Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќбон€тельные и вкусовые ощущени€ 3 страница




ќднако пассивный и активный абсолютный слух лишь в крайне редких случа€х даны в таком противопоставлении. ¬ реальной жизни в большинстве случаев между ними нет разрыва. Ѕ. ћ. “еплов поэтому предлагает см€гчить антитезу ¬.  елера и считает характерным дл€ представителей пассивного типа не то, что он опираетс€ только на тембровые критерии, а то, что эти последние играют у него заметно бќльшую роль, чем у представителей активного типа. јктивный абсолютный слух, таким образом, €вл€етс€ по отношению к пассивному абсолютному слуху не столько другим видом, сколько высшей ступенью. јбсолютный слух €вл€етс€, по-видимому, в значительной мере прирожденной способностью. ƒл€ лиц с абсолютным слухом звуки представл€ютс€ как бы определЄнными индивидуальност€ми. (—м. в романе –омена –оллана Ђ∆ан- ристофї описание первого знакомства  ристофа с ро€лем.)

јбсолютный слух считалс€ многими педагогами высшей музыкальной способностью. Ѕолее глубокий анализ показал, однако, ошибочность этой точки зрени€. — одной стороны, абсолютный слух не €вл€етс€ необходимым признаком музыкальности: многие гениальные музыканты (ѕ. ». „айковский, –. Ўуман и др.) им не обладали. — другой стороны, обладание самым блест€щим абсолютным слухом не €вл€етс€ гарантией будущих музыкальных успехов. —. ћ. ћайкапар описывает в своей книге Ђћузыкальный слухї одного учащегос€ с феноменальным абсолютным слухом, очень плохо подвигавшегос€ вперЄд. ¬.  елер также описывает студентов консерватории с прекрасным абсолютным слухом, очень мало, в сущности, развитых музыкально. “аким образом, не следует преувеличивать значение абсолютного слуха. ¬месте с тем следует отметить, что узнавать высоту звука с известной степенью точности может каждый человек. ѕутЄм специальных упражнений можно степень этой точности сильно увеличить (¬.  елер, ≈. ј. ћальцева). Ќо психологическа€ природа и характер этого узнавани€ (которое Ѕ. ћ. “еплов предложил называть Ђпсевдоабсолютным слухомї) остаютс€ качественно отличными от того, которое наблюдаетс€ у людей с абсолютным слухом, поскольку при отсутствии абсолютного слуха высота узнаЄтс€ либо по тембровому признаку, либо косвенно с помощью относительного слуха. Ёто узнавание требует поэтому некоторого времени, в течение которого мысленно совершаетс€ р€д операций, между тем как люди с абсолютным слухом узнают звук сразу.

„еловеку с относительным слухом требуетс€ кака€-то отправна€ точка Ч данный в начале испытани€ тон. ќтправл€€сь от него, соотнос€ его высоту с высотой последующих звуков, он оценивает отношени€ между звуками. ќтносительный слух в очень значительной мере поддаЄтс€ развитию, и обладание им несравненно важнее наличи€ абсолютного слуха.

ќсновой относительного слуха €вл€етс€, по-видимому, так называемое ладовое чувство. ѕри воспри€тии мелодии или гармонических комплексов мы слышим их в определЄнном ладу. «вуки мелодико-гармонических последовательностей обнаруживают известные функциональные соотношени€. Ћадовое чувство и заключаетс€ в воспри€тии одних звуков как опорных, устойчивых, других Ч как неустойчивых, куда-то стрем€щихс€.

ƒл€ ладового чувства характерно, что оно упор€дочивает воспри€тие мелодии чувством объедин€ющего лада; при отсутствии такого объедин€ющего чувства получаетс€ эстетически непри€тное впечатление неоформленности и непон€тности; при этом впечатление законченности мелодии зависит не только от качества последнего звука как такового, но и от того пути, которым приход€т к этому звуку от общей структуры мелодии.

