Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Иностранные термины и выражения 106 страница




XXII съездом), М., 1976; Конституция (Осн. закон) Союза Сов Социалистич. Республик, М., 1077; Междунар. совещание коммуиистич. и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Брежнев Л. и,, об интернационализме и дружбе на­родов, М., 1981; Андропов Ю. В., Шестьдесят лет СССР, М., 1982; С т а р у ш е н к о Г. Б., Принцип самоопределения народов и наций во внешней политике Сов. гос-ва, М., 1960; его же, Мировой революционный процесс и совр. междунар право, М.. 1978; Ленинизм и Н. в. в современных условиях, М., 19742; Б ρ о м л е й Ю. В., Этнос и этнография, М., 1973; Баграмов Э. А., Ленинская нац. политика; достижения и перспективы, М., 1977; его же, Н. в. в борьбе идей, М., 1982; Цамерян И. П., Нации и нац. отношения в развитом социалистич. обществе, М., 1979; см. также лит. к статьям Нация, Наииопплъно-освободительная революция. Г. Б. Старушенко.

НАЦИЯ (от лат. natio — племя, народ), историч. общность людей, складывающаяся в ходе формирова­ния общности их территории, экономич. связей, лит. языка, нек-рых особенностей культуры и характера.

В бурж. социологии и историографии нет общеприня­той теории Н. Иногда возникновение Н. рассматрива­ется как простое продолжение и усложнение родо-пле-менных связей, этатистские теории связывают Н. с гос-вом. В нек-рых идеалистич. концепциях «нац. дух» (нац. сознание, нац. характер) представляется в качест­ве ведущего, а иногда и единств. признака нации, в других — Н. рассматривается как «психологич. понятие», «бессознат. психич. общность», в третьих — Н. сводится к общности нац. характера, сформировав­шегося на почве общности судьбы, к союзу одинаково мыслящих людей. Ряд этих концепций остро критико­вал В. И. Ленин, показывая их идеалистич. сущность (см. ПСС, т. 1, с. 153—54, т. 24, с. 386—88). Консо­лидация Н. действительно облегчается наличием эт­нически родств. племён, но это не обязат. условие. Фактически не существует однородных Н. Немало даже таких Н., к-рые образовались не только из раз­личных этнич. групп, но и из разных рас. Поэтому нельзя включать в понятие Н. расовую общность в ка­честве необходимого признака. Н. не определяется также религ. и гос. общностями.

Подлинно науч. теория Н. создана К. Марксом и Ф. Энгельсом и развита В. И. Лениным. Согласно этой теории, Н. возникает как новое социально-историч. явление в период преодоления феод.раздробленности общества и укрепления политич. централизации на ос­нове капиталистич. экономич. связей.

В жизни Н., её отношениях с др. Н. этнич. (языко­вые и культурно-бытовые) особенности занимают боль­шое место, но они не предопределены биологически, а тоже являются продуктом социального развития. Постоянно подчёркивая социальное происхождение и социальную роль Н., Ленин указывал на то, что созда­ние «...национальных связей было не чем иным, как созданием связей буржуазных» (там же, т. 1, с. 154), что «...нельзя было из феодализма перейти к капита­лизму без национальных идей» (там же, т. 26, с. 35), что «нации неизбежный продукт и неизбежная форма буржуазной эпохи общественного развития» (там же, с. 75). На основе длит. совместной жизни людей, свя­занных единой экономикой, территорией и языком, возникает также общность духовной жизни. Основопо­ложники марксизма-ленинизма считали её важной для развития Н., но подчёркивали противоречивость культуры и психологии Н., состоящей из враждебных классов. «Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре»,— писал Ленин (там же, т. 24, с. 129), имея в виду, что буржуазно-помещичья и кле­рикальная культура противостоит демократич. и со­циалистич. культуре. Эти две культуры создаются представителями одной национальности, но разных «двух наций в одной нации», имеющих разную обществ. идеологию и психологию. Н. имеет не особую нац. психологию, а нац. особенности психологии. Общность экономич. связей, территории, языка, а также нац. особенности культуры и психологии порождают созна-

