Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культурно-исторические типы Н. Данилевского




Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885 - русский ученый биолог, статистик, историк, философ), по своему мировоззрению примыкал к идеологии славянофилов, которые считали, что славянам не стоит обращаться к историческому опыту Европейской цивилизации; у них есть собственный, более продуктивный и более гуманный путь прогресса. Эти идеи были реализованы Данилевским в его историко-философской концепции, изложенной в работе "Россия и Европа" (1871). В этом труде были сформулированы все основополагающие методологические принципы культурологической философии истории.

Данилевский утверждает, что общей истории у человечества нет. Каждый народ представляет собой своеобразный, неповторимый культурно-исторический тип, живущий по своим меркам и своей системе ценностей.

Признаки культурно-исторического типа:

ü своеобразный язык как основание культуры;

ü особый духовный склад народа (современный термин - менталитет); ядро которого составляет религия;

ü наличие у народа политической независимости (когда народ обретает государственность), то реализуется возможность более эффективного развития первых двух признаков.

Данилевский формулирует следующие основные законы развития культурно-исторических типов.

Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризуемые отдельным языком или группой языков... составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.

Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью.

Закон 3. Начало цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций.

Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, - когда они не будучи поглощены одним политическим целям, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств.

Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов ближе всего уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения - относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу[39].

Данилевский различает три типа народов:

v народы - творцы культур;

v народы - разрушители, могильщики цивилизаций (например, гунны, монголы, турки-османы).

v пассивные народы (этнографические) - медленно строят свою культуру и выступают инструментом для народов - творцов.

К первому типу относятся, например, следующие культуры:

o египетская - еврейская - перуанская

o китайская - греческая - романо-германская

o халдейская - римская (европейская)

o индийская - аравийская - российская[40]

o иранская - мексиканская

 

В своем относительно замкнутом развитии каждая культура проходит три основных стадии:

ü первая - этнографическая - собирание ценностей своей культуры, выработка своего духовного склада;

ü вторая - государственная - обретение государственной самостоятельности;

ü третья - фаза цивилизации - старение и умирание; культура прекращает творчество и начинает переживать старое.

 

Первая и вторая фазы, по мнению ученого, могут длится сколь угодно долго, а для третьей отмерено не более 500 лет.

Структура общественных отношений выражена у Данилевского в "общих разрядах культурной деятельности". Он выделяет четыре основных сферы общественной жизни и располагает их по степени значимости:

1. Деятельность религиозная, объемлющая собою отношение человека к Богу, понятие человека о судьбах своих как нравственно неделимого в отношении к общим судьбам человечества и Вселенной.

2. Деятельность культурная (в узком значении этого слова) - развитие науки, искусства, техники.

3. Деятельность политическая, объемлющая собою отношения людей между собою как членов одного народного целого и отношения этого целого как единицы высшего порядка к другим народам.

4. Деятельность общественно-экономическая, объемлющая собою отношения людей не непосредственно как нравственных и политических личностей, а посредственно – применительно к условиям пользования предметами внешнего мира, добывания и обработки их[41].

В зависимости от того, какая сфера жизнедеятельности развита больше, Данилевский выделяет типы одноосновные (европейская культура - религиозная деятельность, греческая - эстетическая, римская – политическая); двухосновные (европейская - политико-культурный тип). Характеризуя с этой точки зрения славянский культурно-исторический тип, Данилевский делает такой прогноз: "Мы можем надеяться, что славянский тип будет первым четырех основным культурно-историческим типом"[42]; т.е. в нем получают развитие все сферы общественной жизни. Философ также утверждает, что славянский тип отличается молодостью, жизнетворчеством и имеет большие преимущества перед европейской культурой, находящейся в фазе цивилизации. Эта же мысль позже будет высказана Освальдом Шпенглером в его знаменитой книге "Закат Европы".





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 333 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2213 - | 2048 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.