Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


”рок 38 (99). „еловек, истори€ и природа




в романе Ѕ. Ћ. ѕастернака Ђƒоктор ∆ивагої

÷ели урока: рассказать о судьбе романа; дать представление о взгл€дах ѕастернака на соотношение человека и истории; показать гуманизм и ценность этих взгл€дов.

ћетодические приемы: лекци€ с элементами беседы; анализ эпизодов.

 

’од урока.

I. ѕроверка домашнего задани€

”чащиес€ читают стихотворени€ ѕастернака наизусть (количество выступающих определ€ет учитель).

 

II. —лово учител€

–оман, в центре которого должна оказатьс€ революционна€ эпоха, ѕастернак начал писать еще зимой 1917 годов и не расставалс€ е этим замыслом несколько дес€тилетий. ”же после ¬еликой ќтечественной войны по€вилась надежда на ослабление гнета власти, на возможность свободно выражать свои мысли. ќсенью 1946 года ѕастернак писал о том, что хочет дать Ђисторический образ –оссии за последнее сорокап€тилетиеї, что эта вещь будет выражением его Ђвзгл€дов на искусство, на ≈вангелие, на жизнь человека в истории и на многое другоеї.

—удьба этого произведени€ драматична: роман был закончен в 1955 году и отправлен в журнал ЂЌовый мирї, но был отвергнут, так как в нем усмотрели искаженное изображение революции и места интеллигенции по отношению к ней. ќднако роман был напечатан в 1957 году в »талии, затем переведен на многие €зыки мира, а в 1958 году автору была присуждена Ќобелевска€ преми€ в области литературы Ђза выдающиес€ достижени€ в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозыї. Ќа родине же ѕастернака начали активно травить: исключили из членов —оюза советских писателей, организовали в газетах, журналах, на радио целый поток оскорблений и обвинений, настойчиво вытесн€ли из страны, заставили отказатьс€ от Ќобелевской премии. ¬се это подорвало здоровье писател€, который считал невозможным покинуть –оссию, с которой св€зан Ђрождением, жизнью, работойї. Ђя не мыслю своей судьбы отдельно и вне ееї Ч писал он.

30 ма€ 1960 года ѕастернака не стало. Ђƒоктор ∆ивагої был опубликован на родине только в 1988 году, через 33 года после написани€.

„то же в романе вызвало такую реакцию властей? ¬нешнее повествование вполне традиционно: рассказываетс€ о судьбе человека в эпоху революции. Ќо событи€ романа даны через воспри€тие главного геро€, это субъективное воспри€тие и составл€ет сюжет. –оман не вписывалс€ в схемы соцреализма, предполагающего Ђактивную жизненную позициюї.

—удьба человека, по ѕастернаку, не св€зана напр€мую с исторической эпохой, в которую выпало жить. √лавный герой романа ёрий ∆иваго не пытаетс€ боротьс€ с обсто€тельствами, но и не приспосабливаетс€ к ним, остава€сь собой при любых услови€х, сохран€€ свою точку зрени€. ∆иваго врач, он ставит диагноз, но не вмешиваетс€ активно в ход вещей, довер€€ жизни самой расставить все по местам. —воеобразный фатализм, присущий ∆иваго, не отмен€ет его убеждени€ в необходимости нравственного выбора, в котором и про€вл€етс€ свобода человека.

ѕастернак несколько раз мен€л варианты названи€ романа: Ђ—мерти не будетї, Ђ—веча горелаї, Ђ»ннокентий ƒудоровї, Ђћальчики и девочкиї. ѕоследнее название раскрывает один из аспектов авторского замысла. — самого начала романа действуют мальчики Ч ёра ∆иваго, ћиша √ордон, Ќика ƒудоров, ѕаша јнтипов и девочки Ч Ќад€, “он€. ¬тора€ часть открываетс€ главой Ђƒевочка из другого кругаї это Ћариса √ишар (ЂЋара была самым чистым существом на светеї, Ч говорит о ней автор). “ема подросткового воспри€ти€ жизни, чуткого, наивного, максималистского, уже была тонко разработана ѕастернаком в повести Ђƒетство Ћюверсї.

