Арнольд Тойнби (1889-1975) - английский философ, историк считает, что всемирную историю человеку не дано понять; это - область божественного видения. Логику развития можно постичь только по отношению к отдельным цивилизациям. Единица изучения истории - отдельно взятое общество. Общество делится на два разряда:
ü - первый тип - "примитивные";
ü - второй тип - "цивилизационные".
Развитие общества осуществляется через "мимесис" - подражание. Первый тип - это общества, позволяющие старикам, прошлому, опираться на традиции и авторитет предков. Второй тип подражает своим героям, лидерам, творческим личностям. Герои создают динамику развития, они способны концентрировать энергию и отвечать на "вызов" истории. Тойнби считает. что человек достигает цивилизации не вследствие биологического дарования (наследственности) или благоприятных условий географического окружения, а в ответ на вызов в ситуации особой трудности, воодушевляющий его на беспрецедентное до сих пор усилие. Таким образом, внутренний механизм истории, по Тойнби, можно представить: вызов ® ответ. "Вызовы", по его мнению, делятся на три вида:
1. Неблагоприятные погодные условия (например, болота в дельте Нила - вызов для древних египтян, леса и морозы для русских).
2. Нападение иноземцев.
3. Гниение предшествующих цивилизаций (например, падение эллино-римской цивилизации вызвало к жизни взлет Византийской и Европейской культур).
Таким образом, даже краткое перечисление концепций прогресса дает представление об их разнообразии и различной методологической направленности.
Как это объяснить? Возможно, общественная наука находится еще "в пеленках" и пробует разные гипотезы, объясняющие сущность развития общества; а может быть, развитие общества настолько разнообразно, разнопланово, что все эти концепции, отражающие одну из его сторон, граней, владеют истиной (каждая по-своему и своей)?
Эти вопросы, как и многие другие в философии, мы оставим открытыми, но не как роспись в бессилии собственного разума, а как стимул для его дальнейшего развития.
Пополните свой словарь следующими понятиями:
направление развития общества,прогресс, регресс, круговорот, общественно-экономическая формация, базис, надстройка, критерий прогресса, закономерности прогресса, технологический детерминизм, культурный детерминизм, культура, цивилизация.
Задание 1
В истории явно прослеживается тенденция ускорения темпов общественного прогресса: для примера: млекопитающие живут на земле около 50 млн. лет, гоминиды - 4 млн. лет, homo sapiens - около 40 тыс. лет, аграрная революция произошла примерно 8 тыс. лет назад, промышленная революция - 200 лет, научно-техническая революция - 50 лет...
Определите внутренние механизмы и факторы ускорения общественного прогресса. Бесконечна ли тенденция ускорения в будущем или наступит время, когда прогресс общества замедлится и достигнет каких-то оптимальных темпов?
Задание 2
Философ Владимир Соловьев в своей небольшой работе "Тайна прогресса" рассказывает сказку: "В глухом лесу заблудился охотник. Усталый, сел он на камне над широким бурным потоком. И стало охотнику тяжело на душе. "Одинок я в жизни, как в лесу", - думается ему, - и давно уж сбился с пути по разным тропинкам... Одиночество, тоска и гибель!..." Тут кто-то дотронулся до его плеча. Видит, стоит сгорбленная старуха... "Слышь, добрый молодец,... перенеси ты меня на тот берег, а то где мне устоять поперек течения..." Был охотник малый добросердечный. "Ну, бабушка, полезай на закорки, да кости - то свои к нутру подтяни, а то рассыплешься, - в воде не соберешь". Вскарабкалась старушка к нему на плечи, и почувствовал он такую страшную тяжесть, точно гроб с покойником на себя взвалил, - едва шагнуть мог. "Ну, думает, теперь уж на попятки стыдно!" Ступил в воду и вдруг как будто не так тяжело, а там с каждым шагом все легче и легче... А как вышел на берег да оглянулся: вместо старухи прижалась к нему красавица неописанная, настоящая царь-девица..." (Соловьев В.С. Тайна прогресса, Соч в 2т. -: Правда, 1989. - Т.2. - С. 619-620).
Сказки ложь, да в ней намек... Какие философские идеи вы видите в этой сказке? Какие особенности общественного прогресса можете выделить, сравнивая его с развитием природы?
Задание 3
Назовите основные критерии общественного прогресса. Оцените современный этап развития нашего общественного прогресса.
