Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Творческая природа и социокультурная обусловленность феномена сознания. Взаимосвязь сознания, мышления и языка




Естественно-физиологические основы сознания становятся понятными только при учете социальной среды, в которой протекает жизнь и деятельность человека. Идея социокультурной размерности сознания разделяет классические и неклассические версии философии сознания.

Классическая философия исходила из идеи своеобразной «гносеологической робинзонады» (возможности индивидуального сознания даже в ситуации изоляции от общества): индивидуальное сознание имеет пассивно-созерцательный характер и не нуждается в дополнительных социальных предпосылках для своего оформления.

Неклассическая философия постулирует творческую природу сознания и преодолевает классический принцип «созерцательности мышления». Сущность подобной установки наиболее наглядно раскрывается через следующие концепты:

· Идея идеологической обусловленности индивидуального сознания Маркса: «зеркало» сознания всякий раз искажается в соответствии с устойчивыми идеологемами своего времени.

· Идея реабилитации «культурных предрассудков» (социальных стереотипов) Гадамера: социальные стереотипы составляют ту необходимую структуру сознания, которая обеспечивает целостность всякого психического опыта и определяет возможности и границы человеческого понимания.

Творческая природа сознания состоит в его способности к опережающему отражению действительности, то есть в возможности предвосхищения ситуации на основании имеющегося опыта, в возможности расширения сферы социокультурной реальности, создания новых ценностей.

Основные культурные механизмы, обеспечивающие развитие сознания, – это традиция и образование. Именно они определяют систему культурных и социальных стереотипов, которые гарантируют устойчивость и целостность мировоззрения личности, творческий потенциал которой зачастую напрямую зависит от общекультурного и образовательного уровня.

Основные факторы, определяющие динамику сознания – деятельность и коммуникация.

Деятельность и практика фактически обусловили возникновение сознания, где всякий мыслительный акт – это «внутреннее действие». Будучи связано с деятельностью, сознание зависит от наличного уровня социальной практики, отражая и опережая ее развитие.

Реальный опыт сознания всегда задан как коммуникативный процесс в многообразии его форм: автокоммуникации, диалога, полилога. Культурными механизмами, обеспечивающими коммуникацию, являются язык и речь.

Язык – это система знаков, обладающих значением и смыслом, то есть несущих в себе мысль и способствующих ее формированию. Ни один объект не может быть понят, осознан, не будучи выражен в слове. Сознание, таким образом, существует в материальной оболочке языка.

Речь – это сам процесс использования языка с целью усвоения и передачи социально значимой информации, обмена мыслями. Если язык – общественное явление, то речь индивидуальна. Специфические особенности речи отдельных людей не затрагивают общей основы языка. При этом социальная среда, в которой воспитывается человек, существенно влияет на развитие его речи.

Язык и вербальная речь оформились на основе невербальной речи (без слов), но не отменили ее. Невербальная речь продолжает существовать как бы параллельно, способствуя в ряде случаев расширению коммуникативных возможностей человека. Примеры невербальных знаков: уличный светофор, дорожные знаки, дверные или телефонные звонки, жесты, мимика.

Научно-технический прогресс породил множество искусственных языков (язык химии, математики и др.), широко используемых в научном познании и технической практике.

Значение языка для понимания опыта сознания и его творческих возможностей определяется следующими аспектами:

1. Язык является не столько транслятором актов сознания, сколько «соавтором» их рождения в процессе речевых практик.

2. Язык выступает как универсальная социокультурная среда, обеспечивающая многообразные языковые игры и ситуации.

3. Всякий язык содержит определенную концептуальную схему, которая посредством конкретных грамматических форм задает категориально-логическую структуру восприятия пространства, времени, количества, качества и т.п. Восприятие и познание мира, таким образом, возможно только через призму языка. Он выступает как посредник между миром и человеком.

В философии XX в. возникает идея «сознания как текста». Эта идея – попытка адекватной реконструкции опыта сознания, которая невозможна только средствами языка, поскольку помимо вербализованных (оформленных в слове), рационально-логических элементов, в сознании действуют механизмы интуиции. В отличие от языка, текст не связан единой структурой, он существует как пересечение различных контекстов и фрагментов опыта. «Сознание как текст» – это одновременно «сознание как след». Этот след в опыте сознания оставляют многообразные культурные практики и тексты, в пространстве которых формируется и реализуется личность. «Текст» сознания – это творческая переинтерпретация общекультурных смыслов.

Иметь сознание о чем-либо еще не тождественно мыслить о чем-либо в строгом смысле слова. Различия между понятиями «сознание» и «мышление» можно выявить на основе различения разных режимов работы сознания: стихийного и автономного.

Стихийное сознание – это сознание, складывающееся в процессе непосредственной человеческой жизнедеятельности естественным образом. Его содержание – это пестрый сплав необходимого и случайного, разумного и бессмысленного, рационального и нерационального. Стихийное сознание действует не на основании собственных принципов, но исходя из мнений, предрассудков, привычек, традиций.

Автономное сознание – это сознание, «научившееся» мыслить, то есть понимать мир и себя самого объективно, действовать автономно и разумно, работая по особым правилам и регулируя свои операции. Задача автономного сознания – отыскать некие не подлежащие сомнению, исходные истины, на которые оно могло бы опереться и сделать их фундаментом достоверного знания.

Итак, сознание есть самоорганизующаяся и самоинтерпретирующаяся совокупность психических процессов, интеллектуальных и духовных способностей, посредством которых человек воспринимает, переживает, осмысливает мир и самого себя. Речь идет о возможностях человека получать, интерпретировать и накапливать впечатления, извлекать их них опыт, перерабатывать их содержание в субъективно и объективно значимую информацию (знание) и на этой основе самостоятельно определять свое место в бытии, проектировать свою деятельность.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1267 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2348 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.