Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Специфика научного познания




Научное познание - это социально обуслов­ленный процесс познания законов объективного ми­ра, результатом которого является развивающаяся система истинных знаний и методов, служащих це­пям преобразования действительности.

Основная задача науки - выявление объективных законов действительности, а ее непосредственная цель и высшая ценность - объективная истина. Науч­ному познанию присущи объективность, внутренняя системность, постоянная нацеленность на практику, ориентация на предвидение, строгая доказатель­ность, обоснованность полученных результатов, дос­товерность выводов, систематичность и системность плановость, ориентация на научную истину.

Наука образует единую взаимосвязанную разви­вающуюся систему знаний о мировых законах. Эта система разделяется на множество отраслей знаний, которые различаются между собой тем, какую строну действительности, форму движения материи они изу­чают. По методу и предмету познания можно выде­лить науки о природе - естествознание, и обществе -обществознание. В свою очередь, каждая группа наук может быть подвергнута более подробному члене­нию. Наукой о наиболее общих законах действитель­ности является философия, ч

По своей удаленности от практики науки делятся на фундаментальные, выясняющие основные законы и принципы реального мира, где нет прямой ориента­ции на практику, и прикладные - непосредственное применение результатов научного познания для ре­шения практических проблем. Но границы между нау­ками условны и подвижны, доказательство этому факт существования стыковых дисциплин (биофизи­ка, геохимия...).

Научное познание предполагает применение оп­ределенной совокупности приемов и операций, ве­дущих к достижению цели - метод (с греч. Путь к чему-либо'). Понятие методология" имеет два ос­новных значения: 1) Система определенных принци­пов, приемов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности; 2) учение об этой системе, теория метода. Метод сводится к совокупности определенных правил, приемов, норм познания в действии. Он яв­ляется системой предписаний, принципов, требова­ний, которые ориентируют исследователя в решении конкретной задачи. Метод дисциплинирует поиск ис­тины, позволяет выбрать кратчайший путь в поиске результата.

Основная функция метода - регулирование позна­вательной и иных форм деятельности. Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые классифи­цируются по различным критериям.

Все методы научного познания разделяются по степени общности и сфере действия:

1. Философские методы - диалектический, мета­физический, аналитический, интуитивный и т.д.

2. Общенаучные подходы и методы исследования, еыступающие в качестве промежуточной методоло­гии между философией и фундаментальными теоре­тико-методологическими принципами специальных наук. На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принци­пы познания, такие как системный и сруктурно-функциональный, кибернетический и др.

3. Частно-научные методы - совокупность спосо­бов, принципов познания, исследовательских прие­мов и процедур, применяемых в той или иной отрас­ли науки, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики.

А. Дисциплинарные методы система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки.

5. Методы междисциплинарного исследования.

Метод считается научным при условии его соот­ветствия объекту познания, целям и задачам иссле­дования. Метод должен соответствовать ряду требо­ваний: ясность, детерминированность, направлен­ность, плодотворность, способность давать сопутст­вующие результаты, надежность, экономичность. Чем совершеннее метод, тем в большей степени он отве­чает этим требованиям.

 

67 СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Структура научного познания может быть рассмот­рена в различных ее срезах и совокупности состав­ляющих ее элементен. Ее можно представить как сумму следующих ее элементов:

1) фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта;

2) результаты его первоначального обобщения в понятиях и других абстракциях;

3} основанные на фактах гтооблемы и научные предположения (гипотезы);

4) законы, принципы и теории;

5) философские установки;

6) методы, идеалы и нормы научного познания; 71 социокультурные основания;

8) стиль мышления.

Научное познание - развивающаяся система знаний, которая включает в себя два основных, но качественно различных уровня - эмпирический и теоретический.

На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание, рациональный момент и его формы здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. По­этому исследуемый объект отражается преимущест­венно со стороны своих внешних связей и проявле­ний, в которых выражаются внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, систематиза­ция, классификация или иная фактофикс/руюшая деятельность - характерные признаки эмпирического познания.

