Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


”ниверсалии культуры и философские категории.




язык философии

Ќапоминаем, что предметом философии €вл€ютс€ самые глубокие, сущностные св€зи, свойства и тенденции человеческого быти€, включа€ отношение к миру и обществу. ќднако философи€ формирует свой предмет, а человек с ее помощью познает себ€, общество и мир в целом не непосредственно, а опосредованно Ц путем рефлексии над практикой в целом, культурой и вы€влени€ ее универсалий или тех категорий, форм мышлени€ в которых зафиксированы наиболее общие представлени€ о бытии человека, общества, мира, их св€з€х.

¬ универсали€х культуры аккумулирован исторический опыт поколений людей по осмыслению в целостной, обобщенной форме тех €влений действительности, с которыми человек соприкасаетс€ в своем бытии и от которых зависит его жизнь. Ёто выступает важнейшей причиной эмоциональной окрашенности универсалий культуры, ибо человек не только осмысливает, но и переживает событи€, реальность в которой он существует.

”ниверсалии культуры св€заны между собой в различных отношени€х и поэтому вместе они образуют определенную систему или обобщенную модель существовани€ человека в мире. ”ниверсалии культуры передаютс€ из поколени€ в поколение и порознь и объединенно посредством традиций, верований, обычаев, притч и т.д. —уществу€ в качестве форм мышлени€ в сознании людей любой исторической эпохи и выража€ наиболее общие черты быти€, универсалии или категории культуры одновременно фиксируют опыт и €вл€ютс€ инструментом познани€, понимани€ и изменени€ окружающего мира каждым последующим поколением.  атегории культуры выступают не только в качестве способов организации знаний о бытии и его переживани€, направл€ют, организуют практическую де€тельность людей, но и оказывает активное воздействие на образование определенных отношений в обществе.

—реди категорий культуры можно выделить группу базисных, универсальных категорий, в которых выражены атрибутивные (неотъемлемые, существенные, необходимые) свойства €влений (объектов, процессов, св€зей и др.) мира. “акие характеристики вы€вл€ютс€ и познаютс€ в историческом развитии практической де€тельности, их особенности посто€нно, многократно повтор€ютс€ в различных способах освоени€ мира, сил природы на прот€жении жизни всех поколений людей и фиксируютс€ в их сознании в качестве необходимых знаний, форм мышлени€, выступающих условием достижени€ важнейшей цели познавательного, практического, ценностного отношени€ к миру Ц сохранени€ жизни.   таким универсали€м, формам мышлени€, относ€тс€ категории пространства, времени, движени€, вещи, отношени€, количества, качества, меры, причинности, необходимости, случайности, свойства и т.д.

»сторически сложилась также группа категорий (универсалий) культуры, выражающих свойства субъекта де€тельности, его отношени€ с другими субъектами, включа€ общество в целом, ценности их жизни, сущность и структуру общени€, этические и эстетические измерени€ совместной де€тельности и т.д. Ёто категории: человек, общество, €, другие, труд, добро, красота, долг, совесть, справедливость, свобода, вера и т. д.

¬ любую историческую эпоху жизни каждого народа в содержание категорий культуры привнос€тс€ свои специфические особенности, выражающие характер практической де€тельности, уровень знаний о мире, обществе, человеке, сложившуюс€ систему их отношений, ценности совместной жизни и т.д.

 аждый исторический тип культуры сохран€ет и продолжает наполн€ть содержание универсалий культуры.

Ќа любом этапе человеческой истории система универсалий (категорий) культуры выполн€ет мировоззренческую, информативную, конструирующую, адаптивную, прогностическую и иные роли, характеризующие место человека в мире, в системе социальных отношений, особенности, суть и значение духовной жизни, ценностные ориентации, смысл существовани€ человека и т.д.

”ниверсалии культуры обнаруживают себ€ во всех ее сферах, в повседневной жизни человека, обыденном сознании, эстетическом сознании, морали, художественном освоении мира, науке и т.д. ¬ каждой сфере де€тельности человек строит свои взгл€ды, оценки, поведение, отношение к другим люд€м в соответствии со сложившимс€ содержанием категорий культуры, выступающим дл€ него само собой разумеющейс€ реальностью, его непосредственным окружением, образом мышлени€ и понимани€ жизни.

ќсуществл€€ рефлексию, осмыслива€ сущностные характеристики культуры в виде ее универсалий, философи€ производит их рациональную, логическую обработку и предельное обобщение, придава€ им статус форм или категорий философского мышлени€.  атегории (греч. kategoria Ц высказывание, свидетельство) Ц формы осознани€ в пон€ти€х всеобщих способов отношени€ человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышлени€.

Ѕлагодар€ философской рефлексии над универсали€ми культуры, складываетс€ €зык философии, представл€ющий собой функционирующую и развивающуюс€ систему категорий.

¬ыступа€ формами выражени€ предельных оснований различных сфер быти€, философские категории €вл€ютс€ инструментами мышлени€, применимыми дл€ характеристики и познани€ самых глубоких сущностных св€зей любой сферы реальности. »спользование философских категорий в научном познании направл€ет де€тельность исследовател€ на раскрытие необходимых, закономерных свойств и св€зей объектов науки, достижение истинного знани€ о них.

‘илософи€ же исходит из целостности, единства, интеграции, взаимного, совместного развити€, структур различных частей мира.

