Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Хадис 382. «Совершал ли утренний (Ад-Духа) намаз? Она ответила: «Нет, только если он возвращался из поездки».




Передают, что у ‘Аиши спросили: «Совершал ли Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, утренний намаз?» Она ответила: «Нет, только если он возвращался из поездки». Этот хадис передал Муслим.

Комментарий:

Из хадиса следует, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не совершал утренний намаз регулярно. Однако не все ученые понимали данное сообщение так, и их мнения относительно законности утреннего намаза разделились. Ибн аль-Каййим упомянул четыре различных мнения по данному вопросу.

Первое - утренний намаз является желательным предписанием. Данное суждение опирается на многочисленные сообщения о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сам совершал утренний намаз и призывал поступать так других. Некоторые из этих сообщений мы уже привели в комментарии к предыдущему хадису. Аль-Хаким сказал: «Я встречался с рядом знатоков хадисов и авторитетных ученых, и они предпочитали совершать утренний намаз из четырех рак‘атов, потому что достоверные сообщения по этому поводу не вызывают сомнения. Я тоже придерживаюсь этого мнения и призхываю поступать так, руководствуясь дошедшими до нас преданиями и следуя путем знатоков хадисов».

Второе - утренний намаз не следует совершать. Это суждение опирается на хадис, рассказанный Ахмадом и аль-Бухари, о том, что Муваррик аль-‘Иджли спросил Ибн ‘Умара: «Совершаешь ли ты утренний намаз?» Он ответил: «Нет». Тот спросил: «А совершал ли его ‘Умар?» Он ответил: «Нет». Тот спросил: «А Абу Бакр?» Он ответил: «Нет». Тот спросил: «А Пророк, мир ему и благословение Аллаха?» Он ответил: «Нет, не думаю».

‘Али ибн аль-Мадини передал со слов ‘Абд ар-Рахмана ибн Абу Бакры, что его отец увидел людей, которые совершали утренний намаз. Он сказал: «Вы совершаете намаз, которого не совершали ни Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ни большинство его сподвижников».

Ахмад, аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд и Малик передал в “аль-Муватте” слова ‘Аиши: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, никогда не совершал намаз утром, но я поступаю так. Бывало, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не совершал поступок, который нравился ему, опасаясь того, что люди станут совершать его, и он будет вменен им в обязанность»

Некоторые ученые даже считали такой намаз новшеством. Ибн Баттал передали со слов Муджахида, что однажды он вместе с ‘Урвой ибн аз-Зубейром пришел в мечеть. Ибн ‘Умар сидел возле комнаты ‘Аиши, а люди в мечети совершали утренний намаз. Мы спросили его об этом, и он ответил: «Новшество». Он также сказал: «Хорошее новшество». Похожий хадис передал Ибн Абу Шейба, а Ибн Хаджар назвал цепочку его рассказчиков достоверной. ‘Абд ар-Раззак передал со слов Салима ибн ‘Абдуллаха, что его отец Ибн ‘Умар сказал: «Никто не совершал утренний намаз, пока не был убит ‘Усман. Но люди не придумывали ничего более приятного для меня, чем этот намаз». Цепочка рассказчиков сообщения достоверна.

Третье - утренний намаз следует совершать время от времени. Согласно одному из сообщений, так считал имам Ахмад. Это мнение опирается на рассказ ‘Аиши о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал его, возвращаясь из поездки. В другом предании, рассказанном со слов Абу Са‘ида, говорится: «Иногда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал утренний намаз так, что мы говорили: “Он вообще не пропускает его”. Иногда же он пропускал его так, что мы говорили: “Он вообще не совершает его”». Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим. Ат-Табари передал со слов ‘Икримы, что Ибн ‘Аббас совершал утренний намаз один день, но пропускал его в течение десяти дней. Он же передал со слов ‘Абдуллаха ибн Динара, что Ибн ‘Умар не совершал утренний намаз, но поступал так, когда посещал мечеть Куба, а это происходило каждую субботу. Он же передал слова Мансура: «Им не нравилось совершать утренний намаз так же регулярно, как обязательные намазы, и поэтому они совершали его иногда». Он же передал слова Са‘ида ибн Джубейра: «Поистине, иногда я не совершаю утренний намаз, хотя хочу сделать это, потому что не хочу считать его своей обязанностью». Масрук же сказал: «Мы читали Коран в мечети, а когда Ибн Мас‘уд вставал, мы поднимались на ноги и совершали утренний намаз. Когда об этом стало известно Ибн Мас‘уду, он сказал: “Почему вы обременяете рабов Аллаха совершением того, чего Он не возлагал на них?! Если вы непременно хотите совершать его, то делайте это в своих домах”. Абу Миджлаз совершал утренний намаз у себя дома”».