НАЦИЯ 417

ние нац. общности — нац. самосознание. Нац. само­сознание, возникнув, становится важным условием существования и развития Н., к-рая объединяется уже не только объективными связями, но связями, основанными на самосознании в широком смысле, вклю­чающем в себя сознание этнич. общности, привержен­ность к нац. языку, территории, культуре, определ. отношение к др. Н., чувство нац. гордости. Жизнен­ность, активность Н. в значит. мере определяется характером и уровнем нац. самосознания.

Процесс формирования разных Н. определяется со­отношением экономич., политич., этнич. признаков, а также характером историч. эпохи. Как правило, про­цессы становления Н. и условий её существования происходят одновременно, дополняя друг друга. Н. складываются и тогда, когда нет ещё полной готовнос­ти всех условий их образования. Так, в ряде стран Азии и Африки Н. формируются в ходе борьбы за независимость и особенно после её завоевания на ис­торически сложившейся в результате колон. разделов территории из различных по языку, культуре, эконо­мич. связям племён и народностей и становятся фор­мой терр.-экономич. сплочения, политич. и культур­ного развития этих стран.

Для правильного понимания как сущности Н., так и места и роли её этнич. особенностей необходимо разли­чать такие взаимосвязанные, но не идентичные по­нятия, как «нация» и «национальность». Понятие «на­циональность», выражая этнич. общность, является бо­лее узким, чем понятие «Н.». Различение их помогает объяснить, почему группы людей, имеющие общую на­циональность (этнич. особенности языка, культуры) с той или иной Н., но не живущие на её территории, не являются представителями данной Н. Наконец, стано­вится понятным, почему Н. или народность при социа­лизме в корне меняет социальную сущность, сохраняя в основном свою национальность.

В ходе строительства социализма Н. преобразуется в социалистическую по своей экономич. основе, классо­вой структуре и духовному облику. Социалистич. Н.— это выросшая из Н. или народности капиталистич. об­щества в процессе ликвидации капитализма и победы социализма новая социальная общность людей, у к-рой сохранились, хотя и получили качественно новое раз­витие, определ. этнич. особенности, но в корне пре­образился на социалистич. интернац. началах весь уклад политич., социально-экономич. и духовной жиз­ни. Основой развития социалистич. П., их социально-политич. и идейного единства является социалистич. экономика. Новое качество приобретает также общ­ность территории как условие существования и признак Н. Социалистич. II, имеют свою территорию с истори­чески сложившимися границами, к-рые, однако, не обособляют Н. друг от друга. Происходит постоянное н всестороннее общение между Н. Социализм создаёт самые благоприятные условия для развития нац. языков. Знание же наряду с нац. языком и межнац. языка, каким в СССР стал русский, усиливает куль­турный рост всех Н. На основе экономич., социальной и идейно-политич. общности социалистич. Н. развивают­ся интернац. черты их культур. Социалистич. Н., со­храняя прогрессивное культурное наследие, формируют новые ценности культуры, к-рые становятся общим достоянием всех народов. Национальное и интернацио­нальное в культуре социалистич. Н. составляет единст­во, в к-ром ведущей является интернац. сторона. В ходе строительства коммунизма возникают и развиваются но­вые традиции, к-рые сближают н объединяют все со-циалистич. Н., укрепляют их духовную общность. Новые черты социплистич. Н. формируются на основе развития самого социализма. Революц. изменения всей социально-экономич., политич. и духовной жизни вы-

НАЧАЛА

рабатывают социалистич. нац. самосознание. В зрелом социалистич. обществе интенсивно протекает единый процесс расцвета и сближения Н.

Одной из самых существ. черт социалистич. Н. яв­ляется их братское сотрудничество и взаимопомощь на основе социалистич. интернационализма, к-рые при­водят к развитию новых интернац. общностей, таких, как советский народ, крепнущее содружество социалис­тич. народов.

