В XVII в. в Европе происходит становление новой эстетической парадигмы и соответствующего художественного стиля, который получил название "Классицизм". Термин «классицизм» понимается как «образцовый стиль» античной эпохи.
Формирование эстетики классицизма именно во Франции XVII в. может показаться неожиданным для страны, в которой возобладал католицизм. Но это объясняется рядом причин. Общий расцвет французской культуры в XVII в. требовал выражения в искусстве. Тому способствовали особенности государственно-политического развития Франции - формирование просвещенного абсолютизма со своей системой ценностей, которые, с одной стороны, отводили искусству вполне определенное и жестко закрепленное место, с другой - требовали их поддержки и популяризации средствами искусства.
Если эстетика барокко оказалась в немалой степени ангажирована католицизмом и католической культурой, то классицизм был ангажирован французским абсолютизмом (потому оказался востребован в России именно в эпоху просвещенного абсолютизма). Философской предпосылкой являлся рационализм. Рационалистическая философия обладала значительной популярностью во Франции в XVII в. (Р. Декарт).
В рационалистической философии Декарта можно видеть истоки эстетики классицизма. В работах философа мы находим следующие идеи: искусство призвано пробуждать аффекты, но аффекты гармоничные, а не хаотичные. Гармонично то, чему не свойственна диспропорциональность. Пропорции же определяются математически, шире - рационально (Декарт не случайно был гениальным математиком). Р. Декарт признаёт подчинение чувств и художественного творчества разуму, структуре. Благодаря философии Декарта в качестве идейного фундамента этого направления барочная идея облагораживания природы силой разума получила свое естественное развитие и эстетическое завершение. Декарт провозгласил разум и само мышление основным признаком бытия. Таким образом, создавались предпосылки для построения рациональной философии, над чем бились многие схоластические авторы. Вообще отношение Декарта к схоластике - вопрос не такой простой, как это может показаться, но крайней мере некоторые общие предпосылки философии, равно как противодействие материализму и натурализму, их безусловно сближают.
В эстетике картезианский рационализм проявился в новых трактовках основных эстетических категорий. Произведения искусства освобождались от некоторой вычурности барочного искусства, которая действительно зачастую затрудняла восприятие художественного образа. Декарт утверждает, что наилучшим образом будет восприниматься объект, в частях которого нет диспропорции, элементы которого упорядочены, их отношение друг к другу ясно выражено, но при этом необходимо избегать схематизма. Иногда приходится встречать утверждения, что Декарт противопоставил разум чувствам, причем сделал это для рационализации и едва ли не подавления мира человеческих эмоций. В действительности Декарт исходил из того, что страсти должны не столько подавляться, сколько приводиться в согласие с разумом путем их своеобразной гармонизации. Эта идея формально близка к античному представлению о катарсисе, но в отличие от последней в интерпретации Декарта она не имеет мистико-религиозного компонента.
Программной работой для классицизма стал трактат в стихах "О поэтическом искусстве" Николя Буало, в котором представлена развернутая эстетическая концепция этого течения. Поскольку центром искусства является идея, то она должна быть ясной, не затемняться не только нарочитой сложностью, но даже излишним правдоподобием. Буало последовательно настаивал на необходимости четко разграничивать форму и содержание художественного образа. Форма, например рифма, выполняет в поэзии не больше чем служебную роль, которая не обладает самостоятельной ценностью: "Но рифма лишь раба, послушной быть должна", рифмоплетство, т.е. сочинительство ради рифмованных строф, не является искусством, такой рифмоплет никогда не возвысится до высот поэзии. Работе с формой можно обучить того, кто обладает "острым разумом", тогда как для того, чтобы быть настоящим поэтом, необходимо им родиться. Задача формы - обеспечить изящество соответствующему разумному содержанию. Несмотря на то что форма не имеет самостоятельной эстетической ценности, требования к языку, стилистике, использованию поэтических приемов сохраняются в классицизме на высоком уровне. Требования эти строги: неприемлемы варваризмы, нарушение рифмы, метрики, всякая вычурность. Совершенный художественный образ не должен быть перегружен деталями, не имеющими принципиального значения. Необходимо убирать длинноты, сохраняя ясность смысла. Возвышенное в классицизме становится основной эстетической категорией. Следует разграничивать "низкое" и "простое", причем их разграничение предполагает, что простое может быть благородным, следовательно возвышенным, тогда как низкое всегда вульгарно и распущено. При этом нельзя ориентироваться на читательский спрос, поскольку даже для самых низкопробных произведений найдется свой соответствующий читатель.
