Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


’адис 395. ќ следовании за имамом, и запрете опережать его.




’адис 395. ѕередают со слов јбу ’урейры, что ѕосланник, мир ему и благословение јллаха, сказал: Ђ»мам назначаетс€ дл€ того, чтобы остальные брали с него пример. ѕоэтому, если он возвеличит јллаха, то и вы возвеличьте ≈го, и не делайте этого раньше него.  огда он совершит по€сной поклон, вы тоже поклонитесь, и не делайте этого раньше него.  огда он скажет: Ујллах внимает тому, кто ≈го восхвал€ет!Ф - вы говорите: Уќ јллах, √осподь наш! ’вала “ебе!Ф  огда он совершит земной поклон, вы тоже падайте ниц, и не делайте этого раньше него. ≈сли он совершает намаз сто€, то и вы должны поступать так. ≈сли же он совершает намаз сид€, то и вы должны сидеть вместе с нимї. Ётот хадис передал јбу ƒавуд, но его суть передали аль-Ѕухари и ћуслим.

 омментарий:

Ќа это предание ссылаютс€ ханифиты и другие ученые, полагающие, что при выпр€млении после по€сного поклона имам должен сказать только: Ујллах внимает тому, кто ≈го восхвал€етФ, а мол€щиес€ позади него должны произнести только слова: Уќ јллах, √осподь наш! ’вала “ебеФ.

јль-јузаСи, ас-—аури и некоторые другие считали, что имам и мол€щийс€ отдельно должны произносить обе фразы, а мол€щиес€ позади имама должны только восхвалить јллаха. Ёто мнение опираетс€ на хадис ’узейфы, переданный јхмадом, ћуслимом и ан-Ќасаи. ¬ нем сообщаетс€, что после по€сного поклона ѕосланник, мир ему и благословение јллаха, говорил: Ђјллах внимает тому, кто ≈го восхвал€ет! √осподь наш! ’вала “ебеї. ѕохожие сообщени€ переданы от имени јбу —аСида (ан-Ќасаи), Сјиши (јхмад), Сјли ибн јбу “алиба (ад-ƒарими).

јбу …усуф и ћухаммад считали, что имам и мол€щийс€ отдельно должны произносить обе фразы, а мол€щиес€ позади имама - только первую. ќднако такое суждение противоречит очевидному смыслу хадисов на эту тему.

јш-ЎафиСи полагал, что мол€щиес€ позади имама тоже об€заны произносить обе фразы, поскольку мусульманам приказано брать пример с ѕосланника, мир ему и благословение јллаха. ѕо его мнению, в хадисах нет пр€мых указаний на то, что мол€щиес€ позади имама могут ограничитьс€ только восхвалением јллаха, и подобное объ€снение представл€етс€ вполне убедительным. —огласно сообщению »бн аль-ћунзира, это суждение также раздел€ли »бн —ирин и Сјта. —м. Ђ—убуль ас-—аламї, т. 2, с. 13.

»з данного сообщени€ также следует, что мол€щиес€ позади сид€щего имама должны молитьс€ сид€, даже если здоровы. Ётого мнени€ придерживались јхмад, »схак, аль-јузаСи, »бн аль-ћунзир, ƒавуд и остальные богословы захиритской школы. ѕо словам »бн ’азма, его же раздел€ли ƒжабир, јбу ’урейра, ”сейд ибн ’удайр и др. ѕотом »бн ’азм сказал: ЂЌам не известны сподвижники, которые не раздел€ли этого мнени€ї. ќн же передал слова Сјбд ар-–аззака: Ђ¬се, кого мы видели, считали, что если имам молитс€ сид€, то остальные тоже должны молитьс€ сид€ї.

—огласно сообщению »бн ’иббана, этого суждени€ придерживались трое упом€нутых выше сподвижников (ƒжабир, јбу ’урейра, ”сейд ибн ’удайр),  ейс ибн ‘ахд (тоже один из сподвижников), јбу аш-ЎаСса, ƒжабир ибн «ейд (оба из числа последователей сподвижников), ћалик ибн јнас, јбу јййуб —улейман ибн ƒавуд аль-’ашими, јбу ’ейсама, »бн јбу Ўейба, ћухаммад ибн »смаСил, »бн ’узейма и др. »бн ’иббан писал: Ђя считаю это примером единого мнени€ ученых, ведь четверо сподвижников ѕосланника јллаха, мир ему и благословение јллаха, разрешили поступать так. —огласно нашим представлени€м, единое мнение - это единое мнение сподвижников, и нам не известно, чтобы кто-либо из них не согласилс€ с мнением этих четверых. Ќа эту тему нет сообщений ни с целостной цепочкой, ни с прерванной. —подвижники были словно единодушны в том, что если имам молитс€ сид€, то остальные должны тоже молитьс€ сид€. —реди их последователей аналогичные фетвы издали ƒжабир ибн «ейд и јбу аш-ЎаСса. Ќам не известны ни достоверные, ни слабые сообщени€ о том, чтобы кто-либо из последователей раздел€л иное мнение, словно они тоже были единодушны в данном вопросеї. ѕо его словам, первым, кто запретил молитьс€ сид€ позади сид€щего имама, был аль-ћугира ибн ћуксим, соратник »брахима ан-ЌахаСи. ќт него данную точку зрени€ перен€л ’аммад ибн јбу —улейман, а от него - јбу ’анифа и его последователи.