Стирание нац. различий — процесс более длитель­ный, чем стирание классовых различий. Полное слия­ние Н. произойдёт в зрелом коммунизме в результате их дальнейшего расцвета и постепенного, всё более тесного сближения во всех сферах жизни. Коммунисты не сторонники увековечивания нац. различий, они под­держивают объективный, прогрессивный процесс все­стороннего сближения Н., создающий предпосылки их будущего слияния на основе полной добровольности и демократизма. Марксисты-ленинцы выступают как про­тив сдерживания этого процесса, так и против его искусств.

форсирования. Отчётливое знание перспектив развития Н. особенно важно для социалистич. стран, обществ. отношения к-рых, в т. ч. нац. отношения, на­учно регулируются и направляются к определ. цели. Опираясь на марксистско-ленинскую теорию, можно предвидеть, что полная победа коммунизма во всём мире создаст условия для слияния Н. и все люди будут принадлежать к всемирному бесклассовому и безна­циональному человечеству, имеющему единую экономи­ку и единую богатейшую и многообразную коммунис-тич. культуру.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; их же, О польск. вопросе, там же; Эн­гельс Ф., По и Рейн, там же, т. 13; е г о ж е, Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, там же, т. 21; е г о же, О разложении феодализма и возникновении нац. гос-в, там же; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, ПСС, т. 1; е г о ж е, От какого на­следства мы отказываемся?, там же, т. 2; е г о ж е, Положение Бунда в партии, там же, т. 8; е г о ж е, К вопросу об общенац. революции, там же, т. 15; его ж е, Критич. заметки по нац. вопросу, там же, т. 24; с г о ж е, О «культурно-нац.» автономии, там же; его ж е, О нац. программе РСДРП, там же; его же Тезисы реферата по нац. вопросу. Между 10 и 20 янв. (23 янв, и 2 февр.) 1914 г., там же; его же, Под чужим флагом, там же, т. 26; его ж е, Соцпалистнч. революция и право Н. на самоопределение, там же, т. 27; е г о ж е, Речь по нац. вопросу 29 апр. (12 мая) 1917 г., там же, т. 31; е г о ж е, II конгресс Коммунистич. Интернационала, там же, т. 41; ег о ж е, О пролет.

культуре, там же; его же, III конгресс Коммунистич. Интернационала, там же, т. 44; его ж е, К вопросу о нацио­нальностях или об «автономизации», там же, т. 45; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Конституция. (Осн. закон) Союза Сов. Социалистич. Республик, М., 1977; Междунар. совещание коммунпстич. и рабочих партий. Доку­менты и материалы, М., 1969; Материалы XXV съезда КПСС М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Бреж­нев Л. И., О пятидесятилетии Союза Советских Социалистич. Республик, М., 1972; К у л и ч е н к о М. И., Расцвет и сближе­ние Н. в СССР. Проблемы теории и методологии, М., 1981; Диалектика интернац. и нац. в соц. обществе, М., 1981; см. также лит. к статьям Интернационализм, Национальный воп­рос, Национализм., С. Т. Калтахчян.

«НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ» (Στοιχβίωσίξ»εολογική), «Первоосновы теологии», соч. Прокла (5 в.), представляющее собой руководство по теоретич. философии; единственный в своём роде свод осн. поня­тий и методов неоплатонизма. Состоит из 211 парагра­фов, первые 112 из них посвящены категориям неопла­тонической философии, выступающим в виде оппо­зиций (единое — многое, производящее — производи­мое, выступление — возвращение, самодовлеющее — не­самодовлеющее, самодвижное — движимое иным, веч­ность — время, целое — часть, предел — беспредель­ное). Категории эти рассматриваются на фоне иерар­хии бытия (ум — душа — тело), истекающего из сверхбытийного начала — единого (параграф 20: «Вы­ше всех тел — сущность души, выше всех душ мыс­лительная природа, выше всех мыслительных субстан­ций — единое»). Остальные 99 параграфов характери­зуют функционирование этих оппозиций при конструи­ровании сферы сверхбытийных генад-богов, сферы ума (нуса) и души. «Н. т.» не касаются проблем физики и этики. «H. т.» повлияли на соч. Πсевдо-Дионисия Ареопагита, а через них — на всю ср.-век. философию. Кроме того, в ср. века была чрезвычайно популярна «Книга о причинах» — лат. компиляция, составлен­ная на основе араб. переложения «Н.т.». В 12 в. «Н. т.» были переведены с греч. яз. на латинский Вильемом Мербеке; переводом этим пользовался Фома Аквив-ский, хорошо знакомый и с «Книгой о причинах». Большое количество рукописей «И. т.» относится к 15—16 вв. В знаменитых «Тезисах» Пико делла Миран-долы 55 тезисов — заимствования из «Н. т.». В 1587 Патрици делает новый лат. пер. «Н. т.». 1-е изд. греч. текста «Н. т.» Эмиля Портуса — в 1618; греч. изд. Ф. Крейцера в 1822 и 1855. Лучшее изд. с комм.и англ. пер. Е. Р. Доддса (E. R. Dodds, 1933, 19632). Рус. пер. А. Ф. Лосева — «Первоосновы теологии», 1972. См. лит. к ст. Прокл.

«НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ» («Principle philosophiae»), одна из осн. работ Декарта, дающая полное и строгое изложение системы его филос. и науч. взглядов. На­писана на лат. яз. Впервые издана в Амстердаме в 1644. Сочинение было задумано как «законченный свод философии» (Декарт Р., Избр. произв., М., 1950, с. 422), где начала физич. мира выводятся из метафи-зич. начал. Содержит четыре части. Предмет первой — общие принципы, или начала познания. В ней Декарт в схематич. форме воспроизводит свои осн. гносеоло-гич. и метафизич. идеи, получившие развёрнутое обос­нование в «Метафизич. размышлениях» (универсальное сомнение как поиск самоочевидного начала философст­вования; обоснование непосредств. достоверности поля сознания; переход от сознания к бытию, онтологич. вывод: cogito, ergo sum; доказательство существования бога как необходимого условия возможности эмпирич. самосознания и материального мира). 2-я часть — натурфилософская — представляет собой описание филос. основ картезианской физики. Нарушая тради­ционный порядок изложения физич. понятий («коли­чество», «пространство», «время», «движение»), Декарт выдвигает на первый план учение о движении и впервые формулирует закон инерции. 3-я и 4-я части посвящены соответственно началам видимого мира и началам Зем­ли; эти части — единственная сохранившаяся работа Декарта, трактующая космологич. и космогонич. воп­росы. По словам Декарта, они являются расширенным вариантом соответствующих глав соч. «Мир», к-рое было попыткой дать общий очерк всего мироздания в целом, исход» только на принципов механики (соч. сохранилось в отрывках).

В 1647 вышел франц. пер., выполненный другом Де­карта учёным-аббатом Пико. Франц. текст значитель­но отличается от латинского, содержит отдельные ку­пюры и обширные вставки. Сравнение текстов даёт ос­нования считать, что конец 3-й части и вся 4-я были переведены самим Декартом, причем нок-рые места на­писаны заново. В большинстве изданий в качестве предисловия помещается письмо автора аббату Пико. Первый рус. пер. опубл. в кн.: Декарт Р., Соч., т. 1, 1914.