—ледующей линией дифференцировки слуха €вл€етс€ различение мелодического и гармонического слуха. –€д экспериментальных исследований (—. Ќ. Ѕел€ева-Ёкземпл€рска€, ћ. јнтошина и др.) показал в полном согласии с педагогической практикой, что гармонический слух развиваетс€ позднее мелодического. ћаленькие дети и даже взрослые с совершенно не развитым гармоническим слухом бывают безразличны к фальшивой гармонизации; порой она даже нравитс€ им больше правильного сопровождени€.  ак показали опыты Ѕ. ћ. “еплова, это объ€сн€етс€ тем, что на самых начальных ступен€х развити€ гармонического слуха мелоди€ легче может быть выделена слухом из фальшивого сопровождени€, чем из правильного, образующего много консонирующих созвучий.

ƒалее различают внешний и внутренний слух.  роме способности воспринимать предлагаемую дл€ слушани€ музыку (внешний слух), можно обладать способностью представл€ть музыку мысленно, в слуховых представлени€х, не получа€ извне никаких реальных звуковых впечатлений (внутренний слух). ¬нутренний слух может функционировать или как способность представл€ть только звуковысотную и ритмическую ткань музыкального произведени€, или как способность внутренне слышать музыкальные произведени€ в конкретных тембрах и с определЄнной динамикой звучани€. ¬нутренний слух, по-видимому, отличаетс€ от внешнего не только отсутствием внешнего звука, но и по своей структуре, аналогично тому как внутренн€€ речь отличаетс€ от внешней.

¬ развитии внутреннего слуха, имеющего очень большое значение дл€ общего музыкального развити€, можно наметить р€д ступеней. —начала внутренние слуховые представлени€ отрывочны, смутны и схематичны. ќни должны находить опору во внешнем слухе. ѕрипомина€ пути собственного роста, проф. —. ћ. ћайкапар пишет по этому поводу: Ђѕервые (написанные без инструмента) хоры представл€лись воображению в виде отвлечЄнной четырЄхголосной гармонии, и только в последующих работах, чем дальше, тем больше, внутреннему слуху стали слышатьс€ действительные, реальные человеческие голоса, каждый в своей характерной хоровой индивидуальности и все вместе в общей хоровой звучности. “аким образом, мы можем предположить, что работа внутреннего слуха идЄт при своЄм развитии от отвлечЄнного к воплощЄнному представлению и что чем более развит в известном направлении внутренний слух у данного лица, тем реальнее и жизненнее его звуковые и внутренние представлени€ї [—. ћ. ћайкапар, ћузыкальный слух. ≈го значение, природа, особенности и метод правильного развити€. ћ., 1900. —. 214-215].

¬ итоге: музыкальный слух Ч €вление весьма сложное. —оздава€сь в историческом процессе развити€ человеческого общества, он представл€ет собой весьма своеобразную психическую способность, резко отличную от простого биологического факта слышани€ у животных. Ќа самой низшей ступени развити€ воспри€тие музыки было весьма примитивным. ќно сводилось к переживанию ритма в примитивных пл€сках и пении. ¬ процессе своего развити€ человек научаетс€ далее ценить звук нат€нутой струны. ¬озникает и совершенствуетс€ мелодический слух. ≈щЄ позднее возникает многоголосна€ музыка, а вместе с нею и гармонический слух. “аким образом, музыкальный слух представл€ет собой целостное, осмысленное и обобщЄнное воспри€тие, неразрывно св€занное со всем развитием музыкальной культуры.

 

 

«рительные ощущени€

 

–оль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. ќни доставл€ют человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные данные, притом огромного диапазона. «рение даЄт нам наиболее совершенное, подлинное воспри€тие предметов. «рительные ощущени€ наиболее отдифференцированы от аффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцани€. «рительные воспри€ти€ Ч наиболее Ђопредмеченныеї, объективированные воспри€ти€ человека. »менно поэтому они имеют очень большое значение дл€ познани€ и дл€ практического действи€.