ѕодростковое воспри€тие сохран€етс€ у повзрослевших героев ѕастернака. ёрий ∆иваго по-мальчишески восторженно говорит Ћарисе о революции: Ђ¬ы подумайте, какое сейчас врем€! » мы с вами живем в эти дни! ¬едь только раз в вечность случаетс€ така€ небывальщина. ѕодумайте: со всей –оссии сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под открытым небом, » некому за нами подгл€дывать. —вобода!ї (часть п€та€, глава 8). ѕроисход€щее в годы гражданской войны —трельников считает: Ђвоенною игрою, а не деломї.

Ќо жизнь оказываетс€ не игрой, а суровой реальностью, оборачиваетс€ взаправдашней гибелью людей, которые думали, что могут управл€ть жизнью, переделывать ее по своему усмотрению.

Ќасто€ща€, реальна€ жизнь требует посто€нной, каждодневной работы, полна мелких, незначительных, на первый взгл€д, забот: надо растить детей, добывать средства к существованию, заниматьс€ хоз€йственными хлопотами.

—обственно историческим событи€м в романе удел€етс€ мало внимани€. —корее, они про€вл€ютс€ косвенно Ч преломл€ютс€ в воспри€тии геро€, ёри€ ∆иваго, в частной жизни обычных людей. ќбыденное существование человека приобретает высокий смысл, ведь жизнь каждого человека и состоит из Ђмелочейї. “аким образом исторические событи€ показаны не объективно, а субъективно, и это субъективное воспри€тие отдельного человека, его внутренний мир, по ѕастернаку, и есть важнейшее событие. ƒуховный мир человека приравниваетс€ к миру внешнему.

 

III. ќбсуждение романа Ђƒоктор ∆ивагої

Ч  ак исторические событи€ преломл€ютс€ в воспри€тии ёри€ ∆иваго?

(ѕервоначально герой с восторгом принимает окт€брьские событи€ 1917 года. ≈го восхищает Ђвеликолепна€ хирурги€ї революции, она представл€етс€ ему выражением самой жизни, ее непредсказуемости, стихийности.

¬скоре герой понимает, что вместо раскрепощени€ человека, обещанного первыми революционными действи€ми, нова€ власть поставила человека в жесткие рамки, нав€зыва€ при этом собственное понимание свободы и счасть€. Ќасильно сделать людей счастливыми нельз€, единого рецепта дл€ всех не существует. “акое вмешательство в человеческую природу, стремление перекроить жизнь по своему разумению, изменить насильственно ход истории искусственно, нелепо и преступно. »сторию никто не делает, ее не видно, как нельз€ увидать, как трава растетї.

„еловек участвует в истории помимо своего желани€, и самое мудрое в этом случае Ч подчинитьс€ действию этих сил. Ќо подчинитьс€ не значит дл€ ѕастернака потер€ть ощущение ценности человеческой жизни, человеческой личности. ≈динство мира, человека и вселенной Ч основа, мироощущени€ ѕастернака. ѕо словам ёри€ ∆ивого, Ђвсе врем€ одна и та же необъ€тно тождественна€ жизнь наполн€ет вселенную и ежечасно обновл€етс€ в неисчислимых сочетани€х и превращени€хї. “ак утверждаетс€ в романе гуманистическое представление о жизни как торжестве вечного духа живого недаром автор наделил главного геро€ фамилией ∆иваго.)

Ч „то происходит с ∆иваго после возвращени€ из партизанского отр€да?