Четвертое - утренний намаз совершается по какой-либо причине. Это суждение подтверждается целым рядом хадисов о том, когда именно совершал данный намаз Посланник, мир ему и благословение Аллаха. Одним из них является обсуждаемый нами хадис ‘Аиши о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал утренний намаз, возвращаясь из похода.

Существуют предания о том, что он поступил так после завоевания Мекки. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Умм Хани, что в день победы над Меккой Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил восемь рак‘атов, и это было утром.

Известно, что правители и военачальники после очередного боевого успеха совершали “намаз победы”. Ат-Табари в “ат-Тарихе” передал со слов Ша‘би, что Халид ибн аль-Валид после завоевания аль-Хиры совершил намаз победы из восьми рак‘атов, произнеся приветствие лишь после последнего из них.

Аль-Бухари и Муслим передали со слов Махмуда ибн ар-Раби‘, что ‘Итбан ибн Малик аль-Ансари рассказывал: «Я руководил намазом своих соплеменников из бану салим. Однажды я пришел к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «О Посланник Аллаха, мое зрение ослабло, а селевые потоки отделяют меня от мечети. Поэтому мне хотелось бы, чтобы ты пришел ко мне домой и помолился там, а я устрою там место для моления». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я сделаю это, если будет угодно Аллаху!» ‘Итбан сказал: «На следующее утро, когда взошло солнце, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пришел ко мне вместе с Абу Бакром. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, попросил разрешения войти, и я пригласил его в дом. Войдя, он не стал садиться и спросил: «Где именно мне помолиться?» ‘Итбан сказал: «И я показал ему одно место в своем доме, после чего Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, встал там, a мы выстроились за ним. Когда же он завершил намаз словами приветствия, мы повторили это вместе с ним». В данном случае Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил утренний намаз для того, чтобы устроить место моления в доме одного из своих сподвижников.

Ибн аль-Каййим считал, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, не совершал утренний намаз без особой причины. Он заповедал совершать его своим сподвижникам, вдохновлял на это и порой поступал так для того, чтобы возместить пропущенный ночной намаз. При этом он опирался на слова Аллаха: «Он - Тот, Кто чередует ночь и день для тех, кто желает помнить и благодарить» (25:62). Ибн ‘Аббас, аль-Хасан аль-Басри и Катада, комментируя этот аят, сказали: «Они сменяют друг друга, чтобы тот, кто не сумел сделать что-либо в одну часть дня, восполнил это в другую». Помимо того, Шакик рассказывал, что однажды к ‘Умару ибн аль-Хаттабу пришел мужчина и сказал: «Я пропустил ночной намаз». Он сказал ему: «Восполни то, что пропустил ночью, днем, потому что Великий и Могучий Аллах чередует ночь и день для тех, кто желает помнить и благодарить». См. «Зад аль-Ма‘ад», т. 1, с. 330-348.

 

Из всех перечисленных мнений, самым сильным нам представляется первое, что мы уже разъяснили в комментарии к предыдущему хадису. Пророческий призыв совершать утренний намаз имеет общий смысл и не ограничивается лишь теми случаями, когда для этого есть особая причина. Хадисы по этому поводу достоверны, и частные случаи из жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, не являются убедительным основанием для того, чтобы отказываться от очевидного смысла целого ряда ясных сообщений. А лучше всего об этом известно Аллаху!

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 491 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2376 - | 2185 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.