Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Специфику любой науки определяют по ее предмету, методу и языку.




 

1.1. Что является предметом философии?

 

На этот, как и на многие другие вопросы, в философии нет однозначного ответа. Во-первых, потому, что предмет философии менялся в ее историческом развитии, и, во-вторых, в различных философских направлениях по-разному определяется предмет.

Рассматривая исторический аспект, можно выделить три основных этапа в развитии предмета философии.

Первый этап – древняя философия, как совокупная мудрость человечества, включала в себя зачатки всех научных знаний, следовательно, ее предметом были всеобщие и конкретные законы бытия, известные в то время. Философ – мудрец был тогда и математиком, и астрономом, и врачом, и историком. Оттуда и пошло определение философии как “царицы наук” или “науки наук”.

Второй этап – процесс дифференциации науки и распредмечивания философии. От философии постепенно отпочковывались и оформлялись в самостоятельные науки различные области знания, “унося” с собой часть ее предмета. Схематично всю область исследования науки можно представить в виде большого пирога, который разделили на части (см. схему 3).

В XIX веке проблема распредмечивания философского знания была осознана и вновь в философии начались поиски ее предмета.

Третий этап – (XIX – XX вв.) характерен многообразием точек зрения на предмет философии и ее статус в системе научного знания. Здесь приведем лишь некоторые (во многом противоположные) точки зрения.


Схема 3

Процесс дифференциации науки и распредмечивания философии

 


 

а) Позитивизм считает предметом своей философии анализ языка науки, сводя функции философии к логике и методологии науки (подробнее об этом смотри в теме “Философия XX века”).

б) Диалектический материализм определяет философию как науку о наиболее общих законах бытия. Любая наука среди бесконечного многообразия связей окружающего мира выделяет и изучает законы. Закон – это существенная, общая, необходимая, повторяющаяся связь между явлениями и процессами. Однако в мире существуют законы различной степени общности. Философию, в отличие от других наук, интересуют самые общие, универсальные связи бытия. Известный американский фантаст и популяризатор науки Айзек Азимов представляет роль и место философии в современном научном знании в следующем образе (См. рис. 1). Современную науку, утверждает он, можно представить в виде большого сада разделенного на отдельные участки. Каждый хозяин осваивает свой участок, знает в нем все до мельчайших подробностей, но ему не интересно, что делается на участке соседа. Так часто бывает, что специалисты даже смежных областей науки не понимают друг друга, в силу узкой специализации и особенности формализованного языка той или иной дисциплины. В такой ситуации еще более необходим обобщающий взгляд с высоты или со стороны. В этом и состоит методологическая функция философа.

в) Иррационалистическое направление в философии считает, что предмета у философии вовсе нет, так как она не наука, а “... искусство познания в свободе через творчество идей, противящихся мировой данности и необходимости, проникающих в запредельную сущность мира [6]. Противопоставляя философию науке, Н.Бердяев дальше пишет: “В науке есть горькая нужда в человека; в философии – роскошь, избыток духовных сил. Философия не менее жизненна, чем наука, но это жизненность творчества познания, переходящего пределы данного, а не жизненность приспособления познания к данному для самосохранения в нем... В философии есть что-то праздничное и для утилитаристов будней столь же праздное, как и в искусстве”[7].

Философия изучает универсальные, всеобщие связи, но, тем не менее, структурирует свой объект; поэтому традиционно в философском знании выделяются следующие направления или разделы:

Онтология – учение о бытие;

Антропология – учение о человеке;

Гносеология – теория познания;

Логика – наука о закономерностях абстрактного мышления;

Методология – наука о методах познания и границах их применения;

Аксиология – учения о ценностях;

Социология – наука об общих законах развития общества;

Этика – философская теория морали и нравственности;

Эстетика – наука о закономерностях существования и создания прекрасного в мире.

На разных этапах развития философии и в различных философских школах на первый план выдвигаются те или иные проблемы. Это зависит от потребностей общественной практики и науки, а также от философских традиций.

 

1.2. В чем специфика философских вопросов постижения истины? Метод – путь, способ исследования, познания, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Философский метод представляет собой общий подход к изучению действительности. В зависимости методологической традиции выделяются основные типы философствования: метафизический[8] и диалектический; рационализм и иррационализм.