(¬ √ражданскую войну ∆иваго попадает в партизанский отр€д, после войны возвращаетс€ в ћоскву и оказываетс€ не ко двору новой власти. “ворческа€ его жизнь идет своим чередом, а внешн€€, Ђобщественна€ї, Ч невозможна дл€ него. ќн не способен приспосабливатьс€, измен€ть самому себе. “аким образом подчеркиваетс€ искусственность, противоестественность насаждаемого образа жизни, противоречащего духовной жизни мысл€щего, творческого человека.)

Ч ¬спомните, встречалось ли вам воспри€тие революции как стихии?

(” ј. ј. Ѕлока: Ђ»нтеллигенци€ и революци€ї, Ђƒвенадцатьї и др.)

Ч „то общего в точке зрени€ ј. ј. Ѕлока и Ѕ. Ћ. ѕастернака на революцию и в чем вы видите разницу?

Ч „то в романе противопоставлено искусственному, надуманному?

(»сторические событи€ у ѕастернака часто показываютс€ через €влени€ природы. ќщущение приближени€ Ђисторического вихр€ї, воспри€тие революции как стихии говорит о том, что ѕастернак понимал все €влени€ жизни как разные ее воплощени€, про€влени€ ее природной, естественной сущности. ѕрирода, естественность и противопоставл€ютс€ искусственности, тщетности попыток человека воздействовать на жизнь, на природу, заставить ее существовать по надуманным законам, по воле Ђновых людейї.)

Ч  акую роль играет пейзаж в романе? ¬ чем особенность описаний природы?

(ќписани€ природы, рассыпанные по многим страницам романа, необычайно поэтичны. ѕейзажи в романе одухотворены, полны жизнью, полны удивлени€ перед ее чудом. ѕрирода отвечает тончайшим душевным движени€м человека, точнее, человек и природа слиты воедино.)

Ч Ќайдите описани€ природы в тексте романа и дайте к ним свой комментарий.

(Ќапример: ∆ивописна€ игра красок, теней, света обостр€ет горе ёри€ јндреевича, когда он мысленно прощаетс€ с Ћарой, своей любовью (часть 14, глава 13): Ђтемно-пунцовое солнцеї, Ђсин€€ лини€ сугробовї, Ђананасна€ сладостьї солнца на снегу, Ђбагрово-бронзовые п€тна зариї, пепельна€ м€гкость пространств быстро погружалась в сиреневые су- мерки, все более лиловевшие. — их серою дымкой сливалась кружевна€, рукописна€ тонкость берез на дороге, нежно нарисованных по бледно-розовому, точно вдруг обмелевшему небуї.

ќтметим живописность, поэтичность, зримость образов, близость к стихотворени€м в прозе, изобразительно-выразительные средства.)

Ч  аковы, с точки зрени€ ѕастернака, отношени€ человека и природы?

(„еловек и его вторжение в природу не мешают ей: Ђрощу прорезали две дороги, железна€ и проселочна€, и она одинаково завешивала обе своими разлетающимис€, книзу клон€щимис€ ветв€ми, как концами широких, до полу ниспадающих рукавовї (книга втора€, часть 8, глава 7). ѕрирода предстает не бессмысленной стихией, а одухотворенной основой жизни. ¬ ней Ђсосредоточены, может быть, тайны превращени€ и загадки жизни, над которыми мы бьемс€ї. ѕрирода Ђне отчуждает человека от себ€, а наоборот, вступает в таинственную св€зь с человеческой душой, обнимает ее собою, избавл€ет от тоски одинокости, воссоедин€ет с бытиемї (Ќ. Ћ. Ћейдерман).

√армони€ человека и природы ”рала, защитницы, спасительницы, укрывшей семью ∆иваго Ђв глуши, в неизвестностиї, Ђмедвежьем углуї, Ђжизнь –обинзонаї разрушаетс€ вторжением жестокой силы гражданской войны. ¬арыкинский мир, в котором ёрий јндреевич чувствовал себ€ счастливым (Ђ ак часто летом хотелось сказать вместе с “ютчевым: Ђ акое лето, что за лето! ¬едь это, право, волшебствої), резко диссонирует с трагедией, которую переживает доктор ∆иваго и близкие ему люди. » поэтому в споре об истории, который идет на страницах романа, о том, возможна ли переделка мира даже в самых благих цел€х, образ живой природы выступает опровержением искусственных схем и проектов.)

