Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


I. —лово учител€ о Ћеониде јндрееве




Ћеонид Ќиколаевич јндреев (1871Ч1919) Ч один из тех русских писателей, которые определ€ли умонастроени€ общества на рубеже ’I’Ч’’ веков. достаточно привести мнение ». ј. Ѕунина, который не был щедр на похвалы: Ђ¬се-таки это единственный из современных писателей, к кому мен€ влечет, чью вс€кую новую вещь € тотчас же читаюї.

ќн начал как газетный фельетонист и судебный репортер, позже начал писать рассказы, сблизилс€ с √орьким, с писател€ми литературного кружка Ђ—редаї, участвовал в издании сборников Ђ«наниеї.

Ч — творчеством Ћеонида јндреева вы немного знакомы.  акие его произведени€ вам запомнились?

(–ассказы Ђѕетька на дачеї, ЂЅаргамот и √араськаї, Ђ усака и др.)

—ам писатель объ€сн€л выбор геро€ последнего рассказа так: Ђ¬ рассказе Ђ усакаї героем €вл€етс€ собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страдани€ми и в великом и равенстве сливаетс€ воедино перед грозными силами жизниї. ¬ этих словах во многом отразились философские представлени€ писател€.

јндреев писал об одиночестве (неважно, человека, собаки или абстрактного персонажа), о разобщенности душ, много размышл€л о смысле жизни, о смерти, о вере, о Ѕоге. ѕисал он и на актуальные, современные ему темы, но и в них взгл€д писател€ обобщенно-философский. “аков рассказ Ђ расный смехї (1904), посв€щенный событи€м русско-€понской войны. — необычайной экспрессивностью јндреев показал безумие кровопролити€, безумие, бесчеловечность войны. —имволическое название рассказа подчеркивает его обвинительный, антивоенный пафос.

√лубокое проникновение в психологию обреченного человека в Ђ–ассказе о семи повешенныхї на злободневную и сто лет назад тему терроризма. јвтор с сочувствием пишет о приговоренных к смерти революционерах террористах. Ётот рассказ Ч отклик на реальные событи€. јндреев видит в приговоренных не столько преступников, сколько людей.

¬ творчестве Ћеонида јндреева острота современных ему вопросов соедин€етс€ со стремлением к их глубинному истолкованию, стремлением постичь Ђбездныї человеческой души, противоречи€ быти€.

јндреев не прин€л окт€брьского переворота 1917 года, он стал эмигрантом, оставшись на территории, котора€ отошла к ‘инл€ндии.

 

II. »стори€ создани€ повести Ђ»уда »скариотї

Ч ¬спомним нашу историю. — каких событий началась перва€ русска€ революци€ 1905Ч1907 годов?

(ѕерва€ русска€ революци€ началась с  ровавого воскресень€, 9 €нвар€ 1905 года, когда по инициативе св€щенника √апона петербургские рабочие пошли к «имнему дворцу с петицией Ќиколаю II, и это мирное массовое шествие было расстрел€но царскими войсками. √од спуст€ вы€снилось, что √апон разоблачен эсерами как агент охранки и повешен ими в ќзерках, дачном пригороде ѕетербурга.)

Ћеонид јндреев задумал произведение, в котором бы отразились эти событи€. »з письма јндреева —ерафимовичу: Ђћежду прочим, € подумываю со временем написать Ђ«аписки шпионаї, нечто по психологии предательстваї. —о временем замысел приобрел более общие, философские черты: писатель переосмысливает евангельский сюжет, ставит вечные вопросы добра и зла под необычным углом. ѕостепенно задуманный рассказ перерос в повесть, она была закончена в феврале 1907 года.

јлександр Ѕлок откликнулс€ на выход повести јндреева в свет: Ђ«а нею (повестью) Ч душа автора Ч жива€ рана. ƒумаю, что страдание ее Ч торжественно и победоносно. (...) ¬се мы знаем уже могущественное дуновение андреевского таланта, и можно только удивл€тьс€ тому, что и годы не убивают это чудовищное напр€жениеї.

 

III. Ѕеседа по повести Ђ»уда »скариотї

Ч Ќайдите описание внешности »уд »скариота. ¬ чем необычность его портрета?

(Ђ ороткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он €вно делилс€ на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласи€, за таким черепом всегда слышитс€ шум кровавых и беспощадных битв. ƒвоилось также и лицо »уды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была жива€, подвижна€, охотно собиравша€с€ в многочисленные кривые морщинки. Ќа другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладка€, плоска€ и застывша€; и хот€ по величине она равн€лась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза. ѕокрытый белесой мутью, не смыкающийс€ ни ночью, ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму; но оттого ли, что р€дом с ним был живой и хитрый товарищ, не верилось в его полную слепотуї.