Теоретический уровень научного познания харак­теризуется преобладанием рационального момента -понятий, теорий, законов и других форм мыслитель­ной деятельности. Живое созерцание не устраняется, а становится подчиненным аспектом познавательного процесса. Теоретическое познааание отражает явле­ния и процессы со стороны их универсальных внут­ренних связей и закономерностей, постигаемых с по­мощью рациональной обработки данных эмпириче­ского знания. Важнейшая задача теоретического познания -дос­тижение истины во всей ее конкретности.

К числу основных компонентов отражающих струк­туру теоретического познания относятся проблема, гипотеза и теория.

Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Другими словами - это знание о незнании, вопрос, возникающий в ходе познания и требующий ответа. Проблема - это не застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных этапа движения познания - ее постановку и решение.

Гипотеза - хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно в определенном месте восполнить пробелы эмпирического познания или связать различные эм­пирические знания в единое целое, либо дать пред­варительное объяснение факту или группе фактов. Гипотеза является научной лишь в том случае, если она подтверждается фактами. Гипотеза может суще­ствовать лишь до тех пор, пока она не противоречит достоверным фактам опыта, в противном случае она становится просто фикцией. Она проверяется факта­ми опыта, приобретая характер истины. Гипотеза становится плодотворной, если может привести к новым знаниям или новым путям познания. Сущест­венная функция гипотезы состоит в том, что она ве­дет к новым наблюдениям и исследованиям, благо­даря чему догадка находит подтверждение.

Теория - система основных идей в той или иной отрасли знаний. Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. В теории факты и гипоте­зы связаны в некоторую целостность, т.е. в такое на­учное знание, в котором факты подводятся под об­щие законы, а связи между ними выводятся из по­следних. Всякому теоретическому познанию присущ момент неуверенности, в силу этого она приобретает вероятностный характер, причем обнаружение каждо­го согласующегося с этой теорией факта увеличивает степень ее достоверности. Считается, что, чем проще теория, тем она ближе к истине.

 

АГНОСТИЦИЗМ И СКЕПТИЦИЗМ

Большинство философов утвердительно ре­шало вопрос о том, в состоянии ли наше мышление познать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о мире составить верное отражение действительности.

Существует ряд мыслителей, которые оспаривают возможность исчерпывающего познания мира.

Агностицизм (от греч. - недоступный познанию) -это учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, законо­мерностей природы и общества. Сам термин "агно­стицизм" был введен в конце 19 в. английским есте­ствоиспытателем Гексли, но агностики заявили о се­бе еще во времена античности. Разновидностями агностицизма являются: скептицизм, релятивизм, иррационализм, религиозное откровение и др. Со­фисты -учителя мудрости должны были научить ка­ждого, обратившегося к ним, убедительно доказать или опровергнуть любую точку зрения. В основе их учения присутствует убеждение в отсутствии истин­ности и закономерности.

К самым ярким представителям агностицизма от­носят Д.Юма и И.Канта. Юм был уверен в том, что наше познание имеет дело с опытом и привычкой, а не с истиной и законом, и мы не можем судить о том, как соотносится наш опыт с реальностью, потому что не в силах аыйти за его пределы. Кант называл не­доступный нашему познанию объективный мир "ве­щью в себе" и настаивал на принципиальной границе между действительностью и познанием. Мир явлений (феноменов) - "вещей для нас" ничего не говорит о мире ноуменов - "вещей в себе", которые согласно Канту, находятся вне пространства и времени,