НЕБЫТИЕ, понятие идеалистич. онтологии, означаю­щее отсутствие, отрицание бытия. Категория Н. (как недопустимая для мысли идея) появилась вместе с про­тивоположной ей категорией бытия в учении Пармени-да об истинном пути мышления.Демокрит и Платон при­дали Н. онтологич. статус, причём Платон ввёл по толь­ко различение бытия и Н., но и бытия и сверхбытия (единое), что предопределило осн. аспекты рассмотрения Н. в истории, философии: Н. как негативное отсутствие бытия и как позитивное превосхождсние бытия. Катего­рия Н. фактически тождественна категории ничто; различие их состоит лишь в том, что Н. противопостав­ляется бытию вообще, в то время как ничто — много­образию различных нечто. В диалектнко-материалис-тич. философии понятие Н. не употребляется. См. Ничто.

НЕГРИТЮД (франц. negritude, от negre — негр), одна из популистских (см. Популизм)идеологий перио­да освободит. борьбы в Африке, развитая Сенгором и др. Н. исходит из противопоставления европ. (ра­ционализм, техницизм, индивидуализм, безличность социальной организации и т. п.) и африканской (нег­ритянская магич. интуиция, цельность мироощуще­ния, общинные идеалы справедливости и взаимопо­мощи) культур. Такое разделение типов культуры в основном сложилось в кругах европ. либеральной ин­теллигенции, к-рая взамен капиталистич. развития выдвигала идеи романтизма и руссоистского культа «естеств. человека», призванного спасти «испорченную» цивилизацию. В пёстрой социально-психологич. среде переходных обществ эти идеи переплелись с местными религ. и неотрадиционалистскими мотивами.

Н.— одно из утопич. движений протеста против бурж. цивилизации, к-рой, как царству разложения всех духовных видов целостности в обществе, культуре и индивидуальном мышлении, Н. противопоставляет утопически сконструированный тип нар. жизни, афр. «общинность», построенную на доверии, любви, свободе и не нуждающуюся в формальных правовых гарантиях. Эту идеализированную общинность, древние традиц. уклады и верования афр. племён, будто бы проне­сённые ими сквозь колон. период в нетронутом виде, Н. предлагал заложить в основу новой государствен­ности и социальной политики освободившихся стран, в основу «африканского» социализма. Обычно програм­мы, выросшие на почве Н. и поддерживаемые в основ­ном немногими интеллигентами, получившими ев­роп. образование, маскируют или недооценивают ре­альное классовое разложение афр. общества, перенося на объединённые новые общества идеализированные характеристики традиц. локальных коллективов, находя­щихся на примитивном уровне развития. В итоге идея консервации патриархальной общинно-племенной соли­дарности оказывается выгодной бюрократич. верхушке и растущим бурж. слоям.

• Ерасов Б. С., Тропич. Африка: идеологии и проблемы культуры, М., 1972; У л ь я н о в с к и й Р. А., Социализм и освободившиеся страны, М,, 1072; см. также лит. к ст. Сенгор.

НЕДЕЛЬКОВИЧ (Неделковиh) Душан (р. 18.5.1899, Исаково, Сербия), югосл. философ-марксист. В 1939 перевёл на сербскохорватский яз. «Логику» Гегеля с комм., к-рые в условиях монархо-фаш. диктатуры были использованы для изложения филос. идей В. И. Ленина. В 1943 на освобождённой от фашистов территории — редактор произв. Ленина на сербско­хорватском яз.

Н. работает в области истории югосл. и мировой философии, истории обществ. мысли народов Югославии (работы о Р. Бошковиче, П. Негоше, С. Марковиче, Леонардо да Винчи, П. Гольбахе, Ж. Ламетри и др.). Значит. место Н. уделяет пробле­мам становления и развития марксистской философии, этики и эстетики, принципам материалистич. диалекти­ки, разработке ленинских методология, принципов ана­лиза филос. знания, вопросу о роли субъективного фактора в социалистич. революции, проблемам со-циалистич. гуманизма.

Ряд работ Н. посвящён критике бурж. филос. тео­рий (интуитивизма А. Бергсона, прагматизма Дж. Джемса и др.), оппортунистпч. и ревизионистских течений (бернштейпиапства, совр. «пеомарксизма»).