Ч ѕеречитайте первую фразу романа Ђƒоктор ∆ивагої. ћожете вы согласитьс€ с тем, что она €вл€етс€ свидетельством неразрывности единства природы и пам€ти, утверждает единство природы и культуры? јргументируйте свой ответ.

Ч  акие событи€ романа запоминаютс€ читателю прежде всего? ѕочему?

Ч  акова роль женских образов в романе? —опоставьте изображение любви у ѕастернака в Ђƒокторе ∆ивагої и у Ўолохова в Ђ“ихом ƒонеї.

Ч ћожем ли мы сказать, что любовь Ћарисы и ∆иваго пронизана гармонией? ≈сли да, то в чем вы увидели эту гармонию?

 

IV. “ест по лирике Ѕ. ѕастернака (см. ѕриложение в конце книги)

 

ƒомашнее задание

Ќайти в романе Ђƒоктор ∆ивагої христианские образы, —имволы, христианскую лексику; подумать, какую роль они играют.

 

»нформаци€ дл€ учител€

ќ романе Ђƒоктор ∆ивагої и его авторе [6]

Ѕорис ѕастернак меньше всего думал о публицистике и политическом споре. ќн ставил себе совсем иные Ч художественные Ч задачи. ¬ этом причина того, что, став вначале предметом политического скандала и небывалой сенсации, книга затем постепенно превратилась в объект спокойного чтени€, признани€ и изучени€. ’удожник пишет с натуры. ≈го цель: неискаженно передать свое воспри€тие событий внешнего мира. ѕластически воплотить, преобразить их в €влени€ мира духовного, мира человеческого воспри€ти€, дать событи€м новую, длительную жизнь в пам€ти людей и образе их существовани€.

¬ молодости ѕастернак писал: ЂЌедавно думали, что сцены в книге Ч инсценировки. Ёто заблуждение. «ачем они ей? «абыли, что единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас. Ќеумение найти и сказать правду Ч недостаток, которого никаким умением говорить неправду не покрыть.  нига Ч живое существо. ќна в пам€ти и в полном рассудке: картины и сцены Ч это то, что она вынесла из прошлого, запомнила и не согласна забытьї.

» далее: Ђ∆ивой действительный мир Ч это единственный, однажды удавшийс€ и все еще без конца удачный замысел воображени€... ќн служит поэту примером в большой еще степени, уже натурой и модельюї.

¬ыразить атмосферу быти€, жизнь в слове Ч одна из самых древних, насущных задач человеческого создани€. “ыс€челети€ми повтор€етс€, что не хлебом единым жив человек, но и вс€ким словом божьим. –ечь идет о живом слове, выражающем и несущем жизнь. ¬ русской литературе это положение приобрело новый животрепещущий интерес, главным образом благодар€ художественному гению Ћьва “олстого. ƒостоевский многократно утверждал, что если миру суждено спастись, то его спасет красота. —ловами одного из героев Ђƒоктора ∆ивагої. ѕастернак приводит это положение к форме общественно-исторической закономерности. Ђя думаю, Ч говорит Ќ. Ќ. ¬еден€пин, Ч что, если бы дремлющего в человеке звер€ можно было бы остановить угрозою, все равно, каталажки или загробного возда€ни€, высшею эмблемою человечества был бы цирковой укротитель с хлыстом, а не жертвующий собой проповедник. Ќо в том-то и дело, что человека столети€ми поднимала над животным и уносила ввысь не палка, а музыка: неотразимость безоружной истины, прит€гательность ее примера.

