Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социокультурные модусы человеческого бытия (деятельность, практика, социализация и др.)




Помимо экзистенциальных модусов (игра, свобода, творчество и т. п.), человеческое бытие включает социокультурные характеристики (деятельность, коммуникация и др.). Подлинная реализация «Я» осуществляется лишь в обществе: чем больше социальных связей и характеристик аккумулирует в своем опыте личность, тем она богаче и уникальнее. Механизмы социокультурной обусловленности личности могут быть рассмотрены в трех основных аспектах: генетическом, функциональном и телеологическом.

Генетические факторы связаны преимущественно с процессами социализации личности. Социализация – это процесс включения человека в определенную социальную среду, овладение им необходимыми навыками и знаниями. Особую роль при этом играет Семья как первичная социализирующая ячейка, в миниатюре воспроизводящая все общественные связи и отношения. В семье процесс социализации характеризуется ситуативностью и стихийностью.

Образование – это социально-исторический механизм целенаправленной, системной трансляции знаний от поколения к поколению. С помощью этого института формируется тот «образ» человека, который востребован социумом и культурой.

Наиболее значимые функциональные модусы человеческого бытия в обществе и культуре, описывающие основные формы жизнедеятельности человека – это деятельность и коммуникация.

Коммуникация – это процесс обмена информацией, предполагающий активную взаимосвязь двух или более субъектов взаимодействия. Данное взаимодействие опосредовано целями коммуникации, материальными средствами передачи информации и другими факторами.

Например, аудиокоммуникация лежала в основе общинного, основанного на личных связях типа социальности и имела доминирующее значение в доиндустриальных обществах. Переход к видеокоммуникации был связан с изобретением печатного станка. Это обеспечило возможности одновременно как автономизации личности, так и ее омассовления. Наиболее ярко эти тенденции просматриваются в рамках современной культуры с ее разветвленной системой массовых коммуникаций. Новый характер коммуникативные связи получили благодаря созданию в 80-х гг. XX в. сети Интернет. Интернет позволяет активно участвовать в процессах создания и функционирования информационных потоков, однако способствует возникновению проблемы дефицита реального, а не виртуального общения.

Деятельность представляет собой способность человека к активному, целенаправленному преобразованию объектов действительности и самого себя. Выделяют два основных вида деятельности – труд и творчество. Труд составляет ядро деятельностного отношения к действительности и определяет структуры повседневного опыта. Структура трудовой деятельности, по Марксу, включает субъект и объект деятельности, ее цель, средства, предмет и продукт. Реальные цели деятельности определяются необходимостью удовлетворения потребностей, соотнесенных с имеющимися социокультурными возможностями. Постановка целей предполагает определение соответствующих путей их достижения с помощью средств деятельности. Продукт деятельности выступает как ее «опредмеченная» цель.

Творчество – это вид деятельности, связанный с созданием принципиально новых культурных феноменов и ценностей. В отличие от стандартизированных механизмов трудовой деятельности, творческий акт всегда индивидуализирован и конкретен, поскольку в шедеврах творчества воплощается уникальный авторский опыт и мастерство.

Коммуникация может быть рассмотрена как особый вид деятельности, а деятельность невозможна без соответствующих коммуникативных актов.

Телеологические модусы определяют исходные ценностные ориентации личности. К их числу, в первую очередь, относят общение, характеризующее сферу межличностных, субъект-субъектных отношений.

Общение – это процесс непосредственной межличностной коммуникации, ориентированный на понимание. Другой выступает здесь не в качестве «средства» получения полезной информации, а как личность, способная понять и оценить жизненную позицию собеседника. Если большинство коммуникативных процессов выстраивается по принципу монолога, то общение – это всегда диалог. Диалог организует наиболее органичную ситуацию для социальной адаптации и саморазвития личности, где посредством Другого мы конкретизируем свои собственные жизненные установки и ценности.

Диалогизм как мировоззренческий и методологический принцип позволяет преодолеть крайности индивидуализма и коллективизма (солидаризма). Крайностью солидаризма, основанного на идее сущностного единообразия человеческой природы, является тоталитаризм. Индивидуализм в своем предельном выражении делает уникальность личности непреодолимым препятствием для ее социальной идентификации и адаптации. Сопряжение этих двух тенденций в современной культуре привело к возникновению парадоксального феномена «массового человека». Его исходными характеристиками являются двуединство унифицированности (стандартизированности мышления) и принципиальной автономности (экзистенциальной изолированности от Другого).

Необходимое условие диалога – отказ от чисто технической установки отношения к Другому как средству для достижения какой-либо цели. Реальной целью человеческой деятельности, коммуникации, культуры может и должен выступать только сам человек.

