Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 1. Эстетика как философская наука. Проблема природы и специфики искусства как центральная в эстетике




 

По определению, эстетика понимается как особая система знаний, основанная на результате психических переживаний внешних и внутренних явлений действительности, отражающихся в сознании человека. Эстетика учит творчески реагировать на свойства и законы развития прекрасных и безобразных, возвышенных и низменных, трагических и комических явлений действительности. Будучи прикладной частью философской науки, эстетика рассматривает актуальные вопросы взаимной реакции субъективного эстетического сознания и коллективной реальности. Предмет изучения эстетики складывался в течение многих веков на базе развития эстетически окрашенных мыслей, обобщённой практики эстетического отношения людей к продуктам их деятельности, к произведениям искусства, к природе и к самому человеку.

Сложилось несколько теоретических моделей рассматривающих проблему своеобразия отражённого эстетического отношения в сознании человека. Эстетическое — метакатегория, то есть самая широкая и фундаментальная категория эстетики. Она отражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному, возвышенному, низменному, трагическому, комическому, драматическому и другим эстетическим свойствам жизни и искусства. «Эстетическое» было осознано как самостоятельная и основополагающая для системы эстетических знаний категория только во второй половине ХХ в. (Л. Столович, В. Ванслов, Ю. Борев). До этого велась разработка коренной категории эстетики — прекрасного, которая предвосхищала теоретическое осознание и «появление» эстетического (эстетических свойств).

Рассмотрим деятельностную природу эстетического и прекрасного через объект эстетического отношения человека. Какова же связь эстетического с полезным, рассмотрим на примере пяти теоретических моделей эстетического.

1 модель эстетического (объективно-духовная; объективно-идеалистическая). Здесь «эстетическое» — результат одухотворения мира Богом или абсолютной идеей. Этой модели эстетического соответствует первая модель прекрасного: прекрасное — свет Бога на конкретных вещах и явлениях (Тертуллиан, Фома Аквинский, Франциск Ассизский) или воплощение абсолютной идеи (Платон, Гегель). Лаплас говорил, что он не нуждается в Творце, чтобы показать, как действует планетарная система. Это не отрицание Бога, а нежелание поминать его всуе. Божественным одухотворением легко объяснить прекрасное, возвышенное и другие положительные эстетические свойства, но затруднительно — безобразное, низменное, ужасное. Впрочем, при определенной гибкости ума божественным вмешательством можно объяснить существование и цветка, и обезьяны, и синевы неба, и красоты, и вообще все на свете, а значит, ничего конкретно и для каждого явления нужно искать свое объяснение. Считается, что концепция божественной природы эстетического (будто то для сознания, принимающего Бога, или существования чего-то имеющего небожественную природу) нарушает научный принцип объяснения явлений. Исходя из их собственной природы (спинозовский принцип «causa sui» — по причине самого себя) это определение научно не совсем корректно, к объясняемому явлению, оно требует минимального количества необходимых и достаточных оснований и аргументов.

II модель эстетического (субъективно-духовная, персоналистская, субъективно-идеалистическая). Здесь «эстетическое» — проекция духовного богатства личности на эстетически нейтральную действительность. Этой модели эстетического полно соответствует вторая модель прекрасного, где действительность эстетически нейтральна. Источник ее красоты — в душе индивида (Т. Липпс, Ш. Лало, Э. Мейман), прекрасное возникает благодаря «сужению», «одалживанию» (Жан Поль), «вчувствованию» (Б. Кроче), «проецированию» (Н. Гартман) духовного богатства человека на действительность; красота — результат интенционального (направленного, активного, «обмысливающего») восприятия предмета субъектом (Ф. Брентано, А. Мейнонг и другие феноменологи). В этой концепции теряется критерий оценки эстетической ценности, в эстетику вторгается волюнтаризм.

III модель эстетического (субъективно-объективная; дуалистическая). «Эстетическое» - возникает благодаря единению свойств действительности и человеческого духа. Прекрасное есть результат соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты (Аристотель), или с его практическими потребностями (Сократ), или с нашими представлениями о прекрасной жизни (Н. Чернышевский). При такой трактовке возникает двойственность оснований (жизнь/субъект) как эстетического, так и прекрасного и не устраняется волюнтаризм эстетических суждений и оценок. Эта модель в 60-80-х гг. ХХ в. признавалась марксистской (и значит правильной) рядом советских теоретиков (В. Ермилов, М. Каган) ввиду того, что ее развивала приближенная к марксизму особа — Чернышевский.

IV модель эстетического («природническая»; «материалистическая»). «Эстетическое» — естественное свойство предметов, такое же, как вес, цвет, симметрия, форма (Д. Дидро и другие французские материалисты). Многие годы в советской науке господствовала и эта модель эстетического и прекрасного (И. Астахов, М. Овсянников, Н. Дмитриева), стремящаяся по официальной идеологии все трактовать вульгарно-материалистически. У этой концепции четыре ахиллесовы пяты: 1) если эстетическое — такое же свойство природы, как ее физические и химические свойства, то неясно, почему его изучением не занимаются естественные науки; 2) инструмент, с помощью которого можно измерить эстетические свойства предмета — вкус — принципиально отличается от весов и иных приборов, измеряющих физические свойства предметов; 3) «природническое» понимание эстетического лишает эстетику монизма: оказывается невозможным, исходя из единого основания, объяснить основные категории эстетики. Прекрасное и возвышенное предстают как природные свойства, а трагическое и комическое — как общественные, как результат общественных противоречий; 4) природническая концепция оказывается не в состоянии объяснить сущность эстетического в сфере социальной жизни и в искусстве.

