Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Антропологический материализм Л. Фейербаха. В концепции «антропологического материализма» человек рассматривается в качестве единственного, универсального и высшего предмета философии




В концепции «антропологического материализма» человек рассматривается в качестве единственного, универсального и высшего предмета философии. По Фейербаху, ценность человеческого существа состоит в нем самом, а не в его способности быть средством реализации чужого замысла. Связи между людьми носят природный, внеисторический, родовой характер. Целью и сущностью человеческой жизни признается любовь, которая и является решающей силой общественного прогресса, в том числе и нравственного.

Согласно Фейербаху, необходимо «посредством человека» свести все сверхъестественное к природе, и посредством природы все сверхъестественное свести к человеку. В соответствии с этим принципом Фейербах осуществляет критический анализ религии как социокультурного явления: Бог рассматривается им как отчужденная от человека и превращенная в абсолют человеческая сущность. Отвергая религиозный культ и культ разума в идеалистической философии, мыслитель противопоставляет ему «обоготворение человека».

[Подробнее почерпнуть информацию по ряду важнейших вопросов данной темы можно, используя следующие источники: учебное пособие «Философия» / под общ. ред. Я. С. Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. – 624 с.; Реале, Дж., Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Дж. Реале, Д. Антисери. – СПб., 1997. – Т. 2. – 736 с.; Введение в философию / под. ред. И. Т. Фролова. – М.: Политиздат, 2003. –500 с.].

Темы рефератов

1. Проблема происхождения государства в концепции «общественного договора» Т. Гоббса и Дж. Локка.

2. Философия природы Шеллинга.

3. Идея истории в философии Гегеля.

4. Философия Канта и современность.

5. Идея «Просвещенного разума»: общественно-правовой идеал философии XVIII в.

6. Парадоксы эпохи Просвещения: парад авантюристов (Казанова, Сен-Жермен, Калиостро).

Основная литература

1. Философия: учеб. пособие для вузов / под ред. В. П. Кохановского. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 576 с.

2. Философия: учеб пособие для вузов / под ред. Я. С. Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. – 624 с.

3. Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. – 512 с.

4. Введение в философию / под. ред. И. Т. Фролова. – М.: Политиздат, 2003. –500 с.

5. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Дж. Реале, Д. Антисери. – СПб., 1997. – 2 т. – 736 с.

6. Канке, В. А. Философия. Исторический и систематический курс: учеб. для вузов / В. А. Канке. – 4-е изд., перераб. и доп. – Логос, 2001. – 344 с.

Дополнительная литература

1. Виндельбанд, В. Философия в немецкой духовной жизни XIX в. / В. Виндельбанд. – М., 1993.

2. Хесле, В. Гении философии / В. Хесле. – М., 1992.

3. Гайденко, П. Эволюция понятия науки. Формирование научных программ Нового времени / П. Гайденко. – М., 1987.

4. Косарева, Л. М. Социокультурный генезис науки Нового времени / Л.М. Косарева. – М., 1989.

5. Кузнецов, В. Н. Немецкая классическая философия второй пол. XVIII – нач. XIX в. / В. Н. Кузнецов. – М., 1989.

6. Мотрошилова, Н. М. Социально-исторические корни немецкой классической философии / Н. М. Мотрошилова. – М., 1990.

7. Этика Канта и современность. – Рига, 1989.

8. Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия. А. В. Гулыга. – М., 1986.

Словарь основных терминов

Антиномия (от фр. antinomia – противоречие в законе) – противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми. Антиномии являются отражением противоречий самой действительности.

Априорный (от лат. a priori – из предшествующего, до опыта) – характеристика фрагмента знания, предшествующего опыту, независимого от опыта.

Деизм – (лат. deus – бог) – учение, которое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам.

Дедукция – (от лат. deductio – выведение) – один из способов рассуждения, предполагающий восхождение человеческой мысли от общего к частному. В широком смысле – доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений на основе законов логики, носящее достоверный характер.

Идеализм – философское направление, признающее в качестве источника бытия (в т.ч. материального) Идею, Сознание, Мышление.

Императив – (от лат. imperatirus – повелительный) – предписание, требование, закон.

Индукция – (лат. inductio – наведение) – один из типов умозаключения и метод исследования, который обеспечивает возможность перехода от единичных фактов к общим положениям.

Материализм (лат. materialis – вещественный) – научное философское направление, противоположное идеализму, утверждающее первичность материального и вторичность идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве.

Механистический материализм – форма материализма, возникшая в XVII–XVIII вв. в странах Европы (Бэкон, Гоббс, Спиноза, Локк, Гельвеций, Дидро), для которой характерно стремление к анализу, к разделению природы на более или менее обособленные, не связанные друг с другом области и объекты исследования и рассмотрение их вне развития.

Механицизм – мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды материального движения. Абсолютизация законов механики привела к созданию механистической картины мира, согласно которой вся Вселенная представляет собой замкнутую механическую систему, состоящую из неизменных элементов, движение которых подчиняется законам классической механики.

Панлогизм (греч. pan – все и logos – мысль, слово) – объективно-идеалистическая доктрина о тождестве бытия и мышления, согласно которой все развитие природы и общества является осуществлением логической деятельности мирового разума.

Рационализм – (от лат. rationalis – разумный) – учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (теория врожденных идей Декарта), либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума (априоризм Канта).

Эмпиризм (греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Идеалистический эмпиризм (Беркли, Юм) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Материалистический эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк) считает, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 589 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2337 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.