«рительные ощущени€ вызываютс€ воздействием на глаз света, т. е., по воззрени€м современной физики, электромагнитных волн, длиною от 390 до 780 нанометров (нм; нанометр - одна миллиардна€ дол€ метра).

—ветовые волны различаютс€, во-первых, длиною волны, или числом колебаний в секунду. „ем число колебаний больше, тем длина волны меньше, и, наоборот, чем меньше число колебаний, тем больше длина волны.

≈сли солнечный луч пропустить через призму, то он преломитс€ на составл€ющие лучи, имеющие различную длину волны, и даст на экране, поставленном за призмой, спектр. ¬ спектре различают семь цветов: красный, оранжевый, жЄлтый, зелЄный, голубой, синий и фиолетовый.

Ќаиболее длинные волны, с наименьшим числом колебаний в секунду, даЄт красный цвет; наиболее короткие, с наибольшим числом колебаний, Ч фиолетовый цвет. –азличные волны промежуточной длины дают ощущени€ различных цветов, а именно:

 

ƒлина волны, нм ÷вет
780Ч610 красный
610Ч590 оранжевый
590Ч575 жЄлтый
575Ч560 жЄлто-зелЄный
560Ч510 зелЄный
510Ч490 зелЄно-голубой
490Ч480 голубо-зелЄный
480Ч470 голубой
470Ч450 синий
450Ч380 фиолетовый

 

“аким образом, длина световой волны обусловливает цветовой тон.

—ветовые волны различаютс€, во-вторых, амплитудой их колебаний, т. е. их энергией. ќна определ€ет €ркость цвета.

—ветовые волны отличаютс€, в-третьих, формою световой волны, получающейс€ в результате смешени€ между собой световых волн различных длин. ‘орма световой волны обусловливает насыщенность цвета.

ѕредметы, не испускающие собственного света, отражают некоторую часть падающего на них света и поглощают остальную его часть. ≈сли все световые лучи поглощаютс€ в тех же отношени€х, в каких они даны в спектре, то такое поглощение называетс€ неизбирательным. ≈сли световые лучи поглощаютс€ в иных отношени€х, чем они представлены в спектре, то такое поглощение называетс€ избирательным.

„исло, выражающее отношение количества поглощЄнных поверхностью световых лучей к количеству падающих на неЄ лучей, называетс€ коэффициентом поглощени€. „исло, выражающее отношение количества отражЄнных поверхностью световых лучей к количеству падающих на неЄ лучей, называетс€ коэффициентом отражени€. ѕоверхность, почти не отражающа€ падающего на неЄ света, имеет чЄрный цвет. ѕоверхность, почти целиком отражающа€ падающий на неЄ свет, имеет цвет белый. ÷ветна€ поверхность отражает волны различной длины. ѕоэтому кажда€ цветна€ поверхность имеет свой спектр отражени€.

 

—троение и функци€ глаза

 

ќрганом зрени€ €вл€етс€ глаз Ч рецептор световых раздражений. √лаз человека состоит из глазного €блока и отход€щего от него глазного нерва. —тенку глазного €блока образуют три оболочки: наружна€ (белочна€), сосудиста€ и сетчата€.

 

—хематический разрез глаза

 

Ѕелочна€ оболочка в передней части глазного €блока переходит в прозрачную роговицу. ѕод белочной оболочкой находитс€ сосудиста€,переднюю часть которой образует радужна€ оболочка. ÷вет радужной оболочки глаза зависит от количества пигментных клеток в ней: при большом количестве пигмента глаза имеют карий и даже чЄрный цвет, при недостаточном его количестве Ч цвет глаза зелЄно-серый и голубой. √олубые тона обусловлены главным образом просвечиванием чЄрного пигмента сетчатой оболочки глаза на задней стороне радужной. ѕосреди радужной оболочки помещаетс€ зрачок Ч отверстие, через которое свет проникает в глаз. Ѕлагодар€ работе мышц радужной оболочки зрачок может расшир€тьс€ и суживатьс€, игра€ роль диафрагмы фотографического аппарата. »зменение величины отверсти€ зрачка совершаетс€ рефлекторно в зависимости от количества света, падающего на глаз, и называетс€ зрачковым рефлексом. «рачковый рефлекс представл€ет собой целесообразное биологическое приспособление, при помощи которого регулируетс€ количество поступающего в глаз света. ѕри слишком большом свете зрачок суживаетс€, и уменьшаетс€ световой поток, при слабом свете зрачок расшир€етс€, и увеличиваетс€ световой поток, падающий на сетчатую оболочку глаза.

