Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Закономерности, тенденции, противоречия




 

План

Проблема направленности развития общества.

Критерии и закономерности общественного прогресса.

Теория общественно- экономической формации.

Технократические концепции прогресса.

Философия культурно-цивилизационного циклизма.

 

Проблема направленности развития общества

Известно, что развитие - это процесс направленных, закономерных изменений материальных и идеальных объектов. Существует ли ведущее направление в развитии человечества и каково оно? Из множества точек зрения на эту проблему выделим и охарактеризуем три полярных.

1). Наиболее распространенная позиция в обществознании ведущим направлением развития общества считает прогресс - тенденцию улучшения, совершенствования одной или нескольких сфер общественной жизни. История может топтаться на месте и даже идти иногда вспять, но, в конечном счете, тенденция прогресса неумолимо прокладывает себе дорогу через все противоречия и конфликты. Человечество идет по ступенькам прогресса вверх, к светлому будущему (См.: рис. 3а). Различные теории прогресса отличаются критерием выделения ступеней (фаз истории) и их количеством. Например, Гегель в зависимости от степени свободы в истории общества выделяет четыре ступени (См. схему 35).

Схема 35

Ступени мирового исторического прогресса по Гегелю

    Восточный мир Свобода деспота   Греческий мир Свобода для некоторых; принцип прекрасной индивидуальности     Римский мир Свобода для некоторых; принцип абстрактной всеобщности Германский мир Полная свобода. Правовое государство Завершается развитие (доходит до абсолюта)

 

Карл Маркс в соответствии с типом производственных отношений выделяет пять ступеней (См. схему 36).

Схема 36

Ступени общественного прогресса по Марксу

Коммунисти-

Ческая

Буржуазная

Феодальная

Рабовладель-

Первобытно- ческая

Общинная

Формация

У Маркса, в отличие от Гегелевской замкнутой схемы, исторический процесс открыт в будущее. Коммунистической формации пока нет. Более того, Маркс неоднократно подчеркивал, что коммунизм это не идеальное завершенное состояние общества и бесконечный путь к нему.

2). Противоположная позиция ведущим направлением считает регресс - движение вниз, ухудшение состояние общества (см. рис.36). Историк античности Гесиод в книге "Труды и дни" писал, что человечество пережило пять основных стадий, каждый раз как бы спускаясь по лестнице истории на одну ступень вниз. Начав золотым, пройдя серебряный и другие века, оно оказалось в железном. Изначальное состояние человеческого рода - "Золотой век" - эра безоблачного счастья, все было в изобилии, земля давала все, не надо было трудиться, каждый жил безмятежно, проводя свое время в пирах и довольствии. В железный век, ставший сейчас уделом человека, люди проводят свои дни в трудах, заботах и печали. Такой же точки зрения придерживались, например, Сенека, Ж.Ж. Руссо. В XX веке "разочарование в прогрессе", возрождение апокалипсических ожиданий связано с осознанием и прогнозированием глобальных проблем. Пессимистические прогнозы грядущих катастроф являются не просто предчувствием, а просчитываются на математических и кибернетических моделях.

Несмотря на противоположность, первая и вторая позиции едины в общем подходе к истории. Развитие человечества рассматривается как единый закономерный процесс; за основу берется эскалаторная модель истории. Все народы движутся по одному эскалатору (вверх или вниз) находясь на разных ступеньках его (кто-то обогнал и уехал вперед, а кто-то отстал, но отставший пройдет те же самые ступени).

3). Третья позиция - противоположна первым двум, в ней отрицается единство исторического прогресса. Методологическим принципом объяснения истории является идея цикличности и древовидная модель существования человеческих культур (см. рис 3в.). История человечества представляется как относительно самостоятельное развитие отдельных культур (культуры - отдельные плоды на древе истории). Каждая культура, развиваясь, проходит определенные стадии, циклы в своем развитии.

 

Схемы всемирной истории

 

Идея цикличности реализована, например, в теории исторического круговорота Джамбаттиста Вино (итальянский философ, 1668-1744). Он представил историю как развитие всех наций по циклам, состоящим из трех эпох: божественной (безгосударственность, подчинение жрецам), героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). Каждый цикл, проходя стадии детства, юности и зрелости, заканчивается общим кризисом и распадом данного общества. Смена эпох осуществляется в силу общественных переворотов.

Методология культурно-цивилизационного циклизма продолжает развиваться и в современной философии истории (см.: раздел 5 настоящей темы).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 359 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2461 - | 2389 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.