Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общественное бытие и сознание




 

Общественное бытие понимается как материаль­ная жизнь общества, связанная с производством ма­териальных благ и теми отношениями, в которые лю­ди вступают в процессе этого производства. Общест­венное бытие возникает вместе со становлением чел. общества и существует относительно независимо от индивидуального или общественного сознания. Об­щественное бытие - это объективная обществ, ре­альность, первичная по отношению к сознанию от­дельного индивида и поколения.

Деятельность людей и их общественные отноше­ния составляют основное содержание их обществен­ного бытия как реального процесса их общественной жизни. Одной из важнейших категорий характери­зующих общественное бытие, является труд - целе­сообразная деятельность человека, в процессе кото­рой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов для удовлетворения своих потребностей. Идея пер­вичности материального производства в жизни обще­ства отличает материалистическое понимание исто­рии от идеалистического.

Выделяют объективную и субъективную стороны общественного бытия. Объективная - существует вне зависимости от сознания и воли людей. К ней отно­сятся условия природной среды, потребность а пище, жилье, состояние материального производства и по­лит, системы. Субъективная сторона - это сознание и воля людей, которые присутствуют в деятельности и отношениях между людьми и являются их основными родовыми признаками, отличающими их от животных. Вопрос о соотношении общественного бытия лю­дей, как реального процесса их общественной жизни и их общественного сознания - один из основопола­гающих вопросов социальной философии. Ответ на него проясняет, насколько полно общественное соз­нание людей отражает их бытие. В этом обнаружива­ется степень понимания происходящих в обществе явлений и тем самым возможности их приспособи­тельной и творчески преобразующей деятельности. Этот вопрос решается во многих фил. концепциях, материалистических и идеалистических. Его решение играет большую роль в исследовании общества и понимании отдельных социальных явлений в эконо­мике, социальной, политической и духовной жизни.

Уровень развития общества и способ производства не зависят от воли и сознания вступающего в жизнь поколения, но во многом определяют его сознание. Тезис о том, что бытие определяет сознание, отра­жает истинное положение вещей, является верным способом изучения общества. Общественное бытие воздействует на общ. сознание через государствен­ный строи, хозяйственные и правовые кормы, поли­тические приоритеты.

Понимание общественного сознания как отраже­ния общ. бытия указывает на объективную сторону его развития. Содержание экономических, политиче­ских, нравственных, религиозных и других взглядов и теорий есть отражение соответствующих сторон жиз­ни людей, их общественного бытия. В совокупности эти взгляды и теории представляют собой самосоз­нание общества, т. е. осознание имвсех сторон своей жизни в их связи и развитии. -

Общественное бытие первично, общественное сознание вторично. Такой подход позволяет объяс­нить развитие общественного сознания с позиций социального детерминизма, и указывает на объек­тивные и субъективные причины тех или иных проявлений общественного сознания. При определяющей роли общественного бытия сознание обладает относительной самостоятельностью, т.к. оно представлено многообразными формами {философия, религия, право и т.д.). Изменения в общественном бытии не могут вызвать мгновенного изменения во всех формах общественного сознания, - оно опирается на наличие традиций, привычек.

Общественное сознание может с опережением оп­ределять тенденции развития общества, это являет­ся причиной его активности. Общественное сознание представляет собой единство воззрений, стремлений, интересов людей, живущих в общих условиях соци­альной среды. История общественного сознания от­ражает историю общественного бытия.

 

Философия истории

Исторический процесс - поступательное раз­витие общества от низших его состояний к высшим. Он выражается в последовательной смене способов производства, обновлении социальных структур, по­литических систем и духовной жизни. Философия истории - это попытка осмысления сути диалектики исторического развития общества, его идеалов и це­лей, это философско-исторический анализ общества, Эта проблема волновала мыслителей античности Геродота, Фукидида.

Начало фил. истории в Европе заложил Августин в своем труде "О граде Божьем". Он указал, что началом исторического процесса стало сотворение богом человеческой личности, а сам исторический процесс есть длительный процесс спасения челове­чества и обретения им единства с Богом. Эта концеп­ция господствовала в европейской философии до конца 1а в. Как светскую науку, философию исто­рии сформировал в 18-19 вв. франц. просветитель Вольтер. Он освещал исторический процесс не хро­нологически, а осмысливал ход. событии философ­ски. Немецкий философ Гердер в труде "Идеи фило­софии истории человечества" дал широкую панораму всей мировой истории.