[Подробнее почерпнуть информацию по ряду важнейших вопросов данной темы можно, используя следующие источники: Философия: учеб. пособие / под общ. ред. Я. С. Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. – 624 с.; Введение в философию / под. ред. И. Т. Фролова. – М.: Политиздат, 2003. – 500 с.].

 

Темы рефератов

1. Образ человека в философской антропологии (Гелен, Шелер и Плеснер).

2. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества: традиции и современность.

3. Человек в философских и культурных традициях Запада и Востока: сравнительный анализ.

4. Феномен «массового человека» в современной философии и культуре.

6. Экзистенциальные вопросы личности. Социальное и экзистенциальное одиночество.

7. Психоанализ о происхождении человека.

8. Образ «сверхчеловека» в философии XIX–XX в. (Ф. Ницше, В. Соловьев, Ф. Гальтон и др.).

Основная литература

1. Философия: учеб. пособие для вузов / под ред. В. П. Кохановского. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2001. – 576 с.

2. Философия: учеб пособие для вузов / под ред. Я. С. Яскевич,– Минск: «РИВШ», 2006. – 624 с.

3. Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. – Ростов-н/Д.: «Феникс», 2001. – 512 с.

4. Философия: Учебник / под. ред. В. Н. Лавриненко, 2-е изд., испр. и доп. – М., 2002. С. 448–500.

5. Философия / под. ред. О. А. Митрошенкова, М., 2002. С. 522–603.

Дополнительная литература

1. Проблема человека в западной философии / под. ред. П. С. Гуревича. – М., 1988.

2. Губин, В. Д. Проблема человека в современной философии / В. Д. Губин. – М., 1990.

3. Человек как объект философского исследования: хрестоматия. – М., 1993.

4. Гуревич, П. С. Философская антропология / П. С. Гуревич. – М. 1997.

5. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти, бессмертии. XIX в. – М., 1995.

6. Подорога, В. Феноменология тела: введение в философскую антропологию / В. Подорога. – М., 1995.

7. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – Минск, 1999.

8. Лоренц, К. Агрессия, так называемое «зло» / К. Лоренц. – СПб., 2001.

Словарь основных терминов

Антропогенез (от греч. аnthropos – человек и греч. genesis – происхождение) – учение о происхождении человека.

Биологизаторство – совокупность концепций, абсолютизирующих роль естественного, биологического, начала в человеке.

Гедонизм – этический и нравственный принцип, связывающий высшее благо и смысл жизни со стремлением к удовольствию.

Деятельность – способность человека к активному, целенаправленному преобразованию взаимосвязь объектов действительности и самого себя.

Индивид – биологическая единица. Здесь: биологическое существо, представитель вида Homo sapiens, специфика которого определяется набором генов, обусловливающим анатомо-физиологические данные человека (группа и резус крови, цвет глаз и т. п.), а также психологические индивидуальные задатки в виде памяти, воли, темперамента.

Индивидуализм – принцип поведения, основанный на приоритете интересов индивида над какими-либо коллективными интересами, акцентирующий уникальность личности.

Индивидуальность – совокупностьуникальных характеристик личности, неповторимость конкретного человека, обусловленная своеобразным сочетанием в нем биологического и социального начал.

Коммуникация – это процесс обмена информацией, предполагающий активную двух или более субъектов взаимодействия.

Личность – этоиндивид, наделенный системой социально значимых качеств, которые позволяют ему включаться в общественную жизнь.

Модус – свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях.

Образование – это социально-исторический механизм целенаправленной, системной трансляции знаний от поколения к поколению.

Ригоризм – нравственная ориентация на жесткое подчинение воли человека какому-либо закону или принципу.

Солидаризм (коллективизм) – принцип поведения, основанный на приоритете коллективного интереса над потребностями личности, восходящий к идее сущностного единообразия человеческой природы.

Социализация – это процесс включения человека в определенную социальную среду, сопряженный с овладением необходимыми для этого навыками и знаниями.

Социологизаторство – концепции, согласно которым ведущая роль в формировании человека отводится социокультурным факторам.

Творчество – это вид деятельности, связанный с созданием принципиально новых культурных феноменов и ценностей.

Философская антропология – 1) философское учение о человеке, синтезирующее представления о его сущности и происхождении, его отношении к природе, обществу, другим людям и самому себе; 2) течение в современной западной философии первой половины XX в., основные идеи и методологические установки которого восходят к концепциям М. Шелера, А. Гелена, Г. Плеснера, П. Ландсберга.

Эвдемонизм – нравственный принцип, связывающий смысл жизни с достижением счастья.

Экзистенция – философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия, фиксирующая специфичность человеческой реальности и специфически человеческих феноменов (страха, вины, свободы и др.) по отношению к бытию вещи.

ТЕМА 7. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1868 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2419 - | 2132 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.