V модель эстетического («общественная» концепция). «эстетическое» — объективное свойство явлений, обусловленное их соотнесенностью с жизнью человечества. Эстетическое появляется благодаря деятельности людей, втягивающей все в мире в сферу человеческих интересов и ставящей всё в определенные отношения к человечеству. Прекрасное здесь предстаёт как явление с естественными качествами, привлекаемое человеческой деятельностью в сферу интересов личности и обретающее положительную ценность для человечества как рода.

«Прекрасное» в этой модели определяется как явление «одухотворенное», очеловеченное творческой деятельностью, ставшее сферой свободы, то есть оказавшееся в сфере освоенного человеком мира (Л. Столович, В. Ванслов, Ю. Борев). Концепция объясняет природу категорий: эстетическое и прекрасное, исходя из единого основания, не впадая при этом в волюнтаризм. Человек как центр и условие эстетического, несёт в себе сущность и специфику эстетического, эволюцию взглядов на его сущность. Т.о. структура эстетической теории тесно связана с пониманием места эстетики в сфере художественных и научных исканий ХХ столетия.

Условно-аналитическое разделение сферы эстетического на две: эстетическое сознание и эстетическую деятельность, предполагает изучение структуры «эстетического сознания» - аксиологическую форму восприятия бытия, через отражение действительности и её оценку с позиций идеала, через категории: эстетическое чувство, оценка, вкус, идеал, взгляды, теории. Эстетическая деятельность и её природа как эстетическая ценность и предмет раскрываются в искусстве через научно-терминологический аппарат дисциплины эстетика.

Ещё раз перечислим основные эстетические категории и их частые сочетания: прекрасное и красивое; безобразное как оппозиция прекрасному; возвышенное и низменное, возвышенное и героическое; трагическое и комическое, как отражение конфликта между идеалом и реальностью. Трагическая коллизия, трагический конфликт, трагический герой. Трагедия как жанр искусства. Формы комического: ирония, сарказм, юмор, гротеск, сатира, комедия как жанр искусства.

Проблема природы и специфики искусства. Историческая динамика системы эстетических категорий определяется через понятие «художественного творчества» - особого процесса созидательной творческой деятельности, порождающей в качестве результата мастерски выполненные новые материальные и духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата (произведения искусства) полученного по законам красоты. Искусство - одна из сфер культуры, творческая деятельность по законам красоты. Всякое искусство, согласно мнению античных мыслителей — это мимесис. То есть это подражание многообразным явлениям действительности (объект подражания). Подражание лучшим людям — трагедия, худшим — комедия; с помощью красок—в живописи, слов — в литературе, камня — в скульптуре, действия — в театре (материал подражания), через зрительные образы — в живописи, звуковые — в музыке (способ подражания), во имя калокагатии — гармоничного этического и эстетического воздействия на зрителя и во имя катарсиса — очищения душ с помощью подобных аффектов (цель подражания).

Наиболее распространенной, традиционной и общепринятой точкой зрения, касаемо специфики искусства и его отличия от науки является его «сердечное, эмпирическое» состояние в отражении действительности в форме художественных образов. Наука же происходит из мышления через логику, в форме абстрактных понятий. Вариативность подходов к анализу природы художественного творчества предполагает диалогический подход (М.М. Бахтин, С.Л. Франк). Основной целью диалога является ментальное понимание Другого в его инаковости на долингвистическом уровне взаимодействия (т.е. внутреннее приятие), например через художественный образ, где не обязательно вербальное оформление. Важность процесса общения с мастером, его понимания раскрывается через следующие пары терминов: творчество и откровение; творчество и игра. Психофизиологические аспекты творческого процесса раскрываются через проблему художественной одаренности, таланта и гениальности, где господствуют следующие эстетические категориальные пары: вдохновение и мастерство, воображение и интуиция. Понятие творческого метода опосредуются через действия. Например: через типы художественного воображения; понимание природы интуитивного знания; саму личность художника (концепция диалогического персонализма X. Ортеги-и-Гассета, М. Бубера), составляющую зримое единство его творческой судьбы и биографии; актуализацию рождения художественного замысла и переживание автором проблемы свободы творчества.

Вывод: эстетикакак наука по своему рассматривает природу художественного произведения через эмпирико-сенсуалистические, гносеологические и онтологические аспекты. Художественное произведение как вещь, как процесс, как текст имеет знаковый и символический характер, обостряя проблему диалектики объективного и субъективного, формы и содержания, понятия внешней и внутренней формы, порождая проблему оценки, критики художественного произведения. Художественный образ, являясь ядром единства рационального и эмоционального, объективного и субъективного способен проецировать в каждом субъекте эстетически его созерцающем, многозначность замысла художника. Теоретическая типизация и индивидуализация художественного образа позволяет оттолкнуться от замысла самого автора художественного произведения к созданию своей эстетической проекции нового уже творческого образа, т.е. симулякра в другом человеке.

 

ЛЕКЦИЯ

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1079 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2351 - | 2153 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.