Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬озникновение и истори€ науки




 ак форма познани€, наука возникла в Ќовое врем€, в 16-17 вв., в эпоху становлени€ капиталисти≠ческого способа производства и разделени€ единого ранее знани€ на философию и науку. — этого време≠ни наука начинает развиватьс€ относительно само≠сто€тельно. Ќаука посто€нно св€зана с практикой, получает от нее импульсы дл€ своего развити€, и сама воздействует на ход практической де€тельно≠сти опредмечиваетс€ и материализуетс€ в ней.

¬ античности и в средние века в основном проис≠ходило философское познание мира. ¬ рамках этой фил. объедин€лись знани€ и сведени€ о " первых причинах и всеобщих началах", формировалась оп≠ределенна€ совокупность логических и математиче≠ских знаний. Ќо зачатки этих знаний не сформирова-пись как автономное, самосто€тельное целое. ѕер-эые ростки науки создавались в древневосточных цивилизаци€х- ≈гипте, »ндии, ¬авилоне,  итае. Ёто эыли лишь отдельные ветви науки, но не наука в це≠пом. ѕричина такого положени€ кроетс€ в общест≠венно-исторических и социально-культурных факто≠рах, - они не создавали объективных условии дл€ формировани€ науки как особого целостного духов≠ного феномена и социального института.

¬ античный и средневековый периоды существо≠вали лишь элементы, предпосылки науки, но не сама наука как целостна€ система знаний, котора€ возник≠ла только в Ќовое врем€, в процессе отделени€ науки эт традиционной философии.

буржуазные революции в јнглии и Ќидерландах цали мощный толчок дл€ развити€ новых производ≠ственных и социальных отношений. ¬ажным факто≠ром дл€ этих изменений оказываетс€ наука, прежде всего экспериментально-математическое естество≠знание, астрономи€, механика, физика, хими€ и дру≠гие частные науки. ѕон€ти€ наука и естествознание в те времена практически отождествл€лись, так как формирование гуманитарных наук имело некоторое отставание.

Ќо различные отрасли наук были еще слаборазви≠ты. ѕоэтому о многих сторонах природы и общества приходилось рассуждать без достаточной.базы зна- ний, и, следовательно, строить чисто умозрительные предположени€. ƒостижение истины было невозмож≠но без философии.

Ќаука - €вление конкретно-историческое. ѕро≠шедшее в своем развитии р€д этапоа, которые можно разделить по разным категори€м.  атегорией (обос≠нованием) данной периодизации €вл€етс€ соотноше≠ние (противоречие) объекта и субъекта познани€. Ќа каждом из этих этапов разрабатываютс€ соответст≠вующие идеалы, нормы л методы научного исследо≠вани€, формируетс€ стиль мышлени€, специфиче≠ский пон€тийный аппарат и т.д.

 лассическа€ наука (17-19 вв.), исследу€ свои объекты, стремилась при их описании устранить все, что относитс€ к субъекту познани€, средствам, прие≠мам и операци€м его де€тельности. “акое устране≠ние рассматривалось как необходимое условие полу≠чение объективного знани€ о мире.

√осподствовал объективный способ мышлени€, стремление познать предмет сам по себе, безотноси≠тельно к услови€м его изучени€.

Ќеклассическа€ наука (перва€ половина 20 в.) -учитывает св€зи между знани€ми об объекте и харак≠тером средств и операций де€тельности субъекта. ќбъ€снение этих св€зей рассматриваетс€ в качестве необходимого услови€ объективно:истинного описа≠ни€ и объ€снени€ мира

ѕост классическа€ наука (втора€ половина 20 в.) осмысливает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций де€тельности субъекта, но и с ее ценно≠сти о- целе в ы м и структур а м и.

 ажда€ стадий имеет свою совокупность теорети≠ко-методологических и иных установок, свои фунда≠ментальные идеи и свою картину мира.

 лассическа€ - механику, построение мира стро≠итс€ на принципе жесткого детерминизма.

Ќеклассическа€ - строитс€ на иде€х относитель≠ности, дискретности, квантовани€, веро€тности, до≠полнительности.

ѕостклассическа€ - стади€ становлени€ и органи≠зации, ориентирование на "синергетическое движе≠ние" и глобальный эволюционизм.

 

64 ѕ–ќЅЋ≈ћј »—“»Ќџ ¬ »—“ќ–»»

¬ ходе исторического процесса существовали различные интерпретации проблемы истины.

