Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Периодизация истории Античной философии




 

Античная философия – это философия древней Греции и древнего Рима; возникла в VI веке до н.э. в древнегреческих городах-государствах (полисах) и развивались до VI века н.э., когда римский император Юстиниан в 529 году закрыл последнюю Платоновскую академию.

В истории Античной философии выделяются три основных периода.

1. Классический – VI-IV вв. до н. э.

2. Ранний эллинизм – IV в. до н.э.-I в. н.э.

3. Поздний эллинизм – I-VI вв. н. э.

 

I.Классический период (или Античная классика) отличается большим разнообразием школ, учений, направлений. Здесь в свою очередь выделяются два этапа.

1) Раннегреческая философия (досократики) – первые натурфилософы интересовались большей частью онтологическими проблемами: Что есть сущее? Из чего состоит все? Каковы первопричины и первоначала всего? Какова структура мироздания?

2) С Софистов и Сократа начинается поворот философии к изучению человека. Знаменитый призыв Сократа: “Познай самого себя!”.

Основные школы и наиболее известные философы классического периода:

Милетская школа объединяет первых натурфилософов: Фалес (ок. 625-ок. 547 г. до н.э.) – пытался найти материальную первооснову всего сущего, считал такой первоосновой – влажное первовещество (воду). Анаксимандр (610-ок. 540 г. до н.э.) – считал первоосновой мира – апейрон – бесконечное материальное первоначало, в основе его космогонии – диалектический принцип единства и борьбы противоположностей; ему принадлежит первая общая формулировка закона сохранения вещества и энергии, а также догадка об эволюции живой природы (появление “первых людей” из животных). Анаксимен (2-я пол. VI в. до н.э.) – развил строго монистическую концепцию, что все состоит из воздуха; “беспредельный” воздух у Анаксимена источник дыхания и жизни.

Гераклит из Эфеса (ок. 520-ок. 460 г. до н.э.). Мир этот, по Гераклиту никем не создан и есть “вечно живой огонь, мерно загорающийся и мерно потухающий”; в основе движения мира – единство и борьба противоположностей (живое и мертвое, бдящее и спящее, прекрасное и безобразное, чистое и грязное и т.п.).

Пифагор (2-я пол. VI в.-нач. V в. до н.э.) – создал религиозно-мистическое учение, согласно которому высшая этическая цель человека – катарсис – очищение, достигаемое – для тела через вегетарианство, для души – через познание музыкально-числовой структуры космоса, символически выражаемой в “чеиверице”, т.е. сумме первых четырех чисел 1+2+3+4=10, содержащей основные музыкальные интервалы: октаву (2:1), квинту (3:2) и кварту (4:3). Пифагор обосновал религиозно-философское братство (союз), имевший в свое время политическое влияние в Южной Италии.

Элейская школа (конец VI-V в.в. до н.э.), в которую входил Парменид (родился ок. 515 г. до н.э.), Зенон Элейский (ок. 490-ок. 430 г. до н.э.) и Мелисс Самосский (V в. до н.э.). Элеаты обосновали концепцию бытия, противоположную первым натурфилософам. Бытие, как сущность, первооснова мира – едино и неподвижно, всякое движение всякая множественность приводят к противоречиям, а значит, невозможны (об этом знаменитые апории Зенона: “Ахилл”, “Дихотомия”, “Стадий” и “Стрела”).

Атомизм - Левкипп, Демокрит (подробно об этой школе в следующем параграфе).

Софисты -Протагор (490-420 г. до н.э.), Горгий (480-380 г. до н.э.), Антифонт (V в. до н.э.) и другие. Первоначально слово софист означало мудрец, потом софистами начали называть платных преподавателей красноречия и возможных знаний. Знаменитое изречение Протагора: “Человек есть мера всех вещей” знаменует поворот философии к человеку. Софисты разрабатывали субъективную диалектику, обратив внимание на подвижность, изменчивость, противоречивость понятий в человеческом мышлении.

Далее следует назвать три столпа античной классики, три самых известных философа:

Сократ - Платон - Аристотель

Платон был учеником Сократа, а Аристотель – учеником Платона, и каждый из них создал свое оригинальное учение, ставшее вехой в истории философской мысли.