Задание 4
Приведите аргументы в доказательство того, что прогресс является главным направлением человеческой истории.
Задание 5
Попытайтесь ответить на вопрос великого русского писателя-философа: не таков ли обычный ход прогресса, что делаются изобретения и материальные усовершенствования, которые разрушают нравственный порядок жизни. Когда же этот беспорядок становится очень тяжелым, поднимаются нравственные вопросы... и опять шаг вперед материальных усовершенствований и второй шаг нравственного...
(Л.Н. Толстой. Дневник 1900 // Полн. собр. соч. – М.: Гослитиздат, 1928-1958. – Т.4 – С.51-52).
Согласны ли вы с таким взглядом на общественное развитие.
Задание 6
Существует такой критерий прогресса, как способ распределения произведенного продукта. В распределении человечество стремится реализовать принцип равноправия и справедливости. Как вы понимаете этот принцип? Какие существуют механизмы в обществе для его реализации?
Задание 7
Охарактеризуйте подробно такой критерий общественного прогресса, как количество и структура использования свободного времени. Оцените с позиции этого критерия нашу эпоху.
Задание 8
О какой закономерности общественного прогресса идет речь в следующем высказывании:"...Промышленный прогресс совсем не параллелен в истории с прогрессом искусства и истинной цивилизации..."
Э. Ренан. Поэзия выставки // Полн. собр. соч. – Киев: Фукс, 1902-1903. – Т.3. – С.177.
Приведите исторические факты, иллюстрирующие эту закономерность.
Задание 9
О каком измерении, каком критерии общественного прогресса идет речь в следующих отрывках художественно-философских тезисов:
"Прогресс - стремление к возведению человека в человеческий сан..."
Чернышевский Н.Г. Алферьев // Полн. собр. соч.- М.: Гослитиздат, 1939-1953. – Т.12. – С.50.
"Все прогрессы – реакционны, если рушится человек".
А.А. Вознесенский. Оза // Собр. соч. – М.: Худ. лит., 1983-1984. – Т.1. – С.411.
"Кому нужен такой технический прогресс, который не делает человека добрее, сердечнее, благороднее..."
Ю.В. Бондарев. "Гомо моралис" // Собр.соч. – М.: Худ лит., 1984-1986. – Т.6 – С.190.
Какие критерии общественного прогресса Вы можете назвать. Как с их помощью можно объяснять ход истории.
Задание 10
Насколько полно в современном нам обществе реализован гуманистический смысл прогресса? Аргументируйте свой ответ.
Задание 11
Какие принципиальные положения диалектики отражены в следующем взгляде Д.И.Писарева на общественное развитие. "Человечество продвигается вперед - это верно; но никак не следует думать, что каждый шаг вперед и каждое движение - движение к лучшему. напротив того, человечество продвигается вперед не по прямой, а зигзагами; каждый успех покупается ценой многих ошибочных попыток".
Писарев Д.И. Популяризаторы отрицательных доктрин // Исторические эскизы. - М., 1989. - С.561.
Приведите исторические примеры, подтверждающие эти положения.
Задание 12
Кем и когда впервые введено в социологию понятие "общественно-экономическая формация". Попытайтесь оценить уровень развития общества, в котором мы живем с точки зрения формационного подхода.
Задание 13
Как Вы понимаете, известное высказывание К. Маркса о том, что прогресс подобен языческому идолу, который не желал пить нектар иначе, как из черепов убитых. Какая особенность и, какая закономерность прогресса здесь подмечена?
Задание 14
Просматривая прямую зависимость социальных перемен от изменений техники, американский социолог Уайт считает, что социальные системы играют второстепенную, подчиненную роль по отношению к техническим системам. Техника - это независимая переменная, социальная система – зависимая система. Проанализируйте эту концепцию. С чем Вы согласны, с чем – нет. Аргументируйте свои выводы.
Задание 15
Современная НТР создает огромные возможности для увеличения власти человека над природой. Вместе с тем известно, что ресурсы природы не безграничны. На этом основываются пессимистические прогнозы о возможной естественной гибели человечества из-за нехватки средств существования. Согласны ли Вы с такой точкой зрения? На чем по Вашему могут быть основаны соответствующие оптимистические прогнозы?
Задание 16
В последней трети XX века все более остро критикуется технократический подход. Согласны ли Вы с этой критикой? Покажите на конкретных примерах, к чему может привести "логика железок" - "сначала технику создадим, потом человеком заниматься будем..."
