Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


”рок 16. ѕоэзи€ ¬. я. Ѕрюсова (1873Ч1924)




÷ели урока: показать значение творчества Ѕрюсова дл€ русской поэзии; разобратьс€ в особенност€х поэтики Ѕрюсова.

ќборудование урока: портрет ¬. я. Ѕрюсова, сборники его стихов.

ћетодические приемы: лекци€ учител€, сообщение ученика, разбор стихотворений.

 

’од урока

I. ѕроверка домашнего задани€

¬опросы:

 аковы основные особенности поэтики символизма?

Ч ¬ чем сходство и различие позиций Ђстарших символистовї и Ђмладосимволистовї?

Ч „то нового внес символизм в русскую поэзию?

 

II. –еализаци€ индивидуального домашнего задани€

1. —лово учител€

—еребр€ный век отмечен целыми созвезди€ми феноменальных поэти ческих дарований, и ¬алерий яковлевич Ѕрюсов Ч одно из наиболее €р ких. ќн был литературным критиком, переводчиком, историком литературы, пушкинистом, занималс€ редакционно-издательской де€ тельностью, теорией стиха, исследованием культуры. Ёто был Ђживой классикї.

2. —лушаем сообщение ученика о биографии Ѕрюсова.

 

III. Ћекци€ учител€

Ѕрюсов считал целью создать в –оссии новую поэтическую школу, опирающуюс€ на открыти€ французских символистов. ƒл€ него символизм был только литературной школой, и задачей символизма было утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить сложный мир современника. ¬спомним стихотворение Ђ“ворчествої, к которому мы обращались на 14-м уроке.

¬ ранней лирике видно намерение эпатировать, озадачить читател€. —кандально известен моностих Ѕрюсова Ђќ, закрой свои бледные ноги!ї. Ћирический герой Ѕрюсова Ч сильна€ личность, персонаж из истории или мифа, наве€н философией Ќицше и своим мужественным началом близок индивидуальности самого поэта, мечтающего о прорыве за пределы известного, за грани возможного (Ђ√де-то там, на какой-то планете...ї, Ђмы на грани снов скользим...ї). ќбраз мечты получает сквозное развитие и реализуетс€ в разных обличь€х. »ногда Ч как воплощение беспредельности: Ђћоей мечте люб кругозор пустынь, / ќна в степ€х блуждает вольной серной...ї. „аще Ч в облике прекрасной женщины, возлюбленной, музы (Ђ—онет к мечтеї). ќбраз мечты придает реальности сказочные, необычные, экзотические формы, вызывает необыкновенные ассоциации и сравнени€: ЂЁтот мир очарований, / Ётот мир из серебра!ї; Ђƒремлет ћосква, словно самка сп€щего страусаї; Ђћо€ любовь Ч пал€щий полдень явыї. Ќевозможность осуществить мечты на€ву преобразуетс€ в творческую энергию. Ќереализованна€ жажда любви и красоты Ч в Ђгрезу искусстваї (Ђќтреченьеї):

 

ƒовольно! Ќадежды и чувства

ќтныне былым назови,

ѕриветствуй лишь грезы искусства,

»щи только вечной любви.

 

»скусство, по Ѕрюсову, самоценно. ’удожественному дару, творчеству он поклон€етс€ как божеству: Ђѕоклон€йс€ искусству, / “олько ему, безраздельно, бесцельної (Ђёному поэтуї).

ѕрочитаем это стихотворение и прокомментируем его.

Ѕрюсов требовал права поэта на свободу: Ђѕоэт вне общественной, философской, религиозной борьбыї. ¬ споре сторонников Ђутилитарногої и Ђчистогої искусства он не причисл€л себ€ ни к тем, ни к другим (Ђ лючи тайнї, стать€-манифест, 1904). Ћирический герой свободно перемещаетс€ во времени и в пространстве, и в стихи и творчества ему подвластно все, он стоит как бы над миром реальности и прозревает Ђсплетени€ роковыеї мира, его противоречи€, обретает новые Ђдали духаї:

 

Ќеколебимой истине

Ќе верю € давно.

» все мор€, все пристани

Ћюблю, люблю равно.

 

’очу, чтоб всюду плавала

—вободна€ ладь€.

» √оспода, и дь€вола

’очу прославить €!