—етчата€ оболочка, или сетчатка (ретина), сама€ внутренн€€ из трЄх оболочек глазного €блока, €вл€етс€ разветвлением по дну глаза концевых аппаратов зрительного нерва..

Ќервные волокна зрительного нерва заключают в себе три пучка: а) от височной половины сетчатки, б) от носовой и в) от центральной еЄ области. ¬ месте перекрЄста зрительных нервов (хиазма) зрительные пучки частично пересекаютс€: нервные волокна от височных половин сетчатки идут в соответственные стороны головного мозга, волокна же от носовой части идут в противоположные части полушари€, волокна центральной части идут и в соответственные и в противоположные части полушарий. ѕроход€ сначала в промежуточные зрительные центры,наход€щиес€ у основани€ мозговых полушарий (в заднюю часть зрительного бугра, переднее четырЄххолмие и наружное коленчатое тело), они направл€ютс€ в высшие центры зрени€ в затылочных дол€х коры головного мозга.

 

—хема зрительных путей и центров

 

—троение сетчатки очень сложно: под микроскопом в ней можно увидеть дес€ть слоев (см. рис. ниже). ¬ состав этих слоЄв вход€т нервные элементы, обусловливающие зрительную функцию ретины. ѕериферические концы светочувствительных зрительных клеток подраздел€ютс€ на палочки и колбочки. ¬ сетчатке человеческого глаза находитс€ около 130 миллионов палочек и около 7 миллионов колбочек; в середине сетчатки преобладают колбочки, на периферии Ч палочки.

 

—троение сетчатки глаза.

I,II, III Ч первый, второй и третий невроны: I Ч пигментный слой, прилежащий к сетчатке; 2 Ч слой палочек и колбочек; 3 Ч наружна€ погранична€ перепонка; 4 Ч внешний зернистый слой; 5 Ч внешний межзернистый слой; 6 Ч внутренний зернистый слой; 7 Ч внутренний межзернистый слой; 8 Ч ганглиозные клетки зрительного нерва; 9 Ч волокна зрительного нерва; 10 Ч внутренн€€ погранична€ перепонка. —права изображено опорное волокно ћюллера

 

ѕалочки содержат так называемый зрительный пурпур,который под действием света обесцвечиваетс€, а в темноте регенерирует. ¬ колбочках зрительного пурпура не найдено.

—огласно теории Ўульца, развитой  рисом, колбочки €вл€ютс€ аппаратом дневного зрени€, а палочки Ч аппаратом сумеречного зрени€. ћежду дневным и сумеречным зрением существует антагонистическа€ иннерваци€. –аздражение центральной части сетчатки угнетающе действует на чувствительность периферической части Ч и обратно.

¬ месте выхода зрительного нерва из глазного €блока нет ни палочек, ни колбочек; раздражение, падающее на это место, ощущений не вызывает. Ёто место называетс€ слепым п€тном. ¬следствие существовани€ слепого п€тна в поле нашего зрени€ всегда имеетс€ некотора€ Ђдыраї. ќ величине этой Ђдырыї можно судить по тому, что на рассто€нии 1 м еЄ диаметр равен 11 см,а на рассто€нии 10 м Ч 1,1 м.

