По определению, эстетика понимается как особая система знаний, основанная на результате психических переживаний внешних и внутренних явлений действительности, отражающихся в сознании человека. Эстетика учит творчески реагировать на свойства и законы развития прекрасных и безобразных, возвышенных и низменных, трагических и комических явлений действительности. Будучи прикладной частью философской науки, эстетика рассматривает актуальные вопросы взаимной реакции субъективного эстетического сознания и коллективной реальности. Предмет изучения эстетики складывался в течение многих веков на базе развития эстетически окрашенных мыслей, обобщённой практики эстетического отношения людей к продуктам их деятельности, к произведениям искусства, к природе и к самому человеку.
Сложилось несколько теоретических моделей рассматривающих проблему своеобразия отражённого эстетического отношения в сознании человека. Эстетическое — метакатегория, то есть самая широкая и фундаментальная категория эстетики. Она отражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному, возвышенному, низменному, трагическому, комическому, драматическому и другим эстетическим свойствам жизни и искусства. «Эстетическое» было осознано как самостоятельная и основополагающая для системы эстетических знаний категория только во второй половине ХХ в. (Л. Столович, В. Ванслов, Ю. Борев). До этого велась разработка коренной категории эстетики — прекрасного, которая предвосхищала теоретическое осознание и «появление» эстетического (эстетических свойств).
Рассмотрим деятельностную природу эстетического и прекрасного через объект эстетического отношения человека. Какова же связь эстетического с полезным, рассмотрим на примере пяти теоретических моделей эстетического.
1 модель эстетического (объективно-духовная; объективно-идеалистическая). Здесь «эстетическое» — результат одухотворения мира Богом или абсолютной идеей. Этой модели эстетического соответствует первая модель прекрасного: прекрасное — свет Бога на конкретных вещах и явлениях (Тертуллиан, Фома Аквинский, Франциск Ассизский) или воплощение абсолютной идеи (Платон, Гегель). Лаплас говорил, что он не нуждается в Творце, чтобы показать, как действует планетарная система. Это не отрицание Бога, а нежелание поминать его всуе. Божественным одухотворением легко объяснить прекрасное, возвышенное и другие положительные эстетические свойства, но затруднительно — безобразное, низменное, ужасное. Впрочем, при определенной гибкости ума божественным вмешательством можно объяснить существование и цветка, и обезьяны, и синевы неба, и красоты, и вообще все на свете, а значит, ничего конкретно и для каждого явления нужно искать свое объяснение. Считается, что концепция божественной природы эстетического (будто то для сознания, принимающего Бога, или существования чего-то имеющего небожественную природу) нарушает научный принцип объяснения явлений. Исходя из их собственной природы (спинозовский принцип «causa sui» — по причине самого себя) это определение научно не совсем корректно, к объясняемому явлению, оно требует минимального количества необходимых и достаточных оснований и аргументов.
II модель эстетического (субъективно-духовная, персоналистская, субъективно-идеалистическая). Здесь «эстетическое» — проекция духовного богатства личности на эстетически нейтральную действительность. Этой модели эстетического полно соответствует вторая модель прекрасного, где действительность эстетически нейтральна. Источник ее красоты — в душе индивида (Т. Липпс, Ш. Лало, Э. Мейман), прекрасное возникает благодаря «сужению», «одалживанию» (Жан Поль), «вчувствованию» (Б. Кроче), «проецированию» (Н. Гартман) духовного богатства человека на действительность; красота — результат интенционального (направленного, активного, «обмысливающего») восприятия предмета субъектом (Ф. Брентано, А. Мейнонг и другие феноменологи). В этой концепции теряется критерий оценки эстетической ценности, в эстетику вторгается волюнтаризм.
III модель эстетического (субъективно-объективная; дуалистическая). «Эстетическое» - возникает благодаря единению свойств действительности и человеческого духа. Прекрасное есть результат соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты (Аристотель), или с его практическими потребностями (Сократ), или с нашими представлениями о прекрасной жизни (Н. Чернышевский). При такой трактовке возникает двойственность оснований (жизнь/субъект) как эстетического, так и прекрасного и не устраняется волюнтаризм эстетических суждений и оценок. Эта модель в 60-80-х гг. ХХ в. признавалась марксистской (и значит правильной) рядом советских теоретиков (В. Ермилов, М. Каган) ввиду того, что ее развивала приближенная к марксизму особа — Чернышевский.
IV модель эстетического («природническая»; «материалистическая»). «Эстетическое» — естественное свойство предметов, такое же, как вес, цвет, симметрия, форма (Д. Дидро и другие французские материалисты). Многие годы в советской науке господствовала и эта модель эстетического и прекрасного (И. Астахов, М. Овсянников, Н. Дмитриева), стремящаяся по официальной идеологии все трактовать вульгарно-материалистически. У этой концепции четыре ахиллесовы пяты: 1) если эстетическое — такое же свойство природы, как ее физические и химические свойства, то неясно, почему его изучением не занимаются естественные науки; 2) инструмент, с помощью которого можно измерить эстетические свойства предмета — вкус — принципиально отличается от весов и иных приборов, измеряющих физические свойства предметов; 3) «природническое» понимание эстетического лишает эстетику монизма: оказывается невозможным, исходя из единого основания, объяснить основные категории эстетики. Прекрасное и возвышенное предстают как природные свойства, а трагическое и комическое — как общественные, как результат общественных противоречий; 4) природническая концепция оказывается не в состоянии объяснить сущность эстетического в сфере социальной жизни и в искусстве.
