Двуединство человеческой природы (включенность человека в мир общества и в мир органической природы) порождает следующие вопросы: а) какое из начал в человеке является определяющим в формировании его способностей, чувств, поведения; б) какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей.
В ходе дискуссий о соотношении биологического и социального в человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенных между двумя полюсами – социологизаторством (рассматривающим человека как пассивное порождение социальных отношений, в которые он включен) и биологизаторством (абсолютизирующим роль естественного, биологического, начала в человеке).
К наиболее влиятельным биологизаторским концепциям относятся следующие:
1) расизм, исходящий из тезиса о том, что сущностные особенности человека (физические и духовные задатки) определяются его расовой принадлежностью;
2) социал-дарвинизм, рассматривающий общественную жизнь в качестве арены борьбы за существование между отдельными индивидами, в которой успеха добиваются наиболее приспособленные;
3) социобиология (создатель – Э.О. Уилсон), ориентированная на изучение биологических основ социальности человека; создание нового подхода к проблемам морали, свободы, агрессии, альтруизма; анализ возможностей и границ применения аналогий между поведением человека и животных. Оказалось, что большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственно млекопитающим, а более специфических – поведению приматов: альтруизм, защита местообитания, следование появившимся эволюционно формам сексуального поведения, непотизм (семейственность), означающий приверженность не только родовым, но и внутрипопуляционным образованиям, и, наконец, социализация с помощью отработанных эволюцией способов и механизмов.
В контексте биологизаторских концепций возникают попытки не только описания сущности человека, но и обоснования определенной программы социальных действий, предполагающих, например, подчинение и даже истребление «менее приспособленных» представителей человечества. Таким образом, биологические различия между людьми могут служить основой для возникновения различных форм и видов дискриминации (расовой, национальной, половой и т. п.).
Сторонники социологизаторского похода (Вольтер, Дидро, Маркс и др.) убеждены в возможности радикального изменения человеческой природы в сторону, определяемую каким-либо социальным идеалом за счет внешних воспитательных воздействий. Радикальные варианты социологизаторства – утопические проекты эпохи Возрождения (Кампанелла Т., Мор Т.), Нового времени (Оуэн, Сен-Симон, Фурье) и даже современности, если принимать во внимание социальные идеалы времен СССР.
В социологизаторских моделях человека социальное оценивается как нечто более высокое и благородное, по сравнению с биологическим. Идеологическая основа подобной установки в отношении к природным основам человеческого бытия отчасти была заложена в христианской традиции.
Мировоззренческая важность дискуссий вокруг второй проблемы (о значении в жизни общества биологических или социально обусловленных различий между людьми) определяется тем, что в ходе их не только выдвигаются и подвергаются критике какие-то идеи, но и вырабатываются новые линии практического действия, способствующие гуманизации взаимоотношений между людьми. Например, сегодня для большинства людей оказывается неприемлемой идея о биологическом превосходстве одной расы над другой, мужского пола над женским. В общественном сознании утвердилось понимание того, что расовые и половые различия – это один из важнейших источников разнообразия и устойчивости человеческой природы.
В настоящее время выделение в человеке биологического и социального начал рассматривается и используется в качестве методологического и познавательного приема, позволяющего исследовать человека как единую сложную систему, включенную как в природный, так и в социальный мир. Развитие и существование человека в равной мере определены двумя «программами»: биологической, инстинктивной, и социально-культурной. Их взаимодействие разворачивается как в диахронном (антропосоциогенез), так и в синхронном (современный, «ставший» человек) аспектах.
Оказывается, что биологическое в человеке не может быть вытеснено социальным, и наоборот. Биологическая сторона проявляет себя на всех этапах социализации человека, влияет на конкретные формы его социального поведения. Так, биологически обусловлена продолжительность детства, зрелого возраста и старости человека; задан возраст, в котором женщины способны рожать детей (в среднем, 15–49 лет); запрограммирована последовательность таких процессов в развитии человеческого организма, как способности усваивать различные виды пищи, осваивать языки в раннем возрасте. С другой стороны, некоторые биологические функции у человека имеют специфику, возникшую вследствие перехода к прямохождению наших далеких предков и изменения их образа жизни, то есть обусловлены социально.
Двуединство конкретного человеческого бытия отражается в зеркале таких понятий, как «индивид» и «личность».
Человек как Индивид есть биологическое существо, представитель вида Homo sapiens. Его специфика определяется, в первую очередь, набором генов, полученным от родителей: последним обусловливаются анатомо-физиологические данные человека (индивидуальные особенности его телесности – группа и резус крови, цвет глаз, кожный узор на пальцах рук и т.п.), а также психологические индивидуальные задатки в виде памяти, воли, темперамента. Однако многие из генетически детерминированных особенностей, свойств и характеристик человека формируются в онтогенезе, то есть процессе индивидуального развития, которое осуществляется в социальной среде. Социальная сущность человека выражается понятием личности.
Личность – это индивид, наделенный системой социально значимых качеств, которые позволяют ему включаться в общественную жизнь. Основные социально значимые качества человека, к которым редуцируются другие его личностные особенности – это автономность и самозаконность человеческой воли (способность к формированию нравственных принципов, регламентирующих поведение, свобода, ответственность), креативность (если понимать ее как способность к творчеству и саморазвитию) и волевые характеристики (самодисциплина, целеустремленность и др.).
Уникальность и специфическое своеобразие каждой личности, неповторимость конкретного человека, обусловленную своеобразным сочетанием в нем биологического и социального начал, фиксирует понятие «индивидуальность».
Личностные качества во многом зависят от функционирования сознания человека: нарушения в нормальной деятельности сознания приводят к полной или частичной утрате личностных черт (что наблюдается у хронических алкоголиков, наркоманов и некоторых других категорий лиц). Биологические качества индивида – это наиболее устойчивая основа человеческого бытия, которая остается неизменной в норме и патологии, в условиях психического здоровья и в состоянии душевной болезни.
Биологическая организация человека позволяет ему адаптироваться к весьма широкому диапазону внешних условий. Однако существуют такие их пороговые значения, за пределами которых биологическая природа человека претерпевает необратимые, деструктивные изменения. В условиях высокоразвитой технологической цивилизации по целому ряду параметров возможности адаптации человеческого организма близки к исчерпанию. Существует, например, реальная опасность генетических деформаций человеческого организма, обусловленная мощным радиационным и химическим загрязнением окружающей среды. Немало важных вопросов, на которые пока нет однозначных ответов, ставят и успехи генной инженерии, проблемы клонирования, употребление в пищу трансгенных продуктов. Таким образом, именно проблема выживания человека как биологического вида сегодня является одной из наиболее актуальных. Перечисленные факторы обусловливают значимость проблем экологии человека. Экология человека является составной частью общей экологии, спектр задач которой определяется, прежде всего, негативным воздействием на людей ими же изменяемой среды обитания.