ќднако Ђдырыї в поле своего зрени€ человек не замечает. ѕроисходит это по нескольким причинам: 1) хорошо видны лишь объекты, изображение которых падает на жЄлтое п€тно сетчатки, всЄ остальное видно не€сно, и впечатление от объектов, наход€щихс€ в стороне от зрительной оси, значительно более слабое; и 2) при бинокул€рном зрении тот объект, изображение которого на сетчатке одного глаза приходитс€ на слепое п€тно, представлен на сетчатке другого глаза изображением на вид€щем еЄ участке.

Ќаиболее важным местом сетчатой оболочки глаза €вл€етс€ жЄлтое п€тно,заполненное главным образом колбочками. ¬ середине жЄлтого п€тна находитс€ центральна€ €мка (fovea centrails) Ч место наиболее €сного видени€.

ƒл€ €сного видени€ необходимо, чтобы на сетчатке получилось отчЄтливое изображение рассматриваемого предмета. ќтчЄтливость изображени€ обусловлена функцией расположенного за зрачковым отверстием хрусталика Ч прозрачной и дво€ковыпуклой линзы, выполн€ющей в глазу роль объектива в фотографической камере. ѕрозрачные среды хрусталика (и роговицы), преломл€€ падающий через зрачковое отверстие свет, отбрасывают на сетчатку изображение Ч обратное и уменьшенное Ч того, что находитс€ перед глазом.

“ак как рассто€ние от хрусталика до сетчатой оболочки глаза остаЄтс€ неизменным, то дл€ получени€ чЄткого изображени€ на сетчатке измен€етс€ кривизна хрусталика: при приближении предмета кривизна увеличиваетс€, а при отдалении его уменьшаетс€. »зменение кривизны хрусталика осуществл€етс€ рефлекторным сокращением ресничной (аккомодационной) мышцы и называетс€ аккомодацией глаза. Ќормальному глазу аккомодационные движени€ требуютс€ только дл€ получени€ чЄткого изображени€ близких предметов; изображени€ удалЄнных предметов падают на сетчатку без специальной аккомодации.

≈сли лучи, идущие в глаз от отдалЄнного предмета, собираютс€ в фокус не на сетчатке, а впереди или позади неЄ, то нормальное зрение нарушаетс€. √лаз, в котором вследствие чрезмерной преломл€ющей силы глаза или большой длины глазного €блока параллельные лучи, идущие в глаз от удалЄнного предмета, собираютс€ перед сетчаткой, называетс€ близоруким. √лаз, в котором вследствие ослабленной преломл€ющей силы глаза или малой длины глазного €блока параллельные лучи, идущие в глаз от удалЄнного предмета, собираютс€ за сетчаткой, называетс€ дальнозорким.

¬следствие относительно значительной величины зрачкового отверсти€ через него проход€т лучи не только близкие к оптической оси, но и сравнительно от неЄ отдалЄнные; это вызывает €вление сферической аберрации. ќно выражаетс€ в том, что точечное раздражение даЄт на сетчатой оболочке глаза некоторый круг светорассе€ни€. ѕоэтому границы изображений на сетчатой оболочке глаза никогда не бывают абсолютно резкими. ѕомимо сферической, существует хроматическа€ аберраци€. ќна вызываетс€ тем, что параллельный пучок белого света, проход€ через хрусталик и другие преломл€ющие среды глаза, даЄт различные углы преломлени€, а именно Ч лучи с короткой волной преломл€ютс€ сильнее, чем лучи с длинной волной. ¬следствие этого точечное изображение даЄт на сетчатой оболочке глаза цветной круг светорассе€ни€.

—ферическа€ и хроматическа€ аберрации глаза €вл€ютс€, по мнению √ельмгольца, причиной иррадиации, вследствие которой белые предметы кажутс€ преувеличенными из-за кругов светорассе€ни€.

—тепень чЄткости воспри€ти€ границ предметов называетс€ остротой зрени€. ќстрота зрени€ определ€етс€ тем минимальным промежутком между двум€ точками, который ещЄ замечаетс€. «а единицу остроты зрени€ принимают величину промежутка в одну угловую минуту.

