Иначе, нежели у Канта, события Великой Французской революции были осмыслены в учении Гегеля. Гегель осуществляет реабилитацию разума и его полномочий. Он пытается представить человеческую историю, ее видимый хаотический поток в качестве строго упорядоченной последовательности явлений, подчиненных единой логике развития независимо от того, относятся они к сфере бытия или мышления.
Исходное положение в учении Гегеля – принцип тождества бытия и мышления, согласно которому традиционное противопоставление вещи и мысли ошибочно. В действительности, это две различные формы проявления Мирового Духа (или Абсолютной идеи), подобно тому, как мужчина и женщина – это не разные существа, а лишь две различные формы бытия единого – человека. При этом отношения между мыслью и вещью несимметричны, поскольку мысль составляет основу и причину бытия вещи, которая есть «инобытие идеи».
С этих позиций мировое развитие в целом философ представил как процесс саморазвития и самопознания Абсолютной идеи, который подчинен законам логики и включает в себя три этапа:
1) логический, связанный с пребыванием идеи в стихии чистого мышления, где она раскрывает свое содержание в системе категорий и понятий;
2) природный, связанный с овеществлением идеи, то есть ее развитием в форме «инобытия»;
3) Человеческий Дух, где идея реализуется в человеческом мышлении и истории, приходя к завершению своего саморазвития в форме религии, искусства и философии.
Отождествление мышления с бытием приводит к отождествлению логики (как науки об организационных принципах мышления) с онтологией (как учением о бытии и принципах его организации): бытие оказывается явленным так, как оно было замыслено, то есть в соответствии с Абсолютной идеей. Логика развития Абсолютной идеи – это диалектическая логика.
Диалектика выступает у Гегеля уже не в качестве искусства вести философскую дискуссию (трактовка Сократа и Платона), а в качестве теории развития. В этой теории сформулированы основные категории и понятия, выражающие различные аспекты, формы и стадии многоступенчатого процесса развития. Гегель сумел выявить источники, механизм и схему этого процесса, проявляющиеся в действии таких всеобщих законов диалектики, как борьба и единство противоположностей, переход количественных изменений в качественные, и наоборот, а также двойное отрицание.
По Гегелю, любое понятие, а, следовательно, и любое явление природы, общества и духовной жизни проходит трехстадийный цикл развития: тезис (утверждение, или исходное состояние объекта); антитезис (отрицание этого утверждения, или качественно иное состояние объекта по отношению к исходному); синтез (снятие противоположностей). Стадия синтеза не только примиряет тезис и антитезис, преодолевая их противоположность, но и сохраняет в себе положительное содержание обеих стадий в высшем гармоническом единстве.
Итак, идеалистический принцип тождества бытия и мышления у Гегеля служит обоснованием единства законов внешнего мира и мышления. Подобная позиция в философии, называемая панлогизмом, представлена мыслителем в формулировке «все действительное разумно, все разумное действительно». Тем самым мир отождествляется с разумностью как таковой, а иррациональное отдвигается в сферу недействительного.
Человеческая история, с этих позиций, определяется логикой развертывания Абсолютной идеи, где каждая конкретно-историческая эпоха рассматривается как часть глобальной программы ее саморазвития. Поэтому в исторической практике человек преследует не собственные, а чужие цели, выступая как средство, которое Мировой разум использует для прояснения собственного содержания. В целом, таким образом, прогресс истолковывался Гегелем как восходящее движение истории к некоей разумной цели. Такому чистому разуму противопоставлялась неразумность, хаотичность конкретной истории, реального человеческого действия, при этом предполагалось, что разум проложит дорогу через все неразумное.