Сократ (ок. 470-399 г. до н.э.) – критиковал натурфилософские спекуляции предшествующей эпохи, считая достойным внимания лишь человеческие проблемы; разработал методику диалога как способа нахождения истины, в этике придерживался строгого рационализма, утверждая, что добродетель тождественна знанию и что человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Жизнь Сократа, это воплощенный образ народного мудреца; он не писал ни одного сочинения, разгуливая по площадям Афинским и вступая в споры, беседы с людьми. В конце жизни был осужден и казнен за “введение новых божеств и развращения юношества”.

Платон (подробно о жизни и учении в следующем параграфе).

Аристотель (384-322 г. до н.э.) – философ и ученый – энциклопедист, основатель перипатической школы. В философии Аристотель выделяет три части:

Теоретическая (умозрительная) – первая философия (метафизика) и физика, и физика изучающая первопричины бытия; цель теоретической философии – знание ради знания.

Практическая философия, цель которой – знания ради деятельности – этика и политика.

Поэтическая (творческая) философия – знание ради творчества – риторика и поэтика. Логика не самостоятельная наука, а пропедевтика ко всем наукам. Если Сократ и Платон разрабатывали диалектическую логику, то Аристотель – автор формальной логики. Позже, в средние века, формально-логическая часть учения Аристотеля была оторвана от содержательной и канонизирована, использовалась как методологическая основа средневековой схоластики.

 

II. Ранний эллинизм – это период кризиса античного рабовладельческого общества, разочарование философов в политической деятельности, сведение философии к вопросам частной личной жизни человека – этике. Философия интересуется не вопросом: “Каков мир?”, а вопросом!: “Как надо жить?” В этом периоде выделяются три известные школы: скептицизм, стоицизм, эпикуреизм.

Скептицизм: Пиррон (IV в.-нач. III в. до н.э.), Тимон (ок. 325-235 г. до н.э.), Энесидем (I в. до н.э.), Агриппа Секст Эмпирик (2-я пол. II в.-нач. III в. до н.э.), – отрицали возможность достоверного знания, на основании того, что знание всегда субъективно. Пиррон – основатель школы – утверждает, что философ – это тот, кто стремится к счастью; кто желает достичь счастья, должен ответить на три вопроса:

а) из чего состоят вещи?

б) как мы должны относится к вещам?

в) какую выгоду получим мы от нашего отношения?

Стоицизм - Зенон из Китиона (ок. 333-362 г. до н.э.), Хрисипп - (281/277-208/205 г. до н.э.), Посидоний (ок. 135-51/50 г. до н.э.), Сенека (ок. 5 г. до н.э.-65 г. до н.э.), Эпитет (ок. 50-ок. 140 г. н.э.), Марк Аврелий (121-180 г.) – направление в философии, в котором этика занимает ведущее место, опираясь на физику (натурфилософию) и логику. Конечная цель человека, счастье, определяется как жизнь согласная природе, логосу. Стоический идеал добродетельного человека – это мудрец, который может разделить все вещи и дела на зависящие от него и не зависящие: в первых мужественно исполнять свой долг вопреки всему, вторые игнорировать.

Эпикуреизм - материалистическая школа в древнегреческой и древнеримской философии, основанная Эпикуром (341-270 г. до н.э.). Эпикуреизм продолжает традиции философии Демокрита атомизм и гедонизм. Главную задачу философии видят в том, чтобы научить человека быть счастливым, освободить его от страданий.

 

III. Поздний эллинизм - философия сближается с религией, приобретая от части мистический характер. Философские школы этого периода – неопифагорейство и неоплатонизм – оказали существенное влияние на средневековую философию

Неопифагорейство - Ксенократ (396-314 г. до н.э.), Плутарх (ок. 45-ок. 127 г.), Нумений (2-я пол. II в.) – возрождение пифагорейской традиции – придание самостоятельного значения методам математического символизма (в основе бытия; единое – многое, монада – диада, тождество – различие, четное – нечетное, точка – линия – плоскость – тело); в этике – развитие идей аскетизма и катартихи (от “катарсис” – очищение).

Неоплатонизм - Плотин (204/205-270), Порфирий (234-между 301 и 305 г.), Ямвлих (ок. 245-330), Прокл (412-485) – продолжение традиций платоновского идеализма. Главная задача философии – вывести из единства бога последовательную традицию бытия (первоначало всего – Единое, его проявления: ум – душа – космос; ум и душа осуществление Единого в вечности, космос – во времени. Единое, универсум – то, к чему стремится затерянная в просторах космоса душа, побывав в здешнем мире как в театре (где есть добро и зло, герои и рабы – для разнообразия пьесы) душа вернется к своему отцу и возлюбит его чистою любовью.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 958 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2334 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.