Большой вклад в развитие этой темы внес Гегель, который утверждал, что всемирная история направ­ляется с Востока на Запад, фил. истории у него на­правлена к прошлому и будущему. В России этой проблемой занимались такие фил. и историки как Н.Карев, В.Хвостов, В.Герье. В 20 в. развивалось марксистское понимание истории, разрабатывались концепции "технологического" детерминизма, культу­рологические и цивилизованные подходы к историче­скому социальному развитию.

Предмет и специфика фил. истории раскрывается при рассмотрении ее функций:

Гносеологическая - познаются закономерности и содержание развития чеповеческой истории.

Методологическая - философия истории изучает принципы и методы философско-социологического анализа развития общества. Мировоззренческая - формирует понимание сущ­ности и смысла истории человечества.

Теоретическая - удовлетворяет потребность в концептуальном осмыслении история, процесса.

Практическая - дает научное объяснение истори­ческих фактов, систематизирует их, внедряет теоре­тические знания в практическую жизнь.

Прогностическая - способствует пониманию пер­спектив человечества.

Первые попытки определить проблемы филосо­фии истории сделал Гердер. Основным он считал вопрос: «Откуда мы и куда идем?".

Значительный вклад в конкретизацию этих про­блем внес Э.Бернгейм. С течением времени пробле­матика философии истории конкретизировалась и свеласьк следующему:

- Предмет и проблематика фил. истории, как науки.

- Источники и логика развития человеческой истории.

- Эволюция соц. форм, многообразие истории.

- Многомерность социального бытия и действие об­щих законов.

- Особенности развития социальных систем.

- Проблемы социального детерминизма и прогресса.

- Периодизация и хронология истории.

- Специфика истор. пространства и истор. времени.

- Принципы реконструкции исторического прошлого.

- Объективное и субъективное в обществ, развитии.^

- Перспективы всемирной истории и человеческой цивилизации.

- Культура и социальная эволюция.

- Взаимодействие чел. и истории, роль личности.

В своих взглядах на историю философы раздели­лись на две группы: одни рассматривают историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности, другие видели определенную логику в истории, считая историю це­ленаправленным, закономерным процессом - это точка зрения большинства. Среди подходов к истории как внутренне логическому и закономерному процессу наиболее распространены: формальный, цивилизо­ванный, культурологический, а также иные фил. под; ходы, рассматривающие историю как объективный закономерный процесс.

 

Культура

Термин "культура" происходит от латинского -возделывание, обработка, воспитание, развитие. В истории культура понималась как "воспитанность", соответствие идеалам гуманизма и просвещения.

Французские энциклопедисты в 18 в. дали сле­дующее определение: культура - это то, что создано и создается человеком (материальное и духовное), в отличие от природных вещей и явлений. Культура -это все, что человек производит, и сам способ данно­го производства. Культура не сводима к вещам, про­изведенным человеком, а распространяется на об­щественные отношения и продукты духовного произ­водства. Культура - результат взаимодействия при­роды, отдельных людей и общества в целом.

Культура как совокупность всех материальных и духовных ценностей генетически связана с природой, с обществом и конкретными людьми, которые ее соз­дали. Но после своего рождения культура приобрета­ет свойство автономности (судьба пирамид, москов­ского Кремля). Самым существенным философским признаком предмета культуры является его двойст­венность и двухкачественность. Уже при создании каменного топора видно, что в этом изделии есть природные качества (вес, прочность) и KanecTBaj вложенные в него производителем. Поэтому любой образец культуры несет в себе систему природных и социальных качеств. В этой двойственности - суть культуры как обществен но-исторического способа адаптации человека к миру.

Мир культуры включает в себя процесс и резуль­тат человеческой деятельности. Живя в мире культу­ры, будучи сам культурным явлением, человек остав­ляет после себя феномены материальной культуры (дети, вещи) и духовной культуры (идеи). Тем самым он общается с прошлым, настоящим и будущим, включаясь в движение мировой истории.