ƒо сих пор считалось, что самое важное в ≈вангелии Ч нравственные изречени€ и правила, заключенные в заповед€х, а дл€ мен€ самое главное то, что ’ристос говорит притчами из быта, по€сн€€ истину светом повседневности. ¬ основе этого лежит мысль, что общение между смертными бессмертно и что жизнь символична, потому она и значительнаї. ¬ этом утверждении, читаемом без затруднени€ и простом по стилю, много существенных, далеко не сразу пон€тных наблюдений. ¬ частности, из него следует, что красота, без которой мертво даже самое высокое нравственное утверждение, это свет повседневности, то есть та правда жизни, которую ищет и стремитс€ выразить художник.

Ђƒоктор ∆ивагої стал итогом многолетней работы Ѕориса ѕастернака, исполнением пожизненно лелеемой мечты. — 1918 г. он неоднократно начинал писать большую прозу о судьбах своего поколени€, но по разным причинам был вынужден оставл€ть работу неоконченной. «а это врем€ во всем мире, в –оссии особенно, все неузнаваемо переменилось. ¬ ответ мен€лись замысел, герои и их судьбы, стиль автора и его €зык, на котором он считал возможным говорить с современниками. “рагические событи€ в истории страны: коллективизаци€, надвигающийс€ террор Ч требовали перелома и в отношении к себе, своей работе. Ђј €, хот€ и поздно, вз€лс€ за ум. Ќичего из того, что € написал, не существует. “от мир прекратилс€, и этому, новому, мне нечего показать. Ѕыло бы плохо, если бы € этого не понимал. Ќо, по счастью, € жив, глаза у мен€ открыты, и вот € спешно переделываю себ€ в прозаика диккенсовского толка, а потом, если хватит сил, в поэта Ч пушкинского. “ы не вообрази, что € думаю себ€ с ними сравнивать. я их называю, чтобы дать тебе пон€ть о внутренней перемене. я мог бы сказать то же самое и по-другому я стал частицей своего времени и государства, и его интересы стали моимиї, Ч писал ѕастернак в письме к отцу 25 декабр€ 1934 г.

ѕосле вынужденной поездки в ѕариж на конгресс писателей в защиту культуры летом 1935 г. ѕастернак заболел и поехал в санаторий.   осени 1935 г. ѕастернак вернулс€ домой и мог возобновить работу над романом, который, суд€ по сохранившейс€ обложке, называлс€ Ђ«аписки ∆ивультаї.

–азразивша€с€ вслед за годами террора война объединила всех участием в общих лишени€х, горечью потерь, радостью спасшихс€ и обретенных. ѕастернак писал: Ђ“рагический, т€желый период войны был живым периодом и в этом отношении вольным, радостным возвращением чувства общности со всемиї. √олос жизни звучал во многочисленных письмах с фронта, которые получал ѕастернак от малознакомых и незнакомых ему людей. Ёто об их авторах Ч окопных солдатах и офицерах Ч сказано в эпилоге Ђƒоктора ∆ивагої: Ђ»звлеченна€ из бедствий закалка характеров, неизбалованность, героизм, готовность к крупному, отча€нному, небывалому. Ёто качества сказочные, ошеломл€ющие, и они составл€ют нравственный цвет поколени€ї.

¬ сент€бре 1943 г. ѕастернак побывал на фронте в расположении “ретьей армии, освободившей ќрел. ќщущение Ђисторического вихр€ї как предвести€ гр€дущего обновлени€ выражено во вступлении к очерку Ђѕоездка в армиюї, написанному по фронтовым впечатлени€м. Ђѕобедил весь народ, всеми своими сло€ми и радост€ми, и горест€ми, и мечтами, и мысл€ми. ѕобедил все, и в эти самые дни на наших глазах открывают новую, высшую эру нашего исторического существовани€. ƒух широты и всеобщности начинает проникать в де€тельность всех. ≈го действие сказываетс€ и на наших скромных зан€ти€хї.

¬ свете чувства всеобщности, родившегос€ в войне, замысел романа виделс€ теперь ѕастернаку по-новому. Ќужно было говорить о самом главном, об атмосфере европейской истории, в которой, как в родном доме, формировалось его поколение.

«акончив несколько крупных переводных работ, он с конца 1945 г. пишет прозу. —менив несколько названий: Ђћальчики и девочкиї, Ђ—веча горелаї, роман к осени 1946 г. стал называтьс€ Ђƒоктор ∆ивагої.

ќкружающие событи€ не способствовали реализации планов. »деологический погром, начавшийс€ с августа 1946 г., сопровождалс€ новыми волнами репрессий. ѕастернак понимал, что его могут в любую минуту арестовать. ќн не таилс€. Ђ–азумеетс€, € всегда ко всему готов. ѕочему со всеми могло быть, а со мной не будетї, Ч не раз повтор€л он в разговорах и в письмах.

ѕолосы утомлени€, гор€ и мрака были нередки, но он преодолевал их, горд€сь плодотворностью своего каторжного труда. ЂЌо писать-то € буду в двадцать п€тые часы суток свой романї, Ч говорил он. ќн никогда не делал тайны из того, что пишет. „тени€ первых глав романа в знакомых домах начались с осени 1946 г. Ћетом 1948 г. четыре части, первоначально составл€вшие первую книгу, были перепечатаны на машинке и обошли широкий круг знакомых, пересылались по почте в разные адреса: во ‘рунзе, в –€зань, ƒонбасс и Ћенинград Ч и постепенно зачитывались до неразличимости. јвтор получал самый разнообразный спектр откликов Ч от похвал до порицани€, от развернутых отзывов до беглых извещений о получении. “ака€ атмосфера, создава€ впечатление читательского отзвука, была необходима ему дл€ продолжени€ работы.

¬ апрельском номере журнала Ђ«нам€ї за 1954 г. по€вились 10 стихотворений ёри€ ∆иваго со вступительной заметкой: Ђ–оман предположительно будет дописан летом. ќн охватывает врем€ от 1903 до 1929 г., с эпилогом, относ€щимс€ к ¬еликой ќтечественной войне.

√ерой Ч ёрий јндреевич ∆иваго, врач, мысл€щий, с поисками, творческой и художественной складки, умирает в 1929 г. ѕосле него остаютс€ записи и среди других бумаг написанные в молодые годы отдельные стихи, часть которых здесь предлагаютс€ и которые во всей совокупности составл€ют последнюю, заключительную главу романа. јвторї. «наменательно, что ѕастернак относит смерть главного геро€ к 1929 г., времени слома жизни страны, кануну самоубийства ћа€ковского, году, который в Ђќхранной грамотеї он называет Ђпоследним годом поэтаї.

–оман о докторе ∆иваго и стихи, написанные от его имени, стали выражением радости, превозмогающей страх смерти. Ђѕо наполнению, по €сности, по поглощенности любимой работой жизнь последних лет Ч почти сплошной праздник души дл€ мен€. я более чем доволен ею. я ею счастлив, и роман есть выход и выражение этого счасть€ї, Ч писал ѕастернак в 1955 г.

ѕослевоенна€ одинока€ и независима€ жизнь была каждодневным преодолением смертной т€жести, светлым ощущением бессмерти€, верностью ему. ќн по собственному опыту считал, что бессмертие Ч это другое название жизни, немного усиленное. ƒуховное преодоление смерти ѕастернак считал основой своего понимани€ новой христианской истории человечества. Ђ¬ека и поколени€ только после ’риста вздохнули свободно. “олько после него началась жизнь в потомстве, и человек умирает не на улице под забором, а у себ€ в истории, в разгаре работ, посв€щенных преодолению смерти, сам посв€щенный этой темеї, Ч говорит в романе ¬еден€пин. ¬ свете этой исторической традиции жизнь отдельного человека, социально не выделенного, не претендующего на привилегии, на то, чтобы с ним считались больше, чем с другими, более того, Ч общественно лишнего, становитс€ божьей повестью. ¬ечной темой искусства. “ворчески одаренный герой романа стремитс€ к зан€тию своим делом, и его взгл€д становитс€ силою обсто€тельств мерой и трагической оценкой событий века, а стихотворени€ Ч поддержкой и подтверждением надежд и веры в долгожданное просветление и освобождение, предвестие которых составл€ет историческое содержание всех послевоенных лет.

„ита€ и перечитыва€ роман, приходишь к мысли, что главное в нем скорее показано читателю, чем сказано в насто€тельной форме. Ћюбовь к жизни, чуткость к ее голосу, доверие к ее неискаженным про€влени€м Ч первейша€ забота автора. Ёто всего сильнее про€вл€етс€ в речи и действи€х главного лирического геро€ Ч ёри€ ∆иваго. ќн ценит чувство меры и знает, к каким гибельным последстви€м приводит насильственное вмешательство человека в природу и историю. ≈му с детства ненавистны те, кто себ€любиво вносит в жизнь соблазн, пошлость, разврат, кому не прет€т власть сильного над слабым, унижение человеческого достоинства. Ёти отвратительные черты воплощены дл€ ёри€ в адвокате  омаровском, сыгравшем трагическую роль в его судьбе.

∆иваго склонен сочувствовать нравственным идеалам революции, восхищатьс€ ее геро€ми, людьми пр€мых действий, как јнтипов-—трельников. Ќо он €сно видит и то, к чему неизменно привод€т эти действи€. Ќасилие, по его наблюдени€м, ни к чему, кроме насили€, привести не может. ќбщий производительный ход истории и жизни нарушаетс€, уступа€ место разрухе и бессмысленным, повтор€ющим прежние, призывам и приказам. ќн видит, как власть идеологической схемы губит всех, оборачива€сь трагедией и дл€ того, кто ее исповедует и примен€ет. ≈сть основани€ считать, что именно эта убежденность отличает Ђƒоктора ∆ивагої от прозы, над которой ѕастернак работал до войны.

ёрию јндреевичу кажетс€ дикой сама иде€ переделывать жизнь, поскольку жизнь не материал, а действующее начало, по своей активности на много превосход€щее возможности человека. –езультат его действий лишь в меру внимани€ и подчинени€ ей соответствует его благим намерени€м. ‘анатизм губителен.

¬ одном из черновых вариантов романа отношению ∆иваго к —трельникову ѕастернак давал такое объ€снение: Ђ ак он любил всегда этих людей убеждени€ и дела, фанатиков революции и религии!  ак поклон€лс€ им... каким немужественным казалс€ себе всегда перед лицом их. » как никогда, никогда не задавалс€ целью уподобитьс€ им и последовать за ними. —овсем в другом направлении шла его работа над собой. √олой правоты, голой истины голой св€тости неба не любил он. » голоса евангелистов и пророков не покор€ли бы его своей все вытесн€ющей глубиной, если бы в них не узнавал он голоса земли, голоса улицы, голоса современности, которую во все века выражали наследники учителей Ч художники. ¬от перед кем по совести благоговел он, а не перед геро€ми, и почитал совершенство творени€, вышедшего из несовершенных рук, выше бесплодного самоусовершенствовани€ человекаї.

–абота€ над романом, ѕастернак понимал, что пишет о прошлом. ƒл€ того чтобы его текст преобразил полузабытые событи€ в слово, необходимое современникам и рассчитанное на участие в духовной жизни последующих поколений, приходилось думать о €зыке, освобождать его от устаревающих частностей, острота и выразительность которых по опыту и в предвидении не были долговечными. ќн говорил, что намеренно упрощает стиль, стара€сь Ђв современном переводе на нынешнем €зыке, более обычном, р€довом и спокойномї, передать хоть некоторую часть того неразделенного мира, хоть самое дорогое издали, из-за веков отмеченное евангельской темой Ђтепловое, световое, органическое воспри€тие жизниї.

¬ начале 1956 г. ѕастернак отдал оконченную рукопись романа в редакции журнале ЂЌовый мирї, Ђ«нам€ї, шли переговоры с издательством Ђ’удожественна€ литератураї. Ћетом на дачу в ѕеределкино приехал сопровождаемый представителем иностранной комиссии сотрудник италь€нского радиовещани€ в ћоскве коммунист —ерджио ƒТјнджело.

ќн попросил рукопись дл€ ознакомлени€ и в этой официальной обстановке получил ее.   автору рукопись не вернулась. јнджело передал ее италь€нскому коммунистическому издателю ƒж. ‘ельтринелли, который, ввиду того что международна€ конвенци€ по авторскому праву в то врем€ не была признана ———–, мог печатать роман без разрешени€ автора. “ем не менее он известил ѕастернака, что хочет издать роман на италь€нском €зыке, 30 июн€ 1956 г. ѕастернак ответил ему, что будет рад, если роман по€витс€ в переводе, но предупреждал: Ђ≈сли его публикаци€ здесь, обещанна€ многими журналами, задержитс€ и ¬ы ее опередите, ситуаци€ дл€ мен€ будет трагически труднойї.

»здание романа в —оветском —оюзе стало невозможным вследствие позиции, зан€той руководством —оюза писателей. ќна отразилась в коллективном письме членов редколлегии ЂЌового мираї, подписанном  . —имоновым,  . ‘единым, Ѕ. Ћавреневым, ј. јгаповым и ј.  ривицким, и определила отечественную судьбу книги на 32 года вперед. ¬ »талии же тем временем перевод был успешно сделан, и, несмотр€ на то что ј. —урков специально ездил в ћилан, чтобы от имени ѕастернака забрать рукопись дл€ доработки, ‘ельтринелли 15 но€бр€ 1957 г. выпустил книгу в свет.   концу 1958 г. роман был издан на всех европейских €зыках.

— 1946 г. Ќобелевский комитет шесть раз рассматривал кандидатуру ѕастернака, выдвигаемую на получение премии. ¬ седьмой раз, осенью 1958г., она была ему присуждена Ђза выдающиес€ достижени€ современной лирической поэзии и продолжение традиций великой русской прозыї. ¬ политическом комментарии присуждение премии было произвольно и однозначно св€зано с выходом романа Ђƒоктор ∆ивагої, не изданного в ———– и €кобы антисоветского. –азразилс€ чудовищный скандал, получивший в прессе название Ђдело ѕастернакаї.

“о, что присужденна€ почетна€ награда была обращена в позор и бесчестие, стало дл€ ѕастернака глубоким горем. ќн, сначала радостно благодаривший Ќобелевский комитет и Ўведскую академию за присуждение премии, теперь вынужден был от нее отказатьс€ Ђв св€зи с тем, какой смысл ей придан в обществе, к которому он принадлежитї.

10 феврал€ 1960 г. ѕастернаку исполнилось 70 лет. —о всего мира шел поток поздравительных писем и телеграмм. Ќа праздничном обеде были знакомые из артистического круга. ¬ течение зимы ѕастернака беспокоили периодические боли в спине. ќн старалс€ не обращать на них внимани€, но к концу апрел€ они настолько усилились, что, переписав набело пролог и первый акт пьесы, он позволил себе лечь в постель. ≈му становилось все хуже. –ентген показал рак легкого. «а день до конца ѕастернак позвал нас, чтобы сказать, как мучит его двойственность его признани€, которое обернулось полной неизвестностью на родине. Ђ¬с€ жизнь была только единоборством с цар€щей и торжествующей пошлостью за свободный и играющий человеческий талант. Ќа это ушла вс€ жизньї, Ч сказал он.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2412 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

540 - | 459 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.047 с.