Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия Древнего Китая. Конфуцианство.




 

В древнекитайской философии выделяются две наиболее известные школы, оказавшие значительное влияние на мировосприятие и жизнь китайцев и не только их: даосизм (учение Лао-Цзы о дао – пути вещей) и конфуцианство.

Конфуцианство названо по имени создания учения – Кун Цю или Кун-цзы – учитель Кун (551-479 гг. до н.э.), прославившийся как педагог или общественный деятель. В школе Конфуция преподавалось четыре дисциплины: мораль, язык, политика и литература, что свидетельствует о гуманитарном, гуманистическом характере учения.

Конфуция не занимают проблемы онтологии и космогонии: “Не ведая еще, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть?“; “Не умея служить людям, как можно служить духам?”

В центре внимания – проблемы человека, его умственного и нравственного облика. Человек в любом возрасте должен стремиться к самосовершенствованию, к достижению идеала – благородного мужа (цзюань-цзы). Благородного – не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств. “Благородный муж движется вверх, а низкий человек движется вниз”.

Учитель сказал:

Не радостно ль

Учиться и постоянно совершенствоваться?

И не приятно ль

Видеть друга, идущего издалека?

Не тот ли благородный муж,

Кто не досадует, что не известен людям[15].

Благородный муж должен обладать жэнь или пятью добродетелями: “пять постоянств” человеколюбием (“чего не желаешь себе, того и не делай другим”); чувством долга, благопристойностью, разумностью и правдивостью. К ним следует добавить, так называемые пять связей:

Государя и подданного, господина и слуги.

Эти отношения считались важнейшими в обществе и доминировали над всеми. Безусловная преданность, верность господину – основа характера благородного мужа. Для идеального общества характерно строгое разделение обязанностей: “Правитель должен быть правителем, а подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном”.

Родителей и детей. В этих отношениях акцентировались непререкаемые права родителей, в первую очередь, отца. В основе учения Конфуция – концепция сяо – сыновней почтительности, уважения к родителям и старшим вообще.

Мужа и жены. Здесь права мужа были безграничны, обязанности жены сводились к беспрекословной покорности, образцовому поведению и ведению хозяйства.

Старшего и младшего. Обязательно считалось уважение не только к старшему по возрасту, но и к старшему по положению, по чину, по званию, по мастерству.

Отношения между друзьями должны носить характер искренней и бескорыстной взаимопомощи[16].

В процессе воспитания Конфуций придает большое значение юе - музыке, лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев; а также ли - этикету, т.е. правилам благопристойности, регулирующих поведение человека в разных жизненных ситуациях.

Учитель сказал:

Я на день себе трижды вопрошаю:

Остался ли я верен тем, для кого стараюсь,

И сохранил ли я искренность в общении с друзьями,

И повторил ли то, что мне передавалось[17]

Оставляя человеку широкое поле свободы в нравственном совершенствовании, Конфуций в то же время считает, что судьба человека, положение его в обществе определяются Небом – высшей духовной силой, влияющей на природу и человека: “Жизнь и смерть определяются судьбой, богатство и знатность зависят от неба”. Отсюда концепция чжэн мин - выпрямления (исправления) имен, т.е. приведение вещей в соответствие с их названием.

Учитель сказал:

Если благородный муж не думает о сытности

И не стремится жить в покое,

Проворно служит, осторожно говорит

И исправляется от приближения к пути,

Он может называться любящим учителя[18].

Позже Конфуцианство было использовано для обоснования авторитарной власти императора в Китае и принята как официальная доктрина.

Обращение древневосточной философии к вечным, общечеловеческим проблемам, оригинальные способы решения их, гуманистическая направленность этой философии позволили современному философу и психологу К. Юнгу сделать следующее заключение: “Если для многих христианское миросозерцание поблекло, то сокровищницы символов востока все еще полны чудес”.


АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 929 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.