Важно отметить, что агностические концепции по­являются не только из примитивного нигилизма в от­ношении к познанию, но и из столкновения человека с противоречивой природой материальных систем и чрезвычайно сложным характером ее отражения в сознании человека. Материальный объект и сознание человека постоянно изменяется. Поэтому абсолютно точно познать эти объекты не­возможно. Познавательные возможности человека ограничены своеобразием исторической эпохи. Так, в эпоху античности было невозможно изучение микро­мира Признанные истинными знания с течением вре­мени оказываются ошибочными. Скептицизм, первоначально возникший как направление древне­греческой философии, по своей сути был обращен к тому, чтобы все подвергать сомнению и недоверию. Скептики не допускали возможности достоверного знания отвергали причинность в мире, отвергали все нормы и законы, не верили в существование добра и зла Они сомневались в возможности или продуктив­ности каких-либо конкретных познавательных про­цессов, но не отрицали способности человека к по­знанию. Всех, кто не разделял убеждений скептиков, считали догматиками и глупцами. Возникновение скептицизма связывают с именем Пирона (4 в. до н э) Резкое противопоставление знания, основанно­го на доказательстве и субъективной чистой видимо­сти является, начиная с Пирона, самой главной чер­той скептицизма. Так как все течет и меняется, то, согласно мнению скептиков, следует воздержаться от всех суждений. Вещи неразличимы, не исследуемы и неопределимы. Ни наши ощущения, ни наше мышле­ние не являются ни истинными, ни ложными, им не следует верить. Мир настолько изменчив, что, невоз­можен сам факт передачи своих знаний другому.

Однако скептицизм, сохраняя за собой критиче­скую направленность, может выступать, поддерживая идеи свободомыслия, подвергая сомнению теологи­ческие и догматические истины. В более широком смысле скептицизм можно рассматривать как метод, предполагающий аоэражение против принятого и ус­тоявшегося.

Несмотря на однотипность, между скептицизмом и антагонизмом существует разница. Антагонизм, от­рицая познаваемость реальности, не отрицает воз­можности теоретического знания и возможности иметь суждения. Агностицизм естествоиспытателей признает наличие теоретической проблемы.

 

ОБЩЕСТВО

Общество можно характеризовать как обосо­бившуюся от природы часть материального мира, характеризующуюся целенаправленной и разумно организованной совместной деятельностью больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов. Основы общества - конвенция, договор, одинаковая направленность интересов. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством.

Сущность общества конкретизируется в его важ­нейших родовых и видовых признаках. Основной ро­довой признак общества - материальная природа, объединяющая его со всей природой. К родовым при­знакам относятся: системность, причинность, движе­ние, развитие, пространство и др. Видовыми призна­ками общества являются: люди с развитым сознани­ем, система управления и организации, нормы и принципы жизни, общественные отношения, мысли­тельная и практическая деятельность.

Выделяют объективную и субъективную сторону общественного бытия. Объективная -то, что сущест­вует независимо от воли и сознания людей: условия жизни, потребности в пище и жилье, состояние мате­риального производства и политической структуры, которые люди не могут отменить и которые застав­ляют их действовать в определенном направлении.

Субъективная сторона - сознание и воля людей, их отношение к обществу. Субъективные условия развития общества относятся к особенностям соци­альных действий индивидов, групп, классов или на­ций. Эти составляющие влияют на судьбу, состояние и развитие общества.

Основными сферами жизни общества являются: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производ­ство, распределение, обмен и потребление матери­альных благ. Это сфера функционирования произ­водства, реализации достижений научно-технического прогресса, реализации производствен­ных отношений людей, обмена деятельностью. В эконом/ческой сфере происходит хозяйственная деятельность страны, осуществляется взаимодейст­вие всех отраслей экономики и международное со­трудничество. Здесь воплощается в жизнь экономи­ческое сознание людей, их материальная заинтере­сованность в результатах своего труда, реализуются их творческие способности, осуществляется деятель­ность инстит^ов управления, в экономической сфе­ре взаимодействуют все объективные и субъектив­ные факторы развития экономики.

Социальная сфера - сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, классов, профессиональных, социально-демографических и национальных слоев населения по поводу социаль­ных условий их жизни и деятельности.

Функционирование соц. сферы связано с удовле­творением особого круга потребностей.

Возможности удовлетворения связаны с социаль­ным положением человека, а степень удовлетворе­ния потребностей определяет уровень и качество жизни человека.

