Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Исток и источники отечественной философии




 

Отыскивая исток (как начало) и источники[37] (как то, что дает начало чему-либо) отечественной философии, мы неизбежно сталкиваемся с двумя исходными проблемами.

Проблема национальной специфики или диалектики общего и особенного в развитии культуры и философии восточных славян. Другими словами, какую философию мы будем называть отечественной: славянскую, украинскую или русскую? Среди множества точек зрения на эту проблему обозначим три крайних:

В развитии культуры и философии восточных славян общее преобладает над частным, особенным[38]. Излившись из одного истока - древнерусской философской мысли, белорусская, русская и украинская философии к XV-XVI в. относительно обособились, приобрели национально-региональную специфику. В XVII-начале XVIII века украинская и белорусская философская мысль оказали существенное влияние на развитие русской философии... Украинские и белорусские мыслители сыграли особую роль в организации философского образования и преподавании философии в России. Для идейно-философских взаимосвязей и взаимовлияний русского украинского и белорусского народов XVII-XVIII веков характерно появление мыслителей бинациональной и даже полинациональной принадлежности: Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Стефан Яворский”[39].

Точка зрения, подчеркивая преобладание особенного национального над общим. Утверждается, что украинская и русская - это две разных культурных традиции, что духовным приемником культуры Киевской Руси стал только украинский народ. Украинцы, испытав влияние Запада в период формирования народности, приобрели особенные, во многом противоположные русским, черты менталитета (приоритет индивидуального, личностного над соборным, уважение к другим языкам и обычаям, одухотворенность, приоритет духовного над материальным, любовь к природе, матери - земле)[40].

Существует точка зрения, что своеобразной философии у восточнославянских народов, у России (имеется в виду Российская империя и все земли в нее входящие) вообще не было: “Философией в России занимались и занимаются, но говорить о русской философии в том смысле, в каком говорят о французской, немецкой или английской нельзя: национального философа, каким является, например, Декарт для французов, Кант для немцев, Бэкон для англичан, в России не было”[41].

Ваше мнение по этому поводу? Какую точку зрения Вы можете назвать более аргументированной, исходя из Ваших знаний истории отечественной культуры?

 

Проблема начала отечественной философии или начиная, с какого периода можно говорить о своеобразной философии? Эта проблема упирается в диалектику становления и завершения самого процесса развития и уже развитых (классических) форм.

Большинство историков, философов, начало славянской философии связывают с принятием христианства на Руси, т.е. X-XI вв.

Однако, некоторые связывают начало отечественной философии с появлением развитых на собственной основе, классических философских учений, появившихся в связи с распространением университетского образования. - XVII-XVIII вв. А.Ф. Лосев, в частности, пишет: “Впервые философские интересы пробуждаются в России в XVIII веке, когда русский ум был, затронут идеями французского просвещения и одновременно идеями просвещенного абсолютизма”[42].

Своеобразие отечественной философии определяется исторической судьбой славянских народов. Славянские этносы как более молодые оказались в русле культурного влияния более развитых цивилизаций. В VI-VIII вв. у славянских племен идет процесс разложения родового строя, возникновение феодально-общественных отношений, формирование в IX-X вв. (в результате объединения восточнославянских племен) единого государства - Киевская Русь. Формировавшаяся в это время философия Киевской Руси черпала идеи из двух источников: древнеславянской языческой мифологии и вновь пришедшая из Византии христианского вероучения.

Славянская мифология связана с земледельческой культурой. Среди множества богов и духов, в которых верили и которым поклонялись наши предки, выделяются боги, связанные с трудом на земле: бог грозы - Перун, бог Солнца - Даждьбог, бог огня - Сварог, бог животворящих сил природы - Ярил, бог скота - Велес. Николай Костомаров считает, что: “ Славяне, несмотря на видимое многобожие, признавали одного бога - отца природы... Из летописи нашего Нестора, - пишет он далее, - видно, что славяне имели понятие о едином верховном существе, которое по преимуществу называли богом и отличали от Перуна, главного из второстепенных божеств. Другие божества были существа происходящие или вытекающие от верховного... Следовательно, корневой принцип славянской традиции - эманация; по славянскому понятию и нравственная, и физическая природа представляется живущею, заключается в каждом явлении своем жизненный дух, исходящий от зиждителя”[43]. Такое скрытое единобожие, очевидно, было одной из причин того, что славяне сравнительно быстро восприняли новую монотеистическую религию - христианство.