V модель эстетического («общественная» концепция). «эстетическое» — объективное свойство явлений, обусловленное их соотнесенностью с жизнью человечества. Эстетическое появляется благодаря деятельности людей, втягивающей все в мире в сферу человеческих интересов и ставящей всё в определенные отношения к человечеству. Прекрасное здесь предстаёт как явление с естественными качествами, привлекаемое человеческой деятельностью в сферу интересов личности и обретающее положительную ценность для человечества как рода.
«Прекрасное» в этой модели определяется как явление «одухотворенное», очеловеченное творческой деятельностью, ставшее сферой свободы, то есть оказавшееся в сфере освоенного человеком мира (Л. Столович, В. Ванслов, Ю. Борев). Концепция объясняет природу категорий: эстетическое и прекрасное, исходя из единого основания, не впадая при этом в волюнтаризм. Человек как центр и условие эстетического, несёт в себе сущность и специфику эстетического, эволюцию взглядов на его сущность. Т.о. структура эстетической теории тесно связана с пониманием места эстетики в сфере художественных и научных исканий ХХ столетия.
Условно-аналитическое разделение сферы эстетического на две: эстетическое сознание и эстетическую деятельность, предполагает изучение структуры «эстетического сознания» - аксиологическую форму восприятия бытия, через отражение действительности и её оценку с позиций идеала, через категории: эстетическое чувство, оценка, вкус, идеал, взгляды, теории. Эстетическая деятельность и её природа как эстетическая ценность и предмет раскрываются в искусстве через научно-терминологический аппарат дисциплины эстетика.
Ещё раз перечислим основные эстетические категории и их частые сочетания: прекрасное и красивое; безобразное как оппозиция прекрасному; возвышенное и низменное, возвышенное и героическое; трагическое и комическое, как отражение конфликта между идеалом и реальностью. Трагическая коллизия, трагический конфликт, трагический герой. Трагедия как жанр искусства. Формы комического: ирония, сарказм, юмор, гротеск, сатира, комедия как жанр искусства.
Проблема природы и специфики искусства. Историческая динамика системы эстетических категорий определяется через понятие «художественного творчества» - особого процесса созидательной творческой деятельности, порождающей в качестве результата мастерски выполненные новые материальные и духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата (произведения искусства) полученного по законам красоты. Искусство - одна из сфер культуры, творческая деятельность по законам красоты. Всякое искусство, согласно мнению античных мыслителей — это мимесис. То есть это подражание многообразным явлениям действительности (объект подражания). Подражание лучшим людям — трагедия, худшим — комедия; с помощью красок—в живописи, слов — в литературе, камня — в скульптуре, действия — в театре (материал подражания), через зрительные образы — в живописи, звуковые — в музыке (способ подражания), во имя калокагатии — гармоничного этического и эстетического воздействия на зрителя и во имя катарсиса — очищения душ с помощью подобных аффектов (цель подражания).
Наиболее распространенной, традиционной и общепринятой точкой зрения, касаемо специфики искусства и его отличия от науки является его «сердечное, эмпирическое» состояние в отражении действительности в форме художественных образов. Наука же происходит из мышления через логику, в форме абстрактных понятий. Вариативность подходов к анализу природы художественного творчества предполагает диалогический подход (М.М. Бахтин, С.Л. Франк). Основной целью диалога является ментальное понимание Другого в его инаковости на долингвистическом уровне взаимодействия (т.е. внутреннее приятие), например через художественный образ, где не обязательно вербальное оформление. Важность процесса общения с мастером, его понимания раскрывается через следующие пары терминов: творчество и откровение; творчество и игра. Психофизиологические аспекты творческого процесса раскрываются через проблему художественной одаренности, таланта и гениальности, где господствуют следующие эстетические категориальные пары: вдохновение и мастерство, воображение и интуиция. Понятие творческого метода опосредуются через действия. Например: через типы художественного воображения; понимание природы интуитивного знания; саму личность художника (концепция диалогического персонализма X. Ортеги-и-Гассета, М. Бубера), составляющую зримое единство его творческой судьбы и биографии; актуализацию рождения художественного замысла и переживание автором проблемы свободы творчества.
Вывод: эстетикакак наука по своему рассматривает природу художественного произведения через эмпирико-сенсуалистические, гносеологические и онтологические аспекты. Художественное произведение как вещь, как процесс, как текст имеет знаковый и символический характер, обостряя проблему диалектики объективного и субъективного, формы и содержания, понятия внешней и внутренней формы, порождая проблему оценки, критики художественного произведения. Художественный образ, являясь ядром единства рационального и эмоционального, объективного и субъективного способен проецировать в каждом субъекте эстетически его созерцающем, многозначность замысла художника. Теоретическая типизация и индивидуализация художественного образа позволяет оттолкнуться от замысла самого автора художественного произведения к созданию своей эстетической проекции нового уже творческого образа, т.е. симулякра в другом человеке.
ЛЕКЦИЯ