Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Право Франции в Средние века.




 

Развитие феодальных отношений привело к тому, что к концу X века на территории Франции утратили свое значение, как Салический закон, так и законы династии Каролингов. Юридический опыт основывался на местных традициях, обычаях: во Франции они носи­ли название «кутюмов» и составили основу партикулярного права страны. Наряду с общими обычаями провинций функ­ционировали местные обычаи отдельных районов, городов, поселков и даже общин. Особенно значимой была роль кутю­мов на севере Франции, которую в этой связи даже называли «страной неписа­ного права». В конце X века начали формироваться первые сборники феодаль­ных обычаев, таких, как «Правила обычаев и прав монастырских» (977 г.), содержание которых отражало особенности феодальной юстиции отдельной местности, и значение их не выходило за пределы сеньорий.

С возникновением постоянной королевской ад­министрации местные обычаи получили условную государственную санкцию: для признания обычая в качестве действующего источника в садах было необходи­мым, чтобы он был известен с «незапамятных времен» (по крайней мере, 40 лет). Развитие юриспруденции, начиная с XIII века, способствовало возникновению собраний кутюмов. Од­ним из древнейших считается частное собрание под названием «Со­веты другу» (1254–1259 гг.), составленное П. Де Фонтеном, в котором важ­ное место занимали нормы римского права. Немалое значение приобрел Большой кутюм Франции короля Карла VI, где в качестве образца были изложены феодальные права и обычаи королевского домена. В середине XIII века в Нормандии был составлен полный сборник норм обычного права – Большой кутюм Нормандии. Постепенно стали появляться и частные записи обычаев. Наи­большую известность получили Кутюмы Бовези, автором ко­торых был королевский бальи Филипп де Бомануар. Они были обнаро­дованы в 1285 году и вобрали в себя все сфе­ры права, подчинив систематизацию практическим нуждам разбора дел. Этот знаменитый сборник состоял из пролога и 70 глав, включающих судопроизводство, правовой статус раз­личных категорий населения, поземельные отношения и многое другое. Кутюмы Бовези подтверждали принцип обязательности пра­вовых обычаев не только для местных жителей, но и для королевской власти; так, король должен был соблюдать обычаи, известные с незапамятных времен. За кутюмами Бовези, раз­работанными в начале 80-х годов, последовали кутюмы Тулузы, Древний кутюм Бретани, Большой кутюм Франции. Большое распространение приобрели изданные в конце XIII в. «Книга правосудия и жа­лоб» и «Установления Св. Людовика» (авторы неизве­стны). Однако даже после появления кутюмов по-прежнему в судах возникали многочисленные дебаты относительно легитимности той или иной нормы права. Тогда судьи вынуждены были опрашивать не менее десяти знатоков местного права о том, су­ществовал ли такой кутюм и насколько он древен.

Распространение кутюмов сделало их к XV веку основным и наиболее популярным источ­ником права Франции. Однако хаотичность собраний вызывала боль­шие трудности в их использовании. В рамках общей реформы судо­производства по приказу Карла VII в бальяжи направлялись комис­сары, которые вместе с нотаблями должны были установить местные обычаи. На протяжении 1498–1530 годов во Франции были составлены новые полуофициальные собрания кутюмов – около 60 кутюмов общего и до 300 местного значения.

Постепенно на юге Франции важнейшим источником ре­гулирования правоотношений становится реципированное римское право. Его влияние в Галлии имело глубокие исто­рические корни и восходило еще к временам завоевательных походов Цезаря. Постепенно реципированное римское право трансформировалось в право галло-римское. Последнее опиралось не на византийскую коди­фикацию Юстиниана, а на упрощенную версию законода­тельства Феодосия и на раннефеодальную правду, составлен­ную вестготским королем Аларихом. Французские профессо­ра-глоссаторы комментировали Дигесты Юстиниана, вписы­вая в них текст пояснения (глоссы), которые, в свою очередь, также изучались и обобщались. Таким образом, римское пра­во во Франции выступало как право ученых и оставалось далеким от практики королевских судов. Отношение же королевской власти к римскому праву было двойственным. С одной стороны, власть ссылалась на многие формулы римского публичного права в целях укрепления своих политических позиций. А, с другой – французские мо­нархи не могли допустить чрезмерное влияние римского пра­ва, так как это означало бы признание верховенства римско-германского императора. Поэтому Людовик Святой (XIII в.) постановил, что это право не является обязательным в королевстве Франция, а Филипп Август еще ранее зап­ретил преподавание римского права в Парижском универси­тете (хотя в других университетах королевского домена оно сво­бодно изучалось). Эта санкция была отменена только в 1679 году в правление Людовика XIV.