Задание 17
Некоторые ученые утверждают, что на определенной стадии технического прогресса техника возвысится над человеком, а не человек овладеет техникой. Какова Ваша точка зрения? Аргументируйте свой ответ.
Задание 18
О каком противоречии современного прогресса говорит автор следующего рассуждения: "Рабочие, занятые обслуживанием роботов, признают, разумеется, что избавлены теперь от тяжелого утомительного труда, но они сетуют на то, что длительное общение с бездумной машиной, беспрерывно и монотонно выполняющей однообразную операцию, вызывает у них стрессовое состояние..."
Цветов В. Пятнадцатый камень сада Реандзи. – М.: Политиздат, 1986.
Задание 19
Выделите положение, которое лучше других характеризует концепцию технологического детерминизма?
1. Каков способ производства, таково и общество.
2. Ключом к пониманию истории являются типы систем социальной информации.
3. Исторический процесс в первую очередь связан с техническим прогрессом.
4. Общественная система, прежде всего, характеризуется типом политического управления.
5. Судьба народов обуславливается главным образом внешней средой их обитания.
6. Научная революция определяет техническую, а они вместе – принципы организации всей совокупности социальных элементов.
Задание 20
"Несомненно одно: техника направлена на то, чтобы в ходе преобразования всей трудовой деятельности человека преобразовать и самого человека. Человек уже не может освободиться от воздействия созданной им техники. И совершенно очевидно, что в технике заключены не только безграничные возможности, но и безграничные опасности".
Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991. - С.139.
О каких опасностях для человека говорит философ? Какое противоречие и какая закономерность прогресса здесь отражены.
Задание 21
В век варварства и атома
Мы - акушеры нового,
Нам эта участь адова
По нраву и по норову
Мы - бабки повивальные,
а век ревет матеро,
как помесь павиана и
авиамотора.
Попробуйте при родах
подобных постоять,
сгорать на электродах
и в руки радий брать.
И счастлив этой долей,
художник в мастерской
стоит, смертельно болен
болезнью лучевой.
О каких чертах современного общественного развития говорит А. Вознесенский?
Задание 22
По мнению английского историка и социолога А. Тойнби движущей силой развития цивилизаций является "творческое меньшинство", носителей мистического "жизненного порыва", которое, удачно отвечая на различные исторические "вызовы", увлекает за собой "инертное большинство". Своеобразие этих "вызовов" и "ответов" определяет специфику каждой цивилизации, иерархию ее социальных ценностей и философские концепции смысла жизни. Какая концепция истории здесь отражена? Согласны ли Вы с автором? Аргументируйте свой ответ.
Задание 23
"Должна ли формула прогресса включать в себя, в качестве необходимого элемента, и принцип счастья, или же должна совершенно игнорировать счастье? Если счастье входит в понятие прогресса, то увеличивается и развивается ли оно с прогрессом человечества или же нет?... Встает, следовательно, дилемма: можно признать исторический процесс прогрессом, но зато из понятия прогресса приходится исключить точку зрения счастья; если же критерием прогресса становится счастье, то само существование прогресса становится проблематичным".
Сорокин П. Человек, Цивилизация, Общество. – М., 1992. – С.507, 509.
Попытайтесь ответить на вопросы, поставленные философом.
Задание 24
Попытайтесь определить критерий прогресса
- в науке - в искусстве - в нравственности
- в системе образования - в политике
Задание 25
О каком периоде в истории человечества говорит А. Блок? Какая закономерность прогресса здесь подмечена?
Под знаком равенства и братства
Здесь зрели темные дела...
Тот век немало проклинали
И не устанут проклинать
И как избыть его печали?
Он мягко слал - да жестко спать.
Задание 26
"Прогресс... состоит не в том, чтобы идти все в одном направлении (в таком случае он скоро бы прекратился), а в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, во всех направлениях. Поэтому ни одна цивилизация не может гордиться тем, что она представляет высшую точку развития, в сравнении с ее предшественницами или современницами..."
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991. – С. 109.
Какая методология изучения общества здесь отражена?
Согласны ли вы с таким подходом?
Аргументируйте свой ответ.
Подведем итог изучения трех тем: «Социальная философия: основные методологические проблемы», «Источники и движущие силы развития общества» и «Общественный прогресс».
