство или заложить за долги. Сын, проданный отцом трижды, освобождался из-под власти pater familias. Получивший независимость сын или дочь, вышедшая замуж, становились по отношению к отцу когнатами и не могли рассчитывать на получение наследства. Но впоследствии власть главы семьи над детьми постепенно ослабевала.
Следствием развития частнособственнических отношений стала разработка обязательственного права. Источником возникновения обязательств могли служить договоры и правонарушения (деликты). Законы XII таблиц регулировали договоры займа, купли-продажи, аренды, найма, поклажи и др. Для действительности договора было необходимо: согласие обязанных сторон, которое не должно быть порождено насилием или обманом; соответствие договора праву (закону). В архаический период договоры носили односторонний характер, то есть правом требования по выполнению условий сделки наделялась только одна сторона (например, кредитор). Особой разновидностью договоров был нексум (договор самозаклада). Согласно условиям договора должник отвечал перед кредитором не только своим имуществом, но и личной свободой (при неуплате долга он превращался в раба кредитора). В течение 60 дней должника три раза выводили на рыночную площадь и выкрикивали сумму долга, которую могли погасить сородичи. Впоследствии долговое рабство превратилось в предмет острой политической борьбы. В 326 г. до н.э. оно было запрещено законом Петелия: теперь ответственность должника ограничивалась только его имуществом.
К важнейшим достижениям архаического римского права (несмотря на многие родовые пережитки) можно, таким образом, отнести как минимум преодоление религиозности и мифологизма; появление письменных источников права; легальное закрепление частнособственнических прав; первичную разработку юридической терминологии.
Благодаря этим новациям стал возможен расцвет римской юриспруденции в классический период. В Риме в 367 г. до н.э. была учреждена должность претора как помощника консула для решения внутригородских проблем. Жестко скованное традициями цивильное право с IV–III вв. до н.э. стало корректироваться новым источником права – преторскими эдиктами, отражавшими новые отношения, порожденные переходом от древних форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, товарообмена, банковских операций и пр. Законы XII таблиц перестали отражать потребности римского общества в правовом регулировании различных сфер жизнедеятельности. А эдикты фактически содержали в себе норму права, предписывая судьям, какое решение следует вынести по тому или иному делу. Каждый последующий претор подтверждал эдикты своего предшественника и создавал новые. Значение претора в судопроизводстве возрастало по мере сокращения компетенции понтификов, и вскоре за ним закрепился статус «лучшего знатока права». Уходит в прошлое юридический формализм, вводятся принципы «равенства сторон», «доброй совести» и «справедливости».
В 242 г. до н.э. дополнительно учреждается особая должность перегринского претора – для рассмотрения споров между римскими гражданами и перегринами. Перегринский претор не был скован рамками квиритского права, что позволяло ему создавать новые формы судебных исков, в большинстве случаев опиравшиеся на «право народов», отличавшееся рационалистическим подходом. Роль преторов как создателей новых норм права обусловила название этого периода в истории римского права – преторское право.
Так как судебный процесс всецело определялся теперь формулой претора, то он стал называться формулярным – взамен архаичного легисакционного. Официально формулярный процесс был введен в судопроизводство в период с 149 по 123 гг. до н.э., и судьи обязаны были следовать преторскому предписанию.
В классический период деление вещей на манципируемые и неманципируемые отступает в прошлое. Разрабатывается категориальный аппарат вещного права. Важнейшей конструкцией вещного права становится владение. Под ним понималось фактическое господство над вещью, соединенное с желанием осуществлять эту власть для себя (то есть пользоваться, извлекать выгоду). Институт владения затрагивал в основном сферу поземельных отношений. Когда фактическое обладание совпадало с правом распоряжения, возникало право собственности. Закон устанавливал и новые сроки давности. При Юстиниане (VI в.) срок давностного приобретения устанавливался в три года для движимых вещей и 10 лет – для недвижимых, если прежний собственник и владелец по давности проживали в одной провинции, или 20 лет, если они проживали в разных провинциях. Еще одной новой категорией вещного право стала держание, представлявшее собой результат договора найма. Новая формула собственности получила название преторской, или бонитарной. Важнейшая роль претора проявилась в том, что он взял на себя функцию защитника плебейской собственности, а также собственности перегринов что способствовало разрешению противоречия в римской конструкции собственности архаического периода, когда легитимными правами собственников обладали только патриции. Классический период также ознаменовался окончательным становлением частной собственности на землю: в 111 г. до н.э. был издан закон, запретивший передел земельной собственности. Римские юристы придавали большое значение способам приобретения собственнических прав. Архаическая манципация уступала место (traditio), что означало передачу фактического владения вещью приобретателю от отчуждателя.