Политическая сфера - совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социаль­ных групп, руководят обществом. Эту сферу пред­ставляют государство и его органы, политические партии, профсоюзы, общественные организации.

Главным элементом политической системы обще­ства является государство - система органов, осуще­ствляющих власть. Государство осуществляет пред­ставительную функцию, регулятивную, охранитель­ную, внешнеполитическую, интеграционную.

Духовная сфера - это сфера отношений людей по поводу духовных ценностей, их создания, распро­странения и усвоения всеми слоями общества. Под духовными ценностями понимаются моральные и религиозные устои, научные теории, знания людей, художественные произведения, моральные нормы поведения и т.д. Духовная сфера общественной жиз­ни складывается исторически. Она воплощает в себя географические, национальные религиозные, науч­ные, воспитательные, моральные, и другие особен­ности развития общества.

 

 

ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА

Природа в философии понимается как все сущее, весь мир, подлежащий изучению методами естествознания. Общество - особая часть природы, выделившаяся как форма и продут- деятельности человека. Взаимоотношение общества с природой понимается как отношения между системой челове­ческого общежития и средой обитания человеческой цивилизации.

В широком смысле слова под природой понимает­ся все сущее, в узком смысле она рассматривается как то, что породило и окружает человека, а также служит для него объектом познания. Природа - это объект естествознания, рамки которого определяются технологическими возможностями человечества для познания закономерностей мира и его изменения в соответствии с потребностями человека. В философ­ском плане природа прежде всего соотносится с об­ществом, поскольку она является естественным ус­ловием существования людей. Общество предстает как обособившаяся часть природы, условие и продукт человеческой деятельности.

Понятие " биосфера" для обозначения живой обо­лочки земли ввел в 1868 г. французский ученный Э.Реклю. В 20-е гг. 20-го столетия В.И.Вернадский разработал фундаментальную концепцию биосферы и ввел понятие " ноосферы", сферы разума, преобра­зующего планету.

Составными частями земли являются: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера. Общество также имеет свои составные части: антропосферу, социо-сферу, биотехносферу. Антролосфера - сфера жизни людей как биологических организмов. Социосфера -область общественных отношений между людьми. Биотехносфера - область распространения техниче­ского влияния человечества.

Взаимоотношение природы и общества - вечная и всегда актуальная проблема философии и всего гу­манитарного знания. Самой острой проблемой со­временности считается соотношение человечества и живой и неживой сферы нашей планеты. С появлением человеческого общества природа стала испытывать на себе антропологическое влия­ние (влияние деятельности человека). В 20-м столе­тии резко усилилось воздействие человека на приро­ду. Уже в конце 19 в. появились первые признаки ухудшения качества биосферы вследствие развития техногенной цивилизации. Это стало началом эры покорения природы. Природа стала рассматриваться человеком не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник в производственной деятельно­сти. В результате произошедшей в 20 в. научно-технической революции антропогенное влияние при­близилось к катастрофическому порогу.

Главная проблема антропологического влияния -несоответствие потребностей человечества и.его влияния на природу и возможности самой природы. В связи с этим возникает экологическая проблема -проблема охраны окружающей среды от разруши­тельного влияния человека. Основные проблемы экологии: истощение недр, загрязнение окружающей среды, уничтожение растительного и животного мира. Одна из составных частей экологической проблемы -проблема социальной экологии - охрана человека, его здоровья, общества в целом от влияния научно-технического професса. Особая проблема при взаи­модействии человека и природы - проблема народо­населения, которая с течением времени приобретает все более острый характер и становится главной для человечества. Основной ее аспект - рост населения -ведет к усилению эксплуатации природы; числен­ность населения приближается к количественному порогу, технический прогресс не успевает за ростом численности населения и его потребностями, не хва­тает материальных средств для обеспечения нор­мальных условий жизни членов общества, налицо отрицательная динамика роста населения.

Большинство этих проблем приняло глобальный, общепланетарный характер, выйдя за дамки государ­ственных границ, и представляет собой общечелове­ческую задачу. Их невозможно решить поодиночке и в рамках одного государства.