• La philosophic naturelle et relatiiviste do R.-.T. Boscovich, P., [1922]; Хераклит, Београд, 1924; Неморалност бесмртности и етичка фуякциjа смрти, Београд, 1928; Идеолошки сукоб демокра-ти jе и фашизма, Скошъе, Iö:i8; Анти-Бергсон, Скошье, 1939; Progmatizam i dijalektika, Beograd, 1960; Hurnanizam Mark-sove dijalektike i dijalektika humanizma danas, Beograd, 11)68; Hommc et humain, BeoRrad, 1969; Леаин и фплоаофи)а, Београд, 1969; Превазилажегьа, Београд, 1972; Интуиционизам и диjалек-тика, Београд, 1974.

НЕДЕЛЬКОВИЧ 419

НЕДОНСTЛЬ (Nedoncelle) Морис Гюстав (р. 30.10. 1905, Рубе), франц. философ-идеалист, католич. свя­щенник. Один из гл. представителей персонализма. В основе концепции Н. лежит понятие взаимности, обоюдности — необходимой связи между сознанием «Я» и сознанием «Другого». Диада, возникающая из взаимозависимости «Я» и «Ты», делает возможным, по Н., появление личности, подтверждает её реальность. Полное завершение личности происходит при обраще­нии к богу, с к-рым она связана но своей природе, ибо бытие личности, по Н., есть результат «человеческо-божественной обоюдности». Только бог может уничто­жить дуализм природы и личности и устранить внутр. противоречия разума.

• Vers ime Philosophie de l'amour et de Ja personne, P., 1957; La personne luimaine et la nature, P., 1963; Explorations personna-listes, P., 1970.

• Совр. религ.-филос. течения в капиталистич. странах, М., 1962, с. 131—36; В д о в и н а И. С., Франц. персонализм, М., 1977.

НЕЗАВИСИМОСТЬ в логике и м а т е м а т и-к е, невыводимость (недоказуемость) предложения нек-рой теории (или выражающей его формулы соот­ветствующего исчисления) и его отрицания из данной со­вокупности предложений (конъюнкции формул), напр. из данной системы аксиом. Доказательство Н. сводит­ся к доказательству непротиворечивости (совместимости) двух систем предложений (формул): данной системы и данного предложения (формулы) — с одной стороны, и данной системы и отрицания данного предложения (формулы) — с другой. Если непротиворечивая систе­ма аксиом дедуктивно полна (см. Полнота в логике), то присоединение к ней в качестве аксиомы любого не­выводимого из неё предложения приводит к противо­речию. Когда речь идёт о содержательно формулируе­мых предложениях, то выводимость понимается интуи­тивно (в соответствии с законами логики); в исчисле­ниях в качестве таких законов фиксируются определ. правила вывода, также подразделяемые на независи­мые (исходные) и производные.

Аналогично определённой выше дедуктивной Н. го­ворят о Н. функциональной (Н. выразит. средств): по­нятие (термин) независимо от данной совокупности понятий (терминов), если оно не может быть опреде­лено через них (при фиксированных правилах опреде­ления, относительно к-рых имеет смысл ставить вопрос о Н.). Совокупность предложений (формул) или понятий (терминов) наз. независимой (или неизбыточной, ми­нимальной), если каждое из них независимо от осталь­ных. Исторически первыми доказательствами Н. были доказательства Н. пятого постулата Евклида о парал­лельных, установившие относит. непротиворечивость неевклидовой геометрии Лобачевского — Бойаи. Ряд важных результатов о Н. получен для различных сис­тем логики и аксиоматич. теории множеств.

• см. к ст. Аксиоматический метод.