В классический период продолжают развиваться различные сервитуты: личные и вещные; городские и сельские; краткосрочные и пожизненные. Распространенной категорией римского вещного права классического периода стал узуфрукт, который означал право пользования вещью и право потребления ее плодов. Узуфруктуарий защищался законом не только от нелегитимных претензий третьего лица, но и от самого собственника.
Римское классическое обязательственное право разделяло все договоры на вербальные и литтеральные; реальные и консенсуальные. Вербальный договор был самым старым видом договора, на основе которого еще во времена Законов XII таблиц совершались сделки разнообразных видов – купли-продажи, мены, займа и т. д. Для его действительности требовалось произнесение слов «даю», «сделаю». Вербальное обязательство устанавливалось посредством стипуляции (устного произнесения слов о соглашении в определенном порядке). Позднее возникли литеральные договоры, т.е. письменные обязательства, которые распространились в классическом римском праве.
Римские юристы выделили в особую группу реальные договоры, которые характеризуются тем, что обязанность исполнения и связанная с ним ответственность наступают по реальным сделкам не с момента соглашения, а лишь с момента передачи вещи. К таким контрактам, например, относились договоры хранения, договоры займа, договоры ссуды. При консенсуальном же договоре ответственность сторон возникает не при передаче вещи, а немедленно по заключении письменного или устного соглашения. К таким договорам относился, например, договор купли-продажи, а также договор найма.
Еще с архаического периода в Древнем Риме были известны три формы заключения брака:
· правильный, или брак, совершавшийся в форме священной клятвы и отдававший жену под полную власть мужа. Священный брак представлял собой религиозную церемонию, во время которой жених и невеста съедали жертвенную лепешку в присутствии жреца-понтифика и свидетелей, которых должно было быть не менее десяти человек.
· брак в форме покупки невесты, также отдававший жену под власть мужа;
· брак sine manu – без власти мужа или «неправильный» брак.
«Неправильный» брак всегда предполагал более либеральный статус древнеримской женщины: она имела право распоряжаться своим имуществом и вступать в различные сделки. Но такой брак необходимо было ежегодно возобновлять, для чего жена должна была отлучаться из дома три ночи подряд – иначе брак перерастал в «правильный» с традиционной властью мужа. Именно этот брак становится господствующим в классический период. Обязательным условием установления брачных отношений также признается свободно выраженное согласие брачующихся – как жениха, так и невесты. Развод также стал свободным. Общим правилом стала раздельность имущества супругов. При прекращении брака по вине мужа приданое возвращалось жене. Издержки совместной жизни нес муж, но он был вправе и распоряжаться доходом, который приносило имущество жены. В области семейных отношений наметилось и разложение патриархальной семьи, показателем чего стало ослабление власти отца над подвластными. Убийство детей было признано преступлением; сыновьям еще при жизни отца могло предоставляться особое имущество; был упрощен порядок усыновления внебрачных детей.
Радикальные изменения происходят в постклассический период, когда мораль, нравственность, семья становятся индикаторами системного кризиса империи и рабовладельческого строя в целом. Римские императоры предпринимали меры финансового, социального, морального характера в целях укрепления семейных устоев. Император Август пытался законодательно ограничить право развода, установить обязательный брачный возраст (от 25 до 60 лет для мужчин, от 20 до 50 лет для женщин) и ввести налог на безбрачие. Однако этот закон не соблюдался. Впоследствии неженатые мужчины не могли вступать в права наследства, а женатые, но бездетные могли наследовать лишь половину полагавшегося им по закону имущества. Статус женщины в семье становится еще более демократичным: исчезает опека над взрослыми женщинами, и они наделяются рядом дополнительных имущественных прав. Большую самостоятельность приобретают и дети: так, закон запрещает продажу детей в рабство.
Согласно нормам наследственного римского правапервыми к наследованию призывались дети – наследники по нисходящей первой очереди. Если их не было – внуки, наследники второй очереди; в третью очередь наследовали братья наследодателя, его дядья и племянники. Если и их не было, претор предоставлял право наследования наследникам четвертой очереди – всем кровным родственникам умершего вплоть до шестого колена. Ближайшая степень родства исключала из ряда наследников следующую степень. Характерной особенностью римского классического и постклассического права были нормы, ограничивавшие свободу завещательных распоряжений. Так, действовал принцип обязательной доли наследования: ближайший родственник умершего, если его в завещании обошли наследством, имел право на одну четвертую часть того имущества, которое он получил бы при отсутствии завещания. Само завещание подлежало составлению в письменной форме и удостоверению семью свидетелями.