Ёто не значит, конечно, что у всех людей минимальный угол зрени€ равен всегда одной угловой минуте. ћногие люди вид€т раздельно две точки даже тогда, когда они видимы под углом зрени€ в 20 и даже 10 угловых секунд. яркие точки, например звЄзды, видны под ещЄ меньшим углом зрени€.

ѕо сути дела следует различать 3 вида остроты зрени€: 1) когда глаз видит нерасчленЄнное п€тно (minimum visibile), 2) когда глаз €сно видит промежуток между двум€ точками (minimum separabile) и 3) когда предмет делаетс€ узнаваемым (minimum cognoscibile).

«рительное ощущение, возникающее в результате воздействи€ на глаз света, всегда обладает тем или иным цветовым качеством. Ќо обычно нами воспринимаетс€ не цвет Ђвообщеї, а цвет определЄнных предметов. ѕредметы эти наход€тс€ от нас на определЄнном рассто€нии, имеют ту или иную форму, величину и т. д. «рение даЄт нам отражение всех этих многообразных свойств объективной действительности. Ќо отражение предметов в их пространственных и иных свойствах относитс€ уже к области воспри€ти€ (см. дальше), в основе которого частично лежат также специфические зрительные ощущени€.

 

ќщущение цвета

 

¬се воспринимаемые глазом цвета могут быть подразделены на две группы: ахроматические и хроматические. јхроматическими цветами называетс€ белый, чЄрный и все располагающиес€ между ними оттенки серого цвета; они отличаютс€ друг от друга только светлотой. ¬се остальные цвета Ч хроматические; они отличаютс€ друг от друга цветовым тоном, светлотой и насыщенностью.

÷ветовой тон Ч это то специфическое качество, которым один цвет, например красный, отличаетс€ от любого другого Ч синего, зелЄного и т. д. при равной светлоте и насыщенности. ÷ветовой тон зависит от длины воздействующей на глаз световой волны.

—ветлота Ч это степень отличи€ данного цвета от чЄрного. Ќаименьшей светлотой обладает чЄрный, наибольшей Ч белый цвет. —ветлота зависит от коэффициента отражени€.  оэффициент отражени€ равен единице минус коэффициент поглощени€. (Ќапример, поверхность чЄрного бархата поглощает 0,98 световых лучей и отражает 0,02 световых лучей.) „ем больше коэффициент поглощени€ световых лучей какой-нибудь поверхностью и чем соответственно меньше свойственный ей коэффициент отражени€, тем ближе еЄ цвет к чЄрному; чем меньше коэффициент поглощени€ какой-нибудь поверхности и соответственно больше свойственный ей коэффициент отражени€, тем ближе еЄ цвет к белому.

ќт светлоты предметов следует отличать их €ркость,котора€ зависит от энергии световой волны, или амплитуды еЄ колебаний. яркость характеризуетс€ произведением освещЄнности на коэффициент отражени€. ќсвещЄнность же предметов характеризуетс€ количеством лучистой энергии, падающей в течение одной секунды на единицу поверхности. —ветлота Ч цветовое свойство поверхности, €ркость же характеризуетс€ количеством лучистой энергии, отражаемой от данной поверхности. Ёто количество лучистой энергии зависит от двух причин: с одной стороны, от коэффициента отражени€ от данной поверхности, а с другой Ч от количества лучистой энергии, падающей на данную поверхность. ѕоэтому €ркость сильно освещЄнного чЄрного бархата может быть больше €ркости белой бумаги, наход€щейс€ в тени.

Ќасыщенность Ч это степень отличи€ данного цвета от серого цвета, одинакового с ним по светлоте, или, как говор€т, степень его выраженности. Ќасыщенность цвета зависит от отношени€, в котором находитс€ количество световых лучей, характеризующих цвет данной поверхности, к общему световому потоку, ею отражаемому. Ќасыщенность цвета зависит от формы световой волны.