¬ античности философы изобрели концепцию со≠ответстви€. »стину усматривали в том, что сущест≠вующие вещи интерпретировались как про€вление идеи или формы { ѕлатон, јристотель).

¬ средневековой христианской ф/лософии истину видели в Ѕоге и в его откровени€х.

¬ новое врем€ в качестве истинного знани€ рас≠сматривали сведени€, содержащиес€ в чувствах и иде€х (Ѕекон, Ћокк, ƒекарт, Ћейбниц.)

¬ 20 веке аналитики вначале придерживались кон≠цепции соответстви€. ќни вы€сн€ли соответствие суждений и умозаключений действительному поло≠жению дел, фактам. «атем стали развивать теорию взаимосогласовани€ суждений ( арнап).

 онцепци€ соответстеи€ была дополнена коге≠рентной концепцией истины. «атем часть аналитиков, сторонников определени€ значени€ слова как его употреблени€ развивают прагматическую концепцию истины. »з современных философов именно анали≠тики наиболее обсто€тельно занимаютс€ проблемой истины.

‘еменологи на основе исходных чувственных впе≠чатлений приход€т к эйдосам и пон€ти€м и оценива≠ют внешний мир на их основе. ќни не используют прагматическую концепцию истины.

√ерменевтики принимают за истину контакт чел. и вещи, они считают, что возможно сли€ние горизонтов вещи и человека. јналитики приписывают признак истинности суждени€м, герменевтики вещам.

ѕостмодернисты считают, что любой текст имеет глубокий смысл, сам же смысл понимаетс€ как чувст≠ва. «начение внешнего мира в качестве критери€ ис≠тины постмодернисты отвергают.

»стина развиваетс€ и измен€етс€ а соответствии с изменени€ми наших знаний. ѕо мере развити€ про≠цесса познани€ открываютс€ ранее неведомые фак≠ты. „еловечество в познании идет от абсолютного заблуждени€ к абсолютной истине. Ќо абсолютна€ истина недостижима, т. к. предыдущее знание всегда усовершенствуетс€ последующим. »стина - центральна€ проблема в философии. Ќесложно выделить три ее основные концепции: со≠ответстви€, когерентности и прагматичности.

—огласно концепции соответстви€, истинными €в≠л€ютс€ высказывани€, мысли и интерпретации, кото≠рые соответствуют действительности. ”становление истины и заблуждени€ требует интерпретации. ќт≠дельные суждени€ приобретают смысл лишь в сис≠теме суждений,-

“ам, где существует многозвенные логические конструкции, приходитс€ учитывать последователь≠ность, системность суждений. Ёто говорит о коге≠рентной концепции истины. ѕод когерентностью по≠нимают сцепление и непротиворечивость высказыва≠ний.  онцепци€ когерентности истины не отмен€ет, а обогащает концепцию соответстви€.

 онцепци€, в которой критерием истинности вы≠ступает практика, называетс€ прагматической кон≠цепцией истины (прагматика - означает дело или действие). —мысл концепции истины - на'деле прове≠р€ть суждени€ на истинность и ложность, не ограни≠чива€сь теоретическими рассуждени€ми.

—огласно утверждению американского философа –ешера, три концепции истины не отмен€ют, а до≠полн€ют друг друга, поэтому надо учитывать все. Ќо это не означает их равнозначность во всех случа€х жизни. ƒл€ математиков основной считаетс€ коге≠рентна€ концепци€ истины, т. к. им важна гармони€ в суждени€х. ƒл€ физиков необходимо чтобы их суж≠дени€ вместе с математической формулировкой-со-ответствовали миру физических €влений. «начит дл€ них наиболее приемлема концепци€ соответстви€. ƒл€ техника большое значение имеет практика, в центре его внимани€ будет посто€нно прагматиче≠ска€ концепци€ истины.

¬ истории философии наиболее адекватно и со≠держательно вопрос о критерии истины разработан в диалектико-материалистической философии. ¬ каче≠стве решающего критери€ истины здесь считаетс€ общественна€ практика. ƒополнительным, вспомога≠тельным, производным от практики €вл€етс€ логиче≠ский, теоретический критерий истины.

 

‘»Ћќ—ќ‘»я Ќј” »

Ќаука - это де€тельность человека по выра≠ботке, систематизации и проверке знаний. Ќаучным может считатьс€ только хорошо проверенное и обос≠нованное знание. «нание отановитс€ научным, когда оно достигает некоторого, достаточно высокого уров≠н€ развити€, порога научности.