 

Ѕольшое место в поэзии Ѕрюсова отводитс€ истории, не столько в познавательных цел€х, сколько дл€ декорации, условность исторических образов нужна прежде всего дл€ раскрыти€ темы творческой личности, дл€ передачи драматизма своего времени (Ђѕить јриадныї, 1902; Ђјнтонийї, 1905). явлением реальности, соедин€ющим прошлое и насто€щее, стал дл€ Ѕрюсова город. —борник 1903 года ЂURBI ET ORBIї (Ђ√раду и мируї) показывает неоднозначность отношени€ к этому образу. — одной стороны, воспевание культурных и материальных ценностей, Ђдуха движени€ї города (Ђѕарижї, Ђћирї, Ђ¬енеци€ї), с другой Ч ужас перед разрушительной силой незримых чудовищ, уродливой действительностью, борьба Ђгорода с людьмиї. ќбраз города Ч средоточие роскоши и разврата накануне апокалиптической гибели. ”рбанистическа€ тема иногда заключает в себе переклички с творчеством ј. Ѕлока: Ђ¬ ресторанеї, Ђ  ћедному всадникуї. „итаем стихотворени€, отмечаем тревожные настроени€, изображение таинственности, призрачности жизни.

Ќекоторые актуальные настроени€, событи€ получили в творчестве Ѕрюсова обобщенный, философский отклик. Ќапример, стихотворение 1905 года:

(„итает учитель или заранее подготовленный ученик.)

 

Ќа площади, полной см€теньем,

ѕри зареве близких пожаров,

“рое, став пред толпой,

«вали ее за собой.

 

ѕервый воскликнул: ЂЅрать€,

–азрушим дворцы и палаты!

–азбив их мраморы, мы

”видим свет из тюрьмы!ї

 

ƒругой воскликнул: ЂЅрать€,

–азрушим весь др€хлый город!

—тены спокойных домов

Ёто звень€ старинных оков!ї

 

“ретий воскликнул: ЂЅрать€,

—окрушим нашу ветхую душу!

Ћишь новому меху дано

¬местить молодое вино!ї

 

Ћирический герой жаждет свободного и гармоничного быти€. ѕоэт защищает и свободу творчества. ƒекларацией, раскрывающей понимание Ѕрюсовым сути и задач поэзии, €вл€етс€ стихотворение Ђ инжалї (1903). » название, и эпиграф (Ђ»лы никогда на голос мщень€ / »з золотых ножон не вырвешь свой клинок...ї) относ€т читател€ к образу лермонтовского лирического геро€. Ћирический герой Ѕрюсова Ч тоже горд, силен, уверен в себе: Ђя Ч песенник борьбы, / € вторю грому с небосклонаї. Ѕрюсов Ч поэт интеллектуального характера, в его творчестве много рационального, идущего от ума, а не от чувства. Ђ инжалї Ч логичное развитие мысли, тезиса Ђѕоэт всегда с людьми, когда шумит гроза, / » песн€ с бурей вечно сестрыї. ¬тора€ и треть€ строфы объ€сн€ют уход лирического геро€ от Ђпозорно-мелочной, некрасивойї жизни в историческую экзотику. ћещанской покорности герой противопоставл€ет борьбу на пике возможностей:

 

 инжал поэзии!  ровавый молний свет,

 ак прежде, пробежал по этой верной стали,

» снова € с людьми, Ч затем, что € поэт.

«атем, что молнии сверкали.

 

—оответствует высокому настрою стихотворени€ и лексика Ч возвышенна€, звучна€, торжественно-приподн€та€. »нтонации и синтаксические конструкции Ђ инжалаї приближают его к высокой ораторской речи. —трога€ организованность, гармоничность, стройность стихотворени€ типичны и дл€ творчества Ѕрюсова в целом.

¬ современной ему жизни и в глубине веков поэт вы€вл€ет высокое, достойное, прекрасное и утверждает это в своей поэзии в качестве образцов, основ человеческого существовани€.

(¬озможна сравнительна€ характеристика одноименных стихотворений Ћермонтова и Ѕрюсова, хот€ бы как индивидуальное задание наиболее подготовленным ученикам или как доклад-сообщение.)

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 947 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент может не знать в двух случа€х: не знал, или забыл. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1046 - | 677 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.