Уголовное право Древнего Римаскладывалось из множества правовых норм, включая архаичные Законы XII таблиц, постановления народных собраний и сената, а также законы, изданные по инициативе диктаторов и императоров. Законодатель различал умышленные преступления и совершенные по неосторожности. Однако четкого определения преступления не существовало: нередко в тексте законов встречается отождествление преступления и «смертного греха». К видам преступлений в римском праве можно отнести:
1) преступления, непосредственно затрагивавшие интересы римского государства, – присвоение казенного имущества и расхищение государственных средств, взяточничество, подлог, фальшивомонетничество, участие в запрещенных сборищах и объединениях, спекуляция зерном и другими продуктами, неуплата налогов и т. п.;
2) религиозные преступления, число которых значительно возросло после официального признания в IV веке христианства;
3) воинские преступления – измена в бою, дезертирство, утеря оружия, неповиновение командиру и т. п.;
4) преступления против личности;
5) преступления против собственности
6) преступления, относящиеся к сфере семьи и нравственности, – кровосмешение, супружеская измена, полигамия, сожительство с незамужней женщиной, незаконный развод, мужеложство и т. д.;
Выбор вида и меры наказания зависел от социального статуса потерпевшего и преступника, размера причиненного ущерба, возраста и пола преступника, наличия злого умысла, времени суток и наличия других отягчающих и смягчающих обстоятельств. Первоначально наказание строилось на принципе возмездия. В классический период оно также преследует цели устрашения, причем в императорском Риме происходит усиление карательной направленности наказания и резкое увеличение числа его видов. Так, восстанавливается смертная казнь по отношению к римским гражданам, которая в поздней республике не применялась. При этом появляются новые виды этой санкции: сожжение, повешение, распятие на кресте, утопление. Каторжные работы на рудниках, принудительные работы на установленный срок, отдача в гладиаторы также являются «знамением времени». Широко практиковались различные виды ссылок и высылок: изгнание из Рима с потерей гражданства, ссылка на острова с полной изоляцией, временная ссылка. Телесные наказания и конфискация имущества осужденных были как основными, так и дополнительными санкциями.
В Древнем Риме судебный процесс по имущественным спорам отличался формализмом, разнообразием форм, разделением компетенции между магистратором (претором) и судьей – частным лицом, назначенным для окончательного решения спорного случая.
Высшей судебной инстанцией по делам о тяжких преступлениях в республике были народные собрания. Позднее в сфере римского судебного устройства и судопроизводствапроизошли перемены. Судебной компетенцией в уголовных и гражданских делах стали обладать чиновники, принадлежавшие к администрации империи, что объединило суд и администрацию. Таким образом, регрессивные изменения затронули и сферу судопроизводства, где вместо республиканского принципа коллегиальности учреждается принцип единоличного принятия решений.
Кроме того, римский суд в постклассический период превратился в сословный. Лица, принадлежавшие к высшим, привилегированным сословиям империи, судились самим императором. Чиновник получил привилегию быть судимым в суде его собственного начальника. Разделение на предварительное и судебное следствие исчезло. Судья сам производил дознание, сам выступал обвинителем и сам выносил приговор. Наиболее распространенным средством установления истины в период домината стала пытка. В период республики существовало открытое рассмотрение судебных дел; во время же империи установилась строгая тайна судопроизводства, служившая прикрытием административного произвола.
Формирование уголовного права как целостной системы связано с учреждением специальных судов (постоянных комиссий) и относится ко II в. до н.э. Каждая комиссия рассматривала определенную категорию уголовных дел. Первая из постоянных комиссий была создана в 149 г. до н.э. и занималась рассмотрением должностных вымогательств со стороны магистратов. В годы правления Суллы функционировало восемь профильных комиссий. Во главе каждой из комиссий стояли преторы, а в состав входили от 350 до 450 судей, которыми являлись граждане высших сословий.
В основе возбуждения уголовного преследования лежало обвинение, которое могло исходить только от частных лиц, но не от должностного лица. После возбуждения обвинения начиналось предварительное расследование. В процессе судебного разбирательства очень важное значение придавалось свидетельским показаниям, где действовало правило: «Показания одного – не свидетельство». Главное место в судебном процессе занимал обмен сторон судебными речами.
Решение выносилось присяжными по большинству голосов. Приговор мог выноситься не сразу, но после его объявления он немедленно приводился в исполнение. Однако в отношении беременных женщин это правило не действовало. Если обвиняемый приговаривался к смертной казни, то приговор мог приводиться в исполнение спустя десять дней.
Уголовный процесс, таким образом, приобрел в постклассическом праве инквизиционный, экстраординарный характер. Судьи императора приобрели право не только истолковывать уголовные законы, но и отказываться от существовавших ранее судебных процедур. Приоритетным фактором при вынесении приговора становится усмотрение магистрата или чиновника. Право возбуждать обвинение переходит от частного лица к государству. Высшей апелляционной инстанцией по судебным делам был сам император, а практически эту функцию исполняла его канцелярия.