 

 

71ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ

Отдельные элементы социологии возникли в античной философии. Уже в IV веке до н.э. в работах Платона "Законы" и "О государстве", а также Аристо­теля "Политики" развиваются некоторые представле­ния об общественной жизни. В новое время они по­лучили развитие в работах Руссо, Гоббса, Макиавел­ли и др> Возникла социальная философия" - пред­шественница современной социологии.

Понятие «социология» представляет собой соче­тание двух слов латинского и греческого происхожде­ния и переводится как наука об обществе. Оно было введено в научный оборот французским философом Огюстом Контом (1798-1857), учеником выдающегося ученого социалиста-утописта Клода Анри Сен-Симона (1760-1825), обосновавшего тезис о за­кономерности исторического процесса.

А. Сен-Симон, наряду с Томасом Гоббсом, Джоном Локком, Жан-Жаком Руссо (XVIII в.), считается пред­шественником общей социологии. Уже в XVI! в. в тео­риях «социальной физики» впервые рассматривались идеи об обществе как системе.

Социальные философы той эпохи рассматривали общество как часть природы и исходили из естест­веннонаучных представлений своего времени о при­роде. Известные к тому времени законы естествен­ных наук, особенно в геометрии, механике и астроно­мии, наталкивались на противоречивые социальные факты. Этим была обусловлена попытка формализа­ции общественных закономерностей. В XVIII в. обще­ство сравнивали с машиной («механическая мо-цель»), а которой каждый «винтик» выполняет свою заботу. Именно таи трактовались разделение труда, межличностные связи, обмен.

Мыслители XIX в. стараются рассматривать хозяй­ственно-экономическую жизнь независимо от полити-(и. Если ранее физиократы (Ф.Кенэ (1694-1774) и цр.) исходили из автономности экономики по отноше­нию к государству и праву, то Ж.-Ж. Руссо, выявив мачение экономических отношений собственности, юдходит к решению проблемы социального неравен-;тва в развитии общества. В XIX в. настает время выхода из рамок филосо­фии социологии - науки, изучающей самую сложную форму движения материи - общественную. Это про­изошло в Западной Европе, где тогда наиболее раз­вито было теоретическое осмысление процессов ок­ружающей действительности.

Кроме этой предпосылки причинами становления социологии были переход к рынку и связанные с ним усложняющиеся социальные процессы. Прежде всего остро встал вопрос о необходимости осмыслить на качественно новом уровне диалектику прав и обязан­ностей гражданина и государства в условиях капита­листического способа производства.

Лозунги «Свобода», «Равенство», «Братство», с которыми на заре XIX в прошла Великая француз­ская революция, в той или иной степени становились политическими, правовыми и нравственными реа­лиями в наиболее развитых странах Западной Евро­пы и в Северной Америке.

Экономический у_клад капитализма требовал осво­бождения основной производительной силы - рабо­чих - от традиционных для феодального общества кастовых, сословных, религиозных и других ограни­чений. Эти изменения происходили постепенно и час­то болезненно, что определялось специфическими традициями и укладом каждой страны, порождая раз­ного рода социальные конфликты.

С середины XIX в. формируется статус науки в ее современном понимании, как производительной си­лы. Среди других наук об обществе в тот период именно социология с ее универсальным методологи­ческим и прикладным характером формировалась и развивалась наиболее ощутимо.

В XIX в. социология развивалась, переплетаясь с социальной философией Немецкие мыслители: К.Маркс (1818-1883] Фр.Энгельс (1820-1895), Макс Вебер (1864-1920), Георг Зиммель (1858-1918), анг­личанин Герберт Спенсер (1820-1903), француз Эмиль Дюркгейм (1858-1917), были и философами, и социологами, и экономистами, В их трудах заклады­вались фундаментальные основы социологии. По­этому вторую половину XIX - начало XX вв. считают классическим периодом развития социологии.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 421 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2369 - | 2119 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.