Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


III. Ѕеседа по рассказам јверченко




¬опросы дл€ обсуждени€:

Ч  акие традиции русской литературы продолжает јверченко?

Ч  акие ассоциации возникают при чтении его рассказов?

1. –ассказ Ђ¬иктор ѕоликарповичї.

Ќачало рассказа Ђ¬иктор ѕоликарповичї Ч реминисценци€ гоголевского Ђ–евизораї: Ђ¬ один город приехала ревизи€... √лавный ревизор был суровый, пр€молинейный, справедливый человек с громким, властным голосом и решительными поступками, приводившими в трепет всех окружающихї.

(—правка: реминисценци€ Ч обозначение черт в художественном произведении, вызывающих воспоминание о другом произведении с помощью применени€ характерных образов, речевых оборотов, ритмико-синтаксических ходов. –еминисценци€ напоминает творческую манеру, мотивы и темы какого-либо автора и рассчитана на ассоциативное воспри€тие читател€). —южет рассказа напоминает сюжет пьесы √огол€: Ђобыватели города жаловались на городового ƒымбу, взыскавшего с них незаконно и неправильно триста рублей Ђпортового сбора на предмет морского улучшени€ї. Ётот сбор был, конечно, обычной вз€ткой. √оголевский город находитс€ в такой глуши, из которой Ђхоть три года скачи, ни до какого государства не доедешьї. ” јверченко: ЂЅлижайшее море за шестьсот верст через две губернииї. —овременный ревизор Ч насто€щий, он постепенно Ђвыводит на чистую водуї чиновников Ч все выше и выше рангом, Ч по распор€жению которых взималс€ этот Ђпортовый сборї. ћы уже видим его принципиальность и неподкупность, его решимость отыскать истину и наказать виновного. Ќаконец вы€сн€етс€, что чиновник из ѕетербурга, Ђразработавшийї проект морского сбора, сам ¬иктор ѕоликарпович. ѕыл ревизора тотчас же угасает, а наказанным оказываетс€ Ђстрелочникї Ч один городовой ƒымба, да и то Ђза курение при исполнении служебных об€занностейї.

 

2. –ассказ Ђ–обинзоныї.

¬ рассказе Ђ–обинзоныї изображен бывший шпик јкациев, по п€там следующий за интеллигентом Ќарымским и подсчитывающий, какие правила, инструкции и законы тот нарушил. —итуаци€ заимствована јверченко у —алтыкова-ўедрина: герои оказываютс€ на необитаемом острове. ”словность положени€ подчеркивает его абсурдность. јкациев спасает тонущего Ќарымского только потому, что насчитал около ста дес€ти тыс€ч нарушений, за которые Ђпо возвращении в –оссиюї Ќарымскому надо будет заплатить штрафы Ђили сидеть около полутораста летї.

 

3. –ассказ Ђѕоэтї.

—тиль многих рассказов јверченко напоминает чеховский стиль Ч лаконичный, остроумный, меткий.  ак и „ехов, јверченко высмеивает глупость, пошлость, бездарность. јверченко по-чеховски изобретателен по части сюжетов, порой он выстраивает их почти Ђиз ничегої. Ќапример, в рассказе Ђѕоэтї высмеиваютс€ дешевые штампы, выдаваемые за творчество. Ќадоедливый и нахальный посетитель преследует редактора, предлага€ свои вирши. Ёто становитс€ каким-то наваждением. √рафоман подсовывает свое Ђтворениеї (Ђ’отел бы € ей черный локон /  аждое утро чесать...ї) в книгу, в карман пальто, посылает письмом. –едактор обнаруживает Ђстихиї в своих ботинках, в €щике с сигарами, в подушке и даже за обедом Ч внутри холодной курицы. Ќе выдержав, он пишет письмо издателю с просьбой об освобождении от редакторских об€занностей, а на обороте листа привычно уже находит все те же строчки.

 

4. –ассказ Ђ–усалка.

ѕохожа€ тема и у другого рассказа Ч Ђ–усалкаї. –ассказ тоже о поэте. јвтор высмеивает оторванный от жизни романтизм, пародирует модернистские изыски. ѕоэт ѕеликанов, мечтал встретить насто€щую русалку, изъ€сн€етс€ штампами: Ђпосеребренна€ лунна€ рекаї, Ђбезмолвна€ молы- баї, Ђпечальные глаза... как звездыї ’удожник  ранц на ходу придумывает историю, несколько напоминающую и по стилю, и по зав€зке купринскую Ђќлесюї: Ђќднажды летом € охотилс€... —обственно, охота кака€? “ак, бродил с ружьем. Ћюблю одиночество. » вот, брод€ таким образом, набрел € в один теплый летний вечер на заброшенный рыбачий домик на берегу реки...ї ¬озвышенна€ лексика романтического начала (Ђпрекрасное безмолвие, запустение и одиночествої, Ђумилениеї, Ђдушна€ грозова€ ночьї, неизменные ЂЎиллер, ѕушкин и ƒостоевскийї Ч их читает герой) контрастирует со сниженными, грубыми словами прекрасной Ђрусалкиї, которых она набралась от рыбаков.

≈е Ђпечальные глазаї и Ђкоралловые губкиї прельщают геро€ ненадолго. —начала его отпугивает запах рыбы (Ђя бы никогда не стал целоватьс€ с окунем или карасемї), потом манеры: Ђпескарей она съела целиком, с головой и внутренност€миї, причесывалась обломком Ђрыбьего хребта с кост€ми, в виде зубьев гребн€, причем на этих зубь€х кое-где рыбье м€со еще не было объеденої. Ќаконец герой с облегчением сталкивает свою Ђпрекрасную пленницуї обратно в воду. Ёта истори€ моментально излечивает от романтической белиберды поэта ѕеликанова: Ђѕожалуй, € пойду домой. Ќынче что-то сыроватої.

 

5. »тоги обсуждени€.

ѕродолжал традиции русской сатиры, русской литературы Ч √огол€, —алтыкова-ўедрина, „ехова,  уприна, Ч јверченко актуален не только дл€ своего времени, но и дл€ нашего: объекты сатиры не исчезли, они лишь немного трансформировались.

 

III. —лушаем доклад (или реферат) заранее подготовленного ученика по политической сатире јверченко (Ђƒюжина ножей в спину революцииї).

 

IV. ¬опросы по творчеству ј. “. јверченко (вопросы можно использовать в качестве индивидуальных заданий по карточкам)

Ч  акое название стал носить сатирический журнал Ђ—трекозаї с 1913 года?

Ч ѕод какими псевдонимами писал јркадий јверченко?

Ч ¬ чем вы видите развитие гоголевских традиций в рассказе ј. “. јверченко Ђ¬иктор ѕоликарповичї?

Ч  акие чеховские традиции продолжает ј. “. јверченко?

Ч „то €вл€етс€ предметом сатиры ј. “. јверченко? ѕриведите примеры.

Ч  акие сатирические приемы использует ј. “. јверченко в своих рассказах?

Ч  аковы политические убеждени€ ј. “. јверченко?  ак они отразились в его творчестве?

Ч ¬ чем вы видите актуальность творчества ј. “. јверченко?

 

ƒомашнее задание

ѕрочитать статью учебника о символизме

 

¬ариант урока 13





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1779 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

598 - | 606 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.