Передают со слов ‘Аиши: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал утренний намаз из четырех рак‘атов и добавлял к ним столько, сколько было угодно Аллаху». Этот хадис передал Муслим.
Комментарий:
Из хадиса следует, что утренний намаз (салат ад-духа) относится к желательным предписаниям. Этого мнения придерживались многие ученые, в том числе - богословы шафиитского и ханифитского толков. В его пользу свидетельствует целый ряд сообщений, среди которых есть как достоверные, так и хорошие.
Ахмад, Муслим и Абу Давуд передали со слов Абу Зарра, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «По утрам на каждую из фаланг пальцев возлагается доброе дело. Каждое прославление - это доброе дело, и каждое восхваление - это доброе дело, и каждое свидетельство единобожия - это доброе дело, и каждое возвеличивание - это доброе дело. Повеление совершать одобряемое - тоже доброе дело, и предостережение от предосудительного - тоже доброе дело. Но вместо всего этого засчитываются два рак‘ата утреннего намаза».
Ахмад и Абу Давуд передали со слов Бурейды, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «У человека - триста шестьдесят суставов, и он обязан совершить доброе дело за каждый из них». Его спросили: «Посланник Аллаха, кто же способен на такое?» Он ответил: «Можно закопать в землю мокроту в мечети или убрать препятствие с дороги. Если же кто-либо не может сделать этого, то пусть совершит два рак‘ата утреннего намаза, и они будут засчитаны ему вместо этого». Шейх аль-Албани назвал его достоверным. См. «Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир» (4239).
Ат-Табарани в “аль-Аусате” передал со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто совершит четыре рак‘ата утреннего намаза и четыре рак‘ата перед полуденным намазом, тому будет возведен дом в Раю». Аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Силсилат аль-Ахадис ас-Сахиха» (2349).
Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурейры: «Мой возлюбленный, мир ему и благословение Аллаха, оставил мне три заповеди: поститься три дня каждый месяц, совершать два рак‘ата утреннего намаза и совершать намаз витр перед сном». В версии Ахмада и Муслима говорится: «…совершать два рак‘ата утреннего намаза каждый день…»
Ахмад, Абу Давуд и ад-Дарими передали со слов Ну‘ейма ибн Хаммара, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Великий и Могучий Аллах сказал: «О сын Адама, не уставай совершать в начале дня четыре рак‘ата, которых тебе хватит до конца дня». Цепочка рассказчиков хадиса достоверная, и он усиливается похожими хадисами, переданными ат-Тирмизи со слов Абу ад-Дарды и Абу Зарра.
На эту тему есть и другие сообщения. Аль-Хаким собрал хадисы об утреннем намазе, рассказанные со слов почти двадцати сподвижников. Известно также, что многие сподвижники и ученые следовали этому предписанию, в том числе - Абу Са‘ид аль-Худри (Ахмад, Са‘ид ибн Мансур), ‘Аиша (Ибн Абу Шейба, Са‘ид ибн Мансур), Абу Зарр (Ибн Абу Шейба), ‘Абдуллах ибн Галиб (Абу Ну‘ейм). Са‘ид ибн Мансур передал, что аль-Хасана аль-Басри спросили: «Совершали ли сподвижники Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, утренний намаз?» Он ответил: «Да, некоторые из них совершали его из двух рак‘атов, некоторые - из четырех, а некоторые - продлевали его до полудня». Ибн Абу Шейба и аль-Бейхаки передали со слов Ибн ‘Аббаса: «Поистине, утренний намаз упоминается в Коране, но находит это упоминание только тот, кто глубоко постиг Коран. Всевышний сказал: «В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом» (24:36)».
Однако в хадисах не оговаривается точное количество рак‘атов, из которых состоит утренний намаз. Согласно дошедшим до нас преданиям, максимальное количество рак‘атов, которые совершал Пророк, мир ему и благословение Аллаха, во время утреннего намаза, составляет восемь, а максимальное количество рак‘атов, которое упоминается в его высказываниях, составляет двенадцать. Ат-Тирмизи и Ибн Маджа передали со слов Анаса ибн Малика, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто совершит утренний намаз из двенадцати рак‘атов, тому Аллах возведет дворец из золота в Раю». Аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да‘иф аль-Джами‘ ас-Сагир» (5658). Ат-Табарани передал со слов Абу ад-Дарды восходящий хадис, в котором говорится: «Кто совершит утренний намаз из двух рак‘атов, тот не будет записан в числе беспечных. Кто совершит его из четырех рак‘атов, будет записан в числе усердных. Кто совершит его из шести рак‘атов, тому этого будет достаточно в течение дня. Кто совершит его из восьми рак‘атов, будет записан в числе тех, кто поклоняется. Тому же, кто совершит его из двенадцати рак‘атов, Аллах возведет дом в Раю». Ибн Хаджар сообщил, что цепочка рассказчиков хадиса слабая. Однако эти два сообщения усиливаются хадисом, переданным аль-Баззаром со слов Абу Зарра. Его цепочка рассказчиков тоже слабая, но Ибн Хаджар отметил, что вместе эти три предания могут использоваться в качестве довода.
По мнению некоторых ученых, - в том числе Абу Джа‘фара ат-Табари, аль-Хулейми и ар-Рауйани, - максимальное число рак‘атов утреннего намаза не ограничивается двенадцатью. Аль-‘Ираки в комментарии к сборнику ат-Тирмизи сообщил, сославшись на ас-Суйути, что не встретил ни одного высказывания сподвижников или их последователей о том, что утренний намаз ограничивается двенадцатью рак‘атами. См. «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 58-61.