Изначально обыкновенный, или речной бобр был широко распространен в лесной и лесостепной зонах Евразии: от Средиземноморья до Скандинавии в Европе; в Сибири, в Монголии, и даже в провинции Синьцзян в Китае – в Азии. В Китае его отмечали в начале четвертичного периода (Скалон, 1961; Кучин, 1991). Религией индийских магов запрещено убивать бобров – значит, они жили, также, вероятно, и в Индии (http://www.pk-mayak.ru).
Далее ареал речного бобра начал неуклонно сокращаться. Причинами этого являлись охота (долгое время бобр являлся одним из ведущих объектов промысла и торговли пушниной), загрязнения, исчезновение подходящих для обитания биотопов вследствие наступления цивилизации и т. п. (Кусто, Паккале, 1983; Красная книга…, 2000).
К началу ΧΧ века на территории бывшего СССР бобров осталось так мало, что этот зверь утратил свое экономическое значение. В 20-х годах они уцелели лишь в четырех разрозненных очагах: в бассейне Днепра, в основном по рекам Березине, Сожу, Припяти и Тетереву; в бассейне Дона по притокам р. Воронеж; в бассейне Оби по рекам Конда и Сосьва и в верховьях Енисея по р. Азас. Общая численность речного бобра на территории Советского Союза в то время составляла не более 800 – 900 голов (Скалон, 1961; Акклиматизация…, 1973; Астанин, Благосклонов, 1978; Красная книга…, 2000; Токарский и др., 2002).
Охота на бобра в России была повсеместно запрещена с 1922 г. Для сохранения его как вида в конце 20-х годов организованы Воронежский, Березинский и Кондо-Сосьвинский государственные заповедники. Создание этих заповедников позволило сохранить и увеличить поголовье животных в указанных очагах, что дало возможность приступить к восстановлению ареала бобра путем искусственного расселения. Заповедники послужили источниками племенного материала для расселения и научными центрами по изучению биологии этого вида. Ведущая роль в изучении и расселении бобра принадлежит Воронежскому заповеднику, организованному в 1927 г. Большой объем научных и практических работ по воспроизводству речного бобра выполнен специалистами системы ВНИИОЗ, особенно в северо-западных областях, в Белоруссии, Волжско-Камском крае, на Европейском Севере и в Сибири (Акклиматизация…, 1973; Астанин, Благосклонов, 1978). В других странах также занимались реакклиматизацией бобров, и сейчас речной бобр практически восстановил свой прежний ареал (Кусто, Паккале, 1983; Бобров, Варшавский, Хляп, 2008).
Из литературных источников известно, что обыкновенный (речной) бобр на территории Алтая, как и везде по России, в ΧVΙΙ и ΧVΙΙΙ столетиях был обычным промысловым зверем (Кучин, 1991; Летопись природы, 2007). П. С. Паллас, путешествуя в 1771 году по Западному Алтаю, сделал запись: «…попадается довольно много… …по текущим с гор рекам также выдр и бобров» (Колосов, 1938, см: Летопись природы, 2007). Населявшие тогда Алтай бобры относились, очевидно, к тувинскому подвиду Castor fiber tuvinicus Lavrov, 1974 (Собанский, 2006; Летопись природы, 2007).
В результате активного промысла они были полностью истреблены. Местным охотничьим населением Турочакского района Горно-Алтайской республики считается, что последний бобр был здесь убит на р. Тогун, притоке р. Лебедь бассейна р. Бии еще в ΧΙΧ веке (Акклиматизация…, 1973; Собанский, 2006; Летопись природы, 2007).
С 1952 г. по 1970 г. в Алтайском крае активно проводились работы по реакклиматизации вида. Путем неоднократных завозов из разных областей было расселено 188 зверей. Зверей привозили в основном из Березинского заповедника Белоруссии; еще немного завезли из Смоленской области, а дальше звери расселялись сами. Угодья региона заселяет теперь не тувинский, а белорусский подвид Castor fiber belorusicus Lavrov, 1974 (Труды…, 1969; Акклиматизация…, 1973; Собанский, 2006; Летопись природы, 2007).
В пределах Западной Сибири и на Алтае сохранилась самая северная аборигенная колония бобров в бассейнах рек Конды и Сев. Сосьвы. Она плохо была использована для восстановления ареала и численности вида, что и предопределило завоз сюда «южных» бобров, главным образом из Белоруссии и Воронежского заповедника. Всего к 1971 г. в регионе было расселено 1929 особей, в составе которых около 4% приходится на бобров, отловленных во вновь созданных местных популяциях Тюменской, Томской, Новосибирской и Омской областей (Скалон, 1961; Акклиматизация…, 1973).
В настоящее время речные бобры, постепенно расселяясь по речным и озерным системам, становятся в регионе обычными, хотя промыслового значения пока не имеют (Собанский, 2006).
Интенсивность воспроизводства популяций бобра на территории Алтайского края на сегодняшний день следующая: здесь обеспечивается многолетний среднегодичный прирост поголовья 25 – 30 % (Собанский, 2006; Бобров, Варшавский, Хляп, 2008).