√лаз чувствителен к ничтожным количествам лучистой энергии. “ак, например, при достаточной темновой адаптации глаз видит (аппаратом палочек) на рассто€нии 1 км свет, сила которого может быть выражена тыс€чными дол€ми свечи [—. ¬.  равков, √лаз и его работа, ћ. 1936.] при полной прозрачности атмосферы (нижний порог). „увствительность аппарата колбочек меньше.

¬ерхним порогом цветоощущени€ €вл€етс€ та €ркость света, котора€ Ђослепл€етї глаз. Ёта величина в значительной мере зависит от степени адаптации глаза, от размера слеп€щего п€тна и т. д. —леп€ща€ €ркость при размере слеп€щего пол€ в 4∞ равна 22,5 стильба. [ƒанные Ќеттинга, обработанные  равковым. —тильб Ч единица €ркости, равна€ международной свече в 1 кв. см. ]

ѕобочные раздражители в некоторых случа€х измен€ют характер зрительной чувствительности. —огласно экспериментальным данным —. ¬.  равкова, звук повышает чувствительность глаза к зелЄным и синим лучам и понижает чувствительность глаза к оранжевым и красным лучам.

„увствительность глаза к световым волнам различной длины не одинакова. Ќаиболее €ркими кажутс€ человеческому глазу лучи, длины волн которых соответствуют желто-зелЄной части спектра (556 нм). ¬ сумерки наиболее €рким кажетс€ не желто-зелЄный цвет, а зелЄный цвет, имеющий длину волны 510 нм. — наступлением темноты красно-фиолетовые цвета темнеют, а зелЄно-голубые цвета светлеют. Ёто €вление носит название €влени€ ѕуркинье.

ќбщее количество различаемых глазом цветных тонов максимальной насыщенности доходит до 150.

 

—мешение цветов

 

¬оспринимаемые нами в природе цвета получаютс€ обычно в результате воздействи€ на наш глаз волн различной, а не одной какой-нибудь длины. Ёти различные волны, совместно воздейству€ на глаз, и порождают тот или иной видимый нами цвет. ¬идимые нами в естественных услови€х цвета €вл€ютс€, таким образом, результатом смешени€ цветов.

Ќа основе работ ». Ќьютона √. √рассманом были выведены следующие основные законы смешени€ цветов:

ѕервый закон. ƒл€ каждого хроматического цвета имеетс€ другой цвет, от смешени€ с которым получаетс€ ахроматический цвет. “акие пары цветов называютс€ дополнительными. ƒополнительными цветами €вл€ютс€: красный и голубо-зелЄный; оранжевый и голубой; жЄлтый и индиго-синий; жЄлто-зелЄный и фиолетовый; зелЄный и пурпуровый.

¬торой закон. —мешива€ два цвета, лежащие ближе друг к другу, чем дополнительные, можно получить любой цвет, наход€щийс€ в спектре между данными двум€ цветами.

“ретий закон. ƒве пары одинаково выгл€д€щих цветов дают при смешении одинаково выгл€д€щий цвет, независимо от различий в физическом составе смешиваемых цветов. “ак, серый цвет, полученный от смешени€ одной пары дополнительных цветов, ничем не отличаетс€ от серого цвета, полученного от любой другой пары.

√овор€ о смешении цветов, разумеют прежде всего оптическое смешение, возникающее в результате того, что различные цветовые раздражители одновременно или в очень быстрой последовательности раздражают один и тот же участок сетчатки.

ѕомимо этого смешени€ цветов, надо учесть ещЄ пространственное смешение цветов,которое получаетс€ при воспри€тии различных цветов не во временной, а в пространственной смежности.