ТИП ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ
 
МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ
Поход к изучению мира как раз и навсегда данного, изучение объекта в статичном состоянии. Мышление основано на формальнологическом законе исключенного третьего: или да, или нет – третьего не дано: тяготеет к построению однозначной, статичной, умозрительной картины мира. Подход к изучению мира как процесса (изучается динамика объекта). Диалектическое мышление, изучая подвижные связи мира, переход одного в другое допускает единство противоположностей (и да, и нет – одновременно). В диалектике картина мира оживает.
ТИП ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ
 
РАЦИОНАЛИЗМ ИРРАЦИОНАЛИЗМ
Философия в познании мира опирается на разум (ratio), используя формы и методы абстрактного мышления: понятие, суждение, умозаключение, гипотеза, теория, индукция, анализ, синтез и т.п. Философия в познании запредельной сущности мира опирается не на разум, а пользуется сверхрациональными (иррациональными) способами постижения истины: любовь к истине, интуиция, медитация, непосредственная связь с космосом, экстрасенсорика и т.п.
     

 

Эвристическая сила философских методов проявляется в том, что они могут быть использованы в познании любой сферы бытия. В истории науки и философии множество примеров того, как философы, пользуясь исключительно силой своего мышления, делали открытия, на многие столетия, опережающие их экспериментальное подтверждение в естествознании. Так в V веке до нашей эры Демокрит открыл атомы и спустя 24 века естествознание экспериментально подтвердило их существование. Немецкий философ Иммануил Кант, не будучи ни физиком, ни астрономом, выдвинул первую в истории науки космогоническую гипотезу об образовании планетной системы из первоначальной “туманности”, то есть из огромного облака диффузного вещества. Выход из кризиса физики в начале XX века был предложен философом В.И. Лениным, который, пользуясь диалектическим методом и расширив границы познания, объяснил философский и физический смысл новых открытий в науке (подробнее об этом смотри в теме “Онтологические проблемы в философии”).

 

1.3.Особенность языка философии заключается в том, что в отличие от других (в частности естественных) наук она практически не обращается к формализованному языку, а пользуется естественным языком. Это позволяет ей “проникать” в другие сферы культуры и через них, через науку, искусство, мораль, влиять на жизнь человека, его сознание. Философия вырабатывает, определяет самые общие, абстрактные понятия – категории: мир, космос, бытие, человек, закон, сущность, причина, движение, познание, сознание и т.п. и поэтому является необходимым условием формирования развитого теоретического мышления.

Начинающему изучать философию она предстает в виде “знакомой незнакомки”. С одной стороны, человек всегда пользуется общими понятиями, (они ему знакомы до изучения философии), а с другой стороны, поначалу представляется трудным оперировать столь абстрактными понятиями, не обращаясь зачастую к конкретным образам. В языке философии большую роль играет не только логическая структура, но и стиль. В этом философия сближается с искусством. Философия - это стиль, поэтому индийская, китайская, немецкая, французская, русская, украинская философии отличаются друг от друга. Говорят, что на предложение изложить свои взгляды в популярном издании на французском языке, Гегель - немецкий философ диалектик, ответил с гордостью, что его философия не излагается ни кратко, ни популярно, тем более на французском языке.

Попытки формализовать философию, представить ее в виде общей для всех логической структуры (Р.Декарт, Б.Спиноза, современный позитивизм) не увенчались успехом. Философия была и осталась общим умозрительным рассуждением о коренных проблемах человеческого бытия.

Какое место занимает философия в системе научного знания? Как она связана с другими науками?

Обсуждается три статуса философии:

Над наукой в качестве компаса; сознательно принимаемый “азимут” того, в системе каких философско-теоретических категорий и ценностных установок строить науку.

Под наукой, как существенный системообразующий элемент фундамента научной деятельности, как система категорий культуры, частью которой является философия.

В науке как неустранимый компонент, как рабочий прагматический аспект самой научной деятельности, когда в решении научных задач участвуют категории и методы науки и философии. А.Эйнштейн, например, утверждал, что наука без теории познания (насколько это вообще мыслимо) становится примитивной и путаной.