НЕЙРАТ (Neurath) oтто (10.12.1882, Вена,— 22.12. 1945, Оксфорд), австр. философ, социолог и экономист. Один из организаторов и лидеров Венского круж­ка. В 1934—40 жил в Голландии, с 1941 — в Велико­британии. Филос. и социологич. взгляды Н. эклекти­чески соединяют тенденции стихийного, естеств.-науч. материализма со взглядами логич. позитивизма. Н. считал, что критерием истинности т. н. протокольных (исходных) предложений науки, избираемых учёными по соглашению, является в конечном счёте непротиво­речивость их др. утверждениям данной науки. Видя в установлении единства знаний важнейшую задачу философии науки, Н. полагал, что его можно достичь с помощью «унифицированного языка науки», опираю­щегося на языки физики и математики (точка зрения т. н. радикального физикализма). Вместе с Карнапом был одним из авторов и гл. редактором «Междунар. эн-

НЕДОНСЕЛЬ

циклопедии унифицированной науки» (1938—40). По обществ.-политич. взглядам Н.— последователь авст-ромарксизма.

• Empirische Soziologie, W., 1931; Le diveloppement du cercle deVienne et I'ayenir de l'empirisme logique, P., 1935; Modern man in the making, [N. Υ.] — L., 1939; Foundations of social sciences, Chi., 1962; Wissenschaftliche Weltauffassung. Sozialis­mus und logischer Empirismus, Fr./M., 197Я.

• H a p с к и и И. С., Совр. позитивизм, M., 1961; Совр. бурж. философии, M., 1978, гл. 2.

НЕМЕСИЙ ЭМЕССКИЙ (Νεμέσιος) (2-я пол. 5 — нач. 6 вв.), ранневизант. мыслитель. Епископ сирийского г. Эмесы, автор компендия «О природе человека», в к-ром свёл воедино физиологич., психологич. и филос.-антропологич. теории различных филос. и мед. школ античности, стремясь согласовать их друг с другом и с догматами христ. теологии. Диапазон тем Н. Э. про­стирается от проблем соединения души с телом и свобо­ды воли до вопросов дыхания и кровообращения; это как бы энциклопедия знаний и доктрин о человеке, характерная для эпохи перехода от античности к средневековью и предвосхищающая центр. установку схоластики. Естеств.-науч. интересы Н. Э. побуж­дают его пользоваться концепциями Аристотеля и Га-лена, предлагаемая им психология аффектов («страстей») имеет стоич. черты, между тем как онтологич. вопросы разрешаются в духе платонизма и даже отчасти неопла­тонизма (антистоич. решение вопроса о связи души с телом), от к-рого, однако, Н. Э. отделяет присущая ему тяга к эмпирии. Проблематичным остаётся объём использования наследия Посидония. Труд Н. Э. ока­зал широкое влияние на философию и науку средневе­ковья; ценный источник для реконструкции утрачен­ных соч. антич. мыслителей.

• Migne, P G, t. 40; в рус. пер,— О природе человека, пер. с предисл. и прим. Ф. Владимирского, Почаев, 1904.

• Владимирский Ф. С., Антропологии и космология Немезия ел. Емссского, в их отношении к древней философии и патристич. лит-ре, Житомир, 1912; Jaeger W. W., Nemesios von Emesa, B., 1914; Koch H. A., Quellenuntersuchungen zu Nemesios von Emesa, B., 1921; März F. M., Anthropologische Grundlagen der christlichen Ethik hei Nemesios von Emesa Münch., 1959.

«НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Критика новей­шей немецкой философии в лице её представителей Фейербаха, Б.Бауэ­ра и Штирнера и немецкого социа­лизма в лице его различных про­рок о в», рукопись К. Маркса и Ф. Энгельса, в к-рой они впервые как целостную концепцию разра­ботали материалистич. понимание истории, т. е. историч. материализм. Замысел «Н. и.» относится к вес­не (вероятно, апрель) 1845, когда Энгельс приехал в Брюссель и Маркс изложил ему материалистич. пони­мание истории в почти сложившемся виде. Они решили сообща разработать своё новое мировоззрение в форме критики нем. послегегелевской философии. С этим замыслом связано написание «Тезисов о Фейербахе» как наброска идей для «Н. и.». Дошедшая до нас рукопись «Н. и.» была написана между нояб. 1845 и авг. 1846, дополнение ко 2-му т. (рукопись Энгельса «Истинные социалисты») — в янв.—апр. 1847. Работа над рукописью не была завершена. «Н. и.» состоит из 2 тт.: 1-й посвящён критике идеализма младогегельян­цев, 2-й — критике нем. мелкобурж. «истинного социа­лизма». Осн. теоретич. содержание сконцентрировано в 1-й гл. 1-го т. («Фейербах. Противоположность.ма­териалистич. и идеалистич. воззрений»), в остальных частях преобладает полемика.