¬о-первых, отметим необычность выбранных деталей портрета. јндреев описывает череп »уды, сама форма которого внушает Ђнедоверие и тревогуї. ¬о-вторых, обратим внимание на двойственность в облике »уды, несколько раз подчеркнутую писателем. ƒвойственность не только в словах Ђдвойнымї, Ђдвоилосьї, но и в парах однородных членов, синонимов: Ђстранной и необыкновеннойї; Ђнедоверие, даже тревогуї, Ђтишины и согласи€ї; кровавых и беспощадныхї Ч и антонимов: ЂразрубленныйЕ и вновь составленныйї, Ђжива€ї Ч Ђмертвенно-гладка€ї, подвижна€ї Ч Ђзастывша€ї, Ђни ночью, ни днемї, Ђи свет, и тьмуї.

“акой портрет можно назвать психологическим: он передает суть геро€ Ч двойственность его личности, двойственность поведени€, двойственность чувств, исключительность его судьбы.)

Ч ѕочему »уда всю жизнь искал встречи с »исусом?

(»уда кровно св€зан с нищим и голодным людом. ∆изнь наложила на одну его половину и души, и внешности свой мертв€щий отпечаток. ƒруга€ половина жаждала познани€, истины. ќн знал правду о грешной, темной сущности людей и хотел найти силу, способную преобразить эту сущность.)

Ч Ќа чьей стороне »уда: на стороне людей или на стороне »исуса?

(»уда Ч один из людей, он считает, что »исус не будет пон€т теми, кто не имеет даже хлеба насущного. »здева€сь над апостолами, он совершает грех: крадет деньги, но крадет, чтобы накормить голодную блудницу. »исус вынужден одобрить поступок »уды, продиктованный любовью к ближнему. »исус признает победу »уды над апостолами. »уда способен воздействовать на толпу, силой своего унижени€ защищает ’риста от €рости толпы.

»уда становитс€ посредником между »исусом и людьми.)

Ч ¬ чем корень конфликта между »исусом и »удой?

(»исус проповедует милосердие, всепрощение, долготерпение. »уда же страстно желает сотр€сти основы грешного мира. ќн вечно лжет, он обманщик и вор. »исус знает о прокл€тии »уды, но принимает свою судьбу.)

Ч  ак ведет себ€ »уда после предательства?

 омментарий учител€:

¬ статье 1907 года Ђќ реалистахї јлександр Ѕлок писал: Ђѕродав ’риста первосв€щеннику, »уда окружает »исуса Ђтихой любовью, нежным вниманиемї, Ђстыдливый и робкий, как девушка в своей первой любвиї. Ђ÷елованием любвиї предает он »исуса и Ђвысоко над теменем земли поднимает на кресте любовью расп€тую любовьї. », предавший, не разлучаетс€ ни на мгновение с ѕреданным: греет над костром костл€вые руки и слушает отречение ѕетра. —мертельно тоскует у окна караульни, где ист€зают »исуса солдаты так, как ист€зают современные тюремщикиї.

Ч ѕочему, по јндрееву, »уда предал ’риста?

(ќбсуждение: јндреев показывает, что »уда был вынужден обречь »исуса на жертвенную смерть, чтобы пробудить истинную веру, совесть людей.

»уда Ч трагическа€ фигура. ќн считает: чтобы темна€, нища€ духом толпа уверовала в идеал, в ’риста, ей необходимо чудо. Ётим чудом станет воскресение ’риста после мученической смерти.

»уда тоже выбрал свой крест. ѕредава€ ’риста, он обрекает себ€ на вечное прокл€тие, навсегда закрепив за собой позорное прозвище предател€.)

ѕроблемные вопросы:

Ч —огласны ли вы с мыслью, что »уда в повести јндреева Ч Ђпредатель поневолеї, что его предательство Ч оборотна€ сторона любви к »исусу?

Ч ћожно ли оправдать Ђпредател€ поневолеї?

(ƒискусси€.)

 

ѕоэзи€ —еребр€ного века

”рок 14. —имволизм. Ђ—таршие символистыї

÷ели урока: дать пон€тие о символизме; кратко охарактеризовать творчество основоположников русского символизма.

ћетодические приемы: лекци€ учител€; анализ стихотворений.

 

’од урока

I. ѕовторение

¬спомним, какое значение имеет выражение Ђсеребр€ный векї.

Ч  акова суть этой метафоры?