1. Отметьте правильные ответы в следующих тестах:
1. Первое подразделение общественного производства – это:
а. Производство материальных ценностей
б. Производство орудий труда
в. Производство общественных отношений
г. Производство человека путем деторождения
д. Производство духовных ценностей
е. Производство человека как личности путем социализации
2. Второе подразделение общественного производства – это:
а. Производство материальных ценностей
б. Производство орудий труда
в. Производство общественных отношений
г. Производство человека путем деторождения
д. Производство духовных ценностей
е. Производство человека как личности путем социализации
3. Третье подразделение общественного производства – это:
а. Производство материальных ценностей
б. Производство орудий труда
в. Производство общественных отношений
г. Производство человека путем деторождения
д. Производство духовных ценностей
е. Производство человека как личности путем социализации
4. Четвертое подразделение общественного производства – это:
а. Производство материальных ценностей
б. Производство орудий труда
в. Производство общественных отношений
г. Производство человека путем деторождения
д. Производство духовных ценностей
е. Производство человека как личности путем социализации
5. Выделите черту, которая не отражает сущность труда, как специфической человеческой деятельности
а. общественный характер
б. целенаправленность
в. использование природы
г. использование орудий труда
д. сознательный характер
6. Выделите концепции сформулированные в рамках натуралистической методологии в понимании сущности социума:
а. диалектико-материалистическая
б. социальный дарвинизм
в. технологический детерминизм
г. культурный детерминизм
д. географический детерминизм
7. Выделите концепции сформулированные в рамках технократического подхода:
а. диалектико-материалистическая
б. социальный дарвинизм
в. технологический детерминизм
г. культурный детерминизм
д. географический детерминизм
8. Выделите концепции сформулированные в рамках культурологического подхода:
а. диалектико-материалистическая
б. социальный дарвинизм
в. технологический детерминизм
г. культурный детерминизм
д. географический детерминизм
9. В рамках какой концепции обосновывается следующее утверждение: “Общество ничем принципиально не отличается от природных процессов; в нем действуют те же закономерности, что и в природе”
а. идеалистическая
б. диалектико-материалистическая
в. натуралистическая
г. космологическая
д. теологическая
10. Выделите природные факторы развития общества:
а. производительные силы
б. народонаселение
в. отношения собственности
г. полезные ископаемые
д. средства труда
11. Фатализм – это:
а. абсолютизация свободы
б. абсолютизация роли экономических отношений
в. абсолютизация роли культуры
г. абсолютизация исторической необходимости
д. абсолютизация принципа развития
12. Волюнтаризм – это:
а. абсолютизация свободы
б. абсолютизация роли экономических отношений
в. абсолютизация роли культуры
г. абсолютизация исторической необходимости
д. абсолютизация принципа развития
13. Выделите главную производительную силу общества:
а. орудия труда
б. техника
в. земля
г. человек
д. наука
14. Выделите положение, наиболее точно характеризующее соотношение понятий научно-техническая революция (НТР) и научно-технический прогресс (НТП):
а. НТР и НТП одно и то же, совпадают по времени и содержанию: характеризуют
изменения в технике на базе научных знаний
б. эти понятия не совпадают вообще, отражая различные общественные процессы
в. понятие НТП более широкое, НТР – один из этапов НТП
г. Понятие НТР более широкое, технический прогресс один из этапов НТР
15. Среди названных направлений НТР выделите главное, определяющее все остальные:
а. использование в производстве наукоемких технологий
б. химизация производства
в. автоматизация производства
г. освоение космоса
д. использование новых источников энергии
16. Антагонизм – это:
а. социальные группы
б. базис общества
в. тип социальных реформ
г. неразрешимое противоречие
д. тип личности
17. Революция – это:
а. качественное преобразование общественных отношений
б. политический переворот
в. идеологические реформы
г. экономические реформы
д. изменение конституции
18. Субъекты исторического процесса:
а. личность
б. идеологические доктрины
в. человечество
г. социальные группы
д. мафия
19. Главный критерий общественного прогресса в исторической концепции Г.Гегеля
а. развитие личности
б. степень свободы личности
в. уровень развития техники и технологии
г. способ производства материальных благ
д. качество жизни
20. Главный критерий общественного прогресса в исторической концепции К.Маркса
а. развитие личности
б. степень свободы личности
в. уровень развития техники и технологии
г. способ производства материальных благ
д. качество жизни