Изложение материалистич. понимания истории строится по такому общему плану: 1) предпосылки, 2) осн. концепция: произ-во—общение — политич. над­стройка — формы обществ. сознания, 3) выводы.

В «Н. и.» Маркс и Энгельс впервые формулируют (предпосылки, из к-рых исходит материалистич. понима­ние истории,— это люди, их деятельность и материаль­ные условия их жизни. Деятельность людей имеет две стороны: произ-во (отношение людей к природе) и об­щение (отношение людей друг к другу). Произ-во и

общение взаимно обусловливают друг друга, но опреде­ляющей стороной является произ-во. В «Н. и.» все­сторонне развито важнейшее положение историч. мате­риализма об определяющей роли материального цроиз-ва в жизни общества.

В «Н. и.» Маркс и Энгельс впервые по существу вы­яснили диалектику взаимодействия и развития производит.

сил и производств. отношений. Это важнейшее открытие было сформулировано здесь как диалектика производит. сил и формы общения (обществ. отноше­ний). Оно дало ключ к пониманию общей структуры общества, обществ. формации (производит. силы — производств. и др. обществ. отношения — политич. и юридич. надстройка — формы обществ. сознания), и общей закономерности его историч. развития (начало учения об обществ. формациях, к-рые здесь различают­ся по исторически господствующим формам собственно­сти: родо-племенная — античная — феодальная — бур­жуазная — коммунистическая; в становлении и раз­витии бурж. формы частной собственности различаются фазы ремесла, мануфактуры и крупной пром-сти), позво­лило научно доказать неизбежность пролет., комму-нистич. революции как результата развития противоре­чий между производит. силами и производств. отноше­ниями бурж. общества. Это открытие позволило разра­ботать материалистич. понимание истории как целост­ную концепцию и как непосредств. филос. основу тео­рии науч. коммунизма.

В «Н. и.» закладываются основы марксистской теории классов и классовой борьбы, раскрывается сущность государства вообще и бурж. гос-ва в особенности, появ­ляется осн. формула историч. материализма о соотно­шении обществ. бытия и обществ. сознания: «Созна­ние... никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием..., а бытие людей есть реальный процесс их жизни... Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание» (Маркс К. и Э н-г е л ь с Ф., Фейербах. Противоположность материа­листич. и идеалистич. воззрений, 1966, с. 29, 30).

В «Н. и.» впервые были выяснены две осн. материаль­ные предпосылки коммунистич. преобразования об­щества: развитие производит. сил и формирование ре-волюц. класса, пролетариата. Конкретизируя первую предпосылку, авторы «Н. и.» определяют её как доста­точно высокий уровень развития крупного машинного произ-ва: «...только с развитием крупной промышлен­ности становится возможным и уничтожение частной собственности» (там же, с. 65). Маркс и Энгельс ха­рактеризуют пролет. революцию как двуединый про­цесс — изменение условий жизни общества и вместе с тем изменение самих людей, совершающих революцию (см. там же, с. 50). В «Н. и.» Маркс и Энгельс впервые формулируют необходимость завоевания пролетариа­том политич. власти, в общей форме высказывают идею диктатуры пролетариата (см. там же, с. 43). Опираясь на диалектико-материалистич. понимание истории, ав­торы «Н. и.» в общих чертах разрабатывают теорию бу­дущего, коммунистич. общества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 228 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2374 - | 2099 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.