В конкретных науках, в особенности у представителей естественных и технических наук время от времени возникает скептическое отношение к философии, неприятие чисто умозрительных рассуждений, отрицание всякой деятельности, которая не дает непосредственных практических результатов (известный спор “физиков” и “лириков”). Здесь вспоминается образ Ф.Бэкона (английский философ XVI-XVII вв.), где он сравнивает философию с желудком:... мол, как-то раз различные части тела подумали и пришли к выводу, что давно пора прекратить всякие делишки с этим паразитом - желудком; надо бы его отключить из общей связи - все равно от него толку мало, сидит и жрет себе результаты нашего труда. Решили и отключили. Прошло время, и все части организма стали терять свои функции, (ноги перестали ходить, руки - щупать и хватать, глаза - видеть, уши - слышать и т.п.). Тогда они, видя, что дела плохи, вновь пошли на связь и дружбу с желудком.

Место философии в системе культуры представлено в схеме 4.

Для чего человеку нужна философия? Какие блага она ему дает и от каких зол освобождает? Философия служит средством самопознания человека, ориентации его в мире. Она освобождает личность от внешнего насилия, возвышая дух человеческий. Основание этой освободительной деятельности философии русский философ В.Соловьев видит в “...существеннейшем и коренном свойстве человеческой души, в силу которого она не останавливается ни в каких границах, не мирится ни с каким извне данным определением, так, что все блага и блаженства на земле и на небе не имеют для нее никакой цены, если они не ею самой добыты, не составляют ее собственного внутреннего достояния. Отрицательный процесс сознания есть вместе с тем и процесс положительный, и каждый раз как дух человеческий, разбивая какого-нибудь старого кумира, говорит: Это не то, что я хочу, - он уже этим самым дает некоторое определение того, чего хочет, своего истинного содержания.

Это двойственная сила и этот двойной процесс, разрушительный и творческий, составляет сущность философии, вместе с тем составляет и собственную сущность самого человека, того, чем определяется его достоинство и преимущество перед основной природой, так что на вопрос: Что делает философия? – мы имеем право ответить: она делает человека вполне человеком[9].

 

Ваш словарь пополняется

следующими понятиями:

онтология, гносеология, логика, метод, методология, аксиология, социология, этика, эстетика, метафизика, диалектика, рационализм, иррационализм.


 

Схема 4

ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ[10]

   
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ   МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
Философские принципы Общие методы познания   Предельно общие системы мировоззрения: Религия Философия
 
  Научная картина мира  
     
Теоретический уровень науки Система эстетических и моральных ценностей
     
Эмпирический уровень науки (эмпирические законы) Ценности практической повседневной деятельности Здравый смысл
     
Экспериментально-практический уровень науки (научный опыт, практика) Жизненный опыт. Повседневная деятельность
     
  Общественно-практическая деятельность Практика  
   
  ОБЪЕКТИВНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ  
                 

 


 

И в заключение вводной части (древние ее называли пропедевтика – т.е. вхождение в систему понятий какой-либо отрасли знания) проверьте себя в следующем диктанте – тесте. Вам предлагается 20 вопросов. Вы пишете у себя в тетради только номер вопроса и краткий ответ. Засеките время. Вы справились с заданием за 15 -20 минут? У Вас от 15 до 20 правильных ответов? – Отличный результат! Поехали!

1. Философия – это мировоззрение, наука или сфера духовной культуры?

2. Главный вопрос любого мировоззрения?

3. Три исторических типа мировоззрения?

4. В каком типе мировоззрения сущность мира и человека объясняется с помощью сверхъестественных сил?

5. Какой тип мировоззрения опирается на разум, а не на веру?

6. Что составляет структуру мировоззрения?

7. Основной вопрос философии – это вопрос о …?

8. Как называется философское мировоззрение, доказывающее первичность материального начала бытия?

9. Назовите основные формы идеализма?

10. Как называется направление в философии, отрицающее познаваемость мира?

11. Что такое метод?

12. Как называется учение о методах познания?

13. Назовите метод, противоположный метафизическому?

14. Назовите метод, противоположный рационализму?

15. Как называется философское учение о познании?

16. Как называется философское учение о бытии?

17. Философское учение о сущности прекрасного?

18. Как называется философское учение о морали?

19. Философское учение о человеке?

20. Что является предметом философии?


Раздел 1





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1095 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2461 - | 2327 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.