Для создания гармоничного эстетически значимого образа Буало рекомендует обращение к античным образцам, например Вергилию и Феокриту, у которых современный поэт может научиться писать без пошлости. Мифологические персонажи античности вполне уместны и в современной поэзии, поскольку давно воспринимаются как аллегории, не имеющие религиозного изначального значения. С именем Буало связана и концепция триединства. Основополагающий тезис классицизма - искусство является подражанием природе, но восприятие реальности должно быть опосредовано рациональной схемой мироздания (от природы до социальной сферы - государства) понимаемой как прекрасно отлаженный механизм, задуманный и созданный всемогущим механиком и инженером - Творцом. Т.о. противоречивость исчезает, а искусство получает задачу выявить изначальную гармонию и правильность мира в хаосе неорганизованной обыденной жизни. Придворное искусство. Дворцовые постройки и интерьер в новой эпохе барокко. Основные художественные приемы барокко: метафора, иносказание, эмблема. Синтез искусств в творчестве Джованни Лоренцо Бернини, построившего и оформившего многие здания в Ватикане.
Термин барокко означает силлогизм, и жемчужину необычной формы, нечто вычурное, даже уродливое. Название было в насмешку дано позже, т.к. считалось упадком красоты и хорошего вкуса, характеризовало завершение или упадок определенного стиля. Исторически барокко возникло в XVII в. Со временем термин барокко утерял негативный подтекст и стал использоваться применительно к скульптуре, живописи, музыке и литературе.
Немецкий историк искусств Генрих Вельфин рассматривал Ренессанс и барокко как выражение двух чередующихся принципов, ни один из которых не может претендовать на приоритетность. Среди теоретиков можно назвать Джамбаттисто Марино Перегрини, Эммануэле Тезауро. Неаполитанский поэт Джамбаттисто Марино Перегрини представитель так называемого нового искусства был ярчайшим представителем этого направления. Он сознательно противопоставлял свое творчество и свои принципы Петрарке. Тот, кто не может удивить чудесное и поражающее пусть идет к скребнице. Этот принцип необходимости удивления Марино считал общим для разных видов искусств. Более того, он считал, что пространственные и временные искусства родственны. Живопись есть немая поэзия. Поэзия, говорящая живопись. Идея синтеза искусств в частности, музыки и поэзии, если не считать античных мистерий идея барочная.
В русле барокко родилась опера, значительными в истории искусства оказались и поиски синтеза скульптуры и живописи, предпринятые Л.Бернини. Еще одним теоретиком умеренного барокко был Маттео Перегрини. Известен его Трактат об остроумии. Значительным выразителем барочных идей был итальянец Эммануэле Тезауро. Ему принадлежат трактаты Подзорная труба Аристотеля 1654г. и Моральная философия 1670г. Он согласен с Аристотелем в том, что искусство есть подражание природе.
Но толкует это подражание иначе: те, кто умеют в совершенстве подражать симметрии природных тел, называются мастерами, но только те, кто творит с должной остротой и проявляет тонкое чувство, одарены быстротой ума. Истинное в искусстве совсем не то, что в природе. Поэтические замыслы подражают истине, остроумие создает фантастические образы из невещественного творится бытующее. Художественная концепция барокко считает основной созидательной силой.
Суть барочного остроумия умение сводить несхожее. Оттого, что барочные мастера придавали такое большое значение остроумию, рождается особое отношение их к метафоре, иносказанию, эмблеме, символу более изящному, выразительному способу выражения художественного смысла, чем средневековая символизация. В искусстве барокко метафоры представлены и в камне, и в слове.
Данное искусство уделяет особое внимание: воображением, замыслом, остроумием, новизной. Барокко допускает в свою сферу безобразное, гротескное, фантастическое. Принцип сведения противоположностей заменяет в искусстве барокко принцип меры так у Бернини тяжелый камень превращается в тончайшую драпировку ткани, скульптура дает живописный эффект, архитектура становится подобной застывшей музыке, слово сливается с музыкой, фантастическое подается как реальное, веселое оборачивается трагичным.
Совмещение планов сверхреального, мистического и натуралистического впервые затем проявляется в романтизме и в сюрреализме. Барокко подчеркивает тот факт, что искусство глубоко отличается от логики науки. Остроумие есть признак гениальности.