Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Диалектическая философия Гегеля




Иначе, нежели у Канта, события Великой Французской революции были осмыслены в учении Гегеля. Гегель осуществляет реабилитацию разума и его полномочий. Он пытается представить человеческую историю, ее видимый хаотический поток в качестве строго упорядоченной последовательности явлений, подчиненных единой логике развития независимо от того, относятся они к сфере бытия или мышления.

Исходное положение в учении Гегеля – принцип тождества бытия и мышления, согласно которому традиционное противопоставление вещи и мысли ошибочно. В действительности, это две различные формы проявления Мирового Духа (или Абсолютной идеи), подобно тому, как мужчина и женщина – это не разные существа, а лишь две различные формы бытия единого – человека. При этом отношения между мыслью и вещью несимметричны, поскольку мысль составляет основу и причину бытия вещи, которая есть «инобытие идеи».

С этих позиций мировое развитие в целом философ представил как процесс саморазвития и самопознания Абсолютной идеи, который подчинен законам логики и включает в себя три этапа:

1) логический, связанный с пребыванием идеи в стихии чистого мышления, где она раскрывает свое содержание в системе категорий и понятий;

2) природный, связанный с овеществлением идеи, то есть ее развитием в форме «инобытия»;

3) Человеческий Дух, где идея реализуется в человеческом мышлении и истории, приходя к завершению своего саморазвития в форме религии, искусства и философии.

Отождествление мышления с бытием приводит к отождествлению логики (как науки об организационных принципах мышления) с онтологией (как учением о бытии и принципах его организации): бытие оказывается явленным так, как оно было замыслено, то есть в соответствии с Абсолютной идеей. Логика развития Абсолютной идеи – это диалектическая логика.

Диалектика выступает у Гегеля уже не в качестве искусства вести философскую дискуссию (трактовка Сократа и Платона), а в качестве теории развития. В этой теории сформулированы основные категории и понятия, выражающие различные аспекты, формы и стадии многоступенчатого процесса развития. Гегель сумел выявить источники, механизм и схему этого процесса, проявляющиеся в действии таких всеобщих законов диалектики, как борьба и единство противоположностей, переход количественных изменений в качественные, и наоборот, а также двойное отрицание.

По Гегелю, любое понятие, а, следовательно, и любое явление природы, общества и духовной жизни проходит трехстадийный цикл развития: тезис (утверждение, или исходное состояние объекта); антитезис (отрицание этого утверждения, или качественно иное состояние объекта по отношению к исходному); синтез (снятие противоположностей). Стадия синтеза не только примиряет тезис и антитезис, преодолевая их противоположность, но и сохраняет в себе положительное содержание обеих стадий в высшем гармоническом единстве.

Итак, идеалистический принцип тождества бытия и мышления у Гегеля служит обоснованием единства законов внешнего мира и мышления. Подобная позиция в философии, называемая панлогизмом, представлена мыслителем в формулировке «все действительное разумно, все разумное действительно». Тем самым мир отождествляется с разумностью как таковой, а иррациональное отдвигается в сферу недействительного.

Человеческая история, с этих позиций, определяется логикой развертывания Абсолютной идеи, где каждая конкретно-историческая эпоха рассматривается как часть глобальной программы ее саморазвития. Поэтому в исторической практике человек преследует не собственные, а чужие цели, выступая как средство, которое Мировой разум использует для прояснения собственного содержания. В целом, таким образом, прогресс истолковывался Гегелем как восходящее движение истории к некоей разумной цели. Такому чистому разуму противопоставлялась неразумность, хаотичность конкретной истории, реального человеческого действия, при этом предполагалось, что разум проложит дорогу через все неразумное.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 348 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2503 - | 2301 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.