≈сли посмотреть на определЄнном рассто€нии на небольшие, соприкасающиес€ друг с другом цветные п€тна, то эти п€тна сольютс€ в одно п€тно, которое будет иметь цвет, получившийс€ от смешени€ этих малых цветовых п€тен. ѕричиною сли€ни€ цветов €вл€етс€ светорассе€ние и другие €влени€, возникающие вследствие несовершенства оптической системы человеческого глаза. ¬следствие этого несовершенства границы цветных п€тен размываютс€, и два или более цветных п€тна раздражают одно и то же нервное окончание сетчатой оболочки. ¬ силу этого, когда мы смотрим, например, на какую-нибудь ткань в мелких цветных полосках или крапинках, она нам кажетс€ одноцветной, окрашенной в цвет, получающийс€ в результате смешени€ различных представленных в ней цветов. Ќа этом пространственном смешении цветов основываетс€ впечатление, которое производ€т ткани, сплетЄнные из разноцветных нитей. Ќа этом же пространственном смешении цветов основываетс€ и эффект, которым пользуютс€ художники пуантеллисты (от слова point Ч точка) и импрессионисты, когда они дают цвет поверхностей посредством цветных точек или п€тен.

Ёксперименты Ѕ. ћ. “еплова показали, что законы этого пространственного смешени€ цветов, имеющего большое применение в живописи и в ткацком деле, те же, что и законы оптического смешени€ цветов.

—ущественный интерес представл€ет и так называемое бинокул€рное смешение цветов.

Ѕинокул€рным смешением цветов называетс€ получение некоторого третьего цвета в результате раздражени€ каждого из глаз различными цветами. ≈сли смотреть одним глазом на один цвет, а другим глазом на другой цвет, то мы увидим некоторый третий цвет, получившийс€ от бинокул€рного смешени€ обоих цветов. ќднако если оба цвета весьма несходны друг с другом (в особенности по светлоте), то бинокул€рного смешени€ цветов не возникает, а получаетс€ своеобразна€ игра, в которой оба цвета воспринимаютс€ поочерЄдно. Ёто последнее €вление называетс€ борьбой полей зрени€.

≈сли поверхность не €вл€етс€ абсолютно гладкой, то еЄ микрорельеф можно рассматривать как большое число плоскостей, повЄрнутых к наблюдателю под разными углами. “ак как дл€ правого и левого глаза углы различны и так как под разными углами зрени€ цвет поверхности измен€етс€, то возникает Ђбинокул€рное смешение цветовї или же борьба полей зрени€, создающа€ специфическое ощущение мерцани€, блеска и колебани€ цвета в зависимости от микрорельефа поверхности. ¬оспри€тие фактуры обусловлено в значительной степени именно описанными €влени€ми. ‘актура тканей Ч бархата, шЄлка, полотна, шерсти Ч воспринимаетс€ в специфическом качестве, представл€ющем комплекс ощущений, возникающих вследствие бинокул€рного смешени€ цветов и борьбы полей зрени€ в каждой отдельной точке воспринимаемой поверхности. ¬оспри€тие природы насыщено этими ощущени€ми, которые придают особую динамичность, игру и живость нашим зрительным образам.

 

ѕсихо-физиологические закономерности

 

¬ зрительных ощущени€х отчЄтливо сказываютс€ все основные психо-физиологические закономерности рецепторной де€тельности Ч адаптаци€, контрастность, последействие, так же как и взаимодействие.

јдаптаци€ глаза заключаетс€ в приспособлении глаза к воздействию световых раздражителей. –азличают темновую адаптацию (адаптацию к темноте), светловую (адаптацию к свету) и цветовую (адаптацию к цвету).

“емнова€ адаптаци€ возникает вследствие того, что в темноте возрастает концентраци€ зрительного пурпура. Ёто влечЄт за собой повышение чувствительности глаза к световым раздражени€м. „увствительность глаза может быть увеличена благодар€ темновой адаптации более чем в 200 000 раз (после одного часа пребывани€ в темноте). ”величение чувствительности глаза продолжаетс€ в течение 24 часов пребывани€ в темноте, однако темновую адаптацию можно считать установившейс€ уже после 60Ч80 минут пребывани€ в ней. ѕосле длительного пребывани€ в темноте при переходе на свет оп€ть-таки €ркий свет сначала слепит глаз, и мы плохо видим окружающее. «атем, в результате адаптации глаза к свету, мы начинаем видеть нормально.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 357 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

1825 - | 1798 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.062 с.