Культура явилась способом очеловечивания бытия и самого человека. В процессе удовлетворения фи­зиологических потребностей формировалась телес­ная культура человека, как базовый фундаменталь­ный слой культуры. Обеспечение себя пищей, защита от внешних про­явлений среды требовали все более совершенной организации жизни общества, и на этой основе заро­дилась новая грань культуры - ее организационная форма. Новая стадия развития потребовала принци­пиально нового уровня организации культуры - обес­печение технологической деятельности путем управ­ления людьми Так зародилась идея государственно­сти. Самообеспечение и управление как явление культуры принимали формы символического выраже­ния. Зачастую причиной этого была необходимость подтверждения социального статуса человека и об­щества. Культура во многом носит символически-знаковый характер.

В зависимости от материальных или духовных по­требностей людей культура делится на материаль­ную и духовную. Историческая типология разбивает ее по эпохам: культура Древнего мира, Средневеко­вья, Возрождения, Нового времени, современная культура.

В человеческой истории культура выделялась по различным основаниям. Концепция обособленных культур, идея Н.Я.Данилевского, который выделил 10 основных культур, указал на свойство локальности культур, борьбы друг с другом и внешней средой. Концепция '' замкнутых культур™ О.Шпенглера пред­ставляет противопоставление культуры и цивилиза­ции как-целого и части.

Современное определение культуры определяет ее как способ и содержание жизни лвдей, характери­зующийся воспроизводством, потреблением и рас­пределением мат. и духовных ценностей, нормами и принципами жизни, социальными институтами и сис­темой общественных отношений. Культура со време­нем отождествилась с цивилизацией. Она соответст­вует более высокому уровню развития по сравнению с варварством. Культура используется для раскрытия содержания искусства и всей эстетической жизни об­щества Она взаимосвязана с цивилизацией, которая является необходимым условием существования зрелой культуры. Культура выражает особый способ освоения человеком мира и самого себя, является ориентиром развития цивилизации.

 

ЛИЧНОСТЬ

Антропологическая проблема существует со времен античности. Именно тогда человек был про­возглашен мерой всех вещей. Но понятия "личность" у древних греков не существовало, т.к. сложилась сильная зависимость граждан от законов полиса и упорядоченности высшего уровня.

Родоначальника "философии человека" Сократа в проблеме антропологии интересовал не сам человек, а его мышление и рефлексы. Идея Аристотеля об общественной сущности человека была мыслью о человеке вообще, о его родовой природе, но не о понятии «личность». Идеалы стоической философии с их штампом беспристрастной личности уравнивали всех людей перед лицом рока. Теологические док­трины средневековья освободили человека от космо­логической зависимости, но растворили чел. индиви­дуальность, поставив его в полную зависимость от воли Бога.

Статус человека как индивидуальной и полноцен­ной личности был осознан в эпоху Возрождения.

Лишь в 16 в, «ренессансное» мышление осознало значимость человеческой личности.

Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Ин­дивид - это всегда один из многих, он безличен.

Понятие "индивид " и "личность" являются проти­воположными по объему и по содержанию. Понятие индивид не фиксирует отдельных свойств чел., его биологические и социальные качества, это говорит о бедности его содержания. Но по объему оно богато, т.к. каждый человек-индивид. Говоря "человеческий индивид, имеют в виду лишь родовую общность лю­дей и единичного представителя чел. рода. Когда происходит конкретизация этого понятия - указание на другие качества, ограничивается объем понятия, выделяются особенности социальной группы. Чем выше степень конкретизации понятия, тем оно богаче по содержанию и меньше по объему. Далее путем персонификации индивида отдельного человека ло­гически мы приходим к индивидуальному представи­телю чел. рода. Предельно персонифицированный индивид есть личность. Это понятие включает в себя как общие и особен­ные признаки, так и единичные и уникальные свойст­ва человека.

Личность - это человек с ярко выраженными соци­альными признаками и соц. индивидуальностью, это активный, целеориентированныи субъект отношении и созидательной деятельности.

Личность - это всегда конкретный человек, носи­тель сознания. Личность ориентируется в обществе на его ценности и выполняет общественно-полезную деятельность и несет ответственность перед общест­вом за свои поступки. Одной из черт, присущих лич­ности является наличие самоуважения и достоинст­ва Основными способами выражения достоинства личности является совесть, долг и честь.

Индивидуальность личности выражает совокуп­ность признаков, которые определяют неповтори­мость и своеобразие в процессе ее жизнедеятельно­сти развития, поведения, мышления, в стиле и обра­зе жизни, особенностях поведения. Она раскрывает своеобразие сочетания свойств, способностей и воз­можностей личности.

Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве. Поэтому лич­ность - итог синтез и взаимодействие разнообразных факторов. Личность выступает носителем и вырази­телем всего общественно - социального. Она тем значительнее чем в большей степени аккумулирует социально-культурный опыт человека и вносит свои вклад в его развитие. _

По своей структуре личность представляет собой устойчивую скоординированную, саморегулирую­щуюся систему элементов содержания, включающих в себя- духовный мир, социально-ролевый комплекс, природные качества. Эти составляющие образуют целостность, которая явл. характеристикой взаимо­отношения чел. с системой общ. отношении.

Типологическое определение личности основано на идее что ее формирование - закономерный про-' цесс усвоения элементов окружающей природной и социальной среды. Основные социальные типы лич­ности- социально-классовые, социально-профессиональные, национально-этнически

 

ЦИВИЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРА

Понятие "цивилизация" зародилось во Фран­ции s середине 18 века и обозначало идеальное уст­ройство человеческого общества. Оно связывается с особой социальной организацией общества. Цивили­зация - следующая за варварством ступень культу­ры, которая постепенно приучает человека к плано­вым, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры.

В истории философии существовали различные толкования понятия цивилизации.

Цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов (А.Тойнби, П.Сорокин).

Цивилизация толкуется как конкретный этап обще­ственного развития, наступивший в жизни народа после эпохи варварства, для которого характерно появление городов, письменности, сознательная стратификация и формирование национально-государственных образований (Ф.Энгельс).

Цивилизация интерпретируется как ценность всех культур, что подчеркивает их единичный общечело­веческий характер. (К. Ясперс).

Цивилизация истолковывается как конечный мо­мент в развитии культуры того, или иного народа или региона, означающий ее кризис. (О. Шпенглер).

Цивилизация отождествляется с высоким уровнем материальной деятельности человека, орудии труда, технологии, экономических и политических отноше­ний и учреждений, а культура - с проявлением духов­ной сущности человека (Н.Бердяев, С. Булгаков).

Возможна обратная комбинация, когда цивилиза­ция трактуется как высшее проявление духовной сущности человека. Но во всех случаях понятия культура и цивилизация тесно связаны друг с другом, и в основе этой связи лежит определенная концепция культуры.

При всем многообразии подходов к определению соотношения культуры и цивилизации основным является представление о цивилизации как о более внешнем, по сравнению с культурой, слое человече­ского бытия. Цивилизация воплощает в себе технологический аспект культуры. Главное в цивилизации - непрерыв­ная смена технологий для удовлетворения растущих потребностей / возможностей человечества при за­конодательном обеспечении этого процесса.

Необходимо различать культуру и цивилизацию. Согласно Канту, цивилизация начинается с установ­ления человеком правил своей жизни и поведения Культуру он связывает с нравственными принципами, которые обладают практической силой и определяют общепринятые нормы, ориентированные не на идеа­лы разума, а на нравственные основания самого че­ловека, его совесть. Такой подход Канта актуален в настоящее время, когда наблюдается потеря цивили­зованности в поведении, в общении людей, остро встала проблема культуры человека и общества.

Под цивилизацией следует понимать, с одной сто­роны, уровень развития культуры и общества в це­лом, а с другой стороны, способ освоения матери­альных и духовных культурных ценностей, который определяет всю общественную жизнь, ее специфику что позволяет судить о ней как об определенной ци­вилизации, Эти признаки позволяют увидеть разли­чие культуры и цивилизации.

Изучение цивилизации как уровня развития куль­туры и общества отражено в этнографической, со­циологической и философской литературах. При ис­следовании этого признака цивилизации происходило отождествление культуры с цивилизацией.

С древних времен сложились Восточная и Запад­ная цивилизация. На развитие Восточной цивилиза­ции огромное влияние оказала религия. Для Запад­ной цивилизации характерно ускоренное развитие техники, быстрое развитие предметного мира и соци­альных связей.

В России сложилась уникальная связь Восточной и Западной цивилизации.

В наше время образовалась особая отрасль зна­ний- цивилизационные исследования, цель которых охватить все накопленное наукой за предшествую­щие годы и дать прогноз относительно обозримого будущего.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1480 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2248 - | 2201 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.