В XVI веке во Франции сложилась своя школа римского пра­ва, получившая название школы гуманистов. Ее представи­тели отвергали методы схоластики и дедукции, присущие постглоссаторам. Юристы-гуманисты, ориентированные на на­учное изучение римского права, не повлияли на судебную практику, однако подготовили почву для совершенствования постреволюционно­го законодательства

Также к числу правовых источников, действовавших на терри­тории всей страны, относились нормы канонического права. Своего апогея во Франции оно достигло в ХII–ХШ веках, ког­да значительно расширилась компетенция церковных трибу­налов, распространивших свою юрисдикцию не только на клир, но и на светское население. В последующие века в ходе упорной борьбы королевской власти за расширение своих су­дебных полномочий сфера канонического права начинает су­жаться: королевский ордонанс 1539 года запретил церков­ным судам разбирать дела, касавшиеся светских лиц. Вскоре в юридической практике абсолютизма закрепился постулат, согласно которому лишь один король осуществляет власть в королев­стве, поэтому декреталии римских пап и постановления цер­ковных соборов не являются обязательными для французов. Королевской властью признавались нормы, включенные в Свод канони­ческого права 1582 года, а все остальные нормы канонического права требовали дополнительной королевской санкции.

Большое значение во Франции в период Средневековья приобрело и городское право, основным источником которого являлись городские хартии, имевшие нормативный харак­тер. Они отражали компромисс городского населения с коро­левской властью или отдельными сеньорами. Хартии предус­матривали меры по поддержанию мира и внутреннего поряд­ка, регламентировали права и свободы граждан, регулирова­ли торгово-ремесленную деятельность. Городское право отличалось демократизмом, однако в то же время оно было сословно и кор­поративно по сравнению с другими источ­никами феодального права. Развитие внутренней и внешней торговли выя­вило недостатки городского права, главный из которых заключался в парти­куляризме. Поэтому уже с XII века отношения между купцами стали преимущественно регулироваться международным мор­ским и торговым правом, заимствованным из сборников мор­ских и торговых обычаев.

В пери­од ленной монархии за королями не признавалось право законодательствовать относительно всей страны. Монархи обладали только пра­вом издания эдиктов (распорядительных указов). Лишь с усилением централизованных тенденций королевские ус­тановления приобретают общее значение, за ними закрепляется на­звание – ордонансы. С XIV века королевское законодательство стало ак­тивно внедрять опыт римского права, а затем и формировать самостоятельные предписания. Важнейшей политической линией королевского законодательства стало утверждение приоритета королевской юстиции.

Что касается п рава феодальной собственнос­ти на землю, то в Средние века во Франции оно сочеталось с элементами общинного землепользования. К XI веку наиболее характерной формой земельной собствен­ности становится феод, а свободная крестьянская собственность на землю полностью исчез­ает. Заметим, что феодальная собственность на землю неразрывно была связана с владельческими правами крестьян; для феодала земля представляла ценность не сама по себе, а в соединении с работником, ее возделы­вающим. Эти права были ограниченные, но постоянные: крестьянин не мог отчуждать свой земельный надел без согласия сеньора, но и последний не мог произвольно сгонять с земли крестьянина.

С XIII века форма крестьянского землепользования меняется: серваж вытесняется цензивой. Крестьянин-цензитарий, который внешне был своеобразным арендатором, освобождался от личных повинностей и получал некоторую свободу распоряжения землей. Так, с согласия феодального соб­ственника и с уплатой особой пошлины он имел право продавать, дарить, закладывать и иным путем переуступать цензиву при условии, что ценз исправно выплачивается.

В период феодальной раздробленности договорные отношения во Франции развивались медленно. При купле-продаже земли за сеньором всегда признавалось пра­во преимущественной покупки продаваемого вассалом феода. Кро­ме того, он и родственники продавца в течение установленного сро­ка имели право выкупа проданной земли. Крупные сделки купли-продажи с XII века начинают составляться в письменном виде, в последующем утверждаться и нотариусами. Начиная с XIII века, с развитием реального торгового оборота, договор купли-продажи воз­никал с момента его заключения сторонами.

В X–XI веках, когда купля-продажа имущества еще была редким явлением, получил развитие договор дарения. Часто этот договор маскировал сдел­ку купли-продажи. Получатель подаренного имущества принимал на себя обязательство передать дарителю в знак благодарности определенное имущество. Договор дарения использовался также для обхода ограниче­ний на завещания.

В период абсолютизма получает распространение договор найма (арен­ды) земли. Такая форма эксплуатации крестьян давала дворянству большую выгоду, так как размер арендной платы не был определен обыча­ем и мог произвольно повышаться. Кроме того, в отличие от цензивы земля, сдан­ная в аренду, по окончании срока договора возвращалась в распоряже­ние сеньора.