’от€ философи€ и опираетс€ на науку и ищет в ней подтверждени€ своих принципов, законов и категориальных обобщений, она не сводитс€ к совокупности научных знаний, а выражает в своих теоретических конструкци€х самые общие, существенные свойства всех тех областей реальности, которые исследуютс€ различными науками.

ќсновна€ литература

1. ¬ведение в философию: учеб. пособие / ». “. ‘ролов [и др.]. Ц 2-е изд., перераб. и доп. Ц ћ., 2002. Ц 623с.

2. √олубинцев, ¬. ќ., ƒанцев, ј. ј., Ћюбченко, ¬. —. ‘илософи€ дл€ технических вузов / ¬. ќ. √олубинцев, ј. ј. ƒанцев, ¬. —. Ћюбченко. Ц –остов-н/ƒ.: ‘еникс, 1995. Ц 512с.

3. —пиркин, ј. √. ‘илософи€: учеб. / ј. √. —пиркин. Ц 2-е изд.Цћ.: √ардарики, 2004. Ц 670 с.

4. ‘илософи€: учеб. пособие / ¬.  . Ћукашевич [и др.]; под общ. ред. ¬.  . Ћукашевича. Ц ћинск: Ѕ√Ё”, 2001. Ц 431с.

5. ‘илософи€: учеб. пособие / ¬. —.—тепин [и др.]; под общ. ред. я. —. яскевич. Ц ћинск: –»¬Ў, 2006.≠ Ц 624 с.

ƒополнительна€ литература

1. ¬индельбанд, ¬. „то такое философи€? / ¬. ¬индельбанд // ƒух и истори€ / пер. с нем. ћ. ». Ћевиной, √. —олина; примеч. ћ. ј. ’одановича. Ц ћ.: ёрист, 1995. Ц 687 с.

2. √арин, ». „то такое философи€? / ». √арин. Ц ћ.: “ера Ц  н. клуб, 2001. Ц 749 с.

3. √ильдебранд, ƒитрих фон. „то такое философи€? / ƒитрих фон. √ильдебранд; пер. с нем. ј. ». —мирнова. Ц —ѕб.: јлетей€: “ќ Ђ—тупениї, 1997. Ц 373 с.

4.  ессиди, ‘. ’. ќт мифа к логосу / ‘. ’.  ессиди. Ц ћ.: ћысль, 1972. Ц 312 с.

5. ћерло-ѕонти, ћ. ¬ защиту философии / ћ. ћерло-ѕонти; пер. с фр. ». —. ¬довиной. Ц ћ., 1996. Ц 247 с.

6. ќртега-и-√ассет, ’осе. „то такое философи€? / ’. ќртега-и-√ассет. Ц ћ.: Ќаука, 1991. Ц 403 с.

7. ’айдеггер, ћ. „то такое философи€? / ћ. ’айдеггер // ¬опросы философии. Ц 1993. Ц є8. Ц —. 113Ц123.

8. яскевич, я. —. ‘илософи€ в вопросах и ответах / я. —. яскевич. Ц ћинск: Ќовое знание, 2003. Ц 398 с.

“емы рефератов

1. ѕроблема начала философии и особенности философского мышлени€.

2. ¬заимосв€зь мифологии, религии и философии в истории культуры.

3. ‘илософи€ и наука: исторические особенности взаимодействи€.

4. ‘илософи€ и идеологи€.

—ловарь терминов

јксиологи€ Ц философское учение о ценност€х.

√носеологи€ Ц теори€ познани€, раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познани€, способности человека познавать действительность.

 ультура Ц совокупность продуктов материальной и духовной де€тельности людей, соответствующих ценностей, включа€ нормы поведени€, а также учреждений, осуществл€ющих и контролирующих процесс производства, хранени€ и использовани€ ценностей.

ћетодологи€: 1) учение о научном методе познани€; 2) совокупность методов, примен€емых в какой-либо науке.

ћировоззрение Ц система принципов, взгл€дов, ценностей, идеалов и убеждений, определ€ющих направление де€тельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы или общества в целом.

ћифологи€: 1) совокупность мифов; 2) наука, изучающа€ мифы, их происхождение и отражение в них действительности.

ќнтологи€ Ц философское учение о бытии.

ѕраксиологи€ Ц область философских исследований, котора€ изучает закономерности, структуру де€тельности, и ее эффективности, соответствие человеческим потребност€м и законам природы.

–елиги€ Ц форма отражени€ действительности в фантастических образах, представлени€х и пон€ти€х.

‘илософи€ Ц обобщенна€ теоретическа€ система знаний о всеобщих закономерност€х природы, общества, человеческого мышлени€ и познани€;

“≈ћј 2. »—“ќ–»„≈— »≈ “»ѕџ  Ћј——»„≈— ќ… ‘»Ћќ—ќ‘»» („. 1)

 

„асть 1. «адачи темы, план и содержание лекции

÷елью €вл€етс€ изучение особенностей и специфики развити€ философии ƒревнего ¬остока, а также европейской философии эпохи јнтичности, —редневековь€ и ¬озрождени€.

«адачи темы Ц рассмотрение основных проблем философии, осуществление историко-философской реконструкции наиболее значимых философских направлений.

ѕлан и содержание лекции

1. ‘илософи€ ƒревнего ¬остока.

јнтична€ философи€.

3. ‘илософи€ —редневековь€ и ¬озрождени€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 994 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

1295 - | 1256 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.