 

II. Ћекци€ учител€

ѕон€тие Ђсеребр€ный векї относитс€ прежде всего к поэзии. ƒл€ этого времени характерны активна€ литературна€ жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и сост€зани€, литературные салоны и кафе; обилие и разнообразие поэтических талантов; огромный интерес к поэзии, в первую очередь, к модернистским течени€м, самыми вли€тельными из которых были символизм, акмеизм и футуризм.

—имволизм Ч литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. ќбъедин€ющим началом такого единства виделось искусство, Ђземное подобие творчества божественногої.  лючевым пон€тием символизма €вл€етс€ символ Ч многозначное иносказание, в отличие от аллегории Ч однозначного иносказани€. —имвол содержит в себе перспективу безграничного развертывани€ смыслов. Ђ—имвол Ч окно в бесконечностьї (‘. —ологуб).  роме того, символ €вл€етс€ и полноценным образом, его можно воспринимать и без содержащихс€ в нем потенциальных смыслов. —имвол в сжатом виде отражает постижение единства жизни, ее истинной, скрытой сущности.

ћногие художественные открыти€ и философские идеи ’’ века были предсказаны выдающимс€ философом, поэтом, переводчиком ¬ладимиром —ергеевичем —оловьевым (1853Ч1900). ќн верил в спасительную миссию  расоты (¬спомним Ђположительное всеединствої Ч  расота, ƒобро и »стина. ќб этом писал ƒостоевский, с которым —оловьев был близок в молодости). ѕосредником в достижении Ђвсеединстваї призвано было стать искусство. ќблик же Ђположительного всеединстваї Ч воплощение вечно-женственного начала в мистических образах души ћира, ѕремудрости Ѕожией, —офии. ¬ечна€ ∆енственность у —оловьева Ч объект платонического культа и созерцательного любовани€, а не действи€, предполагающего ответное чувство. —оловьев был склонен к активному использованию символов, загадочных по смыслу, но определенных по форме. ≈динственно верный путь поэзии, с точки зрени€ символистов, Ч прозрение Ђмиров иныхї сквозь мнимую, иллюзорную действительность. —тихотворение ¬. —оловьева 1892 года Ч €рка€ иллюстраци€ этих взгл€дов:

(„итает учитель или заранее подготовленный ученик.)

 

ћилый друг, иль ты не видишь,

„то все видимое нами Ч

“олько отблеск, только тени

ќт незримого очами?

 

ћилый друг, иль ты не слышишь,

„то житейский шум трескучий Ч

“олько отклик искаженный

“оржествующих созвучий?

 

ћилый друг, иль ты не чуешь,

„то одно на целом свете Ч

“олько то, что сердце к сердцу

√оворит в немом привете?

 

‘илософские образы —оловьева породили творческий отклик у его последователей-символистов.

“еоретические основы символизма дал ƒ. —. ћережковский (1866Ч1941), в 1892 году выступивший с лекцией Ђќ причинах упадка и новых течени€х современной русской литературыї. Ќовым течени€м, по мнению ћережковского, предсто€ло возродить литературу, совершив Ђогромную переходную и подготовительную работуї. ќсновными элементами этой работы он назвал Ђмистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительностиї. ¬ 1894 году в ћоскве вышло три сборника с программным названием Ђ–усские символистыї, ведущим автором которых был начинающий поэт ¬алерий Ѕрюсов. —оциальные, гражданские темы были отодвинуты символизмом. Ќа первый план вышли темы экзистенциальные: ∆изнь, —мерть, Ѕог.

»нформаци€ дл€ учител€

—правка: экзистенциализм (философи€ существовани€) Ч мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихс€ исторических катастроф, опирающеес€ на принцип противопоставлени€ субъекта и объекта. „еловек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себ€ Ђобсто€тельствамиї.

 

— самого начала своего существовани€ символизм оказалс€ неоднородным течением. ƒ. ћережковский и ¬. Ѕрюсов стали во главе так называемых Ђстарших символистовї, которые понимали символизм как литературную школу. Ќеоднородность течени€ про€вл€лась даже географически. ћосковское крыло, группировавшеес€ вокруг Ѕрюсова, задачи нового течени€ ограничивало собственно литературными рамками. √лавный принцип их эстетики Ч Ђискусство дл€ искусстваї. ’арактерен афоризм Ѕрюсова: Ђ—оздани€ искусства Ч приотворенные двери в вечностьї. Ѕольшое внимание удел€лось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приемов стихосложени€. ”становка на самоценность, автономность искусства выражена в строках Ѕрюсова: ЂЅыть может, все в жизни лишь средство дл€ €рко-певучих стиховї. ќдним из знаковых стихотворений Ѕрюсова €вл€етс€ Ђ“ворчествої (1895):

(„итает учитель или заранее подготовленный ученик.)