На раннем этапе верховные права французского сеньора проявлялись в брачно-семейной сфере: он мог возражать против вступления в брак крестьянина. Кутюмное право не признавало общности имущества супругов: каждый сохранял в своем владении фамильные земли. Однако этот режим соблюдался только для дворянских фамилий. Вопросы брака и семьи во Франции до XVI века регулировались исключитель­но церковными правилами. Лишь в XVI–XVII веках королевская власть, стремясь усилить государственное воздействие на брачно-семейные отношения, отступила от церковных норм, относящихся к заключе­нию брака, и брак стал рассматриваться как акт гражданского состоя­ния. Было пересмотрено правило, исходя из которого, при вступлении в брак не требовалось согласия родителей. В XVII веке родители получили право об­ращаться в Парижский парламент с жалобой на действия кюре, заклю­чившего брак без их согласия. Личные отношения супругов определялись каноническим правом: главенство мужа, подчинение ему жены, совместное проживание и т.п. Дети не могли совершать юридические акты без согласия родителей. Отец имел право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей.

Право наследования сохранялось только в отношении той доли, владельцем которой наследодатель являлся при жизни. Феодальная традиция строго соблюдала право майората в наследовании дворян­ских имений. Майорат был наиболее характерным институтом при наследовании по закону, то есть осуществлялась передача по наследству цельного земельного надела умершего старшему сыну, что позволяло избегать дробления фео­дальных сеньорий и крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать своим несовершеннолетним братьям и выдавать замуж сестер. Наследование по завещанию получило распространение сначала на Юге Франции, а под воздействием церкви завещание стало проникать и в обыч­ное право.

В начале периода феодальной раздробленности, в IX–XI веках, преступле­ние во Франции рассматривалось как действие, затрагивающее интере­сы отдельных лиц. Наказания же сводились к компенсации за вред, причиненный частным лицам. К концу периода, в XI–XII веках, когда воцаряется сеньориальная юрисдикция, преступление перестает быть частным делом, а выступает как нарушение утвердившегося фео­дального правопорядка. Тогда получают развитие такие негативные явления уголовного права, как ответственность без вины, чрезмерная жестокость наказа­ний, неопределенность составов преступлений.

В период сословно-представительной монархии и, особенно в период абсолютизма с цен­трализацией государства и усилением королевской власти, сеньориаль­ная юрисдикция ослабляется и возрастает роль законодательства коро­лей в развитии уголовного права. В королевском законодательстве наказания не были четко определены, их применение во многом зависело от усмотрения суда, от сословного положения обвиняемого. Целью наказания были возмездие и устраше­ние. Впоследствии наибо­лее важные дела (королевские случаи) попадали под юрисдик­цию Парижского парламента. В XVI веке парламенты расследовали основную массу преступлений в стране. Самыми массовыми преступлениями в парламентской прак­тике были кражи и убийства, а типичными наказаниями – смертная казнь и битье кнутом. Приговоры приводились в исполнение публично для того, чтобы стра­дания осужденного вызывали страх у всех присутствующих. Видами наказаниябыли: смертная казнь в разнообразных формах (разрывание на части лошадьми, четвертование, сожжение); членовредительские и телесные наказания; тюремное заключение; конфискация имущества – в качестве основного и дополнительного на­казания. Между тем отдельные наказания древнего права (протыкание языка богохульникам) при абсолютизме практически вышли из обихода.

Судебный процесс до конца XII века носил обвинительный характер. Боль­шое распространение имели ордалии, в том числе судебный поединок, который проводился при взаимном согласии сторон или же в случае, когда одна из них обвиняла противника во лжи.

Если практика кутюмов опиралась на такую форму судопроизводства, как повальный обыск, то, начиная с XVI века, начали утверждаться новые порядки судопроизводства. Принципиаль­ное значение имели ордонансы 1498 и 1539 годов, в соответствии с которы­ми в практику вошли правила розыскного процесса. Отменялась ду­ховная юстиция в гражданских и общеуголовных делах. Ордонансы 1536 и 1539 годов подробно расписали процесс дознания и его участни­ков. Судебное дело возбуждалось на основании обвинения королевского прокурора, а также доносов и жалоб. Первой стадией розыскного про­цесса было дознание, то есть сбор предварительной и тайной информа­ции о преступлении и преступнике. Затем судебный следователь соби­рал письменные доказательства, допрашивал свидетелей и обвиняемо­го, проводил очные ставки. Судебное рассмотрение дела проходило в закрытом заседании, решаю­щее значение придавалось материалам, собранным в ходе следствия. Доказательством вины обвиняемого были, кроме собственного при­знания, показания свидетелей, письменные доказательства, протоколы, со­ставленные на месте преступления. При розыскном процессе виновность обвиняемого подразумевалась (презумпция виновности), поэтому показаний одного свидетеля было достаточно для применения пытки. Цель ее состояла в том, чтобы получить признание обвиняе­мого.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2317 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2373 - | 2121 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.