21. Общественный прогресс – это:
а. совершенствование социума
б. закономерное развитие общества
в. развитие фауны
г. структурирование ноосферы
д. оптимизация менеджмента
22. Цель общественного прогресса – это:
а. достижение равенства мужчин и женщин
б. разрешение глобальных проблем современности
в. всестороннее развитие сущностных сил каждого человека
г. создание всемирных политических организаций
д. уничтожение терроризма
23. Главный критерий общественного прогресса с точки зрения марксизма
а. уровень развития техники и технологии
б. тип производственных отношений (формы собственности)
в. уровень потребления
г. степень свободы личности
д. счастье человека
24. Главный критерий общественного прогресса в технократических концепциях
а. уровень развития техники и технологии
б. тип производственных отношений (формы собственности)
в. уровень потребления
г. степень свободы личности
д. счастье человека
25. Главный критерий общественного прогресса в философии Г.Гегеля
а. уровень развития техники и технологии
б. тип производственных отношений (формы собственности)
в. уровень потребления
г. степень свободы личности
д. счастье человека
26. Выделите закон, который не является основой закономерностью прогресса
а. Взаимосвязь поступательности и цикличности
б. Тенденция неравномерности общественного прогресса
в. Закон – тенденция ускорения темпов общественного прогресса
г. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
д. Тенденция непрямолинейного характера прогресса
27. Кто был автором теории общественно-экономической формации
а. З.Фрейд
б. К.Маркс
в. Г.Гегель
г. Ш.Монтескье
д. Н.Чернышевский
28. Выделите структурные элементы общественно-экономической формации:
а. надстройка
б. религия
в. базис
г. средства труда
д. информационные системы
29. Автор концепции постиндустриального общества
а. Д.Белл
б. У.Ростоу
в. К.Маркс
г. О.Шпейнглер
д. А.Тойнби
30. Автор концепции «Стадии экономического роста»
а. Дж.Дьюи
б. У.Ростоу
в. К.Маркс
г. О.Шпейнглер
д. А.Тойнби
31. Выделите стадии прогресса в теории постиндустриального общества:
а. постиндустриальное общество
б. феодальное общество
в. буржуазное общество
г. патриархальное общество
д. индустриальное общество
32. Назовите авторов культурологических концепций истории
а. К.Маркс
б. А.Тойнби
в. О.Шпенглер
г. У.Ростоу
д. Н.Данилевский
33. Выделите положение, которое лучше других характеризует концепцию технологического детерминизма.
а. Каков способ производства, таково и общество.
б. Ключом к пониманию истории являются типы систем социальной информации.
в. Исторический процесс в первую очередь связан с техническим прогрессом.
г. Общественная система, прежде всего, характеризуется типом политического управления.
д. Судьба народов обуславливается главным образом внешней средой их обитания.
34. Среди названных типов социальных групп выделите этнические общности
а. народность
б. классы
в. племя
г. нация
д. профессиональные группы
35. Среди названных типов социальных групп выделите экономические группы
а. народность
б. классы
в. племя
г. нация
д. профессиональные группы
36. Отметьте тип социальной группы, выделяемой по правовым признакам:
а. народность
б. классы
в. сословия
г. нация
д. семья
37. Выделите потребности по сферам деятельности:
а. потребность в труде
б. потребность в отдыхе
в. потребность в пище
г. потребность в одежде
д. потребность в общении
38. Выделите потребности по объекту:
а. потребность в труде
б. потребность в отдыхе
в. потребность в пище
г. потребность в одежде
д. потребность в общении
39. Какой фактор общественного процесса в марксизме выделяется в качестве главного:
а. уровень развития техники и технологии
б. развитие способа производства
в. уровень развития духовной культуры
г. природная среда (климат, почва, полезные ископаемые)
д. уровень реализации творческого потенциала личности
40. Какой фактор общественного процесса выделяется как главный в географическом детерминизме:
а. уровень развития техники и технологии
б. развитие способа производства
в. уровень развития духовной культуры
г. природная среда (климат, почва, полезные ископаемые)
д. уровень реализации творческого потенциала личности
41. Какой фактор общественного процесса выделяется как главный в культурном детерминизме:
а. уровень развития техники и технологии
б. развитие способа производства
в. уровень развития духовной культуры
г. природная среда (климат, почва, полезные ископаемые)
д. уровень реализации творческого потенциала личности
42. Какой фактор общественного процесса выделяется как главный в технологическом детерминизме:
а. уровень развития техники и технологии
б. развитие способа производства
в. уровень развития духовной культуры
г. природная среда (климат, почва, полезные ископаемые)
д. уровень реализации творческого потенциала личности