ћежду тем аль-’аттаби, кадий С»йад, ан-Ќавави и многие другие были не согласны с »бн ’иббаном. јль-’азими сказал, что большинство ученых не следовали примеру сид€щего имама и молились сто€. јль-’умейди, аш-ЎафиСи считали, что предписание молитьс€ сид€ позади сид€щего имама было аннулировано, потому что незадолго до кончины ѕосланника, мир ему и благословение јллаха, он сид€ руководил намазом, тогда как остальные молились сто€.

јхмад не раздел€л мнени€ об отмене данного предписани€. ќн полагал, что если посто€нный имам начал намаз сид€ из-за временной неспособности сто€ть на ногах, то остальные тоже должны молитьс€ сид€. јль-Ѕухари и ћуслим передали со слов јнаса ибн ћалика: Ђќднажды ѕророк, мир ему и благословение јллаха, упал с лошади и повредил правый бок. ћы навестили его, и когда наступило врем€ намаза, он помолилс€ сид€. ћы тоже помолились позади него сид€.  огда же он завершил намаз, то сказал: Ђ»мам назначаетс€ дл€ того, чтобы мол€щиес€ брали с него пример. ѕоэтому, когда он возвеличит јллаха, вы тоже возвеличьте ≈го.  огда он совершит земной поклон, вы тоже падите ниц.  огда он поднимет голову, вы тоже поднимите головы.  огда он скажет: Ујллах внимает тому, кто ≈го восхвал€ет!Ф - вы говорите: Уќ јллах, √осподь наш! ’вала “ебе!Ф ≈сли он молитс€ сид€, то и вы все молитесь сид€ї. Ќо если имам начал намаз сто€, то остальные тоже должны молитьс€ сто€, независимо от того, с€дет имам впоследствии или нет. »менно так поступили сподвижники, когда молились вместе с ѕророком, мир ему и благословение јллаха, незадолго до его кончины. —ледует признать, что это суждение не лишено недостатков, так как комментаторы разошлись во мнени€х относительно того, действительно ли ѕосланник, мир ему и благословение јллаха, присоединилс€ к коллективному намазу незадолго до своей кончины в качестве имама. “олкование имама јхмада €вл€етс€ правильным только в том случае, если это действительно было так.

ћалик полагал, что молитьс€ сид€ разрешалось только позади ѕророка, мир ему и благословение јллаха, потому что мусульманам запрещалось опережать его в любой форме. ќднако это суждение опровергаетс€ известными предани€ми о том, как ѕосланник, мир ему и благословение јллаха, молилс€ позади јбу Ѕакра и Сјбд ар-–ахмана ибн Сјуфа. ћнение ћалика подтверждаетс€ хадисом, переданным ад-ƒаракутни со слов ƒжабира: ЂЌельз€ молитьс€ сид€ позади кого-либо, кроме мен€ї. ќднако его рассказчик по имени ƒжабир аль-ƒжуСфи был неприемлемым. ѕомимо того, между ним и аш-ЎаСби пропущено одно звено. ƒруга€ верси€ хадиса была пересказана от имени аш-ЎаСби ћуджалидом, но большинство ученых считало этого рассказчика слабым. »ных аргументов в пользу данного суждени€ нет, а это значит, что мы не имеем права считать позволение молитьс€ сид€ позади сид€щего имама особенностью ѕосланника, мир ему и благословение јллаха.

Ќекоторые считали, что предписание садитьс€ позади сид€щего имама €вл€етс€ не об€зательным, а желательным, поскольку ѕророк, мир ему и благословение јллаха, разрешил мусульманам сто€ть, когда молилс€ незадолго до смерти. ѕо данному вопросу существуют и другие мнени€, однако они представл€ютс€ нам менее убедительными. Ќаиболее аргументированным же следует признать суждение имама јхмада, поскольку оно позвол€ет совместить все перечисленные выше сообщени€. —м. ЂЌейл аль-јутарї, т. 3, с. 165-167.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1341 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент может не знать в двух случа€х: не знал, или забыл. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2410 - | 2015 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.