В образно-метафоричной мифологической картине мира часто используется образ дерева. Мир как дерево, которое своими корнями уходит в преисподнюю, а кроной упирается в небо (небо - земля - преисподняя - вертикальная структура мира); которое овеется четырьмя ветрами (горизонтальная структура мира). В дереве этом заложено основное противоречие бытия - жизнь и смерть (зеленое, сухое дерево). Далее мы увидим, что образ дерева позднее был использован христианскими мыслителями в изучении человека и его души (см. §4 настоящей главы).

Диалектичность мифологической картины мира проявляется в образном видении основных противоречий бытия: жизнь - смерть, доля - недоля, небо - земля, чет - нечет, огонь - влага, солнце - луна, белый (Белобог) - черный (Чернобог), близкий - далекий (дом - лес, тридевятое царство), священный мирской.

Принятие Русью христианства, безусловно, можно назвать революцией в сфере духа, т.к. оно меняло (часто на противоположные) многие мировоззренческие ориентиры (см.: таблицу 3).

Таблица 3

Сравнение языческого и христианского типов мировоззрения

№№ п/п Языческое мифологическое мировоззрение древних славян Христианское мировоззрение
1. Мир как самодостаточный, надисторичный Космос. Примат духовного над материальным, монистическая, объективно-идеалистическая картина мира. Направленность исторического времени от начала до конца.
2. Человек не выделяется из природы: неразрывность человека миром вечного движения и обновления природы. Человек - духовное существо, выделяется из природы. Человек между природой и Богом.
3. Обожествление природы - пантеизм. Противопоставление материального и духовного начала в мире.
4. Политеизм - многобожие, поклонение стихиям, идолам. Монотеизм - единобожие “Бог - это все”.
5. Приоритет общего, общинного над индивидуальным, культ рода. Приоритет индивидуального, личностного. Высшая личность - Бог - творец.
6. Признание астральной (космической) зависимости человека. Главное в человеке - моральная ответственность.

 

Вместе с христианством в средневековую Киевскую Русь пришла и европейская культура, а также элементы античной культуры. Именно Византия, сохранив античную культурную традицию, передала ее другим народам. Принятия христианства послужило началом подъема духовной культуры Киеворусского государства. Византийскими монахами Кириллом и Мефодием был изобретен славянский алфавит. Своя письменность стала сильным катализатором в развитии духовной культуры, т.к. язык является универсальным средством сохранения и передачи культурных ценностей.

Один из первых киеворусских книжников Киевский митрополит Илларион так пишет об историческом значении христианизации Руси:

“... И подобало благодати и истине воссиять над новым народом... Так и свершилось. Ибо вера благодатная распростерлась по всей земле и достигла нашего народа русского... И уже не идолопоклонниками зовемся, но христианами, не без упования еще живущими, но уповающими на жизнь вечную. И уже не капища сатанинские воздвигаем, но церкви Христовы созидаем...

Тогда как пуста и иссохшая была земля наша ибо идольский зной иссушил ее, внезапно разлился источник Евангельский, напоя всю землю нашу.

Тогда как слепы мы были и невидали света истины, но блуждали во лжи идольской, к тому же глухи были к спасительному учению, помиловал нас Бог - и ввоссиял и в нас свет разума к познанию Его, по пророчеству: Тогда отверзнутся очи слепых, уши глухих услышат”[44].

Многие исследователи замечают, что два основных источника культуры Киевской Руси: древнеславянская мифология и христианская религия, несмотря на противоположность, составляли своеобразный синтез; образовалась “довіра” - диалог старой и новой культуры (это отличает славянскую культуру от западноевропейской, в которой несколько веков шла непримиримая борьба античной и средневековой христианской культурной традиции). Из этой довіри и вышла философия Киевской Руси, ставшая в последствии общим источником белорусской, русской и украинской философии, которые сформировались в классическом варианте к XVII-XVIII вв. (см. схему 8).

Схема 8

Древнеславянская мифология Христианская религия
Диалог Двовіра  
       
Философия Киевской Руси Основные периоды
      ХI-XVI вв. – I этап
Белорусская философия Русская философия Украинская философия XVI-XVII вв. – II этап XIX в. – III этап
XX в. – IV этап
             

 

Явление Софии

 

Философия, София – мудрость, премудрость явилась в Киевскую Русь в христианских религиозных одеждах и это определило ее своеобразие.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 909 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2321 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.