¬ науке имеетс€ два уровн€ исследований. Ёмпи≠рическое исследование направлено на изучаемый объект и реализуетс€ посредством наблюдений и эксперимента. “еоретическое исследование концен≠трируетс€ вокруг универсальных законов и гипотез.

Ќаука начинаетс€ с наблюдени€ событий, фактов и их фиксировани€ высказывани€ми, которые возможно проверить экспериментально.

ƒл€ науки важным фактом €вл€етс€ обнаружение регул€рности, т.к. она позвол€ет объ€сн€ть и пред≠сказывать €влени€. ѕри анализе эмпирических фак≠тов надо учитывать все обсто€тельства. «нани€ об €влени€х уточн€ютс€ благодар€ измерени€м и под≠счетам. »меть количественные сведени€ о предмете предпочтительно, чем знать его качественные харак≠теристики. Ѕез количественных данных невозможен ни один инженерный проект.

ќсновой любого эмпирического исследовани€ €в≠л€етс€ эксперимент. ќн €вл€етс€ испытанием изу≠чаемых €влений в контролируемых и управл€емых услови€х. ¬ этих услови€х огромное значение имеют приборы и использование их возможностей.

ќдним из методов эмпирического познани€ счита≠етс€ наблюдение. »меетс€ а виду не как этап экспе≠римента, а как самосто€тельный вид изучени€ €вле≠ни€. Ќаблюдение широко распространено в медици≠не, астрономии, биологических и социальных науках. Ќаблюдение можно квалифицировать как своеобраз≠ный эксперимент.

Ёксперимент не с оригиналом, а с моделью, назы≠ваетс€ модельным экспериментированием. ћодель может иметь любую физическую природу. ¬ажней≠шим условием эксперимента с моделью €вл€етс€ возможность переносить получаемые сведени€ с мо≠дели на оригинал. ќгромными возможност€ми обла≠чает компьютерное моделирование. ћодельное экспериментирование наиболее ре≠зультативно в услови€х недоступности пр€мого экс≠перимента.

¬ажнейшим экспериментальным методом €вл€ет≠с€ измерение, позвол€ющее получить количествен≠ные данные об изучаемом объекте. ѕриборы приме≠нимы лишь в случае измерени€ физических или хи≠мических параметров объекта.

¬ случае оценки социальных процессов или опре≠делени€ товарной стоимости вступает в силу эконо≠мическа€ интерпретаци€.

Ќаучное знание немыслимо без теории. “еори€ -это совокупность обобщенных положений, зафикси≠рованных в суждени€х, умозаключени€х и терминах.

ќбобщени€ производ€тс€ по законам, и главные законы называютс€ принципами. «акон - это св€зь между фактами и их обобщени€ми. ¬ эмпирическом законе привод€тс€ только факты. “еоретический за≠кон имеет дело только с обобщени€ми и пон€ти€ми.

Ёмпирические и теоретические законы взаимосв€≠заны и не могут существовать отдельно. ¬с€кое рас≠смотрение фактов имеет научный смысл, т. к. оно подвергаетс€ интерпретации, они подвод€тс€ под пон€ти€ и теоретические законы.

¬ любой теории прежде всего подмечаетс€ общее. ѕосле проведени€ эксперимента нельз€ сразу полу≠чить конкретный результат, его можно вы€вить только после обобщении.

ќдной из форм выделени€ общего €вл€етс€ идеа≠лизаци€. “ак, пон€тие идеального газа фиксирует одинаковость газов. “ак как тела можно считать ма≠териальными точками, все газы состо€т из этих точек, значит все они одинаковы, поэтому используетс€ идеализаци€ материальной точки.

¬есь ход научного исследовани€ проходит сле≠дующим образом: 1) фиксируютс€ факты; 2) факты интерпретируютс€; 3) интерпретаци€ €вл€етс€ причи≠ной рождени€ пон€тий и законов; 4) законы предпола≠гаютс€ гипотезами; 5) из законов выход€т следстви€; 6) следстви€ сопоставл€ютс€ с фактами; 7) если следстви€ теории согласуютс€ с фактами, то призна≠етс€ правота теории.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 426 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент может не знать в двух случа€х: не знал, или забыл. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1746 - | 1347 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.019 с.