 

“ень несозданных созданий

 олыхаетс€ во сне,

—ловно лопасти латаний

Ќа эмалевой стене.

 

‘иолетовые руки

Ќа эмалевой стене

ѕолусонно черт€т звуки

¬ звонко-звучной тишине.

 

» прозрачные киоски

¬ звонко-звучной тишине

¬ырастают, словно блестки,

ѕри лазоревой луне.

 

¬сходит мес€ц обнаженный

ѕри лазоревой луне...

«вуки реют полусонно,

«вуки ласт€тс€ ко мне.

 

“айны созданных созданий

— лаской ласт€тс€ ко мне,

» трепещет тень латаний

Ќа эмалевой стене.

 

III. јнализ стихотворени€ Ђ“ворчествої

Ч  аковы особенности этого стихотворени€?

ќтметим оригинальный способ св€зи строф: последн€€ строка становитс€ второй в следующей строфе. ќтметим характерную лексику, образы: тени, сон, тишина, ночь, тайны, луна; цветопись: фиолетовый, лазоревый (т. е. красный, не пугать с лазурным Ч голубым); звукопись: €рко выраженную аллитерацию Ч созвучие плавных сонорных согласных Ђлї, Ђмї, Ђнї, Ђрї, благодар€ которой стихотворение звучит как завораживающий поток звуков.

 омментарии учител€:

¬спомним слова французского предшественника русских символистов ѕол€ ¬ерлена: Ђћузыка прежде всегої. ћузыка дл€ символистов Ч высша€ форма творчества, дающа€ максимальную свободу самовыражени€ и воспри€ти€. —имволисты старались максимально использовать музыкальные композиционные принципы в поэзии. ќтметим, как постепенно создаетс€ образ творчества, за€вленный в названии стихотворени€ Ч он напоминает образы философии ѕлатона: действительность непознаваема, она лишь угадываетс€ в трепетании теней и звуков.

—таршие символисты петербургского крыла во главе с ћережковским считали важными религиозно-философские поиски. ¬ своей поэзии они развивали мотивы одиночества, безысходности роковой раздвоенности человека, бессили€ личности, ухода от скуки повседневности в мир фантазий и предчувствий: Ђя Ч раб моих таинственных, / Ќеобычайных сновЕ / Ќо дл€ речей единственных / Ќе знаю здешних слов...ї («. √иппиус).

 

ƒомашнее задание (по группам)

ѕредставить творчество Ђстарших символистовї и сделать анализ стихотворени€ на выбор: ƒ. —. ћережковского (Ђѕаркиї, Ђƒети ночиї, Ђƒвойна€ безднаї), «. Ќ. √иппиус (Ђѕесн€ї, Ђѕосв€щениеї, Ђѕаукиї, Ђ¬се, кругомї), ¬. Ѕрюсова (Ђёному поэтуї, Ђ инжалї, Ђјссаргадонї, Ђ√р€дущие гунныї) по следующему плану:

1. ƒата написани€ и публикации.

2. ћесто, занимаемое в творчестве поэта. ’удожественный метод.

3. “ворческа€ истори€. (¬ыбор жанра. “радици€. ÷ензура.)

4. ќсновна€ тема.

5. —мысл названи€.

6. Ћирический сюжет и его движение.

7.  омпозици€. Ќаличие обрамлени€. ќсновные структурные части.

8. ќсновные настроени€, тональность стихотворени€.

9. ¬едущие лейтмотивы. ќпорные слова, их передающие.

10. Ћирический герой, его своеобразие и способы его самораскрыти€.

11. Ћирические персонажи. »х переживани€. »х судьбы.

12. —толкновение или соединение различных уровней сознани€.

13. ѕозици€ автора (восторг, негодование, элегическа€ грусть, полемика) и передача его переживаний.

14. ћузыка стихотворени€.

15. –итм, размер.

16. –ифмовка, характер рифм.

17. Ћексика. языковые выразительные средства.

18 ѕоэтический синтаксис.

19. «вукопись. ‘онетическа€ окраска стиха.

20. »де€ стихотворени€, вы€вленна€ в итоге анализа.

21. ќтзывы критиков о стихотворении.

22. «вучание стихотворени€ в наши дни.

 

”рок 15. ѕоэзи€ Ђмладосимволистовї

÷ель урока: дать краткую характеристику поэтики и мировоззрени€ Ђмладосимволистовї.

ћетодические приемы: лекци€ учител€; анализ стихотворений.

 

’од урока